«Проектная работа с учащимися как средство инновационного развития образовательного процесса»
«Единственный путь, ведущий к знаниям, -
это деятельность »
Б. Шоу
Низамова Н.М., учитель английского языка МАОУ «Флагман»г.Перми
Под проектной деятельностью понимается
деятельность учащихся, предполагающая наличие
основных этапов, характерных для исследования
в научной сфере:
постановку проблемы,
изучение теории, связанной с выбранной темой,
выдвижение гипотезы исследования,
подбор методик и практическое овладение ими,
сбор собственного материала,
его анализ и обобщение, собственные выводы.
Такая цепочка является неотъемлемой принадлежностью исследовательской деятельности, нормой ее проведения.
«Проектная деятельность поощряет и усиливает истинное учение со стороны учеников, расширяет сферу субъективности в процессе самоопределения, творчества и конкретного участия…» В Гузеев
Цель: формирование мотивации учения через проектно- исследовательскую деятельность.
Задачи:
1. Развивать осознание значимости коллективной работы, сотрудничества в процессе выполнения творческих заданий.
2. Совершенствовать исследовательские умения и навыки.
Проблема:
- отсутствие у детей любознательности, угасание интереса к познанию нового в процессе учения .
Словарь понятий:
Проектная деятельность – это та технология, которая развивает умение учиться, позволяет повысить интерес к предмету, углубить знания по теме, развить учебную мотивацию.
Проект с точки зрения учащегося – это возможность делать что – то интересное самостоятельно или в группе, это деятельность, направленная на решение интересной проблемы позволяющая проявить себя, попробовать свои силы, и показать публично достигнутый результат.
Проект с точки зрения с точки зрения учителя - это дидактическое средство, позволяющее обучать проектированию, т.е. целенаправленной деятельности по нахождению способа решения проблемы путем решения задач, вытекающих из этой проблемы при рассмотрении ее в определенной ситуации.
Классификация проектных работ учащихся в области естественных и гуманитарных наук и их типы:
Проблемно-реферативные - творческие работы, написанные на основе нескольких литературных источников, предполагающие сопоставление данных разных источников и на основе этого собственную трактовку поставленной проблемы.
Экспериментальные - творческие работы, написанные на основе выполнения эксперимента, описанного в науке и имеющего известный результат. Носят скорее иллюстративный характер, предполагают самостоятельную трактовку особенностей результата в зависимости от изменения исходных условий.
Натуралистические и описательные - творческие работы, направленные на наблюдение и качественное описание какого-либо явления. В последнее время работы, выполненные в этом жанре, часто грешат отсутствием научного подхода.
Исследовательские - творческие работы, выполненные с помощью корректной с научной точки зрения методики, имеющие полученный с помощью этой методики собственный экспериментальный материал, на основании которого делается анализ и выводы о характере исследуемого явления. Особенностью таких работ является непредопределенность результата, который могут дать исследования.
Ученический исследовательский проект - констатация факта, подтверждение гипотезы.
- Проблема
- Проектирование
- (планирование)
- Поиск информации
- Портфолио, т.е. папка, в которой собраны все рабочие материалы проекта .
помогать ученикам в поиске нужных источников информации;
самим являться источником информации;
координировать весь процесс деятельности учащихся;
поощрять учеников;
1. Подготовительный этап:
1.Выбор примерной темы (заглавия) работы, которая задает направление исследования. Тема окончательно формулируется при подготовке материалов к презентации. Она отражает суть выполненной работы
2.Определение цели работы . Позволяет учащемуся точно представить, что он собирается сделать, чего достичь при выполнении работы. Цель может видоизменяться во время выполнения работы, но в каждый конкретный момент четко определена. Оформляется письменно.
3.Выбор объекта исследования, формирование опытной и контрольной группы. Определяется целью работы, реальными возможностями. Обоснован с точки зрения возможности получения достоверных результатов.
4.Формулирование рабочей гипотезы. Определение конкретных задач, решение которых позволит достичь поставленной цели. Жестко связаны с поставленной целью работы. Определяют этапы выполнения работы. Позволяют учащемуся последовательно, а не хаотично продвигаться к достижению цели.
2. Основной этап:
1.Поиск и изучение литературы по теме исследования . Позволяет понять, что уже известно в рамках выбранной научной тематики, , понятия, сравнить взгляды разных авторов на проблему.
2.Формирование главы: «Обзор литературы». Строго структурирована, логична. Содержит только сведения, непосредственно относящиеся к теме работы. Тесно связана с целью работы. Содержит ссылки на использованные литературные источники.
3.Выбор методов исследования. Определяется целью работы, имеющейся материально-технической базой.
4.Выполнение собственных исследований. Анализ полученных результатов. Построение графиков, таблиц и т.д. Сравнение полученных результатов с литературными данными. работы.
5.Подготовка отчета о проделанной работе в виде научной статьи . Содержит следующие разделы введение с целью работы; гл.: «обзор литературы»;гл.: «материалы и методы»;гл.: «результаты и их обсуждение» выводы; список использованной литературы.
6.Выводы – строго структурированные, лаконично изложенные результаты собственных исследований. Отвечают на вопрос, сформулированный в цели работы.
7.Подготовка работы к презентации Определяется требованиями конференции или издания, где планируется представлять работу.
Общеучебные умения
Социальные
Коммуникативные
Мыслительные
Исследовательские
Социальные навыки
- умение работать в группе;
- умение выполнять роли лидера, исполнителя, оппонента;
- умение пойти на компромисс.
Социальные навыки
Коммуникативные навыки
- презентовать результат работы
Мыслительные навыки
- анализ
- синтез
- сравнение
- обобщение
- классификация
- выявление закономерностей
Исследовательские навыки
- наблюдение
- проведение эксперимента
- анкетирование
- обработка статистических данных
Наблюдения
Рисуночные тесты
Анкетирование
Диагностики
Анализ
Сопоставление
В итоге были получены такие результаты. У моих учеников преобладают внешние мотивы, замечу, что внешние положительные были сильнее отрицательных. Если проследить динамику развития учебной мотивации, мы увидим, что с каждым годом обучения с использованием проектной деятельности возрастают внутренние мотивы обучения Ученики уже достаточно ясно понимают, что знания нужны не для того, чтобы доставить кому-то удовольствие или чтобы не быть хуже других, а для того, чтобы быть умным, развитым, получить хорошее образование и в дальнейшем престижную работу.