Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 3»
Проектная работа
«Нужное ненужное»
Авторы проекта:
Яишницина Анна,
Бурцева Виктория
Руководитель:
Панова Ольга Александровна
учитель начальных классов
МБОУ «СОШ» № 3
г. Камень-на-Оби
2018г.
1. Актуальность темы
В настоящее время во всем мире очень актуальна проблема загрязнения окружающей среды. Каждый день мы выбрасываем пластиковые бутылки, одноразовую посуду, упаковки от продуктов, всевозможные коробки, трубочки, старые фломастеры, газеты, бутылочные пробки и т.д. И вряд ли задумываемся о том, что многое из этого мусора может получить новое применение, став основой для оригинальной детской поделки или увлекательной игрушки. Чтобы сохранить окружающую среду, нужно найти ненужным вещам применение и дать вторую жизнь, т.е. сделать нужным ненужное.
2. Цель проекта: научить одноклассников делать полезные вещи из ненужных вещей и твёрдых бытовых отходов.
3. Задачи:
1. Формирование бережного отношения к природе;
2. показать на примере работ, как можно использовать ненужные вещи;
3. способствовать развитию творческих способностей.
Объект исследования : ненужные вещи и твердые бытовые отходы.
Предмет исследования : способы вторичного использования ненужных вещей и твердых бытовых отходов.
4. Методы исследования: поисковый, справочно-информационный, творческий поиск.
5. Этапы реализации проекта:
1. Изучение литературы по данной теме.
2. Сбор материала.
3. Выполнение работ.
4. Проведение мастер классов по «превращению» ненужных вещей в нужные в классе.
6. Ожидаемый результат
Мои одноклассники научатся продуктивно использовать ненужные вещи и твердые бытовые отходы;
Теоретическая часть:
Для того чтобы достичь поставленной цели, мы разбили нашу работу на три этапа:
1 этап:
На данном этапе нам нужно было собрать информацию о проблеме вторичного использования ненужных вещей и твердых бытовых отходов.
К сожалению, в нашей библиотеке информации не было и мы обратились за помощью к интернету. Из интернета мы узнали: сколько лет нужно, чтобы перегнил пластик, целлофановый пакет, бумага. Познакомились с проблемой мусора в нашем регионе, стране, мире.
А так же нашли мастер – классы по изготовлению разных полезных вещей из уже, казалось бы, ненужных материалов.
2 этап:
На этом этапе нам нужно было собрать материал для изготовления полезных и нужных вещей из уже ненужного материала. Этот этап оказался самым легким, тк. вряд ли найдется дом, в котором нет пустой бутылки от минеральной воды, лимонада, фантика от конфет, целлофанового пакета, испорченного компакт диска.
3 этап :
Самый интересный! На этом этапе мы с девочками из моей проектной группы и с помощью классного руководителя изготовили закладку, игрушку-бильбоке, карандашницу, подсвечник. Дома с мамой мы связали сумочку из целлофанового пакета.
4 этап:
На классном часе мы провели мастер классы и научили одноклассников изготавливать нужные вещи из ненужных материалов.
Назначение и применение проекта:
В процессе реализации нашего проекта у нас получилось 3 мастер – класса: «МК по изготовлению закладки из фантиков», «МК игрушка бильбоке» и «МК карандашница». Все эти мастер классы мы провели в нашем классе и научили ребят делать нужными ненужные вещи. Наши мастер - классы с удовольствием используют педагоги на уроках труда и классных часах.
Вывод:
Оказалось, что то, что обычно мы выбрасываем в мусор, засоряя окружающую среду, можно вполне использовать еще раз «превратив ненужную вещь в нужную.
В дальнейшем мы решили еще глубже изучить эту тему. Ведь столько еще ненужного надо превратить в нужное и полезное!
Рефлексия:
В результате решения поставленных задач цель проекта была достигнута.
Мои одноклассники научились делать полезные вещи из бросового материала и твердых бытовых отходов.
А главное мы поняли, что если бытовые отходы загрязняют окружающую среду, то просто необходимо использовать их вторично в виде полезных вещей для дома.
Литература:
М.К. Господникова «Проектная деятельность в начальной школе». «Учитель», Волгоград, 2008г.
Вторая жизнь вещей. Н.П. Коноплёва, «Просвещение», Москва, 1993 год.
3. Захлебный А.Н. « Книга для чтения по охране природы». М.: Просвещение, 1986
4. Протасов В.Ф.« Экология, здоровье и охрана окружающей среды в России», М.: « Финансы и статистика», 2001
5. Родионов С.К. и др. «Что такое мусор». М.: «Химия», 1991
6. Хефлинг Г. «Тревога в 2000 году». М.: « Мысль», 1990
7. Хотунцев Ю. Л. «Человек, технологии, окружающая среда». М.: «Устойчивый мир», 2001
ПРИЛОЖЕНИЕ
ТВЕРДЫЕ БЫТОВЫЕ ОТХОДЫ
Приведём характеристику основных типов бытового мусора.
Пищевые отходы
Ущерб природе: практически не наносят. Используются для питания различными организмами.
Вред человеку: гниющие пищевые отходы – рассадник микробов.
Пути разложения: используются в пищу разными микроорганизмами.
Конечный продукт разложения: тела организмов, углекислый газ и вода.
Время разложения: 1 – 2 недели.
Способ вторичного использования: компостирование.
Наименее опасный способ обезвреживания: компостирование.
Категорически запрещается бросать в огонь, так как могут образоваться диоксиды.
Макулатура
Материал: бумага, иногда пропитанная воском и покрытая различными красками.
Ущерб природе: собственно бумага ущерба не наносит. Однако краска, которой покрыта бумага, может выделять ядовитые газы.
Вред человеку: краска может выделять при разложении ядовитые вещества.
Пути разложения: используются в пищу разными микроорганизмами.
Конечный продукт разложения: перегной, тела различных организмов, углекислый газ и вода.
Время разложения: 2 – 3 года.
Способ вторичного использования: переработка на обёрточную бумагу.
Наименее опасный способ обезвреживания: компостирование.
Продукты, образующиеся при обезвреживании: углекислый газ, вода, зола.
Изделия из пластмасс
Ущерб природе: препятствует газообмену в почвах и водоёмах. Могут быть проглочены животными, что приведёт к гибели последних.
Вред человеку: пластмассы могут выделять при разложении ядовитые вещества.
Пути разложения: медленно окисляются кислородом воздуха. Медленно разрушается под действием солнечных лучей.
Конечный продукт разложения: углекислый газ и вода.
Время разложения: около 100 лет, может быть и больше.
Способ вторичного использования: переплавка.
Продукты, образующиеся при обезвреживании: углекислый газ и вода.
Опасность свалок
Свалки бытовых отходов представляют серьезную опасность, т. к. существенно влияют на все компоненты окружающей природной среды и являются мощным загрязнителем атмосферного воздуха (метан, сернистый газ, растворители и др.), почвы и грунтовых вод (тяжелые металлы, растворители). Эти свалки являются, кроме того, еще рассадниками мышей, крыс, насекомых и могут стать источником инфекционных заболеваний, особенно в южных районах страны. Особенно опасным является ртутное загрязнение, происходящее в первую очередь из-за попадания ртутьсодержащих разрядных ламп на свалки бытовых отходов. Ртуть отнесена к группе особо вредных элементов, включенных в перечень приоритетных загрязняющих веществ.
В результате неконтролируемого поступления бытовых отходов и накопления их, возникает угроза изменения мирового баланса кислорода и углекислого газа, уменьшения запаса чистой воды, деградации водоемов, загрязнения и захламления почв. Большое количество химических веществ с территорий свалок выделяется в атмосферу вследствие разложения мусора. Выделение мусорного газа приводит к опасности возникновения взрывов и пожаров. Низкие температуры горения или разложение служат причиной неприятного запаха, обусловленного наличием в воздухе не полностью сгоревших веществ - сложных комплексных органических соединений. Последние практически не поддаются лабораторным определениям и их влияние на здоровье людей не оценивалось.
Вторичное использование
Все большее значение приобретает вторичное использование отходов, так как это экономит сырьевые ресурсы нашей планеты.
Пластиковые бутылки можно использовать в качестве удобных воронок, совков, импровизированных дачных рукомойников, материала для производства теплиц, вазочек для цветов и даже плотов. Автопокрышки - популярный материал для ограждения газонов (от тех же автомобилей), мини-клумб. На уроках технологии ученики делают поделки из пластиковых бутылок. (Приложение 3)
А в стаканчиках, из под кисломолочных продуктов, принято выращивать рассаду. Перечисление может длиться бесконечно. Каждый из нас может проявить фантазию и вдохнуть вторую жизнь в предметы обихода. С точки зрения охраны природы, эта вторая жизнь, пусть даже небольшого количества вещей, конечно, предпочтительнее вывоза на свалку или, тем более, сжигания.
Наши города могут решить экологическую проблему. Возможные пути решения: строительство МПЗ и заводов по термической переработке сырья. Введение в эксплуатацию мусоросортировочного завода - это первый шаг на пути перехода города к цивилизованному процессу сбора и переработке твердых бытовых отходов, а также к улучшению экологической ситуации в городах. Другой вариант – компостирование, то есть создание благоприятных условий, при которых твердые бытовые отходы могут разлагаться почвенными микроорганизмами до простых химических элементов.