СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

« Проектно -исследовательская деятельность на уроках истории»

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Использование проектной деятельности на уроках и во внеурочной деятельности, сравнительный анализ и практика.

Просмотр содержимого документа
«« Проектно -исследовательская деятельность на уроках истории»»

Осипова С.Г.

СЛАЙД 1.

« Проектно -исследовательская деятельность на уроках истории»

Каждому ребёнку дарована от природы склонность к познанию и исследованию окружающего мира. Эффективность исследовательской деятельности зависит от меры увлечённости ученика этой деятельностью. И от умения её выполнять. Прививая ученикам вкус к исследованию, мы вооружаем их методами проектно-исследовательской деятельности, организовываем работу детей так, чтобы они ненавязчиво усваивали процедуру исследования, планомерно проходя все его основные этапы.

СЛАЙД2. Конфуций : скажи мне – и я забуду, покажи мне – и я запомню, дай мне попробовать – и я научусь.



Что же такое ученическая исследовательская деятельность?

Ученическая исследовательская деятельность — это специально организованная учебная деятельность под руководством педагога, направленная на исследование различных объектов с соблюдением процедур и этапов, близких научному исследованию, но адаптированных к уровню познавательных возможностей школьников. Она обладает большим развивающим потенциалом и формирует у обучающегося метапредметные умения, которые позволяют самостоятельно организовывать учебный процесс.

Таким образом, моя цель, как учителя, «вызвать» у ученика тот самый мыслительный процесс, который переживает первооткрыватель. Школьник должен почувствовать прелесть открытия.



Учебно-исследовательская и проектная деятельность обладают высоким развивающим потенциалом для формирования познавательных способностей.

СЛАЙД 3. На сегодняшний день в качестве основного средства организации исследовательской работы на уроке использую систему исследовательских заданий, которые содержат проблему; решение ее требует проведения теоретического анализа, с помощью которого обучающиеся открывают ранее неизвестное для них знание.

ПРИМЕР: урок «Территория, население и хозяйство России в начале 16 в.»

Известному российскому историку 19 в. С.М.Соловьеву принадлежат слова о том, что если для народов Западной Европы природа была матерью, то для народов России она являлась мачехой. Справедливо ли это утверждение? Как выдумаете, какие вопросы необходимо рассмотреть, чтоб ответить на этот вопрос?

Ученики здесь выступают в роли исследователей. Учебный проект Хозяйство и население России в нач. 16 в.»

Определяют цели проекта, задачи, этапы работы. Делятся на малые группы для изучения жизни разных сословий.

Делают вывод по проблеме урока.


СЛАЙД 4. Иногда урок превращается в лабораторную работу с документами и текстом учебника, урок-исследование, в урок-путешествие, например при изучении личности Ивана Грозного и ее влиянии на ход истории российского государства (7 класс).



Достойный результат исследовательской и проектной деятельности не может быть достигнут только в рамках уроков. Необходима интеграция всех ресурсов, использование внеурочной деятельности, включение обучающихся в культурные и социальные практики.

СЛАЙД 5. Хорошим подспорьем в этом плане для меня стал курс «Основы проектной деятельности», проводимый мной в 5 классе. На нем и остановимся подробнее.

СЛАЙД 6. Содержание курса составляют сведения о различных видах проектов и проектных продуктах, что позволяет обучающимся уже на начальном этапе осуществить их выбор и попробовать себя в их создании. В курсе достаточно подробно рассматривается алгоритм проведения проекта, его основополагающие моменты, что позволяет применить его в проектах различных типов и направлений. Для создания положительной мотивации к обучению приводится занимательный материал, материал из разных областей, чаще всего понятный и доступный обучающимся, а для проектов отобраны исторические объекты Древнего мира.

Характер занятий: групповые формы работы, деятельностный режим, практико-ориентированная направленность обучения.

Приведу примеры тем некоторых проектов учеников 5 класса. СЛАЙД 7,8,9 .

1. Музей Древнего мира

Гипотеза: все события древности давно изучены, описаны в учебниках, поэтому для их изучения нами стоит просто познакомиться с учебной литературой.

Цель: - Узнать историю цивилизаций Древнего мира, познакомиться с культурным наследием разных стран.

2. Мода Древней Греции: история костюма и причёски.

Цель: Получить информацию об образе жизни и сословном составе древних греков через изучение их одежды.

3. «Законы джунглей в произведении Р . Киплинга «Маугли» и законы Спарты».

Гипотеза: Законы древней Спарты связаны с законами джунглей, так как слово ЗАКОН означает «правило для всех». Проверим, есть ли между ними другие сходства кроме слова «ЗАКОНЫ».

Цель: провести сравнительный анализ законов древней Спарты и законов джунглей по книге Р. Киплинга «Маугли».

4. Тема «Корабли Древнего мира»

Актуальность работы: изучение кораблей Древнего мира, позволяет глубже изучить историю Древнего мира в 5 классе. Гипотеза: наличие кораблей в разных странах Древнего мира дает возможность странам выйти на новую ступень развития, обогатить свою культуру. Цель: изучение флота Египта, Финикии, Греции, Китая, кораблей викингов, Выбирались и другие объекты, интересующие пятиклассников.

Например, танки Второй Мировой войны. Проект позволил ученику на основе сравнительного анализа сделать вывод, что победа в Великой Отечественной войне - это заслуга не только солдат и командиров, но и советских инженеров-конструкторов.

В 6 классе с этими же детьми мы уже работали в школьном музее, где наряду с архивной и экскурсионной работой, вновь занимались проектно-исследовательской деятельностью. СЛАЙД 10. Сначала они восстановили облик клинка по ножнам, хранящимся в фондах музея. Результат исследований позволил ребятам стать победителями регионального конкурса РДШ среди активистов школьных музеев и финалистами Всероссийского конкурса в г.Москва.

Находка одного из жителей с.Кетово (сабля) СЛАЙД 11. позволила шестиклассникам расширить масштабы и способы исследований. На начальном этапе из-за отсутствия информации сабля была для ребят настоящим «экскалибуром» с непонятной принадлежностью к роду войск в контексте неизвестного исторического периода Зауралья. В течение трех месяцев мы работали с Областным Краеведческим музеем, СЛАЙД 12. и экскалибур стал легкокавалерийской саблей образца 1809 г. Проект исследования был оформлен и представлен на школьной конференции ученических работ в 2019 г., где получил высшую оценку жюри.

Практическая значимость этих проектов заключается в изучении истории родного края и в целом страны, в развитии навыков планирования деятельности, работы на результат, самореализации учеников и приобретение опыта публичного выступления, повышение интереса к изучению истории.

Исследование чаще всего несет опережающий характер и действует как в зоне ближайшего развития, так и отдаленной перспективы. СЛАЙД 13.

Ближайшая зона развития

Отдаленная зона развития

-выбрали тему из курса Истории Др.мира, но еще не изучали её

- работали с артефактом времен Советского Союза

Общее:

действие основывается на работе над содержанием учебной задачи

Отличия:

Источники информации доступнее, определеннее, предлагаются обучающимися.

Источники информации имеют ограничение по возрасту и пониманию


Работа с библ.каталогами. Выбор доступной к восприятию информации


Длительное планирование действий в рамках 1 шага.

С ЛАЙД 14. Особенность учебной проектно-исследовательской деятельности: интеграция отношений исследовательской и проектной деятельности

СЛАЙД 15.

Разница в результате:

Интеллектуальный продукт:

Всегда практический продукт:

новое знание

Газета, макет, опыт публичного выступления

В учебной проектно-исследовательской деятельности происходит объединение продукта.



Таким образом, педагогическая деятельность по формированию познавательных и исследовательских компетенций школьников основывается на внимании к самому процессу усвоения знаний, на тех методах, которые применяются во время проведения уроков. Использование исследовательского метода даёт возможность решать задачи обучения, создавать условия сближения учебной и познавательной деятельности учащихся, что в свою очередь, позволяет пробудить у них осознанную активную заинтересованность, как в самом учебном процессе, так и в его результатах. В любом случае, игра стоит свеч и для учеников, и для педагога.



ВИДЕО.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!