СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Проектная работа по развитию мелкой моторики

Нажмите, чтобы узнать подробности

проектная работа по развитию мелкой моторики с детьми ОВЗ

Просмотр содержимого документа
«Проектная работа по развитию мелкой моторики»

Государственное бюджетное образовательное учреждение специальная (коррекционная) общеобразовательная школа- интернат №2

«Согласовано»

Зам. директора по УВР__________

Л.А. Осколкова









Тема проекта: Ловкие пальчики







Учитель

начальных классов:

Батуева Л.Д.











Улан-Удэ 2019

«Ловкие пальчики»

Движения руки всегда тесно связаны 
с речью и способствуют ее развитию

В. М. Бехтерев

В последнее время современные родители часто слышат о мелкой моторике и необходимости ее развивать. Что же такое мелкая моторика и почему она так важна?
Мелкая моторика - это способность человека выполнять мелкие и точные движения кистями и пальцами рук и ног.  Моторные центры речи в коре головного мозга человека находятся рядом с моторными центрами пальцев, поэтому, развивая речь и стимулируя моторику пальцев, мы передаем импульсы в речевые центры, что и активизирует речь. Но на самом деле в достаточной степени развитые навыки мелкой моторики рук ребенка влияют не только на его речь, но и на его общее развитие, на интеллектуальные способности. 
Ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически мыслить, у него достаточно развиты память, внимание и связная речь. Наукой доказано, что одним из показателей нормального физического и нервно - психического развития ребенка является развитие руки, ручных умений, или, как принято говорить, мелкой моторики.
Сухомлинский В. А. справедливо утверждал: «Ум ребенка находится на кончиках его пальцев». Через раздражение нервных окончаний на ладошках и кончиках пальцев удается добиться положительной реакции у ребенка даже с глубокой задержкой развития. Чем раньше будет уделяться внимание развитию моторики рук ребенка, тем больше у него будет возможностей для активизации речевой деятельности. Речевая функция теснейшим образом связана с развитием пальцевой моторики. Если движения соответствуют возрасту, то и речь соответствует возрасту. 
Более чем у 70 % детей нашего класса наблюдается мышечная напряженность, сниженный тонус, нарушение общей и мелкой моторики. Этих ребятишек отличает общая скованность и медлительность в выполнении движений. Для них оказываются трудными многие упражнения: пальчики непослушные, малоподвижные, слишком напряжены, темп даже самых легких упражнений замедленный, что ведет к возникновению затруднений на занятиях по рисованию, аппликации, лепке и, следовательно, речевое развитие этих детей отклонено от нормы.
И обучение детей производится в игре, так как игра составляет основное содержание жизни ребенка младшего школьного возраста с интеллектуальной недостаточностью, и является его ведущей деятельностью и соответственно развитие мелкой моторики должно осуществляться с помощью различных игр, игровых упражнений. 
В процессе проектной деятельности необходимо не только организовать систему работы, направленную на развитие мелкой моторики, но и просветить родителей в данном вопросе, а также научить их создавать условия для развития моторики пальцев рук в домашних условиях.



Цель проекта: Организация системы работы, направленной на развитие мелкой моторики, привлечение родителей к развитию моторики пальцев рук детей в домашних условиях.

Задачи проекта:

  • развивать мелкую моторику пальцев рук у детей посредством дидактических, пальчиковых игр, игровых упражнений;

  • расширять словарный запас, формировать грамматический строй речи;

  • совершенствовать предметно – развивающую среду класса для развития мелкой моторики;

  • в процессе работы над мелкой моторикой способствовать развитию следующих психических процессов: произвольного внимания, наглядно-образного мышления, памяти, речи детей;

  • просвещение родителей о необходимости развития мелкой моторики у детей;

  • научить родителей создавать условия для развития мелкой моторики детей в домашней обстановке.

Длительность проекта: долгосрочный (сентябрь 2018г-май 2020г.)

 

Участники проекта: учащиеся 4-5-«в» класса, педагоги, родители.

 Предполагаемый результат:

  • развита мелкая ручная моторика у детей;

  • положительная динамика в развитии речи детей (расширен активный словарь, совершенствована грамматическая структура речи);

  • у детей стало более развито внимание, мышление, память, воображение;

  • проявление интереса у детей к пальчиковым играм;

  • в классе оформлен стенд развития мелкой моторики-(работы учащихся);

  • активное участие родителей в создании условий для развития мелкой моторики у детей.

Этапы реализации проекта
1.Подготовительный этап (сентябрь2016г.)

Цель: определение темы, целей и задач, содержание проекта, прогнозирование результата;

Выступление на родительском собрании по теме: «Пальчиковые игры- их значение», показ презентации «Ловкие пальчики»

оформление стенда для родителей:

«Значение развитие моторики рук для  речевой активности ребенка»
«Пальчиковые игры с детьми»
«Развитие мелкой моторики в домашних условиях»

Сбор материала для работы (крышки пластмассовые, семена цветов, арбузов, тыквы, пуговицы и тд.)

 2. Основной этап реализации проекта: (сентябрь-май 2019г.)

Месяц, тема

Содержание работы


Сентябрь «Осень»


Д-игра «Собери листочек» разрезная картинка из 5 частей

Игровое упражнение «Листопад»(лист желтой бумаги порвать на мелкие кусочки)

Пальчиковые игры: «Осенние листочки», «Осенний букет», «Поздняя осень».

Д.-игра «Дождик»( изображение прямых горизонтальных линий)

Игры с массажным мячом.

Консультации по развитию мелкой моторики.

Игры со строительным материалом.

Д.-игра «Бусы»(нанизывание бус из рябины)

Родительское собрание «Играем пальчиками и развиваем речь».



Октябрь

«Овощи»

Пальчиковые игры: «Урожай», «Компот».

И т. Д.

Игровое упражнение «Собираем урожай» (лепка овощей и грибов из пластилина).


Д.-игра «Чудесный мешочек» (определение овощей на ощупь)

Игровое упражнение «Волшебный песок»(рисование овощей на песке пальцем)

Игры с массажным мячом

Д.-игра «Волшебные прищепки»

Рисование овощей с пальчиками, используя гуашь.

Игровое упражнение «Отделить фасоль от гороха»

Игры с мозаикой.


Ноябрь, «Профессии»

Игровое упражнение «Я катаю орех» (массаж ладоней пальцев рук)

Д.-игра «Дорожка в лес»(выкладывание дорожки из семечек)

Игры с конструктором.

Пальчиковые игры: «За ягодами», «Что принес нам почтальон?», «Повар».

Шнуровка.

Д.-игра «Мы строители».

Д.- игра «Шофер», «Маляры» и т д.



Декабрь, «Зима», «Новый год»

Игры с массажным мячом.

Игровое упражнение «Лепим снежки» (скатать кусочки ваты в комочки)

Пальчиковые игры «Снежок», «Зимние забавы», «Лепка снежков из ваты» и тд.

Д.-игра «Украсим нашу елку» (вкладывание игрушек из картона в прорези елки -шаблона)

Новогодняя цепочка (склеивание колец из полосок бумаги)

Игры с мозаикой.

Коллективная работа «Елка» (рисование ладошками, нанизывание бус из картона)



Январь-февраль,

«Навстречу Сагалгаану»


Д.-игра «Домашние животные (собери животного, из разрезанных кусочков сложить)

Деревянные пазлы.

Работа по шаблону «Орнамент»- бурятский по шаблону оформить пластилин, глина, пуговицы.

Игра «Оформи шапочку»-мазание пластилина, глины, наклеивание пуговиц.

Д.-игра«Я катаю карандаш»(массаж ладоней пальцев рук)



Март-апрель,

«Веснянки»

Д.-игра «Прищепки»,

Конкурс «Поможем маме»(собрать бусины с корзины)

Изготовление праздничной открытки к «8 марта»,

Работа по шаблону-оформление открытки пуговицами.

Игровое упражнение «Сушим белье»,(навешивание прищепок на веревку)


Май,

«Насекомые»

Пальчиковые игры «Пчела», «Бабочка»

Игры с массажным мячом.

Д.-игра «Украсим крылья бабочки»-работа с глиной, пластилином, крупами.

Пальчиковые игры «Репка».

Театр «Теней».

Игра «Разбуди все насекомые-по домам»




 

 



3. Заключительный этап: (май 2019г.)

Цель: подведение итогов
Анализируя проделанную работу, можно сделать выводы:

Тема проекта выбрана с учетом возрастных особенностей детей с интеллектуальными нарушениями, и актуальностью проблемы.

Использование пальчиковых игр, игровых упражнений вызвало положительную реакцию и интерес у детей, они с желанием выполняли упражнения, пользовались играми и пособиями в свободной деятельности.

Речевая активность детей возросла, их речь стала более ритмичной, эмоциональной.

Родители приняли участие в реализации проекта, начали использовать игры с различными материалами для развития мелкой моторики дома.

 









































Список использованной литературы:

Интернер –ресурс:

http: //www.otrezal.ru/

Н. В. Нищева «Картотеки подвижных игр, упражнений, физкультминуток, пальчиковой гимнастики»

Н. Л. Стефанова «Комплексные занятия с детьми 7-8 лет: формирование мелкой моторики, развитие речи»;

О.Н. Новицкая «Веселые пальчиковые игры»;

С. Шанина «Играем пальчиками, развиваем речь»;

А. Хворостовцев «Умные ручки»;

С. Е. Большакова «Формирование мелкой моторики рук. Игры и упражнения».

 




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!