Проектная деятельность в подготовительной группе для детей 11 uheggs "Красная Книга России"
Тема: Животные Красной Книги России.
Сроки проекта:
Согласно актуальной тематике «Животные Красной Книги России» проект проходит через весь образовательно-воспитательный процесс подготовительного года обучения в детском саду.
Содержание проекта:
Введение в тему;
Амурский тигр;
Утка-мандаринка;
Хорь степной;
Леопард дальневосточный;
Белый медведь;
Лошадь Пржевальского;
Филин - «Сова сов»;
Тюлень;
Бобр речной;
Снежный барс Ирбис;
Дельфин Афалина;
Зубр;
Лебедь.
Задачи проекта:
1. Познакомить детей с Красной книгой, как государственным документом, несущим цель сохранить, спасти весь животный и растительный мир.
2. Расширять знания детей о животных, обитающих на территории нашей страны и нуждающихся в защите.
3. Дать представление о местах, где можно понаблюдать за редкими и исчезающими видами животных.
4. Формировать заботливое и гуманное отношение к природе, чувство ответственности за всё живое на Земле.
5. Развивать творческие способности детей, воображение, эстетический вкус через художественное творчество.
6. Расширять знания детей о заповедниках и о фондах поддержки выживания редких видов животных нашей страны. Познакомить детей с работой людей, которые помогают сохранить редкие виды диких животных.
Работа по проекту:
В начале учебного года родителям с детьми рассказывается о проекте, который будет годовым для группы;
Родителям с детьми предложено выбрать одного животного для подготовки небольшой презентации в рамках проекта;
В уголке чтения в течение учебного года постоянно обновляется и дополняется выставка познавательно - художественной литературы: это детские энциклопедии, журналы о диких животных, иллюстрации, дидактические игры, мини-игры, пазлы (Дид. Игры: «Зоологическое лото», «Найди пару», «Родина животных», «Зверята», «Хорошие знакомые» и др.);
Во второй половине дня проведение с детьми бесед – диспутов на тему: «По страницам Красной книги – редкие животные»;
Проведение бесед «Заповедники России», «Зоопарк», «Зубровник – дом для зубров»;
Ежемесячное проведение творческой деятельности с детьми – создание работ по пройденным темам;
Чтение стихов о животных, рассказов и сказок, придумывание своих рассказов о животных из Красной книги;
Беседы с родителями о необходимости посещения зоопарка и природных заповедников и др.
В работе по проекту постоянно используются средства ИКТ.
Работа с родителями:
Проект предполагает активное взаимодействие с родителями. Это и подготовка материала о выбранных животных, просмотр видеоматериалов и познавательных программ о животных на детском канале «Карусель», подбор литературы, совместные с детьми экскурсии в Московский зоопарк.
ПРИМЕРНЫЙ ПЛАН РАБОТЫ ПО МЕСЯЦАМ.
ОКТЯБРЬ.
Вводное занятие - Знакомство с Красной Книгой России.
В этом месяце знакомим детей с документом об охране животных Красной Книгой России, рассказываем о заповедниках нашей страны.
Амурский тигр.
- Ребенок 1 совместно с родителями готовит фото-презентацию и рассказ по теме.
- Воспитатель готовит к показу видео-ролик о жизни амурского тигра с ответами на вопросы.
- Занятие по изо-деятельности «Тигр», рисование используя нетрадиционные методы - клеевая кисть.
НОЯБРЬ.
Утка - мандаринка.
- Ребенок 2 совместно с родителями готовит рассказ об утке-мандаринке.
- Просмотр фотографии по теме (готовит воспитатель с дополнительным материалом), ответы на вопросы, просмотр ролика канала «Карусель» в гостях у орнитолога «Ест ли утка - мандаринка мандарины?».
Лошадь Пржевальского.
- Ребенок 3 совместно с родителями подготовил рассказ и презентацию по теме.
- Воспитатель готовит видео-ролик о жизни лошади Пржевальского в естественных условиях. Ответы на вопросы.
- Занятие по лепке «Лошадка».
ДЕКАБРЬ.
Хорь степной.
- Ребенок 4 совместно с родителями готовит рассказ и презентацию по теме.
- Воспитатель готовит рассказ с иллюстрирующим материалом по теме. Ответы на вопросы.
- Занятие параллельного рисования «Степной хорек».
Леопард дальневосточный.
- Ребенок 5 совместно с родителями готовит рассказ и презентацию по теме.
- Воспитатель готовит к показу видео-материалы и фото-презентацию о различиях гепарда и леопарда.
ЯНВАРЬ.
Белый медведь.
- Ребенок 6 совместно с родителями готовит рассказ и презентацию по теме.
- Воспитатель готовит рассказ о жизни белого медведя и фото-презентацию «Белый медведь – царь снегов». Ответы на вопросы.
ФЕВРАЛЬ.
Филин.
- Воспитатель готовит видео- и фото- материал «Филин – сова сов». Рассказ о зимующей птице – филин. Ответы на вопросы.
- Занятие по ИЗО-деятельности «Филин» - аппликация с использованием нетрадиционных материалов – аппликация фетром на CD-диске.
МАРТ.
Бобр речной.
- Ребенок 7 совместно с родителями готовит рассказ и презентацию по теме.
- Просмотр фотографий по теме, подготовленных воспитателем с дополнительным материалом, ответы на вопросы.
- Конструирование из цветной бумаги и коробок «Бобр».
Тюлень.
- Ребенок 8 совместно с родителями готовит рассказ и презентацию по теме.
- Воспитатель дополнительно готовит ролик Мурманского телевидения о новорожденных тюленятах – бельках.
АПРЕЛЬ
Дельфин Афалина.
- Ребенок 9 совместно с родителями готовит рассказ и презентацию по теме.
- Воспитатель готовит видео- материалы о жизни дельфинов. Рассказ, ответы на вопросы.
- Занятие по лепке с использованием нетрадиционных методов ИЗО – аппликация из пластилина на одноразовой тарелке «Дельфин».
Лебедь.
- Воспитатель готовит ролик о лебединой семье, живущей в Московском зоопарке.
Рассматривание иллюстраций, ответы на вопросы.
- Занятие по конструированию — использование нетрадиционных материалов - изготовление лебедя из ватных дисков и перьев.
МАЙ
Зубр – царь лесов.
- Подготовить видео-материал о Приокском террасном заповеднике – месте обитания зубров в Подмосковье.
- Показ фото-презентации «Зубровник – дом для зубров».
Участники проектной деятельности:
1. Воспитатель
2. Родители и дети.
Ожидаемые результаты проекта:
- Повышение качества образовательного процесса;
- Развитие критического и творческого мышления детей;
- Повышение компетентности педагогов и обогащение педагогического опыта;
- Результативный «тройственный союз» - педагог-родитель-ребенок;
- Чувство сопричастности и удовлетворения от своих успехов ребенка.
ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ИГРЫ
Игра-задание «Подбери клюв» | Для проведения этой игры подготовьте «птичью еду» разного вида: ягоды в высокой бутылке; ягоды в широкой миске с водой; орехи (в скорлупе) и т. д. Объясните детям, что их задача заключается в том, чтобы подобрать для каждого вида пищи соответствующий клюв. В качестве «клювов» предложите им самые разные предметы: острые палочки, щипцы, лопатки, шумовки и т. д. Каждый ребенок, выбрав себе любую понравившуюся еду, превращается в птицу и ищет себе такой клюв, которым можно ухватить эту еду. Если два(или более) ребенка выбрали одинаковую еду, обсудите, может ли такая ситуация иметь место в природе: две птицы питаются одной и той же пищей. Задайте вопросы: «Может ли птица питаться пищей разного вида? Что произошло бы, если бы все птицы начали питаться одной и той же пищей?» |
Экологическая игра «Благодарение» | Основные цели: ощущение единства с миром природы и психологической включённости в этот мир. Ориентировочное время: 15 минут. Материалы и подготовка: упражнение проводится на местности, где растёт щавель, заячья капуста или другие съедобные растения; с собой нужно взять яблоки и хлеб. Процедура. Ведущий собирает и съедает несколько листиков, затем благодарит растение, предлагает сделать это и участникам. Что чувствует человек, когда благодарит растение? За что ещё мы можем быть благодарны растениям? (жильё, книги, тепло в печи, кислород и т. д.). Участникам предлагается откусить яблоко со словами благодарности: «Спасибо, Солнце, за то, что даёшь энергию яблоне, яблоку и мне! Спасибо и тебе, Яблоня, за этот замечательный плод!» Семечко от яблока можно посадить в землю. Откусив хлеба, оставить кусочек и для птиц там, где им будет удобно его найти. Примечание. Если группа на экскурсии попала под дождь, то эту ситуацию также можно использовать для ритуала благодарения. Встаньте в круг. Подставьте ладони дождю, почувствуйте его и поблагодарите за то хорошее, что он делает для нас: «Спасибо, Дождь, что ты напоил Землю и растения! Спасибо, Дождь, что ты заполняешь наши бочки для воды!» и т. п. Все соединяют руки и говорят: «Спасибо!» |
Подвижная игра «Что я за зверь?» | В игре участвует группа ребят, количество игроков не ограничено. В группе есть ведущий. Один из игроков удаляется на небольшое расстояние, отворачивается и ждет, пока его не пригласят. Группа ребят совещается между собой насчет зверя, т. е. какого зверя они будут изображать или 2-й вариант: отвечать на вопросы ведущего. Итак, зверь загадан, участник приглашается, игра начинается. Участник задает вопросы группе игроков, например: зверь маленький? может ползать? прыгать? у него есть пушистый мех? и т. д. Ребята в свою очередь отвечают ведущему «да» или «нет». Так продолжается до тех пор, пока игрок не отгадает зверя. 2-й вариант Группа ребят изображает зверя, а игрок должен определить зверя по мимике. |
Программа реализации проекта
- Консультация для родителей «Знакомьте ребенка с охраняемыми растениями»
- выставка–листовки «Берегите природу»;
-выступление детей (стихотворения, песни);
-анкетирование родителей;
-игра «Что за дерево?»;
-викторина «Угадай-ка».
- Видео экскурсия с детьми в музей. Результатом является создание фотоальбома «Мы в краеведческом музее». Выступление детей в музее.
- Презентация - беседа:
- «Красная книга »;
- «Гуманное отношение к природе»;
- «Сбережем удивительный мир растений и животных» (развлечение).
- Подвижные природоведческие игры: - «Пчелка и медведи»; - «Рыбки»; «На пенечке я сижу»; - «На лесной опушке собрались зверюшки»; «Рябинка».
- Дидактические игры:
«Правила поведения в лесу,»; «Какие звуки слышишь»; «Можно - нельзя»; «Не сбейся»; «Кто подал голос»; «Третий лишний»; «Кто в кого превратился»; «Хорошо – плохо».
- Памятки о «Красной книге».
- Детские работы – рисование растений и животных, поделки из природного материала.
- Оформление информации в родительский уголок на тему: «Красная книга»: - памятки «Знаете ли вы, что…»; - рекомендации «Человек и природа».
- Создание Красной книги из рисунков детей, рядом информация о животном или растении, которое он нарисовал.
- Праздник – презентация, ребенок рассказывает, то есть публично представляет свою работу – рисунок. Это скажет об уровне развития эмоционального интеллекта ребенка.
Вид: познавательно-творческий, краткосрочный
Участники проекта: воспитатели, детисредней-старшейгруппы, родители.
Срок реализации проекта: 18.04 – 21.04.2017г.
Актуальность: Можем ли мы жить без природы, без птиц, деревьев, бабочек и стрекоз, лесов и лугов? Чем больше становятся наши города, чем выше дома, тем чаще нам хочется уехать подальше за город в наш настоящий общий дом — на природу.
Человек и природа… Философы, поэты, художники всех времен и народов отдавали дань этой вечной и всегда актуальной теме. Но особенно остро стоит эта проблема в наши дни: происходит быстрое сокращение многих видов растений и животных. Некоторые виды уже безвозвратно исчезли с лица Земли, другие находятся на грани вымирания. Причин вымирания много, одна из них — человек, который истребляет животных ради охоты за ценным мехом, для продажи или редким зверем для зоопарков, цирков или богатых людей, для изготовления чучел животных для музеев или для украшения гостевых домиков.
Поэтому уже с дошкольного возраста мы должны воспитывать у детей бережное отношение к животным, желание защитить их.
Цель: Знакомство детей с Красной книгой; узнать, какие животные в нее включены и почему. Прививать чувства сопереживания к проблемам окружающей природы; побудить их быть активными защитниками природы. Воспитание бережного отношения к растениям и животным
Задачи:
Формировать у детей первичные представления о Красной книге.
Расширять кругозор детей о редких и исчезающих видах животных, на основе материала, доступного их пониманию, пополнять и активизировать словарный запас.
Воспитывать любовь и бережное отношение к животным, желание защитить их.
Этапы реализации:
Подготовительный
Составление плана работы над проектом «По страницам Красной книги»; показ презентации «Главная книга Природы»; составление картотеки сюжетно-ролевых, подвижных, дидактических игр; рисование животных и растений из Красной книги.
Практический
Реализация проекта «По страницам Красной книги»,
Итоговый
Показ презентации на педагогическом совете
Формы реализации проекта
-Непрерывная образовательная деятельность -Продуктивная деятельность -Создание Красной книги Саратовской области -Разучивание сюжетно-ролевых, подвижных игр на тему «Животные»
-Чтение художественной литературы «Сказки матушки Земли» А. Лопатина, М. Скребцова.
Ожидаемый результат
Создание в группе необходимых условий по формированию гуманного отношения к природе у детей старшего дошкольного возраста
Сплочение детей и педагогов в процессе активного сотрудничества.
Пополнение картотек
Итог:Презентация проекта.
Результаты проекта.
Экологический проект «По страницам Краснойкниги» способствовал проявлению познавательного интереса к миру природы, как у детей, так и у родителей, возникновению желания общаться с природой, формированию экологически правильного отношения к объектам живой и неживой природы, формированию стремления к исследованию объектов природы, умению анализировать, устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы.
Проект актуализирует проблему разнообразия жизни и её сохранения. Он способствует воспитанию бережного и разумного отношения человека к природе, и подводит участников проекта к пониманию того, что природа беззащитна перед человеком и нуждается в нашей помощи и охране. И только тогда мы можем говорить об экологической культуре ребёнка, когда он суметь заметить антигуманные действия других людей, научится дать им соответствующую нравственную оценку и, по мере своих сил и возможностей, сумеет противостоять этим действиям.