СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Проектно исследовательская деятельность как фактор формирования профессиональных компетенции у студентов

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная работа написано для участия педагогов в научно практической конференции Вектор развития СПО.

Просмотр содержимого документа
«Проектно исследовательская деятельность как фактор формирования профессиональных компетенции у студентов»

ПРОЕКТНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

КАК ФАКТОР ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ У СТУДЕНТОВ

Цыбикова С.Н., мастер п/о ГБПОУ

«Колледж традиционных искусств народов Забайкалья»


Важнейшим компонентом миссии любого профессионального учебного заведения является  выпуск конкурентоспособного специалиста.  Потому на современном рынке труда востребованы не просто специалисты как носители определенного набора профессиональных знаний, умений и навыков, а профессионалы, способные к анализу собственной деятельности, к быстрому и неординарному решению возникающих перед ним профессиональных проблем, стремящихся к самосовершенствованию и саморазвитию. И на первый план в процессе подготовки специалиста выдвигается развитие у студентов способностей к овладению методами, позволяющими самостоятельно находить, анализировать и использовать знания в своей профессиональной деятельности. В связи с этим, актуальное значение приобрела проблема формирования общих и профессиональных компетенций обучающихся через организацию исследовательской деятельности.

Что из себя представляет исследовательская деятельность? Леонтович А.В. считает, что исследовательская деятельность - деятельность студентов, связанная с решением творческой, исследовательской задачи с заранее неизвестным решением, это приобретение студентами универсального способа освоения действительности, активизации личностной позиции студентов в образовательном процессе на основе приобретения новых знаний [1]. Алексеев Н.Г., Обухов А.В., Фомина Л. Ф. пишут, что исследовательскую деятельность следует рассматривать как особый вид интеллектуально-творческой деятельности, порождаемый в результате функционирования механизмов поисковой активности и строящийся на базе исследовательского поведения [1].

Таким образом, под исследовательской деятельностью студентов будем понимать выполнение ими творческих исследовательских задач посредством основных этапов исследования: постановка проблемы, формулирование темы; целеполагание, выдвижение гипотез; ознакомление с соответствующей литературой; подбор методик исследования; сбор материала, его анализ; выводы. Общепринятыми считаются следующие формы исследовательской работы: выполнение лабораторных работ; написание рефератов; участие в предметных олимпиадах; подготовка докладов; заданий научно-исследовательского характера в период учебных и производственных практик; изучение выполнения научных исследований по курсам специальных дисциплин и дисциплин специализации; курсовые, дипломные работы и проекты. Способность студентов к творческой (а значит, и к исследовательской) деятельности эффективно развивается в процессе их целесообразно организованной деятельности под руководством преподавателя [2]. Исходя из этого, преподаватель выступает в роли тьютера, он организует и сопровождает деятельность студентов по самостоятельному получению знаний, что не всегда легко психологически педагогам. Занятие со студентами исследовательской деятельностью требует от преподавателя не только высокого уровня знаний, но и грамотного владения методиками исследования, а также желания заниматься данной работой. Исследовательская работа студентов отлично вписывается в рамки деятельности на базе учебного заведения студенческого научного общества, основной целью которого является выявление талантливой молодежи и повышение уровня качества выпускников. В процессе реализации данных целей решаются следующие задачи: формирование исследовательских компетенций, развитие творческого и аналитического мышления, формирование потребности к получению новых знаний и применению их в своей профессиональной деятельности, развитие профессионально важных качеств и компетенций. В связи с этим при выборе содержания для исследовательской деятельности отдается предпочтение материалу, который может быть реализован в будущей профессиональной деятельности студентов.

Так, в 2019 году в республиканском НПК «Моя профессия – мой выбор» Арьяева С., студентка 421 группы, профессия «Повар, кондитер», выступила со своей темой «Моя профессия – повар», где рассказала свой обоснованный выбор профессии, вошла в номинацию «Лучший оратор». В 2020 году в межрегиональном НПК «Ступени мастерства» Ширибон А, студент 411 группы, профессия «Повар, кондитер», с темой «Фронтовое письмо», затронул тему об участии в ВОВ бурятского солдата-воина из его фронтового письма, написанного на старомонгольском языке (участвовал в переводе письма) и своим выступлением занял 1 место. Вошли в номинацию «Практическая значимость» Дугаржапова А. с темой «Изучение агротехники выращивания арбуза сорта Бонта на приусадебном участке колледжа» и Тогмитова Ц., студентки 241 группы, профессия «Хозяйка усадьбы», – «Применение капельного орошения при выращивании овощных культур», где затронули тему грамотного решения ситуационных задач с применением профессиональных знаний и умений, участвуя в межрегиональном НПК «Ступени мастерства». В 2020 году в республиканском НПК «Студент, время, наука» Пермякова С., студентка 231 группы, профессия «Хозяйка усадьбы», вошла в номинацию «Практическая значимость» с темой «Сравнение сорта сладкого перца желтого и красного в условиях закрытого грунта», в работе показано результаты освоения практических умений и другие работы студентов. При этом, студенты, занимающиеся исследовательской деятельностью, получая и анализируя информацию из различных источников, развивают информационную компетентность, выступая на конференциях и семинарах с докладами, презентуя проекты, они оттачивают коммуникативную компетенцию, формируются компетенции, необходимые для будущей профессиональной деятельности, направленные на востребованность как специалиста, на его творческое развитие, на создание условий для дальнейшего профессионального и личностного роста. Максимальное использование возможностей позволяет активизировать подготовку студентов к профессиональной деятельности. (4)

Таким образом, исследовательская деятельность, являясь основным фактором формирования компетенций будущего специалиста, предстает составной частью системы современного образования, направленного на подготовку мобильного, высококвалифицированного и творческого специалиста.


Список литературы:

1. Алексеев Н.Г., Леонитович А. В., Обухов С.А., Фомина Л.Ф. «Концепция развития исследовательской деятельности учащихся //Исследовательская работа школьников. 2001. №1.

2. Бережнова Е.В. Основы учебно-исследовательской деятельности студентов: учебник для студ. сред. учеб. заведений. - М.: Академия, 2007.

3.Вовси –Тиллье Л. А. Исследовательская компетенция студента- бакалавра // Среднее профессиональное образование. 2019. № 6.

4.Шелепова С. Н. Социальное проектирование как активизирующая среда обучения студентов колледжа. //Средне профессиональное образование.-2019. -№11.