СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Проектная задача как способ оценки универсальных учебных действий

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Проектная задача как способ оценки универсальных учебных действий»

Проектная задача как способ оценки

универсальных учебных действий


Образование, как главное средство социального развития личности должно подвергаться изменениям в зависимости от запросов современного общества. С этим фактом сложно поспорить. Задача любой школы - создать условия для развития и совершенствования ребёнка, исходя из его склонностей, интересов, потребностей и собственных жизненных целей.

Начальная школа - первая и важнейшая ступенька в общеобразовательном процессе. В младшем школьном возрасте происходит интенсивное развитие таких качеств личности, как мышление, внимание, память и воображение. Уже в начальной школе детей необходимо учить: алгоритмическому мышлению во всех областях жизни, самостоятельной постановке задач, выбору эффективных инструментов, оценке качества собственной работы, умению работать с литературой и вообще навыкам самообразования, умению работать в коллективе.

В настоящее время всё более актуальным в образовательном процессе становится использование в обучении приёмов и методов, формирующих умения самостоятельно добывать новые знания, собирать необходимую информацию, выдвигать гипотезы, делать выводы и умозаключения. У младшего школьника развитие исследовательского отношения к миру связано с развитием познавательных интересов, позволяющих им не только узнать много нового об окружающем мире, но и приобрести универсальные способы его познания - исследовательские умения.1 Эти умения могут быть достигнуты через проектную деятельность школьников. Однако проектная деятельность ведущее место занимает в основной школе, а в начальной школе могут появиться только её прообразы в виде творческих заданий или специально созданной системы проектных задач.2

Проектная задача - это система или набор заданий, целенаправленно стимулирующих систему детских действий, направленных на получение ещё никогда не существовавшего в практике ребёнка результата («продукта»), и в ходе решения которой происходит качественное самоизменение группы детей. Проектная задача принципиально носит групповой характер. Через опыт решения серии подобных задач на протяжении нескольких лет младшие школьники осваивают основы проектно-исследовательской деятельности в учебном сотрудничестве.

В ходе решения проектной задачи у младших школьников формируются следующие способности:

  • рефлексировать (видеть проблему, анализировать сделанное);

  • целеполагать (ставить и удерживать цели);

  • планировать (составлять план своей деятельности);

  • моделировать (представлять способ действия в виде схемы-модели);

  • проявлять инициативу при поиске способа решения задачи;

  • вступать в коммуникацию (взаимодействовать, отстаивать свою позицию)3

Проектные задачи могут быть предметными и межпредметными, разновозрастными и одновозрастными. Именно такие задачи позволяют учителю наблюдать за способами работы как отдельных учащихся, так и группы школьников.

В нашей школе разновозрастная межпредметная проектная задача проводится в конце учебного года для мониторинга формирования учебной деятельности. Для реализации этого создаются разновозрастные группы учащихся в соответствии с уровнем обученности детей. Перед решением проектной задачи проводится необходимая подготовительная работа (просмотр фильмов, посещение музеев, библиотечные часы). К наблюдению за группами привлекаются учителя, родители и старшеклассники, прошедшие обучение для работы экспертами. Они используют экспертные листы, где фиксируют свои наблюдения.

Аналитическая группа собирает экспертные листы и дает полную картину того, как строили свою работу группы на всех этапах решения проектной задачи. Таким образом, постоянный сбор и анализ данных экспертизы позволяет учителям вести мониторинг формирования учебной деятельности и если нужно, вводить коррективы в свои педагогические действия.

Проектная задача проводится в течение двух дней. В первый день дети решают задания, где должны применить известные им предметные способы действий в разных модельных ситуациях, где эти способы изначально скрыты, а иногда и требуют переконструирования. Для этого им приходится формулировать проблемы, ставить исследовательские вопросы, выдвигать гипотезы, планировать, выделять и систематизировать необходимую информацию из разных источников.

В проектной задаче «Тайны Байкала», посвященной году экологии, дети вместе с героями известной книги «Гарри Поттер» приходят на помощь обитателям озера Байкал, от которых получили тревожное письмо на английском языке. При выполнении перевода письма ребята показывают уровень владения языком. Затем исследуют географическое положение озера, его глубину и ширину, вычисляют площадь, используя карту. Пользуясь справочной информацией, составляют сравнительную диаграмму ясных и солнечных дней на о. Ольхон и в восточной части озера Байкал. Работая с картой, соотносят и записывают названия рек, указывают направление движения воды. Также ребята знакомятся с обитателями озера – нерпой и тюленем, которые рассказывают и о других жителях озера, в том числе об эндемиках Байкала, поддерживающих удивительную чистоту воды в озере. Узнают ребята и об экологических проблемах Байкала, исследуют и выявляют причины загрязнения озера, создают фишбоун (схематическую диаграмму в форме рыбьего скелета) для решения экологических проблем Байкала.

Второй день решения проектной задачи начинается с рефлексии итогов групповой работы с целью сопоставления полученных результатов и применения способов учебного сотрудничества, дальнейшей коррекции группового взаимодействия. В этот день ребята должны создать конечный «продукт» проектной задачи, который нужно публично представить и оценить.

В проектной задаче «Тайны Байкала» дети, используя всю полученную информацию, создают конечный продукт – лэпбук о Байкале.

Нашей творческой группой были разработаны и реализованы проектные задачи: «Заповедное Подлеморье», посвященное 100-летию Баргузинского заповедника (2016 г.), «Тайны Байкала» (2017 г.) и «Волшебная книга Сагаалгана» (2018 г).

Таким образом, регулярное использование в начальной школе проектных задач способствует повышению познавательного интереса учащихся, развивает исследовательские и коммуникативные умения младших школьников, что обеспечивает достижение новых образовательных результатов.


Список использованной литературы


1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. – М.: Просвещение, 2018.  
2. Воронцов А.Б., Заславский В.М. и др. Проектные задачи в начальной школе. - М.: Просвещение, 2011. - 176 стр. (Стандарты второго поколения). – ISBN 978-5-09-025237-9.

3. Шумакова Н.Б. Развитие исследовательских умений младших школьников. - М.: Просвещение, 2011. – 157 с. – ISBN 978-5-09-022891-6

1 Шумакова Н.Б. Развитие исследовательских умений младших школьников. - М.: Просвещение, 2011. – С. 6

2 Воронцов А.Б., Заславский В.М. и др. Проектные задачи в начальной школе. – М.: Просвещение, 2011. – С. 45

3 Воронцов А.Б., Заславский В.М. и др. Проектные задачи в начальной школе. С. 48