Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №5»
город Электросталь
Областной конкурс научно - исследовательской и проектной деятельности
«Юный исследователь»
Секция: Культурология.
Тема: «Речевой этикет»
Авторы работы: Доровская Милана, 10 лет
Евсикова Виктория, 11 лет
Научный руководитель: Кудрявцева Ирина Михайловна
Электросталь
2019
1.Введение.
2.Этикет.
3.Заключение.
4. Список литературы.
5. Приложение
Введение
Актуальность: На наш взгляд, к сожалению, уровень воспитанности в современном обществе существенно снижается: сейчас многие наши сверстники редко употребляют «этикетные» слова или вообще обходятся без них. Что не может не сказаться и на взаимоотношениях между людьми.
Этикет помогает нам вести себя правильно дома, в гостях, в общественных местах Но ведь где бы ни были, мы не молчим, мы общаемся с другими людьми. Значит, нам необходим речевой этикет. Мы решили провести исследовательскую работу, чтобы узнать больше информации об этикетных словах, их происхождении и значении и проанализировать, как часто люди, окружающие нас, используют этикетные слова в повседневной жизни.
Цели исследования:
-
выяснить, соблюдаются ли правила культурного поведения и общения в нашем классе и школе;
-
какие этикетные слова чаще всего используются в наших семьях.
Задачи:
1. Выяснить , существует ли школьный этикет;
2.Понаблюдать за поведением и общением учащихся на перемене, на улице, в общественных местах;
3.Провести наблюдение, эксперимент по теме: «Применение этикетных слов учащимися нашего класса»;
4.Провести наблюдение, эксперимент по теме: «Применение этикетных слов нашими родными».
Объекты исследования:
этикетные слова, как определённая часть лексики русского языка.
Предмет исследования: происхождение этикетных слов, использование этикетных слов в повседневной речи.
Гипотеза исследования: можно предположить, что, соблюдая нормы культурного общения в классе и дома мы станем более приветливыми, тактичными и дружными.
Методы исследования:
-
Теоретический:
- изучение справочной литературы
-
Практический:
- наблюдение за речевым поведением.
Работа проводилась поэтапно:
1) на первом этапе проводилась основная информационная работа;
2) на втором этапе был реализован проект;
3) на третьем этапе были сформулированы выводы, оформлены результаты работы.
Практическая значимость нашей работы заключается в том, что ее результаты могут быть использованы на классных часах и родительских собраниях, в приобщении окружающих нас людей к лучшим традициям и формам доброжелательного обхождения в современном обществе.
При работе над реализацией проекта была использована следующая литература: Н.М. Шанский «В мире слов» (очерки о строении и происхождении известных слов и выражений), «Лингвистические детективы» (истории о значении, строении и происхождении слов, оборотов речи известного учёного- лингвиста Н.М.Шанского), Т. Фёдорова «Этимологический словарь русского языка»
Основная часть
Понятие этикета и важность его применения
Работая над проектом, мы узнали, что слово этикет - французского происхождения и переводится оно как ярлык, этикетка.
На одном из роскошных приемов у короля Людовика XIV гостям были вручены карточки с перечислением правил поведения. От французского названия карточек — «этикеток» — и произошло слово «этикет».
Но правила поведения существовали и до ⅩⅦ века: первый сборник правил поведения человека «Поучения Кочемни» появился в Древнем Египте, написанный, чтобы обучить людей хорошим манерам. В Китае тоже был свод законов о том, как должен вести себя человек за столом, в гостях, дома. Хорошие манеры нужны были царям и королям. чтобы поражать своим поведением простых людей и управлять ими. В каждой стране, в каждой эпохе появлялись и формировались свои правила и традиции в поведении людей. В России написанные правила вежливости появились во времена Петра1, русского царя.
-
Основы этикета достаточно просты. Это: культура речи, отсутствие вульгарных слов, нецензурных выражений, слов-паразитов и элементарная вежливость, которая предполагает умение здороваться, прощаться, говорить "пожалуйста", "будьте добры", "будьте любезны", "извините".
-
Большое значение для общения людей имеет их внешний вид, одежда, умение правильно вести себя в общественных местах, в различных ситуациях.
В течение времени сформировались следующие виды этикета:
Этикетные формулы
Речевой этикет изучается сравнительно недавно. Это – соблюдение культуры речи, которая предполагает не только грамматическую и стилистическую правильность речи, но и отсутствие вульгарных слов, умение чётко и точно излагать свои мысли так, чтобы их правильно поняли окружающие, умение здороваться и прощаться, благодарить за помощь и услугу, просить, извиняться; умение разговаривать и поддерживать беседу. Соблюдение определённых правил оформления письменной речи. Следует отметить, что речевой этикет является обязательной составляющей любого вида этикета.
Поскольку мы учимся в школе, то нас в настоящее время больше интересует школьный этикет. Мы изучили историю появления тех этикетных слов, которые часто используют в речи, и провели наблюдение, как часто используются в нашей речи эти слова.
Заключение
Выполняя данную работу, мы пришли к следующим выводам:
-
Этикетные слова имеют большую историю и по происхождению восходят к древнерусскому языку.
-
Этикетные слова в речи учащихся употребляются недостаточно часто.
-
Необходимо чаще использовать их в своей речи.
-
Мы считаем, что задачи, которые мы поставили в начале работы выполнили:
-
- познакомились с интересными фактами использования этикетных слов;
-
- провели наблюдение, эксперимент по теме: «Применение этикетных слов учащимися нашего класса»;
-
- провели наблюдение, эксперимент по теме: «Применение этикетных слов нашими родными»;
-
– пришли к выводу, что не все наши одноклассники пользуются этикетными словами, большинство учащихся не задумывается о значении этих слов и произносит их скорее по необходимости, потому что так принято;
-
– оформили памятку «Правила вежливости» и рассказали о них и об этикетных словах своим одноклассникам и родным.
Список литературы.
Д.Н. Ушаков «Толковый словарь современного русского языка»; Москва, 1940 г. (сайт онлайн-словарей «Академик»)
Н.М. Шанский «В мире слов»; Москва, Просвещение 1971 г.( стр. 142, 144)
Н.М.Шанский «Лингвистические детективы»; Москва, Дрофа 2002г. (стр. 137),
Т. Фёдорова «Этимологический словарь русского языка»; Моска, ЛадКом 2012 (стр.123, 340, 583)
Приложение:
Этимология этикетных слов:
Здравствуйте - слово, которое употребляется при встрече как приветственная фраза в русском языке. Это пожелание, просьба – будь здоров. А когда человек здоров, то у него хорошее настроение, он весел, жизнерадостен. Когда мы здороваемся. То вольно или невольно желаем друг другу что-то хорошее. Так же как и «Здравия желаю», повелось с древних времен и считалось жестом уважения при приветствии.
Привет - Образовано от привътити — «приветствовать», произведенного от вътити — «говорить», восходящего к той же основе, что и вития, завет.
Спасибо - Говоря «спасибо», мы обычно выражаем благодарность кому-либо и за что-либо. В древности, когда хотели поблагодарить человека за доброе дело, говорили ему:
-Спаси вас Бог!
«Спаси Бог» превратилось в короткое СПАСИБО. Забывать это слово никогда не стоит.
Пожалуйста - Издавна слово «жаловать» означало оказывать внимание, уважать, проявлять почтение.
Отсюда и другое, родственное, слово - «пожаловать», то есть откликнуться на просьбу, жаловать внимание.
В слове «пожалуйста» и уважительная просьба, и ответное внимание, и благодарность, и почтение
Прощай и до свидания - «сними с меня вину», «отпусти меня свободным». Оно образовано от глагола в форме пожелания, повеления: прости. С начала XIX века в речь входит и выражение «до свидания». Теперь в практике общения можно услышать: «Всего вам доброго, до свидания!» (пожелание и прощание вместе).
Применение этикетных слов учащимися нашего класса
Использование этикетных слов учащимися 5«Б» класса | Использование этикетных слов учителем |
«спасибо» - 13 «пожалуйста» - 16 «здравствуйте» - 126 «привет» - 23 «до свидания» - 94 «пока» - 23 «извините» - 11 | «спасибо» - 6 «пожалуйста» - 18 «здравствуйте» - 38 «до свидания» - 38 «извините» - 4 |
Использование этикетных слов семьи Евсиковой Виктории | Использование этикетных слов семьи Доровской Миланы |
«спасибо» - 11 «пожалуйста» - 12 «привет» - 14 «пока» - 13 «извините» - 3 | «спасибо» - 10 «пожалуйста» - 12 «привет» - 13 «пока» - 13 «извините» - 3 |
Памятка «Как быть вежливым»
1.В общении со всеми употребляйте этикетные слова
2.У учащегося должны быть чистыми не только лицо, руки, кожа, но и чистая речь.
3.Нельзя мешать другим на уроке, громко выкрикивать.
4.Когда приходите в школу, желайте всем доброго утра и хорошего дня, когда уходите из класса, заканчивая учебный день, прощайтесь с одноклассниками, учителями, сотрудниками школы
5.Будьте вежливы со своими товарищами, не давайте прозвищ и кличек.
6.Приучи себя постоянно помнить об окружающих.
Культура речи: от ударения до стилистики
Электронная тетрадь по русскому языку...
Правила русского языка. Орфография и...
Русский язык 6 класс ФГОС
Электронная тетрадь по русскому языку 6...
Русский язык 10 класс ФГОС
Электронная тетрадь по русскому языку 8...
Русский язык 8 класс ФГОС
© 2020, Кудрявцева Ирина Михайловна 7728 49
Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей
Похожие файлы