Мастер - класс
Тема: «Развитие проектного мышления»
Аннотация. В предлагаемом материале раскрывается понятие о проектном мышлении, задачи и этапы его формирования у учащихся. Материал предназначен для обучения членов педагогического коллектива в режиме методических семинаров или заседаний методических объединений.
1. Понятие о проектном мышлении.
Проектное мышление - взгляд на дела, как на проекты, отношение к ним, как к проектам. Проектное мышление - эффективнее, чем мышление шаблонное.
Основные черты проектного мышления:
• Результатная ориентированность: проект делается не ради процесса, а ради четко определенного результата.
• Свобода выбора средств: поскольку у нас определен результат, а не процесс, мы может выбирать разные пути достижения результата, использовать разные, а не только традиционные средства.
• Понимание, что перед проектом мы свободны: любой проект мы можем как начинать, так и нет. Любой проект также может быть нами закрыт.
Метод проектов составляет основу проектного обучения, смысл которого заключается в создании условий для самостоятельного освоения школьниками учебного материала в процессе выполнения проектов.
Выполняя творческие проекты, учащиеся овладевают основами проектирования, технологии, коммуникации и рефлексии, учатся приобретать новые знания и умения, а также интегрировать их.
2.Задачи формирования проектного мышления
• развивать у учащихся умения и качества, необходимые человеку 21-го века: ответственность и адаптивность, творчество и любознательность, критическое и системное мышление, умение работать с информацией и медиасредствами, способность работать в команде, быть лидером; принимать на себя разные роли и обязанности, способность выявлять, анализировать и решать проблемы, направленность на саморазвитие, социальную ответственность;
• формировать умение описывать объекты реальной действительности, выделять существенные и несущественные признаки объектов, выявлять отношения между понятиями, строить определение понятия через родовое понятие и видовое отличие, производить естественную и вспомогательную классификацию объектов, строить общеутвердительные, общеотрицательные, частноутвердительные и частноотрицательные суждения, строить правильные умозаключения;
• формировать умение использовать информационные технологии для наглядного представления результатов исследования;
• овладеть такими приёмами формирования понятий, как анализ, синтез, сравнение, абстрагирование, обобщение;
• воспитывать ответственное отношение к соблюдению этических и правовых норм информационной деятельности.
3. Этапы формирования проектного мышления учащихся в ходе работы над проектом.
Рассмотрим этапность, формирования проектного мышления на примере конкретного урока.
Тема: Информация о товарах. 8 класс.
Какие методы вы используете на своих уроках для изучения данной темы?
Цель урока: познакомить учащихся с информацией о товарах: назначением торговых символов, этикеток, штрих-кода.
Задачи урока:
Образовательная: дать определение понятию «сертификация»; изучить назначение торговых символов, этикеток, штрихкодов;
Развивающая: развивать логику, мышление, творческие способности детей.
Воспитательная: воспитывать в учащихся грамотного покупателя.
Тип урока: изучение нового материала.
Методы обучения: проектная деятельность.
Возьмем за этапы проекта пять «П» проектной деятельности.
На первом этапе проекта – ПРОБЛЕМА – учитель ставит перед обучающимися проблему: «В г. Куртамыше открыли цех по производству молочной продукции. Для молока и сметаны уже разработаны упаковки-этикетки. А творог до сих пор продают в полиэтиленовых пакетах. В связи с этим вам предложили изготовить эскиз упаковки-этикетки для данного вида товара.»
Задание: согласно проблеме определите цель и задачи учебного проектирования.
Умения, формируемые на данном этапе:
1. Целеполагание как умение формулировать цель деятельности;
2. Умение осмыслить задачи, для решения которой недостаточно имеющихся знаний.
На втором этапе – ПОИСК ИНФОРМАЦИИ - с учетом выбранной цели, производится отбор необходимой информации для выполнения проекта.
Задание: разработать план действий по выполнению проекта.
Умения, формируемые на данном этапе:
1. Умение ответить на вопрос: чему нужно научиться для решения поставленной задачи?
2. Умение самостоятельно найти недостающую информацию в информационном поле.
3. Умение находить несколько вариантов решения проблемы.
4. Умение устанавливать причинно-следственные связи.
На третьем этапе – ПРОЕКТИРОВАНИЕ – осуществляется деятельность по выполнению проекта.
Задание: разработать эскиз упаковки.
Умения, формируемые на данном этапе:
1. Разрабатывать и планировать собственную деятельность в соответствии с целями проектного задания;
2. Умение проектировать процесс или изделие.
3. Умение оформления результата с использованием возможностей современной компьютерной техники;
На четвертом этапе – ПРОДУКТ - осуществляется анализ выполнения проекта и достигнутых результатов.
Задание: провести анализ своего проекта.
Умения, формируемые на данном этапе:
Навыки анализа собственной деятельности.
На пятом этапе – ПРЕЗЕНТАЦИЯ – осуществляется подготовка отчёта о ходе выполнения проекта с объяснением полученных результатов.
Задание: представить проект.
Умения, формируемые на данном этапе:
1. Навыки монологической речи, умение уверенно держать себя во время выступления,
умение использовать различные средства наглядности при выступлении или защите проекта.
Умение рассматривать проблемную ситуацию, возникшую в процессе деятельности как задачу, предполагающую поиск, нахождение и реализацию оптимального варианта решения — важная составная часть субъектной позиции личности. Как следствие, обучение такому подходу к проблемной ситуации должно быть необходимым элементом образовательного процесса. С проблемными ситуациями учащиеся сталкиваются в различных сферах школьной жизни: в учебном процессе (на уроках и при подготовке домашних заданий), в общении со сверстниками и взрослыми, в общественной жизни класса и школы, в процессе решения собственных жизненных задач. Готовность и способность работать с проблемной ситуацией как с задачей предполагает, что человек (в нашем случае – учащийся) способен проанализировать проблему, вычленить ее суть, переформулировать проблему в задачи собственной деятельности, спланировать шаги по их решению, осуществить необходимые действия и оценить полученный результат с точки зрения поставленной цели. Такой подход к проблеме назвается проектным. Интеллектуальной составляющей подобного подхода является проектное мышление.
Литература
1. Битянова, М.Р., Беглова, Т.В. Учимся решать проблемы: Программа развития проектного мышления у младших подростков. - М.: Генезис, 2009.
2. Крылова, Н.Ю. Проектная деятельность школьника как прин-цип организации и реорганизации образования / Н.Ю. Крыло-ва // Народное образование. - 2007. - № 2. - С. 113-121.
3. Павлова, М.Б. Метод проектов в технологическом образо¬вании школьников: пособие для учителя / М.Б. Павлова, Дж. Питт, М.И. Гуревич, И.А. Сасова; под ред. И.А. Сасовой. - М.: Вентана-Граф, 2008.