Проектная деятельность в обучении педагога дополнительного образования в области музыкальной деятельности Волобуева И.Г., преподаватель инструментальной подготовки ОГАПОУ «Старооскольский педагогический колледж» Аннотация. В данной статье представлен материал о необходимости использования проектной деятельности
в обучении
студентов для формирования творческой личности, способной к самостоятельным действиям, саморазвитию. В Старооскольском педагогическом колледже созданы условия для реализации проектной деятельности и последовательно воплощаются в научно-исследовательском продукте. Современному обществу требуется творческая личность, способная к самостоятельным действиям, саморазвитию. Поиск путей формирования такой личности, способной к реализации себя в профессии, обществе - актуальная задача
В требованиях ФГОС СПО по специальности 44.02.03. Педагогика дополнительного образования (в области музыкальной деятельности) указано, что образовательное учреждение обязано создавать условия, необходимые для всестороннего развития личности.
Именно поэтому, приоритетным направлением в развитии колледжа является создание условий для качественной профессиональной подготовки студентов и реализации их творческих способностей. В колледже расширены возможности по реализации индивидуальных потребностей и творческих способностей обучающихся
Уже на первом курсе выявляем студентов, которые интересуются новыми видами деятельности, помогаем им наиболее полно раскрыть творческие способности, развить исследовательские компетенции. Включая их в различные виды музыкально-практической деятельности, способствуем расширению кругозора и формированию духовной культуры, совершенствованию умений и навыков самостоятельной познавательной деятельности.
В этих условиях использование метода учебных проектов как интегрирующий в себе проблемный подход, формирующий презентативные, поисково-исследовательские навыки у студентов, является наиболее эффективным.
Посредством метода проектов мы реализуем идею направленности учебно-познавательной деятельности студентов на результат, который получаем при решении практической и теоретической задачи. Для нас важно получить опыт исследовательской деятельности студента, который соединяет в себе знания и умения, компетенции и ценности.
Учебно-исследовательская и творческая деятельность - это процесс совместной работы обучающегося и педагога по открытию, систематизации новых знаний происходит на учебном занятии и во внеурочной деятельности.
Задача преподавателя в этот период состоит в том, чтобы подготовить студентов к самообразованию, научить самостоятельно получать информацию, решать проблемные вопросы, направлять полученные результаты на практическое решение проблем; развивать коммуникативные способности. Далее обучаем студентов приемам целеполагания и планирования своей исследовательской деятельности, составления плана, его реализации, а также анализу и оценке результатов.
В организации проектно-исследовательской деятельности мы со студентами придерживаемся следующих, характерных для метода проектов, этапов:
1. Определение темы и целей проекта.
2. Планирование. Определение источников информации, определение способов сбора и анализа информации, установление критериев оценки результатов и процесса проектной деятельности.
3. Исследование. Работа с источниками.
4. Формулирование результатов и выводов. Работа над проектом, анализ информации, оформление проекта.
5. Представление и защита проекта.
6. Оценка результатов и процесса проектной деятельности. Самоанализ выполнения проекта, достигнутых результатов (успехов и неудач) и их причин. Рефлексия.
Тематика проектно-исследовательской деятельности студентов напрямую связана со спецификой специальности «Педагогика дополнительного образования (в области музыкальной деятельности)». Студенты принимают участие в различных конкурсах, фестивалях и олимпиадах, в разработке проектов, которые представляют на мероприятиях различного уровня.
На протяжении 2010 – 2016 гг. в рамках ежегодной «Недели студенческой науки» колледжа, студенты демонстрировали результаты своих проектов на научно-практических конференциях, заседаниях «за круглым столом», например, по темам:
- «Музыкально-компьютерные технологии в дошкольном и школьном образовании»;
- «Учебно-исследовательская деятельность студентов как один из факторов профессиональной подготовки будущего учителя музыки»;
- «Фортепианное творчество Ф. Шопена и его влияние на формирование будущего учителя музыки», посвященной 200-летию со дня рождения Ф.Шопена;
- «Учитель музыки: исторический аспект и современное состояние»;
- «Музыкальное наследие В.А.Моцарта как один из факторов формирования профессионального мастерства будущего учителя музыки», посвященной 220-летию со дня смерти Вольфганга Амадея Моцарта;
- «Святитель Иоасаф Белгородский – подвижник земли русской», посвященной 100-летию канонизации Иоасафа Белгородского;
- «Становление педагога – музыканта в Старооскольском педагогическом колледже в исторической ретроспективе»;
- «Песня, опаленная войной», посвященной 70 - летию Курской битвы;
- «Влияние музыки на окружающий мир» (музыкально-реферативный обзорный журнал), посвященный году охраны окружающей среды;
- «Традиции и современность российской школы фортепианного исполнительства», посвященной году культуры России;
- «Песни нашей победы», «Песни, которые помогли нам победить», посвященные 70-летию Великой Победы;
- «Роль музыки в раскрытии художественного образа в кино» (музыкальный полилог), посвященный году кино;
- «Роль электронно – цифровых и компьютерных технологий в профессиональной подготовке педагога доп. образования в области муз. деятельности» (Творческая лаборатория).
Хочется отметить, что в мероприятиях, связанных с музыкальной тематикой, студенты не только защищали свои проекты, используя презентации, но и исполняли музыкальные произведения на фортепиано, синтезаторе.
Таким образом, у студентов, которые регулярно из года в год занимаются проектной деятельностью, наблюдаются стабильные результаты освоения самостоятельной познавательной и исследовательской деятельности. Результаты эффективно отражаются в их практической профессиональной подготовке и успешной защите курсовых и Выпускных квалификационных работах, что полной мере отвечает задаче современного образования: подготовка социально активного выпускника, адаптированного к новым условиям деятельности, способного к самоутверждению и самореализации.
Литература:
1.
2.
3.