Проектная работа
«Кто он – учитель будущего?»
Проект «Кто он – учитель будущего?»
Название темы проекта
Кто он – учитель будущего?
Краткое содержание проекта
Данный проект рассчитан на учащихся 5-11 классов, а также учителей. В течение длительного отрезка времени проводится теоретическая часть проекта, которая включает сбор мнений учеников и учителей на указанную тематику. Таким образом, проект рассчитан на вовлечение в совершенствование процесса школьного обучения не только учителей школы, но и учеников. Как непосредственных объектов обучения.
Раздел
Внеклассная работа, работа на уроке
Класс(ы)
5-11
Приметная продолжительность проекта
6 месяцев – несколько лет
Материалы и ресурсы, необходимые для проекта
Анкета участника проекта, координатор, ПК, эссе учителей и учеников, проекционная система, интернет
Актуальность проекта
В содержании рассматриваются различные точки зрения педагогов, ученых на проблему творческого саморазвития будущего учителя.
Вхождение России в международное образовательное пространство требует подготовки конкурентноспособных специалистов на современном рынке образовательных услуг, ответственных, творческих, свободно владеющих своей профессией, способного к эффективной работе.
В настоящее время в России на смену устаревшей учебно-дисциплинарной модели образования приходит личностно-ориентированная модель, сущностью которой является подход к личности обучающихся как полноценным партнерам в условиях сотрудничества.
Перед государством и обществом стоит сложная задача совершенствовать систему, характер, содержание и методы образования, подготовку педагогических кадров, стандарты образования и способы оценки их результативности, обеспечить высокий социальный и экономический статус педагога, «выращивать» новые формы практики.
Оценка достижений будущего учителя должна основываться не столько на результатах экзаменов, сколько на изучении его деятельности в течение определенного периода.
При этом важно не выяснение того, какую массу фактов он сумел запомнить, а насколько развиты его склонности и способности рассуждать, критически мыслить, находить правильное решение, применять знания на практике, переносить известные ему способы действий в новые для него условия, ситуации и открывать новые способы деятельности.
Вместо дидактически рационализированной модели утверждается новая экзистенционально - гуманистическая модель образовывающегося и саморазвивающегося человека, активно реализующего творческий потенциал и профессиональное мастерство.
Исходя из современных реалий и требований нашего общества, ведущей задачей профессионально-педагогической подготовки будущих учителей следует считать формирование и развитие личности учителя, обладающего творческой индивидуальностью.
Творчество будущего учителя предполагает комплексное и вариативное использование им всей совокупности основных теоретических и практических умений, видение проблемы в педагогических явлениях, понимание ребенка, готовность встать на его позицию, способность к педагогической рефлексии, к критической оценке самого себя в различных планируемых и спонтанно возникающих педагогических ситуациях.
Обществу сегодня нужен специалист, не только имеющий функциональную готовность к профессиональной деятельности, но и сформированный как творческая личность.
Работая над проектом, учащиеся будут развивать навыки, которые являются ключевыми в обучении и воспитании XXI века: навыки совместной работы, навыки критического мышления (анализ, синтез, постановка проблемы, оценка), навыки рефлексии и саморефлексии, навыки работы с источниками (справочной литературой, лекциями, интернет-источниками). Проект обладает уникальным набором межпредметных связей – это и связь с русским языком и литературой, историей, математикой, географией и др.
Основа проекта
Цель
Создания условий для совместного решения учителей и учеников проблем перехода от старых принципов обучения к новым.
Задачи
- определить видение учеников и учителей данной проблемы;
- систематизировать полученные данные и выявить ход дальнейшей работы;
- применить групповые формы работы с участием только учеников, учеников и учителей в одной команде, а также только учителей;
- применить полученные данные на практике с учетом особенностей контингента учащихся и учителей.
- создать образ учителя будущего
Предполагаемый результат
Каждый шаг проекта – это шаг на пути к обновленному процессу обучения, где будут учитываться мнение и учителей и учеников. Предполагается, что в результате выполнения проекта и учитель и ученики будут самосовершенствоваться совместно, а не по отдельности, что создает известные трудности в процессе обучения. Также ожидается составление портрета учителя будущего и школы будущего, как места, где он будет работать.
Работа над проектом
В ходе первого этапа учитель предлагает ученикам и учителям высказаться на обозначенную тему. Для учащихся средней ступени образования ввиду физиологических особенностей предлагается написать только пожелания и рекомендации. Для учеников 10-11 классов – написание эссе на указанную тему. Учителям предлагается выполнить оба типа работ. Для плодотворного сотрудничества учителей и учащихся предполагается выполнять работу координатора совместно с выбранными учащимися.
I этап
II этап
III этап
Теоретический
Анализ и систематизация собранного материала
Практический
задания
Анализ мнений и поиск общего и различного в них;
Поиск оригинальных мыслей и мнений по указанной тематике;
Поиск различий между мышлением учащихся и учителей;
Вычленение наиболее важных пунктов для учителя будущего у учеников и у учителей;
Опубликовать в школьной газете результаты исследования;
редактировать подготовленные материалы;
в последующих выпусках газеты публиковать задачи для совершенствования для учителей и учащихся;
организовать открытый допуск для пожеланий и рекомендаций;
представить итог работы администрации школы;
обсудить неточности и недостатки представленного материала;
внести одобренные коррективы в итоговую работу
результат работы
статистика собранных материалов;
подсчет принявших участие в проекте:
список вопросов для рассмотрения, уточнения, дополнения и т.п.
Первые результаты работы
Класс/Учитель
Самые интересные мысли
5 класс
«Я считаю, что в школе должны работать учителя, которые любят свою профессию»
«Нужно использовать презентации для лучшего усвоения знаний»
«Нужно открывать в школе как можно больше кружков и привлекать туда учеников»
6 класс
«Учитель будущего - это человек, учащий не только своему предмету, а жизни в целом; это человек, который опираясь на свой, а не на придуманный опыт, показывает, как лучше поступить или какое решение принять, учитель - особенно в начальных классах - это образец и пример для подражания; учитель - это источник культуры и толерантности...»
7 класс
«Учитель должен проводить как можно больше конкурсов, чтобы ученикам было интересно и весело учиться»
«Нужно чтобы учитель понимал ученика, а ученик - учителя»
«Если б я была педагогом,
Я бы не была очень строгой!
Отменила б, как нагрузку,
Математику и русский!
Ввела бы я урок веселья,
День прикола, День безделья!»
8 класс
«У нас в школе ключевая фигура – учитель, а главное действующее лицо – ученик. Учитель должен развивать и поддерживать талантливых детей, хорошо знать свой предмет.
Мы хотим найти себя в будущем, стать самостоятельными, творческими и уверенными в себе людьми и нам помогают в этом наши учителя».
9 класс
«Как и во все времена, учитель будет не только досконально знать свой предмет, но и очень сильно любить его. По моему мнению, это позволит ему раскрыть и передать всю суть данного урока, поможет школьникам открыть дверь в новый неизведанный мир, полный чудес и тайн, понять всю важность предмета, даже разгадать некоторые его загадки и найти ответ на интересующие вопросы.
Нет сомнений, что в будущем будут компьютеры, ещё «круче» современных. Уже сегодня они стали неотъемлемой частью нашей жизни и постоянными помощниками не только учителей, но и работников других сфер деятельности. Ведь раньше о них мы могли только мечтать. Конечно же, с помощью этого чуда техники учителя будут показывать совершенно иной мир и то, чего не сможешь увидеть в обычной повседневной жизни.
А как вы думаете, должен ли учитель дружить с книгами, или же ему хватит только того, что он умеет обращаться с компьютерами и добывать нужную ему информацию в Интернете? По-моему, книги – наши самые лучшие друзья, и ничто, даже компьютеры, никогда, ни за что не могут заменить их. Поэтому учителя будущего должны будут учить школьников не только работать на компьютерах, но и знакомить с таинственным миром книг, понимать основные идеи и мысли автора, почувствовать, с каким настроением он сочинял, и, конечно же, развивать интеллект школьника.
По-моему, самыми главными качествами учителя будущего, как и сегодня, должны быть терпение и труд. Ведь сколько стараний и сил нужно, чтобы из маленьких, непослушных озорников выросли вдумчивые, стремящиеся к своей цели молодые люди! Не зря же говорят: «Терпение и труд всё перетрут». Их хлопоты, я думаю, и старания не пропадут зря».
11 класс
«Нельзя говорить о возвращении «старой» школы. По моему мнению, до той поры, пока в школах применяли телесные наказания (а в некоторых школах США они применяются и по сей день), нормальных отношений между учителем и учеником не могло быть. Отношения строились по принципу начальник – подчиненный, и не все могли привыкнуть к такому формату общения. В наше время такое неприемлемо и негуманно.
Когда школа, благодаря реформам государства, стала массовой, а образование почти обязательным критерием для нормальной, достойной жизни, школу обвинили в том, что она пагубно влияет на людей, губит уникальные личности учеников. Такие обвинения публикуются в СМИ и сейчас.
Является ли школа жерновом, ломающим индивидуальность?
Конечно, невозможно чтобы учитель осуществлял полностью индивидуальный подход к ученику, когда в классе двадцать пять – тридцать человек, да и я считаю, что это не нужно. Чтобы всем ученикам на уроке было интересно, учитель должен в первую очередь готовиться к своему уроку.
Наверное, для учителя достаточно нелегко просто и доходчиво рассказать о таких сложных вещах, как многоступенчатые химические реакции, законы термодинамики, а особенно тяжело сделать это в обстановке, когда на уроке ученики заняты отнюдь не тем, чего ждет от них учитель.
Первой отличительной особенностью учителя будущего должна быть его собственная осведомленность, его собственная тяга к знаниям, желание и умение доходчиво объяснить и, если требуется, терпеливо повторить материал. Учителем будущего не может быть человек, сам плохо разбирающийся в предмете.
Вместе с тем, это не может быть и ученый, занятый научной деятельностью, но не умеющий объяснять так, чтобы его поняли ученики школы, еще не имеющие высшего образования.
Сейчас на помощь современному учителю, да и учителю будущего, я уверен, приходит современная техника. Компьютер и проектор, да и простой телевизор, с грамотно подобранным интересным материалом, способны привлечь намного больше внимания со стороны учеников, чем обычный рассказ.
Современный учитель, я уверен, часто сталкивается с безразличием со стороны учеников. И не каждый может это преодолеть. Для того, чтобы привлекать внимание людей длительное время, нужно быть умелым оратором, уметь интересно рассказывать.
Третье качество, которым должен обладать учитель будущего – это уметь работать с современной техникой: от компьютера до мобильного телефона. Это, конечно, не обязательный критерий, но все-таки в век тотального технического прогресса, когда компьютеры рассчитывают буквально каждую минуту человеческой жизни, управляют сложнейшими по своему строению механизмами, самолетами и автомобилями, учитель, не должен отставать от прогресса, чтобы не быть в глазах своих учеников «мракобесом».
Обладая тремя перечисленными качествами, учитель вполне сможет отлично общаться с учениками на понятном им языке».