Технология:«Проектная деятельность в развитии дошкольников»
Из опыта работы воспитателя логопедической группы «Радуга» Минаковой Н.А.
Тесь 2022.
Актуальность
В соответствии с требованиями современного образования, в соответствии с нормативно-правовыми документами, образовательное учреждения должно:
- обеспечить условия для самоопределения и самореализации личности;
- обеспечить индивидуальный подход для каждого ребенка;
- реализовать право ребенка на свободный выбор деятельности, мнений и суждений;
- помнить, что ребенок активный участник педагогического процесса;
- привлекать детей к занятиям без психологического принуждения, опираться на их интерес, учитывая их социальный опыт;
- обеспечить эмоционально-личностное и социально-нравственное развитие ребенка, сохранить и укрепить здоровье детей.
Сегодня одним из наиболее ярких, развивающих, интересных, значимых методов, как для взрослых, так и для детей, является проектная деятельность.
Цели и задачи:
Основной целью проектного метода является: развитие свободной творческой личности
Задачи :
- обеспечение психологического благополучия и здоровья детей;
- развитие познавательных способностей детей;
- развитие творческого воображения;
- развитие творческого мышления;
- развитие коммуникативных навыков.
«Развитие познавательной активности дошкольников через проектную деятельность»
Проектная деятельность – это самостоятельная и совместная деятельность взрослых и детей по планированию и организации образовательного процесса в рамках определенной темы, имеющая социально значимый результат.
Чтобы ребенок воспринимал действительно нужные ему знания, изучаемая проблема должна быть взята из реальной жизни и быть значимой, прежде всего, для ребенка, а ее решение должно требовать от него познавательной активности и умения использовать имеющиеся знания для получения новых.
Взаимодействие в проектной деятельности
Участие родителей в проектной деятельности имеет большую ценность:
- родители становятся активными участниками процесса обучения своих детей, поскольку вносят свой вклад в обучение и приобретают все новые умения.
- развивается более глубокое понимание процесса обучения детей дошкольного возраста.
Планируемые результаты
В результате этой технологии, дети становятся активными участниками воспитательного процесса. Это дает возможность познать себя, не ощущая «давления» взрослых. Опыт самостоятельной деятельности развивает в детях уверенность в своих силах, снижает тревожность при столкновении с проблемами, создает привычку самостоятельно искать пути решения. Если ребенок не приобретает положительного опыта творческой деятельности, то в зрелом возрасте у него может сформироваться убеждение, что это направление развития ему недоступно. А ведь именно через творческие способности человек может наиболее полно раскрыться как личность. Современное общество предъявляет большие требования к таким качествам личности, как креативность, способность к саморазвитию.
Последовательность работы над проектами:
- Ставить перед собой цель, исходя из интересов и потребностей детей;
- Вовлекать в решение проблемы (обозначение «детской цели»);
- Намечать план движения к цели (поддерживает интерес детей и родителей);
- Обсуждает план с родителями;
- Обращаться за рекомендациями к специалистам ДОУ (творческий поиск);
- Вместе с детьми разрабатывать план – схему проведения проекта и вывешивать на видное место;
- Собирает информацию, материал (изучает с детьми план-схему);
- Проводит занятия, игры, наблюдения, опыты (мероприятия основной части проекта) и т.д.;
- Давать домашнее задание детям и родителям;
- Изготавливать самостоятельные творческие работы (поделки, рисунки, альбомы, акции, КВН и т.д.);
- Организовать презентацию проекта (праздник, открытое занятие…);
- Подводить итоги, выступления на педсовете, «круглом столе», проводить обобщение опыта.
Основные этапы работы над проектами:
- Целеполагание: помогаю ребенку выбрать наиболее актуальную и посильную для него задачу на определенный отрезок времени; Разработка проекта – план деятельности по достижению цели; Выполнение проекта – практическая часть; Подведение итогов - определение задач для новых проектов.
- Целеполагание: помогаю ребенку выбрать наиболее актуальную и посильную для него задачу на определенный отрезок времени;
- Разработка проекта – план деятельности по достижению цели;
- Выполнение проекта – практическая часть;
- Подведение итогов - определение задач для новых проектов.
Типы реализуемых проектов:
- Педагогический – «Огород на окне» , «Показ мод», «За здоровьем в детский сад» (2021год)
- Детский (детско-взрослый) – «Осень к нам пришла», «Секреты здоровья» , «День мамочки», «Я житель земли», «Новый год у ворот», « Рождественские колядки», «День защитника отечества», « Весна пришла» (находиться в реализации)
- Семейный - ???????
План действий (модель трех вопросов)
- Что мы знаем по данной теме?
- Что мы должны сделать, перед тем как начнём собирать информацию?
- Как вы думаете, с чего начинает свою работу учёный?
Необходимо подвести дошкольников к мысли, что нужно обдумать, какая информация нужна именно по данной теме.
Следующий вопрос:
- Где мы можем узнать что-то полезное по нашей теме?
Отвечая на него, дети постепенно выстраивают линию:
- «подумать», «спросить у другого человека», «получить информацию из книг», «понаблюдать» ,«посмотреть по телевизору», «провести эксперимент», «обсудить в группе»;
- «подведение итогов», «оформление результатов», «представление результатов выполненных проектов в виде материального продукта», «презентация проекта».
«Огород на окне»
«Проращивание семян»
«Оформление окон»
«Вырезывание украшений»
«Презентация проекта»
«Изготовление муляжей»
Китайская пословица гласит : «Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать – и я пойму». Усваивается все прочно и надолго, когда ребенок слышит, видит и делает сам.
Спасибо за внимание!