Проектная работа на уроках английского языка
Сегодня в мировой образовательной практике ведущими являются деятельностный, личностно ориентированный и компетентностный подходы, поэтому важным становится не наличие у ребенка определенного багажа знаний, личных качеств и способностей, но и способность применять те или иные компетентности в жизни.
Главной целью обучения иностранному языку в современной школе является развитие личности школьника, способного использовать иностранный язык как средство общения в диалоге культур.
Думаю, практического результата обученности иностранному языку можно достичь прежде всего в процессе личностно-коммуникативного обучения, которое предусматривает решение задач, связанных с образованием, воспитанием и развитием личности.
На протяжении всего обучения иностранному языку формируется и коммуникативная компетенция, составляющими которой являются: лингвистическая, социологическая, дискурсивная, стратегическая, социальная и социокультурная компетенции.
При планировании уроков необходимо соблюдать все перечисленные принципы и условия, необходимые для формирования коммуникативной компетенции учащихся:
* Постоянная речевая практика учащихся.
* " Обусловленность" в определенной степени всех упражнений.
* Использование коммуникативного ценного материала.
* Постоянная активизация речемыслительной активности учащихся.
* Речевой характер урока.
Для формирования коммуникативной компетентности учащихся на уроках английского языка учителя ищут лучшие методы и средства обучения. Среди них одним из самых приоритетных для учителей иностранного языка является инновационный метод проектов. Хотя, с другой стороны, проектная работа не является новой методологией в обучении учащихся, в частности английского языка.
Метод проектов успешно и достаточно активно развивается, так как позволяет рационально сочетать теоретические знания с их практическим применением для решения конкретных проблем в совместной деятельности школьников.
Уже много десятилетий учителя европейских стран и США практикуют проектную деятельность с учениками, как на уроках, так и во внеклассной деятельности.
В России мы еще не имеем достаточного опыта в этой работе, но учителя, которые постоянно находятся в творческом поиске, обязательно приходят к проектной методике. Ибо обновленному обществу нужны люди, которые могут самостоятельно мыслить, способные к самореализации. Выпускнику школы необходимо решать реальные задачи в противоречивых и сложных условиях современного бытия. Поэтому и главной целью учителя становится формирование ключевых компетенций ученика, поскольку именно приобретение жизненно важных компетентностей может помочь человеку ориентироваться в современном обществе, способствует формированию у него способности быстро реагировать на запросы времени.
На современном этапе метод проектов считают основной технологией формирования компетентностей учащихся, в том числе и коммуникативных компетентностей, которая позволяет использовать наименьшие затраты ресурсов, создать в учебном процессе условия деятельности, максимально приближенные к реальным. Метод проектов предусматривает сочетание технологии создания образовательных ситуаций, в которых ученик ставит и решает собственные задачи, с технологией сопровождения самостоятельной деятельности ученика. Метод проектов является эффективным, поскольку стимулирует практическую проектную деятельность школьников и позволяет формировать весь набор компетентностей.
Педагогическая технология "Метод проектов" содержит в себе совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов, творческих по своей сути, потому что технологию можно рассматривать как способствующую творческому развитию учащихся. Проектная методика использует принципы рефлексии, партнерство, неординарность, креативность, толерантность.
Метод проектов решает многие педагогические задачи:
* Развивает творческую мысль и навыки работы с источниками информации, Навыки общения, помогает решить проблемы и практически сориентированных учеников, которым нелегко обнаружить себя на уроках, а реализуя проекты, они проявляют самые разнообразные способности.
* Метод проектов является той средой, в которой учащиеся приобретают силы, уверенность, а ситуация успеха может стать отправной точкой дальнейшего осознанного роста.
* Опыт проектной деятельности пригодится учащимся не только в их самообразовании и самореализации, но и в жизни в целом.
Что же такое проект? Существует ряд определений среди которых:
Проект-это целевой акт деятельности, в основе которого лежат интересы ученика.
Проект-это большая работа направленная на проработку конкретной темы и решение проблемы, но содержание и презентацию проекта определяют сами учащиеся.
Проект-форма построения целенаправленной деятельности.
А. Моисеев
Проект-это замысел, план, прообраз определенного объекта; совокупность документов и расчетов. Необходимых для его создания.
Советский энциклопедический словарь
Проект-последовательность взаимосвязанных событий, которые происходят в течение установленного ограниченного промежутка времени и направлены на достижение неповторимого и одновременно определенного результата. Ф. Бегьюли
Проект-это комплекс поисковых, исследовательских, графических, и других видов работ, выполненных с целью практического или теоретического решения значимой проблемы.
Е. Полат
Проект-это задуманный план действий.
Толковый словарь русского языка
Проектом (от латинского слова projectus – выброшенный вперед) называют реалистический замысел желаемого будущего.
Л. Переверзев
Проект-это идея, которой субъект распоряжается как своим мнением. Проект как проблема означает ситуацию творчества, в которой человек перестает быть владельцем идеи, чтобы получить шанс наткнуться на что-то новое, удивиться. Обнаружить его в своем творчестве. Энциклопедический словарь
Проект-совокупность определенных действий, документов, предварительных тестов; замысел для создания реального объекта, предмета, создания разного рода творческих, теоретических продуктов. Е. Полат
Учебный проект-это форма организации занятий, которая предусматривает комплексный характер деятельности всех его участников по получению образовательной продукции за определенный промежуток времени. (по А. Хуторскому)
УП-это совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность учащихся-партнеров, имеющая общую цель, согласованные методы, средства деятельности, направленная на достижение общего результата по решению общей проблемы, которая имеет значимость для участников проекта.
(по М. Бухаркиной)
Проектная деятельность - одна из самых популярных форм организации работы с учащимися, обеспечивающая достижение указанной цели.
Проект на уроках иностранного языка можно определить как комплекс действий, который специально организован учителем, самостоятельно выполняется детьми и завершается созданием продукта, предусматривающего устную презентацию. Метод проектов ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся — индивидуальную, парную, групповую.
Каждый проект нуждается в интегрированных знаниях и умениях. Проекты можно классифицировать по разным признакам, например:
* поисковые, творческие, информативные, исследовательские, игровые;
* реальные, надуманные;
* индивидуальные, парные, групповые;
* локальные, всероссийские, международные.
Широко развитая типология проектов дает много возможностей для использования их в обучении иностранным языкам.
Для эффективного применения метода проектов необходим учет возрастных особенностей, применение интегрированных знаний и умений, планирование конкретных результатов на каждом этапе проекта. Важно создать дружескую атмосферу, поощрить учащихся к общению на английском языке во время обсуждения и осуществления проекта.
Проекты, которые выполняются на уроках английского языка в нашей школе соответствуют программе по английскому языку для общеобразовательных школ и нацелены на развитие языковой (лингвистической), социолингвистической и ключевых компетентностей личности ученика. Работа над проектами на уроках английского языка способствует изучению английского языка в соответствии с общеевропейскими рекомендациями по языковому образованию.
Планируя проектную работу мы определяем вместе с учениками цель и задачи, формы итогового контроля проектов, роль учителя как руководителя проекта, а также составляем так называемую карту – план, где указываем название проекта, тип, тематический материал для проработки, количество часов, конечный продукт и умения, которые дети развивают и приобретают, выполняя проект.
Каждый ученик может выразить себя и реализовать свои способности посредством проектной деятельности.
Планируя проекты, ставлю цель:
1. углубить знания учащихся по английскому языку при изучении тематического материала.
2. развивать коммуникативную компетенцию учащихся на базе социокультурных, социолингвистических знаний, умений и навыков.
3. развивать речевые способности и личный творческий потенциал учащихся, умение самостоятельно планировать свои действия, прогнозировать возможные варианты решения проектных задач. Развивать навыки самообразования и личной самореализации.
4. научить учащихся выполнять проекты, писать проектные отчеты, презентовать результаты проектных исследований, что является насущной потребностью дня, постепенно входит в перечень необходимых учебных умений учащихся.
Используются Проектные технологии на разных этапах обучения. Простые и небольшие по объему проекты включаю в цикл уроков в виде творческих заданий. Например, дети, особенно маленькие, делают проекты об их семье, доме, любимых животных, одежде, еде, демонстрируя их взгляд на окружающий мир. А что может быть мотивированнее для ребенка? Следовательно, метод проектов генерирует положительную мотивацию, что является ключом к успешному изучению английского языка.
Работа над более сложными длительными проектами происходит в несколько этапов, а именно: подготовительный, исполнительный, презентационный и итоговый. На данных этапах учащиеся решают отдельные задачи, такие как: выбор темы проекта, Формирование микрогрупп, сбор информации, работа со справочной литературой, интервью, анкетирование и т.д. И, наконец, презентация и оценка проектов. Конечным результатом выполнения проектов являются доклады, газеты, буклеты, инструкции, статьи, обращения, а также сценарии отрывков из художественной литературы и презентации их на сцене.
Защита проектных работ проводится в различных формах. Обучая учащихся 5-9 классов учащимся предлагается для выбора разные темы проектов. Так, ученики 5 класса выполняют три проектные работы по темам «My family», “The house I want to live in”, “A menu for school canteen”. Это индивидуальные проекты, выполненные в форме буклетов, брошюр и т.д. Выслушав учеников в классе, проводили обсуждение. Положительным является то, что ученики привлекают своих родителей к работе, советуются и с ними.