СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Проектное мышление

Нажмите, чтобы узнать подробности

Статья о формировании проектного мышления на уроках технологии в 5-8 классах.

Просмотр содержимого документа
«Проектное мышление»

Формирование проектного мышления на уроках технологии.

Середа Л.А., учитель технологии МОУ СОШ №32

г. Комсомольска-на-Амуре

«Мы познаем мир через проекты»- так начала свое выступление на школьной научно-практической конференции дважды призер Всероссийской олимпиады по технологии Галя Фурашева. И после окончания учебы в университете по специальности «мировая экономика», она признает, что проектная деятельность в школе дала ей очень много: помогла приобрести опыт разнообразной практической и исследовательской деятельности, познакомиться с новыми дизайнерскими технологиями, найти новых друзей, по-другому посмотреть на привычные вещи.

Для ученика проект – это деятельность, направленная на решение проблемы, сформулированной им самим. Для учителя учебный проект – это интегративное дидактическое средство. А сколько определений этого понятия «проект» существует?...

Проект – это цель и технология ее достижения.

Проект – совокупность методов и средств для реализации каких-либо задач.

Проект – это планируемое изменение, в основе которого лежит надежда на будущее.

Проект – это уникальная деятельность, имеющая начало и конец во времени, направленная на достижение определенного результата, создание определенного уникального продукта или услуги.

Проект- это действия по успешной реализации какой-либо задачи.

Очень интересно было услышать рассуждения учащихся по поводу этих определений: они пытались найти то из них, которое наиболее соответствовало их пониманию проектной деятельности. И согласились, что в системе образования ПРОЕКТэто специально организованный учителем и самостоятельно выполняемый учащимися комплекс действий, завершающийся созданием продукта, обладающего объективной или субъективной новизной, состоящего из объекта труда, изготовленного в процессе проектирования, и его представления в виде устной или письменной презентации.

Формируется проектное мышление не сразу, не за один год. Думается, для формирования проектного мышления необходимо как можно раньше включать учащихся в проектную деятельность с соответствующим целеполаганием и планированием проектного поиска.

Для получения наилучшего результата необходимо соединение репродуктивной и продуктивно-творческой составляющей. Репродуктивная сторона опирается на ранее полученные знания, умения, приобретенный опыт, на эрудицию. Для реализации продуктивно-творческой составляющей проектного мышления необходимо сочетание анализа и интуиции. С интуицией, конечно, все достаточно сложно и индивидуально. А вот способность к анализу, т.е. логическому рассмотрению своего творчества, необходимо развивать, воспитывать.

Аналитическая составляющая проектного мышления может проявляться по-разному: в нахождении различных ассоциативных связей, в разработке разных вариантов оригинальных решений поставленной задачи, в оценивании своих и чужих дизайнерских решений. В идеале хотелось бы, чтобы все ученики обладали творческой фантазией, которая развивается на основе любознательности и наблюдательности.

Развитие проектного мышления возможно только в результате самостоятельной работы учащихся над проектом, когда самому учащемуся приходится отвечать на поставленные вопросы.

В образовательном процессе для формирования проектного мышления используется метод учебных проектов, который позволяет закрепить алгоритм творческого поиска.

При выполнении учебного творческого проекта учащимся предлагается 3 вида деятельности: упражнения, дизайн-анализ и непосредственно проект.

Упражнения – короткие, сфокусированные практические задания, нацеленные на изучение определенных навыков или приобретение новых знаний. Они могут быть направлены на:

- развитие общих навыков дизайна. Упражнения на создание новых дизайнерских образов развивают креативное мышление (упр. «Нелогичные связи», «Получение новых визуальных образов» и др. представлены в Сборнике упражнений по программе «Технологическое и предпринимательское образование в России»);

- развитие навыков проектирования,

- развитие общих навыков коммуникации;

- обучение определенным навыкам работы с различными материалами и приобретению необходимых знаний. Здесь важно уделить необходимое внимание расширению форм прикладной деятельности, изучению новых технологий обработки материалов. Новинки можно почерпнуть из интернета. А вот учителям г.Комсомольска н/А повезло: для них городской методический центр ежегодно организует мастер-классы на базе Дворца творчества детей и молодежи и «Детского технопарка «КВАНТОРИУМ». Освоившие новые методики и способы обработки материалов учителя всегда смогут познакомить с новинками своих учеников.

Следующий вид деятельности, способствующий развитию проектного мышления – это дизайн-анализ.

Дизайн-анализ – это способ исследования изделий, предметов, созданных другими людьми, с помощью которого можно узнать о материалах, способах производства, эстетических и эргономических характеристиках изделия, это попытка проникнуть в мысли дизайнера, создавшего изделие. Проводя дизайн-анализ, учащиеся исследуют изделие во всех деталях, рассматривая его с различных точек зрения. Здесь и экология, и экономика, эстетические и социальные аспекты, функциональные характеристики.

При выполнении Дизайн-анализа можно проследить формирование универсальных учебных действий (УУД):



Познавательные

Общеучебные: умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме; смысловое чтение, извлечение необходимой информации из текста;

Логические действия: анализ объектов с целью выделения признаков; подведение под понятия, выведение следствия, доказательства.

Коммуникативные

Умение выражать свои мысли, владение монологической и диалогической формами речи; умение участвовать в коллективном обсуждении проблем.

Регулятивные

Волевая саморегуляция как способность к выбору в ситуации мотивационного конфликта и к преодолению препятствий.

- И, наконец, непосредственно проект, который направлен на обучение учащихся навыкам дизайна посредством включения их в целостный процесс проектирования и изготовления. В процессе проектирования у учащихся формируются специфические умения и навыки, такие как: проблематизация и целеполагание, поиск информации и разработка идей, на основе критериев выбор лучшей идеи, после обширной исследовательской работы изготовление изделия, рефлексия и самоанализ, испытание и самопрезентация.

Проектное мышление развивается только в творческой обстановке, которая должна обеспечивать возможности для проектной деятельности обучающихся. А проектная деятельность способствует учебной успешности школьников, дает возможность проследить личностный рост учащихся. Это доказывают и победы наших учеников на разных уровнях Всероссийской олимпиады по технологии.








Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!