СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Проектная мастерская

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Дополнительная общеразвивающая программа

Технической направленности

«Проектная мастерская»

Просмотр содержимого документа
«Проектная мастерская»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №1» п. Пуровск Пуровского района








Дополнительная общеразвивающая программа

Технической направленности

«Проектная мастерская»


Возраст обучающихся: 14-16 лет

Срок реализации (общее количество часов): 1 год (76,5часа)







Автор-составитель:

Ламбина Наталья Леонидовна,

педагог дополнительного образования




 


п. Пуровск

2022-2023

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


1. Пояснительная записка.

Рабочая программа по для 7-9 классов разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, Основной образовательной программой основного общего образования МБОУ «СОШ № 1» п. Пуровск, на основе Учебного пособия для общеобразовательных организаций А.В. Леонтовича, И.А. Смирнова, А.С. Саввичева «Проектная мастерская. 5-9 классы»



Программа реализуется посредством:1). учебного пособия для общеобразовательных организаций «Проектная мастерская. 5-9 классы» - М.: Просвещение, 2020../ А.В. Леонтовича, И.А. Смирнова, А.С. Саввичева «Проектная мастерская. 5-9 классы» - М.: Просвещение, 2020 и Методического пособия С.В. Лозовенко, Т.А. Трушина «Реализация образовательных программ естественнонаучной и технологической направленностей по физике с использованием оборудования центра «Точка роста»», Москва, 2021.


Планируемые результаты изучения учебного курса.


Личностные результаты обучения:


• готовность и способность к саморазвитию, самоопределению;

• способность к обучению и целенаправленной познавательной деятельности;

• способность ставить цели и строить жизненные планы.


Метапредметные результаты:

• планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане;

• учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения;

• осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;

• оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи и задачной области;

• адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;

• различать способ и результат действия.


Предметные результаты:

• осуществлять поиск необходимой информации для выполнения внеучебных заданий с использованием учебной литературы и в открытом информационном пространстве, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), контролируемом пространстве Интернета;

• осуществлять запись (фиксацию) выборочной информации об окружающем мире и о себе самом, в том числе с помощью инструментов ИКТ;

• строить сообщения, проекты в устной и письменной форме;

• проводить сравнение и классификацию по заданным критериям;

• устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;

• строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах.

Обучающийся научится:

• адекватно использовать коммуникативные, прежде всего – речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое сообщение, владеть диалогической формой коммуникации, используя средства и инструменты ИКТ и дистанционного общения;

• допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с точкой зрения обучающегося, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;

• учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

• формулировать собственное мнение и позицию;

• приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;

• задавать вопросы;

• использовать речь для регуляции своего действия;

• адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.


Обучающийся получит возможность научиться:

• учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;

• понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;

• аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;

• задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером;

• осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;

• адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности;

• адекватно использовать речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач.



Критерии оценки учебной деятельности по курсу «Проектная мастерская по физике».

Оценку внеурочной деятельности следует осуществлять комплексно, по нескольким параметрам:

1. Анализ общего состояния внеурочной деятельности:

-      включенность обучающихся в систему внеурочной деятельности;

-      ресурсная обеспеченность процесса функционирования системы внеурочной деятельности обучающихся.

2. Эффективность внеурочной деятельности:

-      личность школьника (на разных ступенях образования данный параметр будет уточняться в зависимости от становления личностных характеристик выпускника («портрета выпускника начальной (основной, средней) школы»);

-      детский коллектив;

-      профессиональная позиция педагога.

3. Продуктивность внеурочной деятельности:

-      уровень достижения ожидаемых результатов;

-      достижения учащихся в выбранных видах внеурочной  деятельности;

-      рост мотивации к внеурочной деятельности.

4. Удовлетворенность участников деятельности ее организацией и результатами.

Критерии и показатели оценки учебных достижений учащихся

В развернутых и коротких устных ответах учащихся, докладах, рефератах, контрольных работах необходимо учитывать:

-глубину усвоения теоретического материала;

-осознанность и самостоятельность использования знаний, логичность изложения материала, умение обобщать, сопоставлять, сравнивать, обосновывать свои взгляды.


Высокий (продуктивный, творческий) / Полное воспроизведение учебного материала с единичными ошибками, владение им на уровне применения в знакомой ситуации. Достаточный (продуктивный)

Средний (репродуктивно-продуктивный / Воспроизведение учебного материала на уровне понимания, наличие несущественных ошибок, применение знаний в знакомой ситуации.

Удовлетворительный (рецептивно-репродуктивный/Неосознанное воспроизведение учебного материала, наличие существенных ошибок

Низкий (рецептивный) / Узнавание объекта изучения, частичное воспроизведение учебного материала.



УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН


п/п

Наименование тем

Теория

Практика

Итого

1

Модуль 1. Исследование и проектирование.

3

1

4

2

Модуль 2. Проблема

1

3

4

3

Модуль 3. Актуальность проблемы

1

3

4

4

Модуль 4. Источники информации. Ссылки и правила цитирования

1

3

4

5

Модуль 5. Тема работы

1

3

4

6

Модуль 6. Объект и предмет работы

1

3

4

7

Модуль 7. Цель работы

1

3

4

8

Модуль 8. Задачи работы

1

3

4

9

Модуль 9. Гипотеза

1

3

4

10

Модуль 10. Методы исследования и проектирования

1

3

4

11

Модуль 11. Планирование работы

1

3

4

12

Модуль 12. Корректировка плана в ходе выполнения работы

1

3

4

13

Модуль 13. Результаты и их обработка

1

3

4

14

Модуль 14. Анализ и обсуждение результатов

1

3

4

15

Модуль 15. Подготовка отчета о работе

1

3

4

16

Модуль 16. Подготовка материала для доклада

2

10

12

17

Модуль 17. Выступление

1,5

3

4,5

ИТОГО

20,5

56

76,5


Календарно-тематическое планирование

Дата

Кол-во часов

Тема занятия

План

Факт



2

В чем разница между исследованием и проектированием.



2

Как строился Суэцкий канал и как было открыто явление радиоактивности



2

Что такое проблема и проблемный вопрос



2

В чем секрет успеха рассказов о Шерлоке Холмсе.



2

Что такое актуальность, или как аргументировать свой интерес к выполняемой работе?



2

М. А. Булгаков и актуальность



2

Источники информации и их достоверность.



2

Википедия, первичные и вторичные источники информации



2

Критерии научного исследования. Отличие темы от проблемы.



2

Чем знаменита группа Deep Purple



2

Объект работы.



2

Предмет исследования.



2

Понятие цели в разных сферах деятельности.



2

Почему Лебедь, Рак и Щука не смогли сдвинуть воз.



2

Как сформулировать задачи для поставленной цели.



2

В чем отличие задач от цели и от методов



2

Зачем нужна гипотеза.



2

Почему в проекте не бывает гипотезы?.



2

Метод исследования или достижения проектной цели



2

Зачем в каждом эксперименте нужен контроль?



2

В чём особенности планирования исследовательской и проектной работ.



2

Почему нужно заранее четко планировать ход выполнения работы.



2

Сложности и корректировка плана



2

Параметры анализа реализации плана работы.



2

Первичные результаты и их достоверность.



2

Что такое эпициклы Птолемея, и что с ними случилось?



2

Анализ экспериментальных данных.



2

Что такое эффект Доплера?



2

Разные жанры представления отчета о выполненной работе



2

Структура статьи или презентации, типичные ошибки.



11

Подготовка материалов к выступлению на конференции



1

Что такое инфографика?



3,5

Кто такие эксперты, или

как наиболее выгодно рассказать о проделанной работе?



1

Итоговое занятие: защита проектов.

ИТОГО

76,5




СОДЕРЖАНИЕ

Модуль 1. Исследование и проектирование.

Сравнительная характеристика исследования и проектирования: сходство и различие. Зачем нужно учиться исследовать и проектировать. История некоторых исследований (строительство Эйфелевой башни, явление радиоактивности). Качества исследователя. Результаты исследования и проектирования.

Модуль 2. Проблема

Понятие «проблема» и «проблемный вопрос». Разница проблем, стоящих перед человечеством, государством, с семьей, и лично перед учащимися. Определение в учебном материале направления, для которых нет готовых решений. Определение разницы между проблемным и повествовательным контекстом.

Модуль 3. Актуальность проблемы

Понятие «актуальности». Различия актуальности в общепринятом смысле и в работе учащегося. Зачем нужно учиться аргументировать свой интерес к выполняемой работе. Определение важности собственной работы, обоснование значимости выполняемой работы.

Модуль 4. Источники информации. Ссылки и правила цитирования

Виды источников информации. Определение степени достоверности источников информации. Первичные и вторичные источники информации. Анализ причин недостоверности информации. Правила оформления ссылок в тексте проектной работы. Правила написания текста из источников. Понятие «плагиат». Программа «Антиплагиат» и ее использование.

Модуль 5. Тема работы

Отличительные особенности темы. Отличия темы от проблемы. Критерии научного познания и темы исследования. Формулирование темы проектной и исследовательской деятельности. Отбор материала по теме и его корректировка в соответствии с требованиями.

Модуль 6. Объект и предмет работы

Зачем в исследовательских и проектных работах нужно выделять объект. Сравнительная характеристика объекта и предмета иссследования. Определение объекта и предмета исследования с работах учащихся.

Модуль 7. Цель работы

Понятие цели в различных сферах деятельности. Почему важно определение цели работы. Оценивание реалистичности целей в самостоятельной проектной или исследовательской деятельности. Формулирование целей работы самим учащимися для своей работы. Определение разницы между целью и темой работы. Определение адекватности и уместности средств достижения цели.

Модуль 8. Задачи работы

Отличие задач от целей и методов. Формулирование задач под цель работы учащегося. Соизмерение задач с доступными ресурсами. Индивидуальная работа с проектами учащихся.

Модуль 9. Гипотеза

Зачем нужная гипотеза и правила ее формулирования. Отличие утверждения от гипотезы. Определение наличия гипотезы и правильности ее формулирования. Определение необходимости гипотезы в исследовательской работе и проекте. Формулирование гипотез к работе учащихся. Требования, предъявляемые к гипотезе. Индивидуальная работа с проектами учащихся.

Модуль 10. Методы исследования и проектирования

Определение метода исследования. Методы исследования в области естественных наук. Методика эксперимента. Цель контроля в эксперименте. Подбор методов, подходящих для достижения целей работы. Влияние разных факторов на данные, полученные с помощью выбранного метода. Соответствие  метода и результата работы. Формирование умения подбирать простой и надежный метод в соответствии с принципом целесообразности. Описание методики выполнения работ учащегося. Индивидуальная работа с проектами учащихся.

Модуль 11. Планирование работы

Особенности планирования исследовательской и проектной работы. Значение правильного планирования выполнения работы. Составление плана для исследовательской работы учащегося. Правильное распределение времени, необходимого для работы. Подбор ресурсов, необходимых для достижения цели. Разница в планировании исследовательской и проектной деятельности. Индивидуальная работа с проектами учащихся.

Модуль 12. Корректировка плана в ходе выполнения работы

Сложности при выполнении проектной и исследовательской работы в соответствии с поставленными целями. Параметры анализа плана реализации проекта или исследования. Выявление трудностей в реализации проекта или исследования. Формирование умения корректировать план выполнения работы. Выявление объекта анализа в ходе выполнения работы. Типичные ошибки при корректировке плана работы. Индивидуальная работа с проектами учащихся.

Модуль 13. Результаты  и их обработка

Первичные результаты и их обработка. Достоверность результатов. Способы фиксации результатов исследования. Дневник наблюдений и его оформление. Статистическая обработка результатов. Методика построения диаграмм и графиков. Пробоотбор и пробоподготовка как важнейший этап анализа. Индивидуальная работа с проектами учащихся.

Модель 14. Анализ и обсуждение результатов

Анализ экспериментальных данных. Учет различных факторов, которые могли повлиять на результаты исследования. Планирование эксперимента. Анализ и обсуждение экспериментальной работы. Выявление сложностей в анализе результатов исследования. Определяющий фактор исследования. Индивидуальная работа с проектами и исследовательскими работами учащихся.

Модель 15. Подготовка отчета о работе

Жанры отчета о проделанной работе. Структура статьи и презентации. Научный стиль изложения, его отличие от публицистического стиля. Написание тезисов работы по заданному плану. Составление аннотации. Подготовка презентации к работе учащихся (индивидуальная работа с проектами учащихся).

Модуль 16. Подготовка материала для доклада

Выполнение презентации. Общие подходы в работе в программе  Power Point. Инфографика. Особенность разных форм предоставления результатов выполненной работы. Стендовый доклад исследовательской и проектной работы. Индивидуальная работа с проектами. Подготовка докладов.

Модуль 17. Выступление

Экспертиза и оценка: сходство и различия. Обязанности экспертов. Выстраивание доклада в соответствии с требованиями конференции. Прогнозирование вопросов экспертов. Вопросы докладчику. Подготовка докладов и предзащита проектов.


Работа над собственным проектом и его защита. Самоанализ качества выполнения практической работы.




МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

Для проведения занятий по курсу используется:

  1. Ноутбуки.

  2. Технологическая лаборатория. (Цифровая лаборатория «ФИЗИКА»-3 шт.)

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ


  1. Учебное пособие для общеобразовательных организаций «Проектная мастерская. 5-9 классы» - М.: Просвещение, 2020../ А.В. Леонтовича, И.А. Смирнова, А.С. Саввичева «Проектная мастерская. 5-9 классы» - М.: Просвещение, 2020

  2. Пособие С.В. Лозовенко, Т.А. Трушина «Реализация образовательных программ естественнонаучной и технологической направленностей по физике с использованием оборудования центра «Точка роста»», Москва, 2021. Официальный Российский сайт WorldSkills [Электронный ресурс]

14


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!