ПРОЕКТНО - ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
КАК СПОСОБ ФОРМИРОВАНИЯ УУД ОБУЧАЮЩИХСЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
Существует огромное количество педагогических технологий. Зачастую мы- педагоги, стараясь сделать свою работу эффективней, берёмся за всё сразу. Однако много – не значит лучше. Для себя я выбрала проектно - исследовательскую технологию.
«Человек рождён для мысли и действия» - говорили древние мудрецы. Проектно - исследовательская деятельность – сфера, где необходим союз между знаниями и умениями, между теорией и практикой. Ребёнок с рождения – исследователь. Начиная с рассматривания маминого лица, первой игрушки. Всё, что попадает, в поле его зрения становится предметом исследования. А складывание пирамидки – это ни что иное как первый проект. Однако зачастую, поступая в школу дети постепенно теряют навык самостоятельной исследовательской деятельности. И в этом виноваты мы - взрослые. Зачем что-то придумывать самому, если учитель всё расскажет и покажет.
Моя задача как учителя, научить детей учиться.
Целью моей работы является (Слайд3) формирование универсальных учебных действий у обучающихся начальных классов посредством проектно-исследовательской деятельности
Использование этой технологии способствует выполнению ряда задач, которые вы видите на слайде. Наиболее значимой я считаю: развивать у детей творческое мышление, способствовать практическому применению умений и навыков.
Проектно - исследовательская деятельность учащихся является важным механизмом, позволяющим реализовать указанные цели и задачи. Её внедрение я разделила на несколько этапов. (Слайд 4) ПАУЗА
Первый этап: диагностический.
Свою работу начинаю с проведения диагностики универсальных учебных действий. При этом использую методы: наблюдения, опроса, тестирования.
Как правило диагностика в 1классе показывает достаточно низкий уровень развития регулятивных и познавательных УУД.
Её результаты вы можете увидеть на слайде (Слайд 5)Пауза
Второй этап: мотивационный. (Слайд 6)
На данном этапе я заинтересовываю как детей, так и родителей работой над проектом, ведь ученикам младших классов необходима помощь родителей. На родительском собрании знакомлю их с основными аспектами проектной деятельности. Затем на уроке или вне урока я, как руководитель объявляю общий замысел предстоящей работы детям, стараюсь создать положительный мотивационный настрой; ученики обсуждают, предлагают свои идеи, затем знакомят с ними своих родителей. Для направления деятельности учеников использую памятку (Слайд 7) для начинающих исследователей. ПАУЗА
Третий этап: подготовительный. (Слайд 8)
Должна сказать, что в первом классе работа над проектом по полной структуре невозможна, так как дети не умеют читать, писать, анализировать. Поэтому в первом полугодии провожу подготовительный этап, в который включаются творческие работы учащихся: рисунки, устные рассказы. Дети с моей помощью постепенно учатся анализировать, рассуждать, выделять главное. На данном этапе я применяю активные методы обучения – различные дидактические игры (СЛАЙД 9): «Что напутал художник?», «Соотнеси загадку с отгадкой», «Найди лишнее».
Такие упражнения помогают научить детей сравнивать предметы, выделять их общие и отличительные признаки, делать выводы, способствуют развитию монологической речи учащихся, что очень важно при работе над проектом.
Во втором полугодии дети уже умеют читать, имеют первоначальные навыки письма, могут задавать вопросы и отвечать на них. Следовательно, я расширяю рамки работы над проектом и включаю сюда сбор информации по плану, составленному совместно с учителем.
Четвертый этап: планирующий. (Слайд 10)
На данном этапе учу детей составлять план работы над проектом. Мы вместе определяем тему и цели, формулируем задачи, для этого использую памятку «Как выбрать тему проекта» (Слайд 11) ПАУЗА Затем знакомлю ребят и родителей с критериями оценки результата, (Слайд 12), ПАУЗА вместе мы согласовываем способы совместной деятельности.
Пятый этап: информационно-операционный. (Слайд 13) Ученики собирают материал, работают с литературой и другими источниками, ищут информацию в книгах, журналах, сети интернет. Для того, чтобы данная работа была успешной, я учу работать детей со справочной литературой: словарями, энциклопедиями, поисковыми интернет ресурсами. На этом этапе дети непосредственно выполняют проект. Я, в свою очередь, наблюдаю, координирую, поддерживаю, помогаю найти пути решения, возникающих проблем.
Шестой этап: рефлексивно-оценочный (Слайд 15) Ученики представляют проекты участвуют в коллективном обсуждении, оценивают результат и процесс работы, осуществляют устную и письменную самооценку, я выступаю участником коллективной оценочной деятельности. Для оценки работ использую оценочные листы (Слайд 16) ПАУЗА Данные листы включают в себя: самооценку, оценку детей и учителя.
В своей работе я использую различные виды проектов, их вы видите на экране. (Слайд 17) ПАУЗА
Очень нравятся детям практико-ориентированные проекты, (Слайд18) которые имеют четко обозначенный результат. Они понимают, что итогом проекта будет определённый продукт, который можно потрогать руками, попробовать на вкус.
(Слайд19) Целью информационных проектов является сбор информации о каком-либо объекте или явлении, анализ и обобщение собранных фактов. Результатом такого проекта может быть доклад, альбом с рисунками или фотографиями и др.
(Слайд20) Уже много лет я веду драматический кружок в начальных классах. Это позволяет мне реализовывать творческие проекты театрального характера. (Слайд 20) Очень нравится ребятам работать над художественно-оформительскими проектами, создавать своими руками открытки, книжки-малышки, различные панно. Таким проектом для моих первоклассников в прошлом году, стало изготовление книги «Занимательная азбука» для ребят подготовительной группы детского сада.
Кроме того, в свою работу с детьми я включаю индивидуальные парные и групповые проекты.
С огромным удовольствием ребята участвуют в групповых проектах. Ведь дети в душе коллективисты, они хотят взаимодействовать со сверстниками и взрослыми. Я учу их объединяться в группы, планировать и согласовывать свои действия, распределять между собой обязанности и задания, помогать друг другу, беспокоиться о качестве не только своей части работы, но и всей в целом. Я использую различные способы разделения учеников на группы, некоторые из них представлены на слайде (Слайд 21) ПАУЗА
Для эффективной работы групп распределяю роли: (Слайд 22) на слайде вы видите один из вариантов такого распределения ПАУЗА
В своей работе я часто использую групповые проекты, особенно в 4 классе. Ведь на выходе из начальной школы каждый ученик должен защитить проектно-исследовательскую работу. Однако, детально проработать с каждым учеником индивидуальный проект - очень трудно, Нехватка времени и возможности, это сделать, безусловно, скажется на качестве работы. Поэтому для итоговой защиты, я практикую коллективные проекты. Таким проектом стал для моих четвероклассников проект «Животные Курганской области». Целью КОТОРОГО было: собрать информацию о животных родного края и создать книгу о них. (Слайд23) Данный проект был представлен на школьной научно-практической конференции «Первые шаги в науку», где занят I место. Работа оказалась очень полезной, так как эту книгу могут использовать как дети, так и учителя на уроках окружающего мира про изучении темы «Родной край».
В процессе организации проектной деятельности я увидела много достоинств, однако есть и недостатки. (Слайд 24)
Главным из достоинств считаю, что каждый ребёнок осуществляет погружение в предметную область в соответствии с уровнем свой подготовки. Работа над проектом обеспечивает рост учебной мотивации, дети видят результаты своего труда – реальные работы, применение которых возможно в жизни.
К числу основных недостатков отношу:
- значительные затраты времени и энергии учителей и учащихся;
- требование более сложной системы оценивания.
Критериями успешности своей работы я считаю следующие показатели:
- повышение уровня сформированности универсальных учебных действий обучающихся;
повышение интереса к проектно-исследовательской деятельности, через подготовку различных проектов
--а также повышение качества образования по отдельным предметам.
В процессе работы над опытом проводилась диагностика определения уровня сформированности познавательных УУД обучающихся за три года. Результаты проведенной диагностики представлены на слайде (Слайд 25) ПАУЗА
Из диаграммы видно, что процент обучающихся, обладающих высоким уровнем сформированности познавательных универсальных учебных действий вырос с 29% до 32%. В этот же период процент обучающихся, обладающих низким уровнем сформированности УУД снизился с 20% до 13%, что не маловажно.
Мои ученики активно участвуют в школьной научно – практической конференции «Первые шаги в науку», в которой они неоднократно занимали призовые места. Количество участников от класса к классу неизменно растет. Это можно увидеть на слайде. (Слайд 26) ПАУЗА
Конечно мне очень хотелось поделиться с коллегами своим опытом работы. Представить на их суд мои работы и работы моих учеников. Для этого я использовала свой личный сайт (Слайд27) ПАУЗА, сайты Инфоурок, Видеоуроки, Мультиурок и, конечно же сайт нашей школы. (Слайд 28) ПАУЗА
Чтобы достичь поставленных целей в применении проектно-исследовательской технологии нужна постоянная планомерная работа, обучение и воспитание не терпит эпизодичности. Иначе все наши старания могут будут бесполезны. Как у героини мультфильма «Маша и Медведь». (Слайд29)
Сегодня я хочу подарить всем участникам небольшую книжку - памятку, которая может быть полезной в реализации проектно- исследовательской деятельности в начальных классах.
Спасибо за внимание!