СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Проектная и исследовательская деятельность. Сходство и различие.

Категория: Физика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Выступление на методическом семинаре

Просмотр содержимого документа
«Проектная и исследовательская деятельность. Сходство и различие.»

ГОУ РК «РЦО»

Ухтинский филиал







Методический семинар



«Современные образовательные технологии в учебно-воспитательном процессе.
Проектная технология как фактор повышения качества образовательного процесса»



Исследовательская и проектная деятельность.

Сходство и различие.









Выступление учителя физики Кузнецовой Е.Л.



Ухта 2016

«Мир полон решений,

ищущих свои проблемы»

Р.Эванс.



Основные цели современной системы образования

  • Интеллектуальное и нравственное развитие личности,

  • формирование критического и творческого мышления,

  • умения работать с информацией.

Современная система образования должна быть построена на предоставлении учащимся возможности размышлять, сопоставлять разные точки зрения, разные позиции, формулировать и аргументировать собственную точку зрения, опираясь на знания фактов, законов, закономерностей науки, на собственные наблюдения, свой и чужой опыт.

Исследование и проектирование могут задавать основу современного содержания образования. Нужно понимать, что исследование и проектирование – изначально принципиально разные по сути, направленности, смыслу, содержанию виды деятельности.

По определению

Проект - это "специально организованный учителем и самостоятельно выполняемый детьми комплекс действий, завершающихся созданием продукта, состоящего из объекта труда, изготовленного в процессе проектирования, и его представления в рамках устной или письменной презентации".

Проект – это буквально "брошенный вперед", то есть прототип, прообраз какого-либо объекта, вида деятельности, а проектирование превращается в процесс создания проекта. Таким образом, проект создает то, чего еще нет, он требует всегда иного качества или показывает путь к его получению.

Проектная деятельность - практико-ориентированная деятельность, целью которой является разработка новых, не существующих в практике «объектов».

Исследование понимается преимущественно как процесс выработки новых знаний, один из видов познавательной деятельности человека. Исследовательская деятельность обучающихся — деятельность, связанная с решением учащимися творческой, исследовательской задачи с заранее неизвестным решением

Учебно-исследовательская деятельность – процесс решения учащимися научных и личностных проблем, имеющий своей целью построение субъективно нового знания.

Исследование – бескорыстный поиск истины, а проектирование – решение определённой, ясно осознаваемой задачи.



Краткая схема организации проекта: задумал – спроектировал – осуществил (т.е. получил продукт). В проекте создаётся то, чего нет.

Краткая схема организации исследования (естественнонаучного типа): явление – описание – модель (объяснение). В исследовании обнаруживается то, что уже есть.

По цели

Главная педагогическая цель любого проекта - формирование различных ключевых компетенций, под которыми в современной педагогике понимаются комплексные свойства личности, включающие взаимосвязанные знания, умения, ценности, а также готовность мобилизовать их в необходимой ситуации.

В науке главной целью исследовательской деятельности является производство новых знаний. А в образовании цель исследовательской деятельности — в приобретении учащимся функционального навыка исследования как универсального способа освоения действительности, развитии способности к исследовательскому типу мышления, активизации личностной позиции учащегося в образовательном процессе на основе самостоятельно получаемых знаний, являющихся новыми и личностно значимыми для конкретного учащегося.

Оба вида деятельности в зависимости от цели могут быть подсистемами друг у друга. То есть, в случае реализации проекта в качестве одного из средств будет выступать исследование, а, в случае проведения исследования – одним их средств может быть проектирование.

Алгоритм (см. слайд)

По наличию гипотезы

Исследование подразумевает выдвижение гипотез и теорий, их экспериментальную и теоретическую проверку.

Проекты могут быть и без исследования (творческие, социальные, информационные).

Гипотеза в проекте может быть не всегда, нет исследования в проекте, нет гипотезы.

По этапам исследования

Непременным условием проектной деятельности является наличие заранее выработанных представлений о конечном продукте деятельности и этапов проектирования:

1. выработка концепции,

2. определение целей и задач проекта, доступных и оптимальных ресурсов деятельности,

4. создание плана, программ,

5. организация деятельности по реализации проекта (включая его осмысление и рефлексию результатов деятельности).

Предполагающая наличие основных этапов, характерных для исследования в научной сфере:

постановку проблемы,

изучение теории, посвященной данной проблематике,

подбор методик исследования и практическое овладение ими,

сбор собственного материала,

его анализ и обобщение,

научный комментарий,

собственные выводы

По продукту

Проект – это замысел, план, творчество по плану.

Проектирование может быть представлено как последовательное выполнение серии четко определенных, алгоритмизированных шагов для получения результата.

Проектная деятельность всегда предполагает составление четкого плана проводимых изысканий, требует ясного формулирования и осознания изучаемой проблемы, выработку реальных гипотез, их проверку в соответствии с четким планом и т.п.

Исследование – процесс выработки новых знаний, истинное творчество.

Принципиальное отличие исследования от проектирования состоит в том, что исследование не предполагает создания какого-нибудь заранее планируемого объекта, даже его модели или прототипа. Исследование - это процесс поиска неизвестного, новых знаний, один из видов познавательной деятельности. При этом исследователь не всегда знает, что принесет ему сделанное в ходе исследования

Исследование - поиск истины или неизвестного, а проектирование - решение определенной, ясно осознаваемой задачи.

Исследовательская деятельность изначально должна быть свободной, не регламентированной какими-либо внешними установками, она более гибкая, в ней значительно больше места для импровизации.

Главным результатом исследовательской деятельности является интеллектуальный продукт. Для исследования он самоценен.

Метод же проектов – это способ эффективного выстраивания какого-либо типа деятельности (в т. ч. исследовательской). Таким образом, исследовательская деятельность учащихся может быть организована методом проектов.

Принципиальное отличие проекта от исследования состоит в том, что работа над проектом всегда направлена на разрешение конкретной лично значимой или социально-значимой проблемы, исследование же не предполагает создание какого-либо заранее планируемого объекта. Исследовательская деятельность обучающихся связана с решением творческой, исследовательской задачи с заранее неизвестным решением.

Проект всегда ориентирован на практику. Ученик, реализующий тот или иной проект, решает реальную проблему. Проект можно выполнить, пользуясь готовыми алгоритмами и схемами действий.

Проектирование изначально задает предел, глубину решения проблемы, в то время как исследование допускает бесконечное движение вглубь. Исследовательская деятельность, в отличие от проектирования, значительно более гибкая, в ней больше места для импровизации.

Если бы мы спросили: «А зачем нужно заниматься проектно – исследовательской деятельностью?», то даже и здесь ответы были бы разными.

Зачем нужно учиться делать проекты?

Чтобы потом осуществлять их в жизни; чтобы понимать: хорошая идея сама по себе ещё не решает исход дела, необходимо представлять себе, каков механизм её реализации, как будет выглядеть конечный продукт.

Зачем нужно учиться проводить исследования?

Чтобы поддерживать врожденное любопытство и снабжать его инструментарием, показывающим, что мы можем успешно познавать мир.

Главное отличие рассматриваемых методов заключается в рефлексивной составляющей. Речь идёт об осознании того, какую культурную роль я исполняю в ходе того или иного процесса: исследователя или проектировщика.

Исследование и проектирование способно формировать такие основные качества личности:

  • умение поставить творческую (достойную) цель и подчинить свою деятельность её достижению;

  • умение планировать и самоконтролировать свою деятельность;

  • умение находить и решать проблемы, составляющие основу цели;

  • умение защищать свои убеждения.

Исследование и проект осуществляются в среде неопределённости, именно это и активизирует познавательную деятельность субъекта.

Обучение через исследование и проект личностно ориентировано. Ученик становится субъектом, а не объектом образовательного процесса.

Какую бы мы не выбрали проектно – исследовательскую работы, не должны забывать о критериях оценивания. Они сообщаются заранее. Критерии оценки являются своего рода соглашением о «правилах игры», то есть содержат перечень признаков, по которым будут оцениваться результаты ученических исследований. Критерии оценки являются средством гуманизации образовательного процесса! Понятные и известные критерии помогают думать, творить, выбирать нужный путь.

Организация проектной деятельности через внеклассную работу мною преимущественно ведется по двум направлениям:

Проекты теоретического содержания и практико-ориентированные проекты. В основе исследовательских проектов практической направленности лежит эксперимент, исследование, опыт, которые можно реализовать в стенах школы.

Очевидно, что групповая форма организации проектно-исследовательских работ имеет преимущества:

- в проектной группе формируются навыки сотрудничества;

- в группе проект может быть выполнен наиболее глубоко и разносторонне:

- на каждом этапе работы над проектом, как правило, есть свой ситуативный лидер: лидер-генератор идей, лидер-исследователь, лидер-оформитель продукта, лидер-режиссер презентаций. Т.е. каждый обучающийся, в зависимости от своих сильных сторон, активно включается в работу на определенном этапе;

- в рамках проектной группы могут быть образованы подгруппы, предлагающие различные пути решения проблемы, идеи, точки зрения. Элемент соревнования между ними, как правило, повышает мотивацию участников и положительно влияет на качество выполнения проекта.

Организация проектно-исследовательской деятельности учащихся создает положительные результаты:

у них формируется научное мышление, а не простое накопление знаний. Анализ работ учащихся свидетельствуют о развитии познавательных функций школьников, об их умении критически оценивать различные подходы к решению исследовательских задач, что несомненно будет способствовать успешному дальнейшему обучению.

Мне, как учителю, проектная деятельность видится не только как увлекательная деятельность для учащихся, но и как средство социализации учащихся, как средство развития коммуникативной, познавательной, информационной и социально-трудовой компетентностей.

«Дорога та, что сам искал, вовек не позабудется» Н.Рыленков





































Список литературы.

1. Инновационная сеть развивающего обучения / сост. В.А. Гуружанов. - М. : Эврика, 2003. - 240.

2. Белобородов Н.В. Социальные творческие проекты в школе. М.: Аркти, 2006.

3. Джужук И.И. Метод проектов в контексте личностно-ориентированного образования. Материалы к дидактическому исследованию. – Ростов н/Д.,2005.

4. Бычков А.В. Метод проектов в современной школе. – М., 2000.

5. Селевко Г.К. Педагогические технологии на основе активизации, интенсификации и эффективного управления УВП / Г.К. Селевко.- М.: 2005.- 288 с.

"Исследовательская работа школьников"Ссылка: http://www.issl.dnttm.ru/





7



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!