Государственное бюджетное образовательное учреждение специальная (коррекционная) общеобразовательная школа- интернат №2
«Согласовано»
Зам. директора по УВР__________
Л.А. Осколкова
Тема проекта: Ловкие пальчики
Учитель
начальных классов:
Батуева Л.Д.
Улан-Удэ 2019
«Ловкие пальчики»
Движения руки всегда тесно связаны
с речью и способствуют ее развитию
В. М. Бехтерев
В последнее время современные родители часто слышат о мелкой моторике и необходимости ее развивать. Что же такое мелкая моторика и почему она так важна?
Мелкая моторика - это способность человека выполнять мелкие и точные движения кистями и пальцами рук и ног. Моторные центры речи в коре головного мозга человека находятся рядом с моторными центрами пальцев, поэтому, развивая речь и стимулируя моторику пальцев, мы передаем импульсы в речевые центры, что и активизирует речь. Но на самом деле в достаточной степени развитые навыки мелкой моторики рук ребенка влияют не только на его речь, но и на его общее развитие, на интеллектуальные способности.
Ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически мыслить, у него достаточно развиты память, внимание и связная речь. Наукой доказано, что одним из показателей нормального физического и нервно - психического развития ребенка является развитие руки, ручных умений, или, как принято говорить, мелкой моторики.
Сухомлинский В. А. справедливо утверждал: «Ум ребенка находится на кончиках его пальцев». Через раздражение нервных окончаний на ладошках и кончиках пальцев удается добиться положительной реакции у ребенка даже с глубокой задержкой развития. Чем раньше будет уделяться внимание развитию моторики рук ребенка, тем больше у него будет возможностей для активизации речевой деятельности. Речевая функция теснейшим образом связана с развитием пальцевой моторики. Если движения соответствуют возрасту, то и речь соответствует возрасту.
Более чем у 70 % детей нашего класса наблюдается мышечная напряженность, сниженный тонус, нарушение общей и мелкой моторики. Этих ребятишек отличает общая скованность и медлительность в выполнении движений. Для них оказываются трудными многие упражнения: пальчики непослушные, малоподвижные, слишком напряжены, темп даже самых легких упражнений замедленный, что ведет к возникновению затруднений на занятиях по рисованию, аппликации, лепке и, следовательно, речевое развитие этих детей отклонено от нормы.
И обучение детей производится в игре, так как игра составляет основное содержание жизни ребенка младшего школьного возраста с интеллектуальной недостаточностью, и является его ведущей деятельностью и соответственно развитие мелкой моторики должно осуществляться с помощью различных игр, игровых упражнений.
В процессе проектной деятельности необходимо не только организовать систему работы, направленную на развитие мелкой моторики, но и просветить родителей в данном вопросе, а также научить их создавать условия для развития моторики пальцев рук в домашних условиях.
Цель проекта: Организация системы работы, направленной на развитие мелкой моторики, привлечение родителей к развитию моторики пальцев рук детей в домашних условиях.
Задачи проекта:
развивать мелкую моторику пальцев рук у детей посредством дидактических, пальчиковых игр, игровых упражнений;
расширять словарный запас, формировать грамматический строй речи;
совершенствовать предметно – развивающую среду класса для развития мелкой моторики;
в процессе работы над мелкой моторикой способствовать развитию следующих психических процессов: произвольного внимания, наглядно-образного мышления, памяти, речи детей;
просвещение родителей о необходимости развития мелкой моторики у детей;
научить родителей создавать условия для развития мелкой моторики детей в домашней обстановке.
Длительность проекта: долгосрочный (сентябрь 2018г-май 2020г.)
Участники проекта: учащиеся 4-5-«в» класса, педагоги, родители.
Предполагаемый результат:
развита мелкая ручная моторика у детей;
положительная динамика в развитии речи детей (расширен активный словарь, совершенствована грамматическая структура речи);
у детей стало более развито внимание, мышление, память, воображение;
проявление интереса у детей к пальчиковым играм;
в классе оформлен стенд развития мелкой моторики-(работы учащихся);
активное участие родителей в создании условий для развития мелкой моторики у детей.
Этапы реализации проекта
1.Подготовительный этап (сентябрь2016г.)
Цель: определение темы, целей и задач, содержание проекта, прогнозирование результата;
Выступление на родительском собрании по теме: «Пальчиковые игры- их значение», показ презентации «Ловкие пальчики»
оформление стенда для родителей:
«Значение развитие моторики рук для речевой активности ребенка»
«Пальчиковые игры с детьми»
«Развитие мелкой моторики в домашних условиях»
Сбор материала для работы (крышки пластмассовые, семена цветов, арбузов, тыквы, пуговицы и тд.)
2. Основной этап реализации проекта: (сентябрь-май 2019г.)
Месяц, тема | Содержание работы |
Сентябрь «Осень» | Д-игра «Собери листочек» разрезная картинка из 5 частей Игровое упражнение «Листопад»(лист желтой бумаги порвать на мелкие кусочки) Пальчиковые игры: «Осенние листочки», «Осенний букет», «Поздняя осень». Д.-игра «Дождик»( изображение прямых горизонтальных линий) Игры с массажным мячом. Консультации по развитию мелкой моторики. Игры со строительным материалом. Д.-игра «Бусы»(нанизывание бус из рябины) Родительское собрание «Играем пальчиками и развиваем речь». |
Октябрь «Овощи» | Пальчиковые игры: «Урожай», «Компот». И т. Д. Игровое упражнение «Собираем урожай» (лепка овощей и грибов из пластилина). Д.-игра «Чудесный мешочек» (определение овощей на ощупь) Игровое упражнение «Волшебный песок»(рисование овощей на песке пальцем) Игры с массажным мячом Д.-игра «Волшебные прищепки» Рисование овощей с пальчиками, используя гуашь. Игровое упражнение «Отделить фасоль от гороха» Игры с мозаикой. |
Ноябрь, «Профессии» | Игровое упражнение «Я катаю орех» (массаж ладоней пальцев рук) Д.-игра «Дорожка в лес»(выкладывание дорожки из семечек) Игры с конструктором. Пальчиковые игры: «За ягодами», «Что принес нам почтальон?», «Повар». Шнуровка. Д.-игра «Мы строители». Д.- игра «Шофер», «Маляры» и т д. |
Декабрь, «Зима», «Новый год» | Игры с массажным мячом. Игровое упражнение «Лепим снежки» (скатать кусочки ваты в комочки) Пальчиковые игры «Снежок», «Зимние забавы», «Лепка снежков из ваты» и тд. Д.-игра «Украсим нашу елку» (вкладывание игрушек из картона в прорези елки -шаблона) Новогодняя цепочка (склеивание колец из полосок бумаги) Игры с мозаикой. Коллективная работа «Елка» (рисование ладошками, нанизывание бус из картона) |
Январь-февраль, «Навстречу Сагалгаану» | Д.-игра «Домашние животные (собери животного, из разрезанных кусочков сложить) Деревянные пазлы. Работа по шаблону «Орнамент»- бурятский по шаблону оформить пластилин, глина, пуговицы. Игра «Оформи шапочку»-мазание пластилина, глины, наклеивание пуговиц. Д.-игра«Я катаю карандаш»(массаж ладоней пальцев рук) |
Март-апрель, «Веснянки» | Д.-игра «Прищепки», Конкурс «Поможем маме»(собрать бусины с корзины) Изготовление праздничной открытки к «8 марта», Работа по шаблону-оформление открытки пуговицами. Игровое упражнение «Сушим белье»,(навешивание прищепок на веревку) |
Май, «Насекомые» | Пальчиковые игры «Пчела», «Бабочка» Игры с массажным мячом. Д.-игра «Украсим крылья бабочки»-работа с глиной, пластилином, крупами. Пальчиковые игры «Репка». Театр «Теней». Игра «Разбуди все насекомые-по домам» |
3. Заключительный этап: (май 2019г.)
Цель: подведение итогов
Анализируя проделанную работу, можно сделать выводы:
Тема проекта выбрана с учетом возрастных особенностей детей с интеллектуальными нарушениями, и актуальностью проблемы.
Использование пальчиковых игр, игровых упражнений вызвало положительную реакцию и интерес у детей, они с желанием выполняли упражнения, пользовались играми и пособиями в свободной деятельности.
Речевая активность детей возросла, их речь стала более ритмичной, эмоциональной.
Родители приняли участие в реализации проекта, начали использовать игры с различными материалами для развития мелкой моторики дома.
Список использованной литературы:
Интернер –ресурс:
http: //www.otrezal.ru/
Н. В. Нищева «Картотеки подвижных игр, упражнений, физкультминуток, пальчиковой гимнастики»
Н. Л. Стефанова «Комплексные занятия с детьми 7-8 лет: формирование мелкой моторики, развитие речи»;
О.Н. Новицкая «Веселые пальчиковые игры»;
С. Шанина «Играем пальчиками, развиваем речь»;
А. Хворостовцев «Умные ручки»;
С. Е. Большакова «Формирование мелкой моторики рук. Игры и упражнения».