СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Проектная работа "Экология, Вода" в подготовительной группе

Нажмите, чтобы узнать подробности

Что такое экология? Экология – это наука о взаимоотношениях живых организмов между собой и окружающей средой. С латинского языка экология переводиться как «наука о доме». Планета Земля – наш общий дом, каждый человек, живущий в нём, должен заботливо и бережно относиться к нему, сохраняя все его ценности и богатства.

Просмотр содержимого документа
«Проектная работа "Экология, Вода" в подготовительной группе»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад №1 «Солнышко» с. Верхние Киги МР Кигинский район РБ.













Проектная работа «Экология .Вода»

в подготовительной группе







Выполнила: Минниханова Гульназ Идвартовна

Воспитатель МБДОУ детский сад №1

«Солнышко» с. Верхние Киги МР

Кигинский район РБ












с. В-Киги, 2018 год

Говорят, она везде!

         В луже, в море, в океане

             И в водопроводном кране,

        Как сосулька, замерзает,

         В лес туманом заползает,

Ледником в горах зовётся,

Лентой серебристой вьётся,

Мы привыкли, что вода

Наша спутница всегда.

      Без нее нам не умыться,

         Не наесться, не напиться!

   Смею вам я доложить:

      Без нее нам не прожить.

Н. Рыжова




Вода — основа жизни на Земле,
Она необходима всем вокруг:
Растениям, животным, человеку,
Расходуй ее бережно, мой друг!

Актуальность

Что такое экология? Экология – это наука о взаимоотношениях живых организмов между собой и окружающей средой. С латинского языка экология переводиться как «наука о доме». Планета Земля – наш общий дом, каждый человек, живущий в нём, должен заботливо и бережно относиться к нему, сохраняя все его ценности и богатства.

Главная задача экологического воспитания – это воспитание в детях доброты и человечности, бережного обращения к природе, к людям, к самому себе, видения прекрасного, воспитание чувства ответственности, в первую очередь, за собственное поведение и поступки.

Обостренное внимание мирового сообщества к экологическим проблемам, от решения которых зависит будущее человечества, да и каждого человека в отдельности, стало причиной, побудившей нас формировать у дошкольников представление о мире, значении воды в жизни человека, об их взаимосвязи и взаимозависимости.

Свой проект я назвала «Экология воды». Целью разработки стало обучение, но не механическое запоминание и воспроизведение ребенком изученного материала, а понимание, осмысление, умение объяснить свою позицию и видение гармонии природы с чистотой водного пространства. Научив ребенка просто закрывать за собой кран, не донеся до него смысла необходимости, не раскрыв всей проблемы, воспитаем аккуратного, но бессердечного человека.

Выбрала тему исследования: «Бережное отношение к воде».

Наметила направления в работе с детьми: виды воды, её функции, характеристику, а также влияние воды, как на живую природу, так и на неживую. Изюминка моего проекта в том, что мы с детьми не решали глобальные экологические проблемы, как спасти мир, а постарались решить хотя бы одну, но не менее важную для их окружающего мира – бережное отношение к воде.

Цель: сформировать у дошкольников элементарные экологические знания и представления, навык бережного отношения к воде; развивать любознательность, логическое и диалектическое мышление и поведение через организацию поисково - познавательной деятельности, в процессе углубления и расширения знаний у детей о воде и ее свойствах, формировать экологическую культуру, бережное отношение к природе. Формировать человека нового типа с новым экологическим мышлением, способного осознавать последствия своих действий по отношению к окружающей среде и умеющего жить в относительной гармонии с природой.


Задачи:

Расширять и углублять знания и представления ребенка об окружающем мире, в том числе о воде.

Развивать познавательные умения через экспериментальную деятельность.

Учить накапливать опыт гуманного отношения к растениям и живым существам.

 Дать детям представление о свойствах воды, о ее формах и видах (родники, реки, моря, озера, океаны, осадки и т.д.).
 Дать представления о роли воды в жизни человека и живых организмов.
Познакомить с круговоротом воды в природе.
 Уточнить представления об основных источниках загрязнения воды, его последствиях, мероприятиях  по предотвращению загрязнения.
Формировать навыки наблюдения и экспериментирования в процессе поисково-познавательной деятельности.

Развивать речь, воображение, мышление, умение анализировать, сравнивать.

Формировать навыки работы в коллективе, умение и желание согласовывать свои желания, взгляды, предложения с другими детьми.

Воспитывать бережное отношение к воде – как основному природному ресурсу.
Развивать экологическую культуру.

Вид проекта: познавательно-исследовательский

По предметной области: Познание

По составу – групповой

По продолжительности  краткосрочный (2 недельный)  

Участники проекта – воспитанники старшего дошкольного возраста, воспитатели, родители.


Предполагаемый результат проекта:

Дети: Сформированная мотивация детей на природоохранную деятельность, первоначальных навыков экологически грамотного и безопасного поведения в природе;

Развитие социально-значимых качеств личности.

Ответственное отношение детей к окружающей среде.

Развитие у детей инициативы, сообразительности, самостоятельности.

Дети будут иметь достаточно представлений о воде.

Дети будут не только уметь называть свойства воды, но и уметь на опытах их доказывать

Понимание взаимосвязи воды и всего живого на Земле

Научатся бережному и экономному отношению к воде – как источнику жизни.





 Родители:

Активные и заинтересованные участники проекта, ориентированы на развитие у ребёнка потребности к познанию, общению со взрослыми через совместные игры.



Формы обучения:

  • Занятия

  • Экскурсии

  • Проведение акций

  • Продуктивная деятельность – экспериментирование, рисование, видение дневников наблюдений

  • Чтение художественной литературы, театрализованная деятельность

  • Наблюдения в уголке природы, на прогулке.

  • Целевые прогулки на природе

  • Игры: подвижные, дидактические, настольные

  • Разные формы бесед: по иллюстрациям, по вопросам, о прочитанном и т.д.

  • Организация труда в уголке природы, на участке детского сада

  • Экспериментирование, поисковая деятельность на интересующие вопросы

  • Работа с календарем природы, дневники наблюдения.

  • Наблюдения:

  •  За  «огородом» на подоконнике, уход за комнатными цветами.

  • Наблюдения на прогулках за  тающим снегом, капелью.

  • Заучивание стихотворений, отгадывание загадок

  • Физ.минутки, дидактические и подвижные игры, пальчиковые игры

  • Информационные листы для родителей

План реализации проекта:

  1. Подготовительный этап проекта:

Создание экспериментальной лаборатории в группе;

рассматривание плакатов, связанных с объектом неживой природы -

водой;

подбор подвижных и речевых игр;

составление конспектов тематических занятий по разным разделам

программы;

составление и создание опытов, экспериментов с водой.

Закружилась наша маленькая экологическая карусель. А с чего начать? Начали с самого простого, но столь важного – жизнь зародилась в воде. Не имея лаборатории и специального оборудования как это объяснить детям, чтобы они поняли. Ведь недаром в одной мудрой китайской пословице говориться: «Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать – и я пойму». Это стало нашим девизом, основой, на которой была построена вся наша деятельность.

На помощь пришли игрушки-инкубаторы: положили яйцо в воду, понаблюдали, что с ним происходит. Это и стало нашим первым наблюдением. Цель которого: дать детям преставление о том, как зарождалась жизнь, определить место воды в данном процессе.

Учили вести дневник наблюдений, зарисовывая увиденные изменения, делать вывод о происходящем. Воспитывали у детей силу воли к длительному наблюдению

За несколько дней мы вырастили маленькое чудо в банке, что вызвало огромный интерес детей к тому, как жизнь зарождалась в воде. Встал новый вопрос: Какая она? Где ее начало? Дети искали ответы самостоятельно, включая воображение, мышление, память.

  1. Основной этап

Цель: закрепление и углубление знаний о воде.



Тема: «Роль воды в появлении жизни на Земле».

Задачи: Дать детям представление о том, что планета Земля - это огромный мир. Большая часть земли  покрыта водой, (океанами и морями).

Вода - источник жизни. Воспитывать бережное отношение к природе.

Тема: «Где мы встречаем воду и какая она».

Задачи:  Дать представление о некоторых видах природных водоёмов, рек, морей, озер. Уточнить знания детей о местонахождении воды в природе и быту. Понятие, что в водоемах вода бывает разной тем­пературы, в зависимости от температуры воды в водоёмах жи­вут разные растения и животные.

Тема: «Свойства и формы воды».

Задачи:   Ознакомить детей со свойствами: не имеет запаха и цвета, почему течет. Учить детей последовательно излагать свой мысли, правильно строить свою речь, обогатить словарный запас.

Совершенствовать представления о жидком, твёрдом, газообразном состоянии воды.

Тема: «Круговорот воды в природе»

Задачи: Познакомить детей с круговоротом воды в природе, объяснить причину выпадения осадков в виде дождя и снега; расширить представления детей о значении воды для жизни человека, развивать социальные навыки у детей, умение работать в группе, договариваться, доказывать правильность своего мнения.

Тема: «Вода в жизни животных».

Задачи: Показать значение воды в жизни живой природы. Используя модели закрепить знания детей о воде, как средство обитания некоторых животных.

Тема: «Вода в жизни человека».

Задачи: Расширить знания, что вода необходима для поддерживания жизни и обеспечения человека. Рассказать об использовании воды, о том, что воду нужно беречь. Дать представление как «путешествует» вода, прежде чем попадет к нам в дом. Формировать привычку бережно и разумно использовать воду.

Тема: «Берегите воду»

Задачи: Помочь детям понять: как загрязнение водоёмов влияет на жизнь птиц, рыб и других обитателей. Прививать бережное отношение к воде.









Беседа:  Просмотр документального фильма ВВС «Планета земля», «Перстная вода», «Великая тайна воды».

Рассматривания с детьми воды на глобусе, географической карте.  

Беседа:  Вода прозрачная и не имеет собственной формы. В состав воды входит  кислород.

Беседа: Просмотр документального фильма «Путешествие капельки».

Беседа: «Вода у нас дома», «Сколько человеку нужно воды», «Кому нужна вода». «Зачем человеку нужна вода?», «А еще кому нужна вода?», «Что было бы, если бы с земли ушла вода?».

Опыты: «Мыльные пузыри».

Опыты: «У воды нет вкуса и запаха», «Прозрачная вода», «Пар тоже вода», «Вода без формы», « Вода бывает холодной, теплой, горячей», «Как убедиться что вода прозрачная».

Опыты: «Очищение воды», «Растворяется, не растворяется», «Где вода быстрее замерзает?», «Получим талую воду».

Чтение художественной литературы:  Приключение в капле воды. С.Ю. Афонькин р.н. сказка «Снегурочка. Заучивание стихотворения Н. В. Нуркеновой «Туман».

Чтение художественной литературы:  Загадки и стихи. Н.А. Некрасов «Дед Мазай и зайцы»

Чтение художественной литературы:   Рассказ Н. Носова «Горка».

Чтение художественной литературы:   А.С.Пушкин «Золотая рыбка», Х.Андерсен «Русалочка». Лиман Муур «Крошка Енот и тот, кто сидит в пруду»

Рассматривание картин

И. Айвазовский «9 Вал», «Черное море»

В. Васнецов «Аленушка»И. Левитан «Озеро»

Игры: « Море волнуется раз».

Игры: «Круги на воде»

Игры: «Тонет, не тонет».  

Игры: «Сравнение льда и снега: что быстрее тает».

Игры: «Ходят капельки по кругу»,  «Зима, холод, снег», «Круговорот, как я его понимаю».

Художественное творчество:  «Кувшин с водой».   

Художественное творчество: Х.К. Андерсен «Снежная королева».

 Художественное творчество:   коллективная работа – аппликация «Снежинки». Наблюдения за природными явлениями, связанными  с водой (изморозь, иней, сосульки, капель, ручейки и т.д.). «Сосульки на крыше» 

Заучивание стихотворения Ф.Тютчева.      

Музыка:  Слушанье: шум прибоя, шуршание ручья, шум дождя.  «Все мы моряки» М. Л. Лядовой, Сл. М. Садовского Диск  «Добро пожаловать в экологию», библиотека программы «Детство».

Танец «Снежинки»

Конструирование Морские животные, водоплавающие птицы (из геометрических фигур на плоскости) Оригами: рыбка, лодочка, лебеди, лягушка, стаканчик для воды

Музыка: Поем А. Верицева «Синяя вода».

Музыка: «Солнечная капель» м. С. Соснина, сл. И. Вахрушевой

Художественное творчество:  Рассматривание иллюстраций с изображением реки, озера, моря, предметных картинок с сюжетами использования воды. Составление памятки «Правила поведения на воде». Коллективная работа «Озера, реки и моря».

Составление кроссвордов, ребусов.

Музыка:  Разучивание песни «Капитошка».

Игры: «Чей кораблик доплывет быстрее?», «Четвертый лишний».

















Исследовательский этап

Цель: формировать элементарные исследовательские навыки и умения у дошкольников

Исследовательский этап включает в себя:

  • Наблюдения

  • Опыты и эксперименты

  • Игры и игровые обучающие ситуации

Подтверждение свойств воды:

  • Текучесть, прозрачность, отсутствие вкуса и запаха.

  • Растворимость веществ в воде.

  • Три состояния воды: жидкое, твердое, газообразное

  • Как сделать воду чистой?

  • Надо ли беречь воду?

Проблемные вопросы:

  • Можем ли мы 1 день обойтись без воды?

  • Как вода попадает в дом?

  • Почему растениям нужна вода?

Творческие задания:

  • Создание экологических плакатов

  • Экологическая акция «Береги воду»

Цель: сформировать у дошкольников первоначальные сведения о рациональном использовании природных ресурсов на примере бережного использования воды в быту.

Экспериментально – исследовательская деятельность. Свойства воды:

1. Вода – это жидкость.

2. Вода – не имеет вкуса, принимает вкус растворённого вещества (сахар, соль).

3. Вода – не имеет запаха.

4. Вода – не имеет цвета.

5. Вода – не имеет формы.

6. Струя воды может двигать предметы (вращает колесо мельницы)

7. Превращение воды в пар и пара в капельки воды (круговорот воды) «Ходит капелька по кругу» - этот опыт помог понять детям, как происходит круговорот воды в природе и какие факторы на это влияют. Для этого эксперимента были сделаны две «колбы» и помещены в разные условия – на подоконник и рядом с батареей.

8. «Образование родников» был проведен следующим образом: в импровизированную модель земной коры – прозрачный сосуд поместили на дно – глину, далее песок, землю и дерн. Проделали с боков сосуда отверстия. Влили воду и дети увидели, как вода, пройдя дерн, землю и песок, не смогла пройти через глину и стала искать себе выход, вытекла сквозь отверстия. Так в природе образуются родники

9. Наблюдение за свойствами снега

10. Изготовление цветных льдинок.

Изготовление плакатов

«Круговорот воды в природе»

«Где используют воду в д/c?»



Работа с родителями:

Совместная экскурсия детей и родителей на водоем.

Работа детей и родителей с дневниками наблюдений.

Совместные экологические праздники и театрализованные представления.

Создание газет с семейными историями.

Оформление уголка для родителей - информационная копилка: «Вода вокруг нас».

Выставка детских работ.

Конкурс детского творчества «Для чего нужна вода?»

Консультации для родителей

«Эксперимент в детском саду»

«Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников».

«Развитие исследовательских навыков дошкольника»

Заключительный этап проекта.

Подведение итогов работы над проектом.



Список литературы

1 Воронкевич О.А. «Добро пожаловать в экологию»! Перспективный план работы по формированию экологической культуры у детей дошкольного возраста (текст)-СПб.:-«Детство-Пресс», 2010-496с., ил.- Прил:1 электрон .опт. диск (Библиотека программы «Детство»)

2 Коломина И.В. Занятия по экологии в детском саду-М.:ТЦ Сфера, 2008-144

3 Кравченко И.В.,Долгова Т.Л. Прогулки в детском саду, Методическое пособие/Под ред. Г.М.Киселевой, Л.Н. Понаморёвой. М.,ТЦ Сфера, 2008,-176

4 Листок на ладони: Методическое пособие по проведению экскурсий с целью экологического и эстетического воспитания дошкольников.\Под ред. Л.М.Маневцевой: СПб Детство-ПРЕСС,2003-112 стр.

5. «Юный эколог» С.Н. Николаева.
6. «Экологические занятия с детьми 6-7 лет».
7. «Беседы о природных явлениях и объектах» Т.А. Шорыгина.
8. Использование ИКТ и интернет ресурсы: «Приборы метеоролога», «Природные явления», «Образование облаков и осадков», «На что похоже облако?»














Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!