СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Проектная работа «Кто он – учитель будущего?»

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

данный проект расчитан на 5-11 классы на вовлечение в совершенствование процесса обучения

Просмотр содержимого документа
«Проектная работа «Кто он – учитель будущего?»»

Проектная работа

«Кто он – учитель будущего?»

















Проект «Кто он – учитель будущего?»


Название темы проекта

Кто он – учитель будущего?

Краткое содержание проекта

Данный проект рассчитан на учащихся 5-11 классов, а также учителей. В течение длительного отрезка времени проводится теоретическая часть проекта, которая включает сбор мнений учеников и учителей на указанную тематику. Таким образом, проект рассчитан на вовлечение в совершенствование процесса школьного обучения не только учителей школы, но и учеников. Как непосредственных объектов обучения.

Раздел

Внеклассная работа, работа на уроке

Класс(ы)

5-11

Приметная продолжительность проекта

6 месяцев – несколько лет

Материалы и ресурсы, необходимые для проекта

Анкета участника проекта, координатор, ПК, эссе учителей и учеников, проекционная система, интернет

Актуальность проекта


В содержании рассматриваются различные точки зрения педагогов, ученых на проблему творческого саморазвития будущего учителя.

Вхождение России в международное образовательное пространство требует подготовки конкурентноспособных специалистов на современном рынке образовательных услуг, ответственных, творческих, свободно владеющих своей профессией, способного к эффективной работе.

В настоящее время в России на смену устаревшей учебно-дисциплинарной модели образования приходит личностно-ориентированная модель, сущностью которой является подход к личности обучающихся как полноценным партнерам в условиях сотрудничества.

Перед государством и обществом стоит сложная задача совершенствовать систему, характер, содержание и методы образования, подготовку педагогических кадров, стандарты образования и способы оценки их результативности, обеспечить высокий социальный и экономический статус педагога, «выращивать» новые формы практики.

Оценка достижений будущего учителя должна основываться не столько на результатах экзаменов, сколько на изучении его деятельности в течение определенного периода.

При этом важно не выяснение того, какую массу фактов он сумел запомнить, а насколько развиты его склонности и способности рассуждать, критически мыслить, находить правильное решение, применять знания на практике, переносить известные ему способы действий в новые для него условия, ситуации и открывать новые способы деятельности.

Вместо дидактически рационализированной модели утверждается новая экзистенционально - гуманистическая модель образовывающегося и саморазвивающегося человека, активно реализующего творческий потенциал и профессиональное мастерство.

Исходя из современных реалий и требований нашего общества, ведущей задачей профессионально-педагогической подготовки будущих учителей следует считать формирование и развитие личности учителя, обладающего творческой индивидуальностью.

Творчество будущего учителя предполагает комплексное и вариативное использование им всей совокупности основных теоретических и практических умений, видение проблемы в педагогических явлениях, понимание ребенка, готовность встать на его позицию, способность к педагогической рефлексии, к критической оценке самого себя в различных планируемых и спонтанно возникающих педагогических ситуациях.

Обществу сегодня нужен специалист, не только имеющий функциональную готовность к профессиональной деятельности, но и сформированный как творческая личность.

Работая над проектом, учащиеся будут развивать навыки, которые являются ключевыми в обучении и воспитании XXI века: навыки совместной работы, навыки критического мышления (анализ, синтез, постановка проблемы, оценка), навыки рефлексии и саморефлексии, навыки работы с источниками (справочной литературой, лекциями, интернет-источниками). Проект обладает уникальным набором межпредметных связей – это и связь с русским языком и литературой, историей, математикой, географией и др.

Основа проекта


Цель

Создания условий для совместного решения учителей и учеников проблем перехода от старых принципов обучения к новым.

Задачи

- определить видение учеников и учителей данной проблемы;

- систематизировать полученные данные и выявить ход дальнейшей работы;

- применить групповые формы работы с участием только учеников, учеников и учителей в одной команде, а также только учителей;

- применить полученные данные на практике с учетом особенностей контингента учащихся и учителей.

- создать образ учителя будущего

Предполагаемый результат

Каждый шаг проекта – это шаг на пути к обновленному процессу обучения, где будут учитываться мнение и учителей и учеников. Предполагается, что в результате выполнения проекта и учитель и ученики будут самосовершенствоваться совместно, а не по отдельности, что создает известные трудности в процессе обучения. Также ожидается составление портрета учителя будущего и школы будущего, как места, где он будет работать.

Работа над проектом


В ходе первого этапа учитель предлагает ученикам и учителям высказаться на обозначенную тему. Для учащихся средней ступени образования ввиду физиологических особенностей предлагается написать только пожелания и рекомендации. Для учеников 10-11 классов – написание эссе на указанную тему. Учителям предлагается выполнить оба типа работ. Для плодотворного сотрудничества учителей и учащихся предполагается выполнять работу координатора совместно с выбранными учащимися.

I этап

II этап

III этап

Теоретический

Анализ и систематизация собранного материала

Практический

задания

  • Подготовить учащихся и учителей к предстоящим заданиям (объяснить значимость и требования к выполнению)


  • Сбор мнений и эссе учащихся и учителей

  • Обозначение собственного видения проблемы


  • Анализ мнений и поиск общего и различного в них;

  • Поиск оригинальных мыслей и мнений по указанной тематике;

  • Поиск различий между мышлением учащихся и учителей;

  • Вычленение наиболее важных пунктов для учителя будущего у учеников и у учителей;


  • Опубликовать в школьной газете результаты исследования;

  • редактировать подготовленные материалы;

  • в последующих выпусках газеты публиковать задачи для совершенствования для учителей и учащихся;

  • организовать открытый допуск для пожеланий и рекомендаций;

  • представить итог работы администрации школы;

  • обсудить неточности и недостатки представленного материала;

  • внести одобренные коррективы в итоговую работу



результат работы

  • статистика собранных материалов;

  • подсчет принявших участие в проекте:

  • список вопросов для рассмотрения, уточнения, дополнения и т.п.

  • статистические данные;

  • рейтинг пожеланий учителей и учащихся отдельно и совместный;


  • колонка в школьной газете;

  • презентация;

  • выступление с сообщениями на школьных собраниях и учительских педсоветах;


Первые результаты работы


Класс/Учитель

Самые интересные мысли

5 класс

«Я считаю, что в школе должны работать учителя, которые любят свою профессию»

«Нужно использовать презентации для лучшего усвоения знаний»

«Нужно открывать в школе как можно больше кружков и привлекать туда учеников»

6 класс

«Учитель будущего - это человек, учащий не только своему предмету, а жизни в целом; это человек, который опираясь на свой, а не на придуманный опыт, показывает, как лучше поступить или какое решение принять, учитель - особенно в начальных классах - это образец и пример для подражания; учитель - это источник культуры и толерантности...»

7 класс

«Учитель должен проводить как можно больше конкурсов, чтобы ученикам было интересно и весело учиться»

«Нужно чтобы учитель понимал ученика, а ученик - учителя»

«Если б я была педагогом,

Я бы не была очень строгой!

Отменила б, как нагрузку,

Математику и русский!

Ввела бы я урок веселья,

День прикола, День безделья!»

8 класс

«У нас в школе ключевая фигура – учитель, а главное действующее лицо – ученик. Учитель должен развивать и поддерживать талантливых детей, хорошо знать свой предмет.

Мы хотим найти себя в будущем, стать самостоятельными, творческими и уверенными в себе людьми и нам помогают в этом наши учителя».

9 класс

«Как и во все времена, учитель будет не только досконально знать свой предмет, но и очень сильно любить его. По моему мнению, это позволит ему раскрыть и передать всю суть данного урока, поможет школьникам открыть дверь в новый неизведанный мир, полный чудес и тайн, понять всю важность предмета, даже разгадать некоторые его загадки и найти ответ на интересующие вопросы.

         Нет сомнений, что в будущем будут компьютеры, ещё «круче» современных. Уже сегодня они стали неотъемлемой частью нашей жизни и постоянными помощниками  не только учителей, но и работников других сфер деятельности. Ведь раньше о них мы могли только мечтать. Конечно же, с помощью этого чуда техники учителя будут показывать совершенно иной мир и то, чего не сможешь увидеть в обычной повседневной жизни.

         А как вы думаете, должен ли учитель дружить с книгами, или же ему хватит только того, что он умеет обращаться с компьютерами и добывать нужную ему информацию в Интернете? По-моему, книги – наши самые лучшие друзья, и ничто, даже компьютеры, никогда, ни за что не могут заменить их. Поэтому учителя будущего должны будут учить школьников не только работать на компьютерах, но и знакомить с таинственным миром книг, понимать основные идеи и мысли автора, почувствовать, с каким настроением он сочинял, и, конечно же, развивать интеллект школьника.

         По-моему, самыми главными качествами учителя будущего, как и сегодня, должны быть терпение и труд. Ведь сколько стараний и сил нужно, чтобы из маленьких, непослушных озорников выросли вдумчивые, стремящиеся к своей цели молодые люди! Не зря же говорят: «Терпение и труд всё перетрут». Их хлопоты, я думаю, и старания не пропадут зря».

11 класс

«Нельзя говорить о возвращении «старой» школы. По моему мнению, до той поры, пока в школах применяли телесные наказания (а в некоторых школах США они применяются и по сей день), нормальных отношений между учителем и учеником не могло быть. Отношения строились по принципу начальник – подчиненный, и не все могли привыкнуть к такому формату общения. В наше время такое неприемлемо и негуманно.

Когда школа, благодаря реформам государства, стала массовой, а образование почти обязательным критерием для нормальной, достойной жизни, школу обвинили в том, что она пагубно влияет на людей, губит уникальные личности учеников. Такие обвинения публикуются в СМИ и сейчас.

Является ли школа жерновом, ломающим индивидуальность?

Конечно, невозможно чтобы учитель осуществлял полностью индивидуальный подход к ученику, когда в классе двадцать пять – тридцать человек, да и я считаю, что это не нужно. Чтобы всем ученикам на уроке было интересно, учитель должен в первую очередь готовиться к своему уроку.

Наверное, для учителя достаточно нелегко просто и доходчиво рассказать о таких сложных вещах, как многоступенчатые химические реакции, законы термодинамики, а особенно тяжело сделать это в обстановке, когда на уроке ученики заняты отнюдь не тем, чего ждет от них учитель.

Первой отличительной особенностью учителя будущего должна быть его собственная осведомленность, его собственная тяга к знаниям, желание и умение доходчиво объяснить и, если требуется, терпеливо повторить материал. Учителем будущего не может быть человек, сам плохо разбирающийся в предмете.

Вместе с тем, это не может быть и ученый, занятый научной деятельностью, но не умеющий объяснять так, чтобы его поняли ученики школы, еще не имеющие высшего образования.

Сейчас на помощь современному учителю, да и учителю будущего, я уверен, приходит современная техника. Компьютер и проектор, да и простой телевизор, с грамотно подобранным интересным материалом, способны привлечь намного больше внимания со стороны учеников, чем обычный рассказ.

Современный учитель, я уверен, часто сталкивается с безразличием со стороны учеников. И не каждый может это преодолеть. Для того, чтобы привлекать внимание людей длительное время, нужно быть умелым оратором, уметь интересно рассказывать.

Третье качество, которым должен обладать учитель будущего – это уметь работать с современной техникой: от компьютера до мобильного телефона. Это, конечно, не обязательный критерий, но все-таки в век тотального технического прогресса, когда компьютеры рассчитывают буквально каждую минуту человеческой жизни, управляют сложнейшими по своему строению механизмами, самолетами и автомобилями, учитель, не должен отставать от прогресса, чтобы не быть в глазах своих учеников «мракобесом».

Обладая тремя перечисленными качествами, учитель вполне сможет отлично общаться с учениками на понятном им языке».