СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Проектная технология как средство достижения ФГОС

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Метод проектов – это способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы, которая должна завершиться вполне реальным, осязаемым практическим результатом, оформленным в виде некоего конечного продукта.

Просмотр содержимого документа
«Проектная технология как средство достижения ФГОС»

Технология проектной деятельности

Цель обучения состоит в том, чтобы создать условия, при которых учащиеся: самостоятельно и охотно приобретают недостающие знания из разных источников; учатся пользоваться приобретенными знаниями для решения познавательных и практических задач; приобретают коммуникативные умения, работая в различных группах; развивают у себя исследовательские умения (умения выявления проблем, сбора информации, наблюдения, проведения эксперимента, анализа, построения гипотез, обобщения); развивают системное мышление.

Основное предназначение проектной деятельности состоит в предоставлении учащимся возможности самостоятельного приобретения знаний в процессе решения практических задач или проблем, требующего интеграции знаний из различных предметных областей. Преподавателю в рамках проекта отводится роль координатора, эксперта, консультанта, но не исполнителя. Если говорить о методе проектов как о педагогической технологии, то эта технология предполагает совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов, творческих по своей сути.

Метод проектов – это способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы, которая должна завершиться вполне реальным, осязаемым практическим результатом, оформленным в виде некоего конечного продукта.

Характерной особенностью проектной технологии является наличие значимой социальной или личной проблемы ученика, которая требует интегрированного знания, исследовательского поиска решений, проектной деятельности.

Исходные теоретические позиции проектного обучения: 

1) в центре внимания – ученик, содействие развитию его творческих способностей; 

2) образовательный процесс строится не в логике учебного предмета, а в логике деятельности, имеющей личностный смысл для ученика, что повышает его мотивацию в учении; 

3) индивидуальный темп работы над проектом обеспечивает выход каждого ученика на свой уровень развития;  

4) глубокое, осознанное усвоение базовых знаний обеспечивается за счет универсального их использования в разных ситуациях.

Типы проектов:

1) по доминирующему методу:

· исследовательские,

· информационные,

· творческие,

· практико-ориентированные.

2) по предметно-содержательной области:

· моно проект (в рамках одной области знания),

· межпредметный проект;

· надпредметный (внепредметный)

3) по количеству участников:

· индивидуальный,

· парный,

· групповой,

· фронтальный.

4) по характеру контактов:

· среди участников одной образовательного учреждения, класса, города, региона, страны, разных стран мира.

5) по продолжительности:

· краткосрочный,

· средней продолжительности,

· долгосрочный. 

В проектной деятельности выделяют следующие этапы работы над проектом: поисковый, конструкторский, технологический, заключительный. 

Поисковый этап:

1. Поиск и анализ проблемы. Выбор темы проекта. 

2. Планирование проектной деятельности по этапам.

3. Сбор, изучение и обработка информации по теме проекта. 

Конструкторский этап. 

1. Поиск оптимального решения задачи проекта.

1.1) исследование вариантов конструкции с учетом требований дизайна;

1.2) выбор технологии изготовления;

1.3) экономическая оценка;

1.4) экологическая экспертиза.

2. Составление конструкторской и технологической документации. 

Технологический этап. 

1. Составление плана практической реализации проекта, подбор необходимых материалов, инструмента и оборудования.

2. Выполнение запланированных технологических операций.

3. Текущий контроль качества.

4. Внесение при необходимости изменений в конструкцию и технологию. 

Заключительный этап.

 1. Оценка качества выполнения проекта.

2. Анализ результатов выполнения проекта.

 

3. Изучение возможностей использования результатов проектирования (выставка, продажа, включение в банк проектов, публикация).

«В основе учебных проектов лежат исследовательские методы обучения. Вся деятельность учащихся сосредотачивается на следующих этапах: определение проблемы и вытекающих из нее задач исследования; выдвижение гипотезы их решения; обсуждение методов исследования; проведение сбора данных; анализ полученных данных; оформление конечных результатов; подведение итогов, корректировка, выводы (использование в ходе совместного исследования метода "мозгового штурма", "круглого стола", статистических методов, творческих отчетов, просмотров и пр.)».

Выбор тематики проектов в разных ситуациях может быть различным. В одних случаях эта тематика может формулироваться специалистами органов образования в рамках утвержденных программ. В других – инициативно выдвигаться преподавателями с учетом учебной ситуации по своему предмету, естественных профессиональных интересов, интересов и способностей учащихся. В третьих, тематика проектов может предлагаться и самими учащимися, которые, естественно, ориентируются при этом на собственные интересы, не только чисто познавательные, но и творческие, прикладные.

Реализация метода проектов на практике ведет к изменению позиции преподавателя. Из носителя готовых знаний он превращается в организатора познавательной, исследовательской деятельности своих учеников. Изменяется и психологический климат в классе, так как преподавателю приходится переориентировать свою учебно-воспитательную работу и работу учащихся на разнообразные виды самостоятельной деятельности учащихся, на приоритет деятельности исследовательского, поискового, творческого характера.

Метод проектов используется в том случае, когда в учебном процессе возникает какая-либо исследовательская, творческая задача, для решения которой требуютсяинтегрированные знания из различных областей, а также применение исследовательских методик.