СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Проектная исследовательская деятельность детей в начальных классах

Нажмите, чтобы узнать подробности

В статье раскрывается эффективность использования проектных и ислледовательских методов обучения в начальных классах,представлена их сравнительная характеристика и некоторые требования к их применению.

Просмотр содержимого документа
«Проектная исследовательская деятельность детей в начальных классах»

Е.Б. Пелевинова

МАОУ СОШ № 1 г. Улан-Удэ


ПРОЕКТНАЯ И ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

ДЕТЕЙ В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ

В статье раскрывается эффективность использования проектных и исследовательских методов обучения в начальных классах, представлена их сравнительная характеристика и некоторые требования к их применению.

«Спорьте, заблуждайтесь, ошибайтесь, но ради бога, размышляйте, и хотя и криво, да сами»

Г.Э. Лессинг



Проектная и исследовательская деятельность способствует формированию ключевых компетентностей учащихся, подготовки их к реальным условиям жизнедеятельности, что выводит процесс обучения и воспитания из стен школы в окружающий мир. У младших школьников не достаточно развиты качества и умения необходимые для такого вида деятельности. Нужна поэтапная работа по обучению этому виду деятельности.

На первом этапе внедрения проектного и исследовательского метода основная роль принадлежит учителю. Первоначально темы предлагаются учителями. В основном они касаются какого-либо теоретического вопроса школьной программы. А целью этой деятельности сначала является углубление знаний по этому вопросу (групповые работы, сообщения). В дальнейшем тематика проектов в основном предлагается самими детьми. Дети младшего школьного возраста по природе своей исследователи и с большим интересом участвуют в различных исследовательских делах.

Успех исследования во многом зависит от его организации. Организуя учебно-исследовательскую деятельность младших школьников, необходимо следовать методологии. Поставленная проблема и обозначенная тема должны быть актуальными для ребенка, исследовательская работа должна выполняться им добровольно и быть обеспечена необходимым оборудованием, средствами и материалами.

Итогом исследовательской работы и главным этапом обучения юного исследователя является выступление на детской конференции. В от отличае «взрослой» конференции здесь необходимо создать «ситуацию успеха» для каждого школьника. Все работы независимо от их качества необходимо похвалить, чтобы у детей возникло желание продолжать исследовательскую деятельность.

Какие могут быть темы исследования? «фантастические» - о несуществующих фантастических объектах и явлениях; «экспериментальные» - предлагающие проведение собственных наблюдений и экспериментов; «теоретические» — предусматривают изучение и обобщение сведений, фактов материалов, содержащихся в различных источниках.

В процессе исследования осуществляется постановка цели, задач и гипотезы. Определить цель исследования - значит ответить на вопрос о том, зачем мы его проводим и какой получим результат.

Задачи исследования уточняют цель. Цель указывает общее направление движения, а задачи описывают основные шаги.

Гипотеза исследования - предложение, догадка ещё не доказанная логически. Обычно гипотезы начинаются со слов «предположим», «допустим», «возможно». Самую главную гипотезу надо поставить на первое место, остальные расположить по степени важности. Довольно часто учителя задают вопрос «чем исследовательская деятельность отличается от проектной деятельности?».

Во-первых, главное отличие проектной и исследовательской деятельности в цели. Цель проектной деятельности - реализация проектного замысла, а целью исследовательской деятельности является выявление сущности явления, истины, открытие новых закономерностей. Оба вида деятельности в зависимости от цели могут быть подсистемами друг у друга. То есть, в случае реализации проекта в качестве одного из средств будет выступать исследование, а, в случае проведения исследования — одним из средств может быть проектирование.

Во-вторых, исследование подразумевает выдвижение гипотез и теорий, их экспериментальную и теоретическую проверку. Проекты могут быть и без исследования (творческие, социальные, информационные). А отсюда вытекает, что гипотеза в проекте может и не быть (нет исследования в проекте - нет гипотезы).

В-третьих, проектная и исследовательская деятельности отличаются своими этапами. Основными этапами проектной деятельности являются:

  • Определение тематического поля и темы проекта, поиск и анализ проблемы, постановка цели проекта, выбор названия проекта;

  • Обсуждение возможных вариантов исследования, сравнение предполагаемых стратегий, выбор способов, сбор и изучение информации, определение формы продукта и требований к продукту, составление плана работы, распределение обязанностей;

  • Выполнение запланированных технологических операций, внесение необходимых изменений;

  • Подготовка и защита презентации;

  • Анализ результатов выполнения проекта, оценка качества выполнения проекта.

Этапы научного исследования:

  • формулирование проблемы, обоснование актуальности выбранной темы.

  • Постановка цели и конкретных задач исследования.

  • Определение объекта и предмета исследования.

  • выбор метода (методики) проведения исследования.

  • Описание процесса исследования.

  • Обсуждение результатов исследования.

  • Формулирование выводов и оценка полученных результатов.

В-четвертых, проект — это замысел, план, творчество по плану. Исследование — процесс выработки новых знаний, истинное творчество. Метод проектов - это способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы, которая должна завершиться вполне реальным, осязаемым практическим результатом.

Если ребёнок участвует в создании проекта, то родители должны знать суть этой проектной деятельности, её этапов, требований к процессу и результату выполнения, чтобы быть готовым к содействию своему ребёнку, если он обратится за помощью. Действия родителей могут быть такими: проявлять заинтересованность; помочь советом, информацией; обеспечение самостоятельности школьников; активное участие на каждом этапе проектной деятельности.

Занятия проектной деятельностью предполагает наличие у школьников определённого набора качеств и умений. Можно выделить важные качества: самостоятельность, инициативность, целеполагание, креативность; умения: исследовательские, социального взаимодействия, оценочные, информационные, презентационные.

Педагоги чаще всего задают себе вопрос, с чего и как начать работу с детьми в направлении исследовательского обучения. В 1 классе основное внимание уделяется развитию умений и навыков проектирования и исследовательской деятельности, привитию интереса к познавательной деятельности, расширению детского кругозора. Одним из действенных направлений является деятельность по развитию мышления ребенка на специальных занятиях.

Каковы же навыки и умения, необходимые в решении исследовательских задач? К ним мы относим умение видеть проблемы; умение задавать вопросы; умение выдвигать гипотезы; умение давать определение понятиям; умение классифицировать; умение наблюдать; умение проводить эксперименты; умение делать выводы и умозаключения; умение структурировать материал; умение доказывать и защищать свои идеи. Умение видеть проблемы – свойства, характеризующие мышление человека. Развивается оно в течение длительного времени в самых разных видах деятельности, и все же для его развития можно подобрать специальные упражнения и методики, которые в значительной мере помогут в решении этой сложной педагогической задаче. Вот некоторые из таких упражнений: «посмотрите на мир другими глазами»; «Составьте рассказ от имени другого человека»; игра «Волшебные превращения» и др. С умением видеть проблемы тесно связано умение наблюдать.

Упражнения на развитие внимания и наблюдательности: «парные картинки, содержащие различия»; «Найди два одинаковых квадрата» и др.

Одним из главных, базовых умений исследователя является умение выдвигать гипотезы, строить предположения. Эти умения можно специально потренировать. Вот простое упражнение: «Выдвините гипотезу, как птицы узнают дорогу на юг?».

Обучая детей делать, предположения, необходимо учить их использовать следующие слова: может быть; предположим; допустим; возможно; что, если... Важным умением для любого исследователя является умение задавать вопросы. Дети очень любят задавать вопросы, а если их от этого систематически не отучать, то они достигают высоких уровней в этом искусстве. Для развития умения задавать вопросы используются разные упражнения: задать вопросы тому, кто изображен; ответить, какие вопросы мог бы задать тебе тот, кто изображен на рисунке; задания, предполагающие исправление чьих-то ошибок, логических, стилистических, фактических и др.

Важным средством развития мышления является формулировка вывода или умозаключения. Для формирования первичных навыков и тренировки умения делать простые аналогии можно воспользоваться такими упражнениями: скажите, на что похожи: узоры на ковре; очертания деревьев за окном; старые автомобили; новые кроссовки. Важно также учитывать, что работать дети могут не только индивидуально, но и в парах, тройках, группах, что очень полезно в плане творческого развития младших школьников. Конечно, использование различных видов упражнений не единственный способ решения задачи. Существуют креативные методы обучения и даже различные типы креативного урока. Но в начальной школе можно применить лишь некоторые из них. На уроках технологии и изобразительного искусства создаем групповые мини проекты. В рамках традиционных учебных занятий используем: проблемное введение в тему урока; постановку цели и задач урока совместно с учащимися; совместное или самостоятельное планирование выполнения практического задания; групповые работы на уроке, в том числе и с ролевым распределением работы в группе; выдвижение идеи (мозговой штурм); обоснованный выбор способа выполнения задания; составление аннотации к прочитанной книге, картотек; поиск дополнительной литературы; подготовку доклада (сообщения); самоанализ и самооценку, рефлексию; поиск альтернативных способов решения проблемы и т.п. Используя материал уроков, особое внимание уделяем развитию приемов логического мышления, навыков устной и письменной речи.



Литература:

  1. Белых С. Л. Мотивация исследовательской деятельности учащихся / С. Л. Белых // Исследовательская работа школьников. — 2006.

  2. Лебедева С. А., Тарасов С. В. Организация исследовательской деятельности в гимназии / С. А. Лебедева, С. В. Тарасов // Практика административной работы в школе. 2003.

  3. Кривобок Е.В., Саранюк О.Ю. Исследовательская деятельность младших школьников Программа, занятия, работы учащихся / Е.В. Кривобок, О.Ю. Саранюк. - Волгоград, 2009.

  4. Савенков А. И.. Исследовательская практика: организация и методика / А.И. Савенков. - 2005.

  5. Савенков А. И. Творческий проект или Как провести самостоятельное исследование / А.И. Савенков. - 1998.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!