МБОУ Поселковая СОШ
Педагог-библиотекарь-Карманова Н.Б.
Тема: «Проектная деятельность в школьной библиотеке как важное направление в патриотическом воспитании школьников».
Одним из важнейших условий развития общества является воспитание успешных, социально ориентированных граждан, обладающих высокой нравственной культурой.
И одной из актуальных проблем воспитания современной молодежи в России является патриотическое воспитание.
Современный учебно-воспитательный процесс ориентирован на развитие личности, поэтому мы рассматриваем ребенка как субъекта социализации, который не только усваивает социальные нормы и ценности, но и становится активным участником социальных процессов, при этом развиваясь и реализуя себя как личность.
Очевидны трудности, которые стоят перед школой: влияние социума, пагубное влияние улицы, сверстников, СМИ. Конечно, школа не может противостоять этому, изолировать ребенка, но может помочь ему найти свое место в жизни, стать школой социального опыта, развивающей и воспитательной средой. И работа школьной библиотеки должна быть направлена на непрерывное социально-личностное развитие учащихся.
В школьной библиотеке должна быть создана особая воспитательная среда, включающая содержательный и технологический компонент.
В качестве идеологической основы этой воспитательной среды мы выбрали патриотическое воспитание школьников.
Современный подход требует создания емкой концептуальной системы воспитательной работы, основанной на современных научных знаниях: психологии, педагогике, социологии, культуры. Эта система представляет собой единство и совокупность целей и задач, содержания, принципов, методов и средств для целостного, организованного, непрерывного индивидуального развития личности.
Цель воспитательной работы: воспитание социально-ориентированной, самодостаточной творческой личности с высоким уровнем духовно-нравственной культуры.
Достижение цели предполагает решение следующих задач:
Через систему мероприятий, формировать нравственные качества школьников: милосердие, искренность, достоинство, ответственность.
Через изучение истории и культуры – формирование чувства любви к малой родине, уважительного отношения к национальным традициям своего народа и народов других стран.
Через изучение государственных законов, прав и обязанностей граждан России – формирование правовой культуры, готовности к сознательному служению своей Родине.
Через изучение героического прошлого своего народа, знакомство с военными профессиями – воспитание уважения к военной истории, сохранение и приумножение воинских традиций, стремление к воинской службе.
Решение поставленных задач возможно лишь совместными усилиями семьи и школы. Поэтому работа по формированию личности ученика должна осуществляться комплексно. Огромная роль в этом отводится работе школьного библиотекаря.
Формирование нравственного и патриотического сознания – процесс личностно обусловленный, поэтому и формы работы с учащимися должны быть ориентированы на понимание, самоопределение, деятельность и последующую рефлексию.
Использование новых педагогических технологий является неотъемлемой частью учебно-воспитательного процесса. В рамках личностно-ориентированного обучения наиболее распространена технология проектов или метод проектов. Хотя проектная деятельность не является новшеством (она связана с именем американского психолога, педагога и философа Джона Дьюи и его ученика Уильяма Килпатрика), но в нашей стране долгое время этот метод не использовался.
Под проектом понимается комплекс взаимосвязанных действий, предпринимаемых для достижения определенной цели в течение заданного периода в рамках имеющихся возможностей. Под проектной деятельностью понимаются разные виды деятельности, имеющие ряд общих признаков:
Направлены на достижение конкретных целей;
Включают в себя координированное выполнение взаимосвязанных действий;
Имеют ограниченную протяженность во времени с определенным началом и концом;
В определенной степени неповторимы и уникальны.
Участие в проектной деятельности способствует самореализации школьников, приобретению ими коммуникативных навыков, повышению мотивации к обучению и самосовершенствованию, расширению кругозора, развитию речи и обогащению словарного запаса, развитию коммуникативных способностей, повышению самооценки.
Проектная деятельность позволяет сопоставить имеющийся жизненный опыт с новыми знаниями, выработать активную жизненную позицию, максимально реализовать имеющиеся творческие возможности и практически применить полученные знания и опыт, приобщать родителей к совместной деятельности.
Проектная деятельность предполагает использование широкого спектра проблемных, исследовательских, поисковых методов, ориентированных на реальный практический результат, значимый для ученика, с одной стороны, а с другой, разработку проблемы целостно.
Проектная деятельность должна предусматривать работу с различными источниками информации, что обеспечивает формирование информационной компетентности, связанной с поиском, анализом, оценкой информации.
Проектная деятельность всегда ориентирована на самостоятельную деятельность учащихся - индивидуальную, парную, групповую, которую учащиеся выполняют в течение определенного отрезка времени.
В содержании проектной деятельности должно быть заложено основание для сотрудничества детей с членами своей семьи, что обеспечивает реальное взаимодействие семьи и школы.
Педагог-библиотекарь может подсказать источники информации, а может просто направить мысль учеников в нужном направлении для самостоятельного поиска, что будет способствовать формированию у учащихся коммуникативных умений, таких, как умение распределять обязанности в группе, аргументировать свою точку зрения, участвовать в дискуссии и т.д.
Реализация проектной деятельности на практике ведет к изменению позиции любого педагога. Из носителя готовых знаний и социального опыта он превращается в организатора познавательной, исследовательской деятельности своих читателей.
Выделяют проекты следующих типов:
исследовательские (приближенную или совпадающую с подлинным научным исследованием);
творческие (результаты в виде сценария видеофильма, программы праздника, статьи, репортажа, дизайна и рубрик газеты, альбома, пр.);
информационные (сбор информации о каком-то объекте, событии, личности, предназначенном для широкой аудитории);
практико-ориентиоованные (результат ориентирован на социальные интересы самих участников: проект экспозиций школьного музея, зимнего сада школы, экологического щита, проект закона, справочный материал, словарь школьной лексики, дизайн дома, квартиры, учебного кабинета, пр.).
Организация проектной деятельности
I Этап – проектировочный:
Определение темы проекта;
Определение названия проекта;
Формулировка дидактических целей и задач проекта;
Обсуждение алгоритма (плана) работы, сроков;
Обсуждение возможных источников информации;
II Этап – практический:
Самостоятельная работа учащихся в группах, обсуждение задания каждого;
Подготовка презентации по отчету о проделанной работе;
III Этап – заключительный:
Защита и оппонирование полученных результатов;
Оценка работы каждого участника группы;
Оценка работу группы;
Рефлексия.
При распределении ролей в проектах, помимо собственно пожеланий детей, рекомендуется руководствоваться известными учителю способностями учащихся и их психологическими особенностями.
Каждый проект должен быть доведен до успешного завершения и оставить у ребенка ощущение гордости за полученный результат. Для этого в процессе работы над проектом педагог-библиотекарь помогает детям соизмерять свои желания и возможности. Если проект долгосрочный, то в нем целесообразно выделять промежуточные этапы, по результатам которых дети получают положительное подкрепление.
Технология проектной деятельности может быть эффективно использована, начиная с начальной школы, при этом, не заменяя традиционную систему, а органично дополняя, расширяя ее.
В основе моей педагогической работы лежат принципы уважения к личности ученика, вера в его творческие силы и требовательность.
Каждое направление патриотического воспитания реализуется через систему воспитательных мероприятий: личные беседы, встречи с интересными людьми, конкурсы рисунков и плакатов, акции милосердия, поездки и экскурсии, научно-исследовательские работы учащихся. Тесная связь поддерживается с музеями, библиотеками.
Формы работы с учащимися разнообразны. В ходе занятий ученики не просто слушатели, они активные участники. Большую помощь в работе с младшими школьниками оказывают учащиеся среднего и старшего звена: они руководят работой творческих групп, помогают делать презентации.
Старшие школьники, разрабатывают творческий проект, корректируют содержание, учащиеся средней школы подключаются в поиске необходимой информации, а младшие - входят в творческие группы и оказывают посильное участие в разработке мини-проектов, собирают материал. Каждому занятию предшествует предварительная подготовка: совместное определение темы и названия проекта, обсуждение алгоритма (плана) работы, сроков, источников информации.
Результатом работы над проектом может быть проведение совместного мероприятия, представление результатов исследований на классных часах и научных конференциях, в урочной деятельности, передача информации в школьный музей, создание стенда, плаката, газеты, участие в конкурсе и др.
Опираясь на опыт и интересы школьника, педагог-библиотекарь помогает выбрать тематику, цели и содержание в зоне ближайшего развития и выстроить деятельность по выполнению проекта. В итоге, ученики осваивают алгоритм творческой деятельности, учатся находить и анализировать информацию, получать и применять знания, приобретать опыт решения творческих задач, сотрудничают в творческих группах и набираются социального опыта.
В результате этого идет процесс самообразования, происходит интеграция научных знаний и образовательных технологий, реализуется личностный поход в обучении и воспитании учащихся.