МБОУ «Питишевская СОШ» Аликовского района |
Исследовательская работа по математике |
Математика в профессиях родителей |
Выполнил: ученица 5 класса МБОУ «Питишевская СОШ» Петрова Валерия Руководитель: учитель математики Лукина Е.Ф. |
д. Питишево- 2022г.
Содержание
стр.
Введение…………………………………………………………………1
II. Математика в профессиях……………………………………………...2
2.1Задачи, которые заставляет решать профессия…………………..7
III.Заключение……………………………………………………………..13
IV.Список литературы……………………………………………………14
V. Приложения……………………………………………………………..15
Введение
Чтоб водить корабли,
Чтобы в небо взлететь,
Надо многое знать,
Надо много уметь.
И при этом, и при этом,
Вы заметьте-ка,
Очень важная наука
А-риф-ме-ти-ка!
Так поется в детской песенке. Математика - царица наук. Математика - гимнастика ума. С этими мудрыми высказываниями мы знакомы с детства. Нам часто говорят, математика нужна всем людям на свете. Без математики человек не сможет решать, мерить и считать. Без математики невозможно построить дом, сосчитать деньги в кармане, измерить расстояние.
Если бы человек не знал математики, он бы не смог изобрести самолёт и автомобиль, стиральную машину и холодильник, телевизор и компьютер, а также наши любимые компьютерные игры. А, действительно, так ли важна математика в жизни человека? Ведь часто можно услышать высказывания типа: вот работает мой папа на заводе - он что, там задачки решает?
Чтобы ответить на этот вопрос я и привела это исследование.
Цель исследования:
Доказать, необходимость изучения математики для овладения любой профессией
Задачи исследования:
•изучить в каких профессиях математические знания более востребованы;
•отобрать задачи, связанные с различными профессиями. Узнать, какие математические задачи решают в профессиональной деятельности наши родители
•доказать важность владения математическими знаниями, обеспечивающими успешность, благополучие в профессиональной деятельности
Объект исследования: математика в профессиях.
Гипотеза: математика необходима людям любой профессии.
Методы исследования:
•поиск информации о профессиях из различных источников;
•опрос учеников, родителей, учителей и статистическая обработка данных;
•работа с задачами из школьного курса;
•наблюдения;
Математика в профессиях.
Математика – один из наиболее важных школьных предметов. Она имеет большое значение в связи с ростом науки и технического прогресса.
Но мы не всегда хотим в школе учить математику, считая, что она в будущем нам не пригодится. Часто можно услышать от одноклассников: «Да не нужна мне эта математика.. Вот вырасту, пойду работать… , а там математика не нужна!». Это мнение ошибочно, ведь на данный момент профессии, связанные с математикой, широко распространены. И это я попытаюсь доказать в своей работе.
Не каждый из нас, учеников, знает, какую профессию он приобретет в будущем. Но кем бы мы ни стали, какую бы профессию не выбрали можно с уверенностью сказать, повторяя слова М.В. Ломоносова, что «математику уж затем учить надо, что она ум в порядок приводит». Ведь не существует профессий, в которых не применялись бы математические знания, приобретенные в школе.
Я рассмотрела историю возникновения математики и у меня возник вопрос: «Как часто мы пользуемся математикой и в каких профессиях нам нужна математика?»
Чтобы получить ответы на мои вопросы, я провела анкетирование среди родителей моих одноклассников. Я исследовала следующие показатели:
1.Нравилась ли вам математика в школе?
2.Пользуетесь ли вы математикой в повседневной жизни?
3. Если ваш ответ да, то в чем конкретно вы используете математику?
4.Связана ли ваша специальность с математикой?
5.Если да, то в чем конкретно ваша профессия связана с математикой?
В моем анкетировании приняли участие 15 родителей моих одноклассников, братья, сестра, работающие в различных сферах деятельности.
Среди опрошенных - люди таких профессий, как: инженер, учитель, бухгалтер, парикмахер, водитель-экспедитор, продавец, охранник, фармацевт, строитель, предприниматель, почтальон, повар.
После анкетирования, я получила следующие данные:
- 65 % родителей нравилась математика в школе;
- 43 % родителей считают, что их профессия связана с математикой;
- 100 % родителей используют математику в повседневной жизни
- 70 % используют математику в своей профессии
А вот на вопрос в чем конкретно используется математика получила следующие ответы:
- планирование семейного бюджета (квартплата, ремонт квартиры, поход в магазин);
- расчет нужного количества ингредиентов для приготовления пищи и консервирования овощей.
- работа на огороде (расчёт размеров и количества грядок, расчёт рассады и семян по разным сортам на грядке, покупка нужного садового инвентаря, распределение пленки на парник).
На вопрос в чем конкретно применяются математика в их профессии получила следующие ответы:
Инженер - они работают в самых разных областях. Их работа необходима в сфере автотранспорта, авиации, строительства, на промышленных предприятиях, в научных центрах. Математика в профессии инженера важна при составлении чертежей.
Бухгалтер -это специалист, в обязанности которого входит документальное ведение финансово-хозяйственного учета предприятия. Также бухгалтеры занимаются начислением заработной платы, подготовкой и сдачей отчетов в налоговую инспекцию и фонды. Математика важна для подсчета и ведения финансово-хозяйственного учета
Строитель- круг профессий, задействованных в строительстве, довольно широкий. Здесь можно встретить как руководителей, так и исполнителей. Главным в строительном деле считается директор, у него есть заместители, помогающие в управлении процессом. Математика необходима для смешивания и приготовления нужных растворов и для расчета покупки строительных материалов.
Фармацевт- готовит лекарства, а для этого он должен уметь рассчитывать дозы того или иного лекарственного компонента, точно производить взвешивания ингредиентов. Ведь от того, насколько правильно приготовлено лекарство, зависит жизнь человека.
Таким образом, можно сделать вывод, что существует ряд профессий, которым математика нужна в «чистом» виде. Это: инженер, бухгалтер, строитель, фармацевт, продавец, токарь и многие другие профессии. Им необходимо умение вычислять, пользоваться различными формулами и т.д.
А есть ряд профессий, которым, на первый взгляд, математика совсем не нужна, например: милиционерам, врачам, художнику, повару, спортсмену и т. д. Но, если более внимательно изучить эти профессии, то окажется, что математика необходима людям любой профессии.
Эколог. Эколог - сотрудник, в обязанности которого входит влиять словом или делом на сохранность природы, создавать экологические программы, которые смогли бы минимизировать пагубное влияние на природу от работы предприятия. Он исследует источники загрязнения окружающей среды, разрабатывает методы контроля, производит оценку (расчеты) воздействия вредных выбросов на атмосферу, почву, водные объекты.
Повар. Математика повару нужна для калькуляции блюда, расчета калорийности порции, времени приготовления блюда, расчета дневной нормы питания в процентах, объёма посуды. Надо уметь решать задачи для нахождения площадей и объёмов. Для этой профессии важны задачи на проценты.
Кондитер — это профессиональный повар, создающий кондитерские изделия, десерты, и другую запечённую еду. Кондитер занимается приготовлением различных видов теста, начинок, кремов по заданной рецептуре, выпекает и украшает продукцию. Помимо этого, кондитер обязан знать сроки и условия хранения ингредиентов и готовых продуктов. Также нужно учитывать, что масса готового изделия всегда больше массы использованной для изготовления изделия муки. Отношение разности массы выпеченного изделия и взятой при его замесе муки к массе муки называют припёком. Его - то и надо уметь высчитать, в зависимости от качества муки. А также хороший специалист умеет высчитать количество продуктов для получения конечного продукта и их количества. Математика в этой профессии играет ведущую роль.
Врач — лицо, посвящающее свои знания и умения предупреждению и лечению заболеваний, сохранению и укреплению здоровья человека. Врачу конечно нужна математика, как он без нее будет просчитывать, сколько нужно лекарства, когда лучше сделать операцию, и т.д. Кроме того, высококвалифицированный врач, например хирург, работает со сложной медицинской техникой, читает различные графики состояния больного (ЭКГ).
Математика и медицина часто требуют одних и тех же приемов: прежде всего - это наблюдения, анализ, диагностика, неоднократная проверка полученных результатов. Внимание, терпение и настойчивость, - вот качества, необходимые врачу и математику.
Парикмахер, парикмахер-стилист — специалист в области создания стиля человека с помощью причёски.
Геометрия стрижки. Это понятие включает стрижку контрольной полосы с параметрами, основные из которых — это угол оттяжки пряди волос, длина прядей и угол среза. Также надо правильно развести краску для волос, соблюдая указания инструкции.
Психолог — это специалист, который занимается изучением проявлений, способов и форм организации психических явлений личности в различных областях человеческой деятельности для решения научно-исследовательских и прикладных задач, а также с целью оказания психологической помощи, поддержки и сопровождения.
«В области психологии математика необходима для проведения научных исследований. Каждый психолог проводит математическую обработку данных (считает, сравнивает), для того, чтобы подтвердить свою гипотезу. Без знания математики психолог не может сделать выводы об изучаемой проблеме».
Художник. Художнику необходимы основы стереометрии, хорошо развитое пространственное воображение, которое развивается на уроках геометрии.
Тренер. Хороший спортсмен, как правило, становится тренером, и в его работе, на первый взгляд, нет места математике. Однако, каждый тренер задается вопросом: как выбрать оптимальную тактику на игру в зависимости от предматчевого расклада шансов? Укрепить ли оборону за счет ослабления атаки, или, наоборот? Ведь все это «чисто» математические задачи. И если бы тренер знал вероятности успеха, при том или ином способе действий, он бы, как мне кажется, более осознанно принимал свои решения, и сбросив с себя груз размышлений о том, что делать, смог бы более качественно продумать как делать!
Массажист так называется специалист, владеющий искусством профессионально массажа. Приблизительно около 450 мышц, прикрепленных симметрично к костям, сокращаясь, способствуют движению нашего тела. «Массаж - не гадание на кофейной гуще. Массаж - это точная наука, это математика тела». И.Нусинович.
Например: точечный массаж, нужно знать конкретно, сколько и где расположены те или иные точки, сколько по времени на них можно воздействовать. Рассчитать курс массажа.
На свете существует много профессий, обо всех рассказать невозможно, но я убедилась, во всех профессиях знанием математики необходимо.
Задачи, которые заставляет решать профессия.
Практическую часть работы мы выполняли всем классом. Мы провели анкетирование своих родителей, а потом составили задачи по результатам беседы.
В результате оказалось, что всем нашим папам и мамам в работе и в жизни так или иначе приходится постоянно сталкиваться с математикой.
Задачи оказались очень интересными. Мы все дружно их потом решали.
1.Задача швеи.
Задача. В куске 252 метра материи. Из 7/12 куска сшили бронежилеты. Сколько метров материи осталось?
Решение. 252:12*7=147(м) израсходовали на жилеты. 2) 252-147=105(м) ткани осталось в куске.
Ответ. 105 м материи осталось
2.Задача швеи индивидуального пошива.
Задача. Чтобы сшить платье необходимо 2,1м ткани. Заказчица принесла отрез ткани, 2/3 части которого составляет платье. Сколько метров ткани принесла заказчица?
Решение. 2,1:2*3=3,15(м) принесла заказчица.
Ответ. 3,15 м было в куске.
3.Задача водителя.
Задача. От Пскова до Великих Лук 275 км Папа ехал 1,5 часа со скоростью 90км\ч. Потом он сделал остановку на 30 минут, затем поехал дальше со скоростью 80 км/ч. Сколько всего ему потребовалось времени, чтобы приехать домой в Великие Луки?
Решение.
1)90*1,5=135(км) проехал до остановки.
2)275-135=140(км) осталось проехать.
3)140:80= 1,75(ч) затратил на остальной путь.
4) 1,5+0,5+1,75=3,75(ч) потребовалось на всю поездку.
Ответ. 3,75 часа.
4. Задача слесаря-сборщика.
Задача. За два рабочих дня мама собирает 320 распределительных коробок для сигнализации, что составляет 2/5 нормы всей рабочей недели. Сколько коробок должна собрать мама по плану за 5 рабочих дней?
Решение. 1) 320:2*5= 800 (шт.) распределительных коробок надо собрать по плану.
Ответ. 800 штук коробок по плану.
5.Задача, пап, который часто ездит в Москву в командировку
Задача. Водителю необходимо преодолеть путь из города Великие Луки до Москвы, протяженность этого пути 470 км. Машина расходует 10 литров бензина на 100 км. Сколько потребуется бензина для преодоления пути в Москву и обратно? Чему равна стоимость этой поездки, если 1л бензина стоит 32 рубля?
Решение. 1)470*2=940 (км) весь путь
2)940:100*10=94(л) бензина потребуется.
3) 94*32=3008 (руб.) стоимость поездки.
Ответ. 3008 рублей
6.Задача машиниста-копра. Он забивает сваи для строительства домов. Работа машиниста копра - филигранное искусство. Только представьте, какой точностью движений, глазомером и знанием техники надо обладать, чтобы вывести на цель многотонную конструкцию, а затем «забить» ее точно вертикально в грунт.
Задача. Машинисту копра по плану в неделю надо забить 30 свай. В день он забивает 1/5 от плана. Сколько свай в день он забивает?
Решение.
1)30:5*1=6 (шт.) свай забивает ежедневно.
Ответ. 6 свай в день.
7.Задача экскаваторщика. Экскаваторщик – это рабочий, который управляет экскаватором. Среди рабочих профессий работа экскаваторщиком отличается высокой квалификацией, так как нужно хорошо знать устройство машины и уметь управлять разными моделями этой техники. Кроме того, необходимы знания о свойствах и особенностях различных грунтов для выбора нужного режима работы.
Задача. Для строительства дома экскаваторщику надо выкопать котлован длиной 20 м, шириной 15 м, глубиной 1 м. На погрузку и вывоз земли затрачивается 15 минут. При этом самосвал берет 10 м3 грунта. За какое время будет выкопан котлован?
Решение.
1)20*15*1= 300 (м3) объем котлована.
2)300:10=30 (шт.) машин потребуется для вывоза грунта.
3)30*15= 450 (мин) потребуется для всей работы.
Ответ: 450 минут или 7,5 часа.
8.Задача слесаря. Он производит ремонт узлов, агрегатов и оборудования тепловозов. Он должен хорошо знать физику, уметь считать. Составлять дефектные ведомости на ремонт.
Задача. Папа наметил отремонтировать 12 тепловозов, а отремонтировал 7/6 этого количества. На сколько процентов он перевыполнил план?
Решение.
12:6*7=14 (шт.) тепловозов отремонтировал
14-12=2 (шт.) отремонтировал больше.
2:14*100=14,3(%) отремонтировал больше.
Ответ: на 14,3 % перевыполнил план
9.Задача путешественника.
Задача. Стоимость билетов до Москвы для двух детей и троих взрослых составила 4243 рубля. Сколько стоит билет для одного ребенка, если взрослый билет стоит 1061 рубль?
Решение.
1061*3=3183 (руб.) стоимость взрослых билетов на поезд.
4243-3183= 1060 (руб.) стоят детские билеты.
1060:2=530 (руб.) стоит детский билет до Москвы.
Ответ: 530 руб. стоит детский билет.
10. Задача кассира в столовой
Задача. В столовой 20 столов с четырьмя стульями для каждого стола. В четверг все столы заняты. В среднем каждый посетитель сделал заказ на 250 рублей. Сколько рублей составит доход столовой в четверг за обед?
Решение:
1)20*4=80(чел)-придёт в столовую в четверг.
2) 250*80=20000(руб.) доход столовой.
Ответ: 20 тыс. рублей составит доход столовой в четверг.
11.Задача дальнобойщика.
Задача. В первую поездку он проехал 250 км, во вторую поезду в 2 раза больше ,чем в первую, но на 30 км меньше, чем в третью. Сколько километров он проехал за три поездки?
Решение:
1)250*2=500(км)-во вторую поездку
2)500+30=530(км)-в третью поездку
3)500+530+250=1280(км)
Ответ: за три поездки он проехал 1280 км.
12. Задача продавца.
Задача. В магазин привезли 450 единиц товара: юбок было 100, брюк меньше на 15 единиц , чем рубашек, а рубашек на 30 единиц больше , чем юбок, а остальные галстуки. Сколько привезли галстуков?
Решение:
1)30+100=130(ед)-рубашек
2)130-15=115(ед)-брюк
3)130+115+100=345(ед)-рубашек, брюк, юбок вместе
4)450-345=105(ед)-галстуков
Ответ: галстуков было 105 единиц.
13. Задача экономиста – бухгалтера.
Задача. Какой будет заработная плата после повышения ее на 30 %, если до повышения она составляла 8760 руб. и с работника берётся подоходный налог 13%.
Решение :
1) 100%+30%=130% -новая зарплата
2) 130%=1,3
8760 · 1,3=11388(р)- чистая зарплата
3)100%-13%=87%-составит зарплата, после вычета подоходного налога
4) 87%=0,87
11388 · 0,87=9907,56(р) получит работник на руки.
Ответ : 9907,56 р.
14. Задача врача.
Задача. Врач прописывает больному курс лекарства, которое нужно пить по 0,5г три раза в день в течение трёх недель. В одной упаковке содержится 10 таблеток по 0,5г. Какого наименьшего количества упаковок хватит на весь курс?
Решение:
1) 0,5·3·21=31,5(г) - лекарства нужно для лечения
2) 10·0,5=5(г) - масса 1 упаковки.
3)31,5:5=6,3 (упаковок)
Ответ : 7 упаковок
15.Задача автолюбителя.
Задача. Наша семья имеет автомобиль. За месяц папа проехал 3000 км. Стоимость бензина в Великих Луках 34,5 рубля за литр. Средний расход бензина на 100км составляет 7 л Сколько рублей потратил папа на бензин за этот месяц?
Решение.
1)3000:100*7=210(л) бензина израсходовал за месяц.
2)34,5*210=7245 (руб.) израсходовал за месяц.
Ответ:7245 рублей за месяцАвтор: Моисеева Влада
16.Задача секретаря.
Задача В пачке 500 листов формата А4. За неделю в офисе расходуются 1800 листов. Какое наименьшее количество пачек бумаги нужно купить в офис на 6 недель? Решение. 1)1800*6=10800(лис.)-бумаги на 6 недель
2)10800/500=21,6(пач.)-бумаги
Ответ:22 пачки бумаги нужно купить на 6 недель.
17. Каждый день всем приходится ходить в магазин, а там без математики ни шагу.
Задача. У мамы было 850 рублей. В одном магазине она потратила 440 рублей, а в другом в 2 раза меньше. Сколько рублей осталось у мамы?
Решение.
1).440:2=220 (руб.) потратила во втором магазине
2)440+220=660 (руб.) израсходовала мама.
3) 850-660=190(руб.) осталось у мамы.
Ответ; 190 рублей осталось у мамы. Автор: Александров Александр
18. Задача работника театра.
Задача. В нашем драматическом театре 405 мест. На спектакль в первую неделю было продано 4/9 всех билетов, во вторую 3/5 остатка. Сколько билетов осталось продать на спектакль?
Решение.
1) 405:9*4= 180(б) было продано за первую неделю.
2) 405-180=225(б) осталось в кассе после первой недели.
3) 225:5*3=135 (б) продали за вторую неделю.
4) 225-135= 90(б) осталось в кассе. Ответ: 90 билетов осталось в кассе.
III. Заключение
Работая над этим проектом, я поняла, что математика пригодится нам не только в профессии, а, практически, во всей нашей будущей жизни. Каждому человеку в своей жизни приходится выполнять достаточно сложные расчеты, пользоваться вычислительной техникой, находить и применять нужные формулы, владеть приемами геометрических измерений, читать информацию, представленную в виде таблиц, диаграмм, графиков, составлять несложные алгоритмы.
Изучение математики развивает логическое мышление, приучает человека к точности, к умению видеть главное, сообщает необходимые сведения для понимания сложных задач, возникающих в различных областях деятельности современного человека, в данном случае в выборе будущей профессии. Я считаю, что в современном мире математика очень нужна, пожалуй, как никогда раньше. Ведь нас со всех сторон окружают компьютеры, цифры. Мир входит в новую эпоху - эпоху цифр. Мы неразрывно связаны с математикой. Нам надо встать утром в определённое время, а это цифры — математика. Маленькому ребёнку нужно посчитать кубики, и даже это — математика. Без математики не движется прогресс, без неё мы не смогли бы сделать даже маленькое дело. Не каждый, разумеется, может и должен стать математиком, но математика в жизни нужна будет каждому.
Изучая различные источники, я более подробно познакомилась с профессиями.
В результате проведённого исследования наша гипотеза подтвердилась: людям различных профессий необходимо знание математики. Для того, чтобы овладеть той или иной профессией необходимо изучать математику в школе.
Работу по составлению задач мы продолжим, а составленные оформим в свой первый задачник по математике 5 класса.
Наука в школе есть одна.
Во всех профессиях нужна
Учителям, врачам и поварам.
Бухгалтерам, певцам и продавцам.
Всем математика важна.
Царица всех наук она.
И пусть пора сейчас настала,
Компьютер знает наш немало.
Но, если сам всё будешь знать,
Успешным в жизни можешь стать.
IV.Список литературы
Я познаю мир: Детская энциклопедия: Математика / Авт. - сост. А.П. Савин и др. - М.: АСТ, 2007. - 480с.
Википедия. http://enc-dic.com/enc_big/Professija-48627.html
3)Серия книг «Выбери профессию» : 2011 ,Издательство: КноРус
4). Шпорер З. Ох, эта математика! – М.: педагогика, 1985.
5). Энциклопедический словарь юного математика / cост. Савин А.П. – М.:
2.http://portfolio.1 september.ru/worr.php.?id=586528
6) http://www.ozhegov.org/ онлайн - версии толкового словаря С.Ожегова
7) http://www.moeobrazovanie.ru/
Приложение 1
Анкета для родителей.
Какому учебному предмету отдавали предпочтение, когда учились в школе?
2) Знания каких учебных предметов вы применяете в повседневной жизни?
3) Кто Вы по профессии?
Нужна ли математика в Вашей профессии?
Анкета для учащихся.
В опросе приняли участие 10 учащихся из 5 класса
1) Кем хочешь стать в будущем?
2) Нужна ли математика школьникам при выборе этой профессии?
3) Любимые предметы в школе.
4) Нужна ли математика в любой профессии?
Да- Нет- Не знаю-