Просмотр содержимого документа
«Проектная деятельность в специальной (коррекционной) общеобразовательной школе»
Проектная деятельность в специальной (коррекционной) общеобразовательной школе
- В связи с изменениями в обществе все более актуальными становятся вопросы, связанные с подготовкой подрастающего поколения к самостоятельной жизни. Особого подхода в этом плане требуют дети с проблемами в психофизическом развитии. Признание прав каждого такого ребенка, его интересов, потребностей, оказание ему помощи в процессе личностного становления являются чрезвычайно важными.
- В соответствии с социальным заказом общества существует объективная необходимость интеграции таких детей в социум, их социальной и профессиональной адаптации.
- Практика показала, что учащиеся с интеллектуальной недостаточностью могут положительно проявить себя и реализовать свои, пусть и ограниченные, возможности. Формирование социально значимых качеств учащихся призван решить метод проектов.
Что же такое ученический проект?
- Проект - это особый вид целенаправленной, познавательной, интеллектуальной, самостоятельной деятельности учащихся. Проект осуществляется под гибким руководством учителя, преследует конкретные дидактические цели, направлен на решение творческой, исследовательской, личностно или социально значимой проблемы и на получение конкретного результата в виде материального и/или идеального продукта.
- Проекты в коррекционной школе – это трудно, проблематично, так как возможности учащихся невелики, но всё-таки это возможно. Речь идёт не о полноценных проектах, выполненных учащимися самостоятельно, а о проектах, выполненных при помощи учителя.
- В ходе работы над проектом воспитывается коммуникабельность, заинтересованность в достижении цели, преодолевается интеллектуальная пассивность, характерная для учащихся коррекционной школы. Это дает возможность научиться понимать и выражать себя, не бояться себя «предъявлять», высказывать своё мнение, соглашаться или возражать.
- Работа над учебным проектом вырабатывает у детей умение сосредотачиваться, способность мыслить самостоятельно, развивает внимание и стремление к знаниям. Проектируя, ребёнок и не замечает, что учится - он познаёт, запоминает новое, ориентируется в необычной ситуации.
Классификация проектов по доминирующей деятельности учащихся .
- Исследовательский проект - по структуре напоминает научное исследование.
- Практико-ориентированный проект - нацелен на решение социальных задач, отражающих интересы участников проекта или внешнего заказчика.
- Информационный проект - направлен на сбор информации о каком- либо объекте или явлении с целью анализа, обобщения и представления информации для аудитории.
- Творческий проект - предполагает максимально свободный и нетрадиционный подход к его выполнению и презентации результатов.
- Ролевые (игровые) проекты - Участники принимают на себя определенные роли, обусловленные характером и содержанием проекта. Это могут быть литературные персонажи или вымышленные герои, в игре могут имитироваться социальные или деловые отношения, осложненные гипотетическими игровыми ситуациями.
Исследовательский проект.
- Работа над исследовательским проектом проходит в несколько этапов:
- 1. Выбор темы.
- 2. Определение цели, задач, гипотезы, объекта и предмета исследования.
- 3. Подбор и изучение материалов по теме: литература, другие источники.
- 4. Выбор методов исследования.
- 5. Разработка плана проекта и его реализация.
- 6. Написание исследовательского проекта.
- 7. Оформление исследовательского проекта.
- 8. Защита исследовательского проекта (презентация, доклад).
Первый этап – выбор темы
- Выбор темы для исследовательского проекта должен отвечать следующим требованиям:
- 1. Тема должна соответствовать склонностям автора.
- 2. Основные тексты должны быть достижимы (то есть физически доступны для автора).
- 3. Основные тексты должны быть постижимы (то есть интеллектуально посильны для автора).
Второй этап — определение цели, задач, гипотезы, объекта и предмета исследования
- Любая работа требует от ее автора формулирования целей и задач исследования.
При определении цели исследования необходимо ответить на вопросы:
- 1. Какой результат предполагается получить?
- 2. Каким видится этот результат ещё до его получения?
- Под задачами исследования понимается то, что нужно сделать, чтобы цель была достигнута.
- Гипотеза — научное предположение, выдвигаемое для объяснения каких-либо явлений.
- Определяются также объект, предмет проекта.
- Объектом исследования называется процесс или явление, порождающее проблемную ситуацию и избранные для изучения. Главный вопрос при определении объекта — Что рассматривается ?
- Предмет исследования определяется при ответе на следующие вопросы:
- 1. Как рассматривать объект?
- 2. Какие отношения ему присущи?
- 3. Какие аспекты и функции выделяет исследователь для изучения объекта.
Третий этап — подбор и изучение материалов по теме
- При изучении материалов по выбранной теме, принято все источники делить на первоисточники и вторичные источники.
- При работе с книгами первоисточниками считается первоиздание или академическое издание текста
- Перевод, пересказы, сделанные другими авторами, даже оснащенные длиннейшими цитатами, источниками не являются.
Четвертый этап — выбор методов исследования
Обязательно в исследовательском проекте указание на методы исследования, которые служат инструментом для добывания фактического материала, являясь необходимым условием достижения поставленной цели. Существуют следующие методы исследования (тебе нужно выбрать подходящие для своей работы):
- - Наблюдение. (Представляет собой активный познавательный процесс, опирающийся, прежде всего на работу органов чувств человека: зрения, слуха, осязания, обоняния),.
- - Сравнение. (Позволяет установить сходство и различие предметов и явлений действительности. В результате сравнения устанавливается то общее, что присуще двум или нескольким объектам.)
- - Измерение. (Процедура определения численного значения некоторой величины посредством единицы измерения. Дает точные, количественно определенные сведения об окружающей действительности.)
- - Эксперимент или опыт. (Предполагает вмешательство в естественные условия существования предметов и явлений или воспроизведение определенных сторон предметов и явлений в специально созданных условиях ).
- - Моделирование. (Построение и изучение моделей реально существующих предметов и явлений и конструируемых объектов).
- - Беседа , анкетирование, или опрос. (Организуется с целью выявления индивидуальных особенностей личности, её желаний, позиции).
Пятый этап — разработка плана проекта и его реализация
- При работе над исследовательским проектом необходимо наметить рабочий план.
- Рабочий план поможет прояснить, что необходимо сделать. Далее идет его реализация: проводятся наблюдения, эксперименты, опыты, беседы, опросы, анкетирования и т.п. согласно выбранным методам.
Шестой этап — написание исследовательского проекта
- При написании исследовательского проекта следует учитывать, что язык и стиль его — научный.
- Научный стиль имеет свои особенности:
- — подчеркнутую, строгую логичность, проявляющуюся в том, что все предложения располагаются в последовательности, соответствующей причинно-следственным связям явлений, а выводы вытекают из фактов, изложенных в тексте;
- — точность, которая достигается тщательным подбором слов, употреблением их в прямом значении, широким использованием терминов;
- — объективность изложения фактов, недопустимость субъективизма и эмоциональности. В языковом плане эти свойства проявляются в том, что в научных текстах не принято использовать эмоционально-оценочную лексику, а вместо местоимения «я «и глаголов в 1-м лице единственного числа чаще употребляются предложения неопределенно-личные (считают, что……), безличные (известно, что……), определенно-личные (рассмотрим проблему…);
- — ясность — умение писать доступно и доходчиво;
- — краткость — умение избежать ненужных повторов, излишней детализации и словесного мусора.
Седьмой этап — оформление исследовательского проекта
- Исследовательская работа оформляется на листах формата А4 с одной стороны.
- Выставляются поля:
- - левое поле - 20 мм
- - правое - 10 мм
- - верхнее - 15 мм
- - нижнее - 15 мм
- Текст работы набирают шрифтом Times New Roman.
- Размер шрифта 14.
- Междустрочный интервал – 1,5 (полуторный).
- Выравнивание текста на странице - по ширине.
- Обязательны абзацные отступы с величиной на усмотрение автора.
- Текст исследовательского проекта должен быть хорошо читаемым и правильно оформленным.
Структура написания проекта
- 1.Титульный лист исследовательской работы
Титульный лист содержит название работы, ФИО автора, класс, учреждение, ФИО научного руководителя.
- 2. Содержание или оглавление исследовательской работы.
- 3. Введение исследовательской работы
Во Введении исследовательской работы обосновывается актуальность выбранной темы (зачем вы взяли для изучения эту тему, чем полезно это изучение), определяются объект, предмет исследования и основные проблемы, формулируется цель и содержание поставленных задач, сообщается, в чем состоит новизна исследования (если имеется).
В этой главе определяются методы исследования, обосновывается теоретическая и практическая значимость (если есть практическая часть) работы.
- 4. Историческая справка по проблеме исследовательской работы (анализ прочитанной литературы)
- 5. Основная часть исследовательской работы -
описание этапов проведения исследования.
- 6. Заключение (краткие выводы по результатам исследовательской работы, оценка полноты решения поставленных задач, сопоставление полученных результатов с гипотезой, подтвердилась ли гипотеза или нет).
В нем последовательно излагаются полученные результаты, определяется их соотношение с общей целью и конкретными задачами, сформулированными во введении, дается самооценка о проделанной работе. В некоторых случаях можно указать пути продолжения исследования темы, а также конкретные задачи, которые предстоит при этом решать.
- 7. Список использованной литературы
После заключения принято помещать список литературы, использованной при выполнении исследовательской работы. Каждый включенный в него источник должен иметь отражение в пояснительной записке. Не следует включать в данный список работы, которые фактически не были использованы.
- 8. Приложения
- (диаграммы, графики, схемы, фотографии, таблицы, карты).
Вспомогательные или дополнительные материалы, которые загромождают основную часть работы, помещают в приложениях. Каждое приложение должно начинаться с нового листа (страницы) с указанием в правом верхнем углу слова «Приложение» и иметь тематический заголовок. При наличии в работе более одного приложения они нумеруются арабскими цифрами (без знака №) и т. д. нумерация страниц, на которых даются приложения, должна быть сквозной и продолжать общую нумерацию основного текста. Связь его с приложениями осуществляется через ссылки, которые употребляются со словом «смотри» (см.), заключаемым вместе с шифром в круглые скобки.