Проектная деятельность в школе.
Экологическое образование формирует у подрастающих поколений понимание жизни как величайшей ценности. Изучение экологии способствует осознанию того, что сохранение биосферы - непременное условие не только существования, но и развития человечества.
Экологическое образование основано на развитии межпредметных связей. Экология связана с такими предметами как химия, физика, география. Кроме того, экологическое образование непосредственно направлено на практическую деятельность по охране окружающей среды.
Таким образом, можно сказать, что экологическое образование развивает межпредметные и ключевые компетенции и играет большую роль в формировании у учащихся целостного представления о мире, воспитывает личность, способную к деятельности и саморазвитию.
В нашем лицее нет предмета экология и экологическое образование осуществляется через внеклассную работу и межпредметные связи. У нас длительное время функционирует два экологических объединения, где созданы условия для успешной реализации компетенции личностного самосовершенствования. Это «Природа и человек» и «Зелена школа».
Основная деятельность наших объединений связана не только с приобретением экологических знаний, но и овладение практическими навыками исследовательской работы. Поэтому в экологическом образовании большое значение приобретает метод проектов.
Метод проекта актуален и очень эффективен. Он дает ребенку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки, что позволяет ему успешно адаптироваться к изменившейся ситуации школьного обучения. В основу метода проектов положена идея о направленности учебно-познавательной деятельности школьников как на внешний результат, который можно увидеть, осмыслить, применить в реальной практической деятельности, так и на внутренний результат, когда опыт деятельности становится бесценным достижением учащегося, соединяя в себе знания и умения.
Развитие учебно-познавательных компетенций учеников – это творчество, в ходе которого они должны ощущать себя не только объектом образовательного процесса, но и его субъектом, применяя свои знания и умения и получая новые. Решение данной проблемы можно осуществить через проектную деятельность.
Работа в режиме проектной деятельности позволяет развивать у учащихся учебно-познавательные компетенции, которые формируются параллельно с ключевыми компетенциями: готовность к решению проблем, готовность к самообразованию, готовность к использованию информационных ресурсов.
При занятии проектной деятельностью с учащимися, необходимо помнить, что главный результат этой работы – формирование и воспитание личности, владеющей проектной технологией на уровне компетентности.
Таким образом, цель любого проекта – это формирование ключевых компетенций: комплексные свойства личности, включающие взаимосвязанные знания, умения, ценности, а также готовность мобилизовать их в необходимой ситуации.
Реализация исследовательских проектов позволяет кроме образовательных задач решать следующие проблемы:
ознакомиться с методикой объективного научного исследования;
привить навык работы по сбору, анализу и обработке информации;
получить конкретные данные о состоянии местных экосистем, использовать их в дальнейшей работе;
на основании полученных результатов взаимодействовать с заинтересованными лицами, средствами массовой информации, расширять компетенцию и сферу деятельности объединения.
Важной формой организации обучения являются экологические экспедиции, на которых устанавливаются связи теории с практикой, привлекается внимание учащихся к природным явлениям, которые мало доступны изучению в классе.
Цель таких экспедиций - связать проблемы глобального масштаба с проблемами своего региона. Многолетний опыт исследовательской практики свидетельствует о том, что чем раньше учащиеся постигнут азы исследовательской работы, ее технологию, тем скорее они станут юными исследователями, состоятся как творческие личности, умеющие самостоятельно мыслить, обобщать в ходе исследования материал, составлять по данной теме рефераты и выступать с ними на научно - практических конференциях.
И кроме того, общение с природой способствует эмоциональному восприятию знаний, убеждает в необходимости защиты растений и животных от вредных воздействий человека.
В летний период мы с ребятами отправляемся в однодневные экологические экспедиции. Она носит краеведческий характер и призвана дать детям возможность получить навыки полевых экологических исследований. Экспедиции всегда предшествует длительная подготовка, изучение теоретических основ исследований, закрепление правил поведения в природе. Ребята самостоятельно готовятся к полевым исследованиям, собирают инвентарь (в частности, изготавливают сачки для забора проб воды, дневники наблюдений).
Участники экспедиции организуют группы по интересам. Это позволяет эффективно использовать время и активизировать познавательную деятельность учащихся. Одна группа занимается исследованием ландшафта и механическими свойствами почвы, другая гидрологическими исследованиями, третья изучает флору и готовит гербарий типичных растений, четвертая исследует фауну. Первые результаты своих исследований дети получают непосредственно в природе. Все данные фиксируются в дневниках наблюдений. Выполняя практические задания, учащиеся овладевают системой навыков и умений не только первичного сбора материала, но и отработки полученных данных, учатся делать анализы, обобщения, выводы.
Затем продолжение исследований переносится в лабораторный практикум. Полученные результаты фиксируются, обрабатываются и заносятся в таблицы.
В своей работе объединения использует следующие методы биологических исследований для определения чистоты воды и загрязнения воздушной среды:
методы биоиндикации и биотестирования – для оценки состояния окружающей среды по реакции живых организмов;
методы химического анализа качества природных вод.
На основании полученных данных ребята самостоятельно делают выводы, готовят материал для дальнейшего написания исследовательской работы.
Важнейшее место среди методов самостоятельной практической работы занимают наблюдения и эксперименты. Непосредственно на занятиях они выполняют двойную функцию. С одной стороны, как методы научного исследования, наблюдения и эксперименты являются частью содержания обучения; с другой стороны, по мере того как дети овладевают ими, наблюдения и эксперименты становятся методом, с помощью которого учащиеся могут добывать новые знания.
Таким образом, практическая природоохранная деятельность объединения заключается в проведении мероприятий по охране и восстановлению окружающей среды, а именно: созданию экологических карт улиц города, исследованию чистоты водоемов и анализу загрязнения воздуха города Балашиха.
Привлечение внимания детей к экологическим проблемам, к участию в жизни объединения - одна из сложных и важных задач. В течение года воспитанники участвуют в мероприятиях природоохранной тематики, организуют выступления агитбригад, выпускают листовки экологического содержания, организуют встречи с учащимися младших классов. Ежегодно мы участвуем в акции «Сохраним родную Пехорку», которая является продолжением нашего экспедиционного проекта.
Итогом нашей деятельности является не только участие, но и стабильно высокая результативность школьников, которые из года в год становятся призерами и лауреатами не только городских, но и Всероссийских конкурсов, олимпиад, конференций и слетов.
Мы стараемся в своей работе развивать творческие способности обучающихся. Главное, чтобы нашим детям было интересно развивать себя и познавать мир!