СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Проектная деятельность в специальной (коррекционной) общеобразовательной школе

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Проектная деятельность в специальной (коррекционной) общеобразовательной школе»

Проектная деятельность  в специальной (коррекционной) общеобразовательной школе

Проектная деятельность в специальной (коррекционной) общеобразовательной школе

В связи с изменениями в обществе все более актуальными становятся вопросы, связанные с подготовкой подрастающего поколения к самостоятельной жизни. Особого подхода в этом плане требуют дети с проблемами в психофизическом развитии. Признание прав каждого такого ребенка, его интересов, потребностей, оказание ему помощи в процессе личностного становления являются чрезвычайно важными. В соответствии с социальным заказом общества существует объективная необходимость интеграции таких детей в социум, их социальной и профессиональной адаптации. Практика показала, что учащиеся с интеллектуальной недостаточностью могут положительно проявить себя и реализовать свои, пусть и ограниченные, возможности.  Формирование социально значимых качеств учащихся   призван решить метод проектов.
  • В связи с изменениями в обществе все более актуальными становятся вопросы, связанные с подготовкой подрастающего поколения к самостоятельной жизни. Особого подхода в этом плане требуют дети с проблемами в психофизическом развитии. Признание прав каждого такого ребенка, его интересов, потребностей, оказание ему помощи в процессе личностного становления являются чрезвычайно важными.
  • В соответствии с социальным заказом общества существует объективная необходимость интеграции таких детей в социум, их социальной и профессиональной адаптации.
  • Практика показала, что учащиеся с интеллектуальной недостаточностью могут положительно проявить себя и реализовать свои, пусть и ограниченные, возможности.  Формирование социально значимых качеств учащихся   призван решить метод проектов.
Что же такое  ученический проект?   Проект  - это особый вид целенаправленной, познавательной, интеллектуальной, самостоятельной деятельности учащихся. Проект осуществляется под гибким руководством учителя, преследует конкретные дидактические цели, направлен на решение творческой, исследовательской, личностно или социально значимой проблемы и на получение конкретного результата в виде материального и/или идеального продукта.

Что же такое ученический проект?

  •   Проект  - это особый вид целенаправленной, познавательной, интеллектуальной, самостоятельной деятельности учащихся. Проект осуществляется под гибким руководством учителя, преследует конкретные дидактические цели, направлен на решение творческой, исследовательской, личностно или социально значимой проблемы и на получение конкретного результата в виде материального и/или идеального продукта.
Проекты в коррекционной школе – это трудно, проблематично, так как возможности учащихся невелики, но всё-таки это возможно. Речь идёт не о полноценных проектах, выполненных учащимися самостоятельно, а о проектах, выполненных при  помощи учителя. В ходе работы над проектом воспитывается коммуникабельность, заинтересованность в достижении цели, преодолевается интеллектуальная пассивность, характерная для учащихся коррекционной школы. Это дает возможность научиться понимать и выражать себя, не бояться себя  «предъявлять», высказывать своё мнение, соглашаться или возражать. Работа над учебным проектом вырабатывает у детей умение сосредотачиваться, способность мыслить самостоятельно, развивает внимание и стремление к знаниям. Проектируя, ребёнок и не замечает, что учится - он познаёт, запоминает новое, ориентируется в необычной ситуации.
  • Проекты в коррекционной школе – это трудно, проблематично, так как возможности учащихся невелики, но всё-таки это возможно. Речь идёт не о полноценных проектах, выполненных учащимися самостоятельно, а о проектах, выполненных при  помощи учителя.
  • В ходе работы над проектом воспитывается коммуникабельность, заинтересованность в достижении цели, преодолевается интеллектуальная пассивность, характерная для учащихся коррекционной школы. Это дает возможность научиться понимать и выражать себя, не бояться себя  «предъявлять», высказывать своё мнение, соглашаться или возражать.
  • Работа над учебным проектом вырабатывает у детей умение сосредотачиваться, способность мыслить самостоятельно, развивает внимание и стремление к знаниям. Проектируя, ребёнок и не замечает, что учится - он познаёт, запоминает новое, ориентируется в необычной ситуации.
Классификация проектов  по доминирующей деятельности учащихся .   Исследовательский проект - по структуре напоминает научное исследование. Практико-ориентированный проект - нацелен на решение социальных задач, отражающих интересы участников проекта или внешнего заказчика. Информационный проект - направлен на сбор информации о каком- либо объекте или явлении с целью анализа, обобщения и представления информации для аудитории. Творческий проект - предполагает максимально свободный и нетрадиционный подход к его выполнению и презентации результатов. Ролевые (игровые) проекты - Участники принимают на себя определенные роли, обусловленные характером и содержанием проекта. Это могут быть литературные персонажи или вымышленные герои, в игре могут имитироваться социальные или деловые отношения, осложненные гипотетическими игровыми ситуациями.

Классификация проектов по доминирующей деятельности учащихся .

  • Исследовательский проект - по структуре напоминает научное исследование.
  • Практико-ориентированный проект - нацелен на решение социальных задач, отражающих интересы участников проекта или внешнего заказчика.
  • Информационный проект - направлен на сбор информации о каком- либо объекте или явлении с целью анализа, обобщения и представления информации для аудитории.
  • Творческий проект - предполагает максимально свободный и нетрадиционный подход к его выполнению и презентации результатов.
  • Ролевые (игровые) проекты - Участники принимают на себя определенные роли, обусловленные характером и содержанием проекта. Это могут быть литературные персонажи или вымышленные герои, в игре могут имитироваться социальные или деловые отношения, осложненные гипотетическими игровыми ситуациями.
Исследовательский проект. Работа над исследовательским проектом проходит в несколько этапов: 1. Выбор темы. 2. Определение цели, задач, гипотезы, объекта и предмета исследования. 3. Подбор и изучение материалов по теме: литература, другие источники. 4. Выбор методов исследования. 5. Разработка плана проекта и его реализация. 6. Написание исследовательского проекта. 7. Оформление исследовательского проекта. 8. Защита исследовательского проекта (презентация, доклад).

Исследовательский проект.

  • Работа над исследовательским проектом проходит в несколько этапов:
  • 1. Выбор темы.
  • 2. Определение цели, задач, гипотезы, объекта и предмета исследования.
  • 3. Подбор и изучение материалов по теме: литература, другие источники.
  • 4. Выбор методов исследования.
  • 5. Разработка плана проекта и его реализация.
  • 6. Написание исследовательского проекта.
  • 7. Оформление исследовательского проекта.
  • 8. Защита исследовательского проекта (презентация, доклад).
Первый этап – выбор темы   Выбор темы для исследовательского проекта должен отвечать следующим требованиям: 1. Тема должна соответствовать склонностям автора. 2. Основные тексты должны быть достижимы (то есть физически доступны для автора). 3. Основные тексты должны быть постижимы (то есть интеллектуально посильны для автора).

Первый этап – выбор темы

  • Выбор темы для исследовательского проекта должен отвечать следующим требованиям:
  • 1. Тема должна соответствовать склонностям автора.
  • 2. Основные тексты должны быть достижимы (то есть физически доступны для автора).
  • 3. Основные тексты должны быть постижимы (то есть интеллектуально посильны для автора).
Второй этап — определение цели, задач, гипотезы, объекта и предмета исследования   Любая работа требует от ее автора формулирования целей и задач исследования. При  определении цели  исследования необходимо ответить на вопросы: 1. Какой результат предполагается получить? 2. Каким видится этот результат ещё до его получения? Под  задачами   исследования понимается то, что нужно сделать, чтобы цель была достигнута. Гипотеза   — научное предположение, выдвигаемое для объяснения каких-либо явлений. Определяются также объект, предмет проекта. Объектом исследования называется процесс или явление, порождающее проблемную ситуацию и избранные для изучения. Главный вопрос при определении объекта — Что рассматривается ? Предмет исследования определяется при ответе на следующие вопросы: 1. Как рассматривать объект? 2. Какие отношения ему присущи? 3. Какие аспекты и функции выделяет исследователь для изучения объекта.

Второй этап — определение цели, задач, гипотезы, объекта и предмета исследования

  • Любая работа требует от ее автора формулирования целей и задач исследования.

При  определении цели  исследования необходимо ответить на вопросы:

  • 1. Какой результат предполагается получить?
  • 2. Каким видится этот результат ещё до его получения?
  • Под  задачами   исследования понимается то, что нужно сделать, чтобы цель была достигнута.
  • Гипотеза   — научное предположение, выдвигаемое для объяснения каких-либо явлений.
  • Определяются также объект, предмет проекта.
  • Объектом исследования называется процесс или явление, порождающее проблемную ситуацию и избранные для изучения. Главный вопрос при определении объекта — Что рассматривается ?
  • Предмет исследования определяется при ответе на следующие вопросы:
  • 1. Как рассматривать объект?
  • 2. Какие отношения ему присущи?
  • 3. Какие аспекты и функции выделяет исследователь для изучения объекта.
Третий этап — подбор и изучение материалов по теме   При изучении материалов по выбранной теме, принято все источники делить на первоисточники и вторичные источники. При работе с книгами первоисточниками считается первоиздание или академическое издание текста Перевод, пересказы, сделанные другими авторами, даже оснащенные длиннейшими цитатами, источниками не являются.

Третий этап — подбор и изучение материалов по теме

  • При изучении материалов по выбранной теме, принято все источники делить на первоисточники и вторичные источники.
  • При работе с книгами первоисточниками считается первоиздание или академическое издание текста
  • Перевод, пересказы, сделанные другими авторами, даже оснащенные длиннейшими цитатами, источниками не являются.

Четвертый этап — выбор методов исследования

Обязательно в исследовательском проекте указание на методы исследования, которые служат инструментом для добывания фактического материала, являясь необходимым условием достижения поставленной цели. Существуют следующие методы исследования (тебе нужно выбрать подходящие для своей работы):

  • - Наблюдение. (Представляет собой активный познавательный процесс, опирающийся, прежде всего на работу органов чувств человека: зрения, слуха, осязания, обоняния),.
  • - Сравнение. (Позволяет установить сходство и различие предметов и явлений действительности. В результате сравнения устанавливается то общее, что присуще двум или нескольким объектам.)
  • - Измерение. (Процедура определения численного значения некоторой величины посредством единицы измерения. Дает точные, количественно определенные сведения об окружающей действительности.)
  • - Эксперимент или опыт. (Предполагает вмешательство в естественные условия существования предметов и явлений или воспроизведение определенных сторон предметов и явлений в специально созданных условиях ).
  • - Моделирование. (Построение и изучение моделей реально существующих предметов и явлений и конструируемых объектов).
  • - Беседа , анкетирование, или опрос. (Организуется с целью выявления индивидуальных особенностей личности, её желаний, позиции).
Пятый этап — разработка плана проекта и его реализация   При работе над исследовательским проектом необходимо наметить рабочий план. Рабочий план поможет прояснить, что необходимо сделать. Далее идет его реализация: проводятся наблюдения, эксперименты, опыты, беседы, опросы, анкетирования и т.п. согласно выбранным методам.

Пятый этап — разработка плана проекта и его реализация

  • При работе над исследовательским проектом необходимо наметить рабочий план.
  • Рабочий план поможет прояснить, что необходимо сделать. Далее идет его реализация: проводятся наблюдения, эксперименты, опыты, беседы, опросы, анкетирования и т.п. согласно выбранным методам.

Шестой этап — написание исследовательского проекта

  • При написании исследовательского проекта следует учитывать, что язык и стиль его — научный.
  • Научный стиль имеет свои особенности:
  • — подчеркнутую, строгую логичность, проявляющуюся в том, что все предложения располагаются в последовательности, соответствующей причинно-следственным связям явлений, а выводы вытекают из фактов, изложенных в тексте;
  • — точность, которая достигается тщательным подбором слов, употреблением их в прямом значении, широким использованием терминов;
  • — объективность изложения фактов, недопустимость субъективизма и эмоциональности. В языковом плане эти свойства проявляются в том, что в научных текстах не принято использовать эмоционально-оценочную лексику, а вместо местоимения «я «и глаголов в 1-м лице единственного числа чаще употребляются предложения неопределенно-личные (считают, что……), безличные (известно, что……), определенно-личные (рассмотрим проблему…);
  • — ясность — умение писать доступно и доходчиво;
  • — краткость — умение избежать ненужных повторов, излишней детализации и словесного мусора.
Седьмой этап — оформление исследовательского проекта   Исследовательская работа оформляется на листах формата А4 с одной стороны. Выставляются поля: - левое поле - 20 мм - правое - 10 мм - верхнее - 15 мм - нижнее - 15 мм Текст работы набирают шрифтом Times New Roman. Размер шрифта 14. Междустрочный интервал – 1,5 (полуторный). Выравнивание текста на странице - по ширине. Обязательны абзацные отступы с величиной на усмотрение автора. Текст исследовательского проекта должен быть хорошо читаемым и правильно оформленным.

Седьмой этап — оформление исследовательского проекта

  • Исследовательская работа оформляется на листах формата А4 с одной стороны.
  • Выставляются поля:
  • - левое поле - 20 мм
  • - правое - 10 мм
  • - верхнее - 15 мм
  • - нижнее - 15 мм
  • Текст работы набирают шрифтом Times New Roman.
  • Размер шрифта 14.
  • Междустрочный интервал – 1,5 (полуторный).
  • Выравнивание текста на странице - по ширине.
  • Обязательны абзацные отступы с величиной на усмотрение автора.
  • Текст исследовательского проекта должен быть хорошо читаемым и правильно оформленным.
Структура написания проекта   1.Титульный лист исследовательской работы Титульный лист содержит название работы, ФИО автора, класс, учреждение, ФИО научного руководителя. 2. Содержание или оглавление исследовательской работы.

Структура написания проекта

  • 1.Титульный лист исследовательской работы

Титульный лист содержит название работы, ФИО автора, класс, учреждение, ФИО научного руководителя.

  • 2. Содержание или оглавление исследовательской работы.
3. Введение исследовательской работы Во Введении исследовательской работы обосновывается актуальность выбранной темы (зачем вы взяли для изучения эту тему, чем полезно это изучение), определяются объект, предмет исследования и основные проблемы, формулируется цель и содержание поставленных задач, сообщается, в чем состоит новизна исследования (если имеется). В этой главе определяются методы исследования, обосновывается теоретическая и практическая значимость (если есть практическая часть) работы.
  • 3. Введение исследовательской работы

Во Введении исследовательской работы обосновывается актуальность выбранной темы (зачем вы взяли для изучения эту тему, чем полезно это изучение), определяются объект, предмет исследования и основные проблемы, формулируется цель и содержание поставленных задач, сообщается, в чем состоит новизна исследования (если имеется).

В этой главе определяются методы исследования, обосновывается теоретическая и практическая значимость (если есть практическая часть) работы.

4. Историческая справка по проблеме исследовательской работы (анализ прочитанной литературы) 5. Основная часть исследовательской работы - описание этапов проведения исследования.
  • 4. Историческая справка по проблеме исследовательской работы (анализ прочитанной литературы)
  • 5. Основная часть исследовательской работы -

описание этапов проведения исследования.

6. Заключение (краткие выводы по результатам исследовательской работы, оценка полноты решения поставленных задач, сопоставление полученных результатов с гипотезой, подтвердилась ли гипотеза или нет). В нем последовательно излагаются полученные результаты, определяется их соотношение с общей целью и конкретными задачами, сформулированными во введении, дается самооценка о проделанной работе. В некоторых случаях можно указать пути продолжения исследования темы, а также конкретные задачи, которые предстоит при этом решать.
  • 6. Заключение (краткие выводы по результатам исследовательской работы, оценка полноты решения поставленных задач, сопоставление полученных результатов с гипотезой, подтвердилась ли гипотеза или нет).

В нем последовательно излагаются полученные результаты, определяется их соотношение с общей целью и конкретными задачами, сформулированными во введении, дается самооценка о проделанной работе. В некоторых случаях можно указать пути продолжения исследования темы, а также конкретные задачи, которые предстоит при этом решать.

7. Список использованной литературы После заключения принято помещать список литературы, использованной при выполнении исследовательской работы. Каждый включенный в него источник должен иметь отражение в пояснительной записке. Не следует включать в данный список работы, которые фактически не были использованы.
  • 7. Список использованной литературы

После заключения принято помещать список литературы, использованной при выполнении исследовательской работы. Каждый включенный в него источник должен иметь отражение в пояснительной записке. Не следует включать в данный список работы, которые фактически не были использованы.

8. Приложения (диаграммы, графики, схемы, фотографии, таблицы, карты). Вспомогательные или дополнительные материалы, которые загромождают основную часть работы, помещают в приложениях. Каждое приложение должно начинаться с нового листа (страницы) с указанием в правом верхнем углу слова «Приложение» и иметь тематический заголовок. При наличии в работе более одного приложения они нумеруются арабскими цифрами (без знака №) и т. д. нумерация страниц, на которых даются приложения, должна быть сквозной и продолжать общую нумерацию основного текста. Связь его с приложениями осуществляется через ссылки, которые употребляются со словом «смотри» (см.), заключаемым вместе с шифром в круглые скобки.
  • 8. Приложения
  • (диаграммы, графики, схемы, фотографии, таблицы, карты).

Вспомогательные или дополнительные материалы, которые загромождают основную часть работы, помещают в приложениях. Каждое приложение должно начинаться с нового листа (страницы) с указанием в правом верхнем углу слова «Приложение» и иметь тематический заголовок. При наличии в работе более одного приложения они нумеруются арабскими цифрами (без знака №) и т. д. нумерация страниц, на которых даются приложения, должна быть сквозной и продолжать общую нумерацию основного текста. Связь его с приложениями осуществляется через ссылки, которые употребляются со словом «смотри» (см.), заключаемым вместе с шифром в круглые скобки.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!