СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Проектные технологии на уроках русского языка и литературы и во внеурочной деятельности

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Проектные технологии на уроках русского языка и литературы и во внеурочной деятельности»

« Проектная деятельность на уроках русского языка и литературы и во внеурочной деятельности».

« Проектная деятельность на уроках русского языка и литературы и во внеурочной деятельности».

 Проектное обучение   - это организация образовательного процесса, направленная на решение учащимися учебных задач на основе самостоятельного сбора информации, обязательного обоснования и корректировки последующей продуктивной учебной деятельности, ее самооценки и презентации результата. Обучение при этом приобретает большой личностный смысл, что заметно повышает мотивацию учения.
  • Проектное обучение - это организация образовательного процесса, направленная на решение учащимися учебных задач на основе самостоятельного сбора информации, обязательного обоснования и корректировки последующей продуктивной учебной деятельности, ее самооценки и презентации результата. Обучение при этом приобретает большой личностный смысл, что заметно повышает мотивацию учения.
 В зависимости от предметно-содержательной стороны предмета различают проекты:  1. Монопредметные: проводятся в рамках одного предмета. При этом выбираются наиболее сложные разделы или темы программы. 2. Межпредметные: интегрируется смежная тематика нескольких предметов. ( «Слово о полку Игореве» в литературе, живописи, музыке»).  3. Надпредметные: выполняются на основе связей, не входящих в школьную программу.  («Нравственный человек в жизни и в литературе»).  .

В зависимости от предметно-содержательной стороны предмета различают проекты:

1. Монопредметные: проводятся в рамках одного предмета. При этом выбираются наиболее сложные разделы или темы программы.

2. Межпредметные: интегрируется смежная тематика нескольких предметов.

( «Слово о полку Игореве» в литературе, живописи, музыке»).

3. Надпредметные: выполняются на основе связей, не входящих в школьную программу. («Нравственный человек в жизни и в литературе»).

.

В зависимости от включённости проектов в учебный план выделяются: Текущие (на проектную деятельность выносится из учебного курса часть содержания обучения). Итоговые (по результатам выполнения проекта оценивается усвоение определённого учебного материала).
  • В зависимости от включённости проектов в учебный план выделяются:
  • Текущие (на проектную деятельность выносится из учебного курса часть содержания обучения).
  • Итоговые (по результатам выполнения проекта оценивается усвоение определённого учебного материала).
По продолжительности выполнения: -Мини-проекты (несколько недель) -Средней продолжительности (несколько месяцев) -Долгосрочные (в течение года)  По количеству участников: -Коллективные -Индивидуальные -Групповые
  • По продолжительности выполнения:

-Мини-проекты (несколько недель)

-Средней продолжительности (несколько месяцев)

-Долгосрочные (в течение года)

  • По количеству участников:

-Коллективные

-Индивидуальные

-Групповые

В зависимости от того, какой вид деятельности заложен в структуру проекта, можно выделить следующие типы проектов: информационный исследовательский, практико-ориентированный, творческий, игровой (ролевой)

В зависимости от того, какой вид деятельности заложен в структуру проекта, можно выделить следующие типы проектов:

  • информационный
  • исследовательский,
  • практико-ориентированный,
  • творческий,
  • игровой (ролевой)
 1. Информационный проект  направлен на сбор информации о каком-то объекте, явлении с целью её анализа, обобщения и представления для широкой аудитории.   цель проекта, его актуальность, методы получения (литературные источники, СМИ, базы данных, в том числе электронные, интервью, анкетирование, в том числе и зарубежных партнеров, проведение

1. Информационный проект направлен на сбор информации о каком-то объекте, явлении с целью её анализа, обобщения и представления для широкой аудитории.

  • цель проекта,
  • его актуальность,
  • методы получения (литературные источники, СМИ, базы данных, в том числе электронные, интервью, анкетирование, в том числе и зарубежных партнеров, проведение "мозговой атаки"),
  • обработка информации (их анализ, обобщение, сопоставление с известными фактами, аргументированные выводы)

результат (статья, реферат, доклад, презентация )

2.Исследовательский  проект  требует хорошо продуманной структуры, обозначенных целей, актуальности проекта для всех участников, социальной значимости, продуманных методов, в том числе экспериментальных и опытных работ, методов обработки результатов.  При этом используются методы современной науки: лабораторный эксперимент, моделирование, социологический опрос и т.д

2.Исследовательский проект

требует хорошо продуманной структуры, обозначенных целей, актуальности проекта для всех участников, социальной значимости, продуманных методов, в том числе экспериментальных и опытных работ, методов обработки результатов.

  • При этом используются методы современной науки: лабораторный эксперимент, моделирование, социологический опрос и т.д
 3. Практико-ориентированный проект отличает четко обозначенный с самого начала результат деятельности участников проекта. Такой проект требует хорошо продуманной структуры, даже сценария всей деятельности его участников с определением функций каждого из них, четкие выходы и участие каждого в оформлении конечного продукта. Здесь особенно важна хорошая организация координационной работы в плане поэтапных обсуждений, корректировки совместных и индивидуальных усилий, в организации презентации полученных результатов и возможных способов их внедрения в практику, организация систематической внешней оценки проекта. Конечный продукт: памятки, алгоритмы, словари, схемы и т.д.

3. Практико-ориентированный проект отличает четко обозначенный с самого начала результат деятельности участников проекта. Такой проект требует хорошо продуманной структуры, даже сценария всей деятельности его участников с определением функций каждого из них, четкие выходы и участие каждого в оформлении конечного продукта. Здесь особенно важна хорошая организация координационной работы в плане поэтапных обсуждений, корректировки совместных и индивидуальных усилий, в организации презентации полученных результатов и возможных способов их внедрения в практику, организация систематической внешней оценки проекта.

Конечный продукт: памятки, алгоритмы, словари, схемы и т.д.

4.Творческий проект . Предполагает максимально свободный и нетрадиционный подход к оформлению результатов. Это могут быть альманахи, театрализации, произведения изобразительного или декоративно-прикладного искусства, видеофильмы и т.п.

4.Творческий проект .

Предполагает максимально свободный и нетрадиционный подход к оформлению результатов. Это могут быть альманахи, театрализации, произведения изобразительного или декоративно-прикладного искусства, видеофильмы и т.п.

5. Игровой (ролевой) В таких проектах структура также только намечается и остается открытой до окончания проекта. Участники принимают на себя определенные роли, обусловленные характером и содержанием проекта. Это могут быть литературные персонажи или выдуманные герои, имитирующие социальные или деловые отношения, осложняемые придуманными участниками ситуациями. Результаты таких проектов могут намечаться в начале проекта, а могут вырисовываться лишь к его концу.

5. Игровой (ролевой)

  • В таких проектах структура также только намечается и остается открытой до окончания проекта. Участники принимают на себя определенные роли, обусловленные характером и содержанием проекта. Это могут быть литературные персонажи или выдуманные герои, имитирующие социальные или деловые отношения, осложняемые придуманными участниками ситуациями. Результаты таких проектов могут намечаться в начале проекта, а могут вырисовываться лишь к его концу.
Плюсы ПД. 1. способствует активизации познавательной деятельности, лучшему закреплению полученного на уроках материала, а следовательно, и повышению результативности образования.  2. позволяет учитывать индивидуальные особенности развития школьников; 3. проектная деятельность в доступной для учащихся форме может быть использована на любом уровне и в любом возрасте. 4. служит развитию креативности и одновременно способствует формированию определённых личностных качеств. В случае разработки и защиты групповых проектов развивается умение работать в коллективе; ощущать себя членом команды; брать ответственность за выбор решения на себя; разделять ответственность с другими; анализировать результаты деятельности.  5. хорошая альтернатива классно-урочной системе, это способ выйти за пределы урока с вопросами, связанными с углубленным изучением интересующих ребят дисциплин, это выход на олимпиады, научные общества учащихся.

Плюсы ПД.

1. способствует активизации познавательной деятельности, лучшему закреплению полученного на уроках материала, а следовательно, и повышению результативности образования.

2. позволяет учитывать индивидуальные особенности развития школьников;

3. проектная деятельность в доступной для учащихся форме может быть использована на любом уровне и в любом возрасте.

4. служит развитию креативности и одновременно способствует формированию определённых личностных качеств. В случае разработки и защиты групповых проектов развивается умение работать в коллективе; ощущать себя членом команды; брать ответственность за выбор решения на себя; разделять ответственность с другими; анализировать результаты деятельности.

5. хорошая альтернатива классно-урочной системе, это способ выйти за пределы урока с вопросами, связанными с углубленным изучением интересующих ребят дисциплин, это выход на олимпиады, научные общества учащихся.

Минусы ПД. 1 . опасность превращения проекта в простое изложение фактов, а также переоценка продукта проекта и недооценка процесса его подготовки.       2. при сегодняшней загруженности современного ученика реальным становится создание одного проекта, максимум двух в течение учебного года .

Минусы ПД.

  • 1 . опасность превращения проекта в простое изложение фактов, а также переоценка продукта проекта и недооценка процесса его подготовки.      
  • 2. при сегодняшней загруженности современного ученика реальным становится создание одного проекта, максимум двух в течение учебного года .
Основное отличие проектной деятельности от исследовательской в итоге работы – внешних продуктах.  Итог проектной деятельности: веб-сайт, видеоклип, газета, игра, костюм, музыкальное произведение, спектакль, публикация, справочник, учебное пособие, атлас, действующая фирма, журнал, праздник, картина, сценарий и т.п. Итог работы исследовательской деятельности: оформленная исследовательская работа, презентация, отражающая основные положения защиты исследовательской работы.

Основное отличие проектной деятельности от исследовательской в итоге работы – внешних продуктах.

  • Итог проектной деятельности: веб-сайт, видеоклип, газета, игра, костюм, музыкальное произведение, спектакль, публикация, справочник, учебное пособие, атлас, действующая фирма, журнал, праздник, картина, сценарий и т.п.
  • Итог работы исследовательской деятельности: оформленная исследовательская работа, презентация, отражающая основные положения защиты исследовательской работы.
 Общими для проектной и исследовательской деятельности являются компоненты: аналитические:  выдвижение идеи и формулирование задачи, поиск гипотезы, обоснованный выбор способа, планирование своей деятельности, самоанализ; презентационные: выбор способов и форм наглядной презентации результатов деятельности, изготовление предметов наглядности, подготовка письменного отчёта о проделанной работе; коммуникативные: слушать и понимать других, выражать себя, находить компромисс, взаимодействовать внутри группы; поисковые:  находить информацию по каталогам, контекстный поиск, в Интернет, формулирование ключевых слов; информационные: структурирование информации, представление в различных формах, упорядоченное хранение и поиск; проведение инструментального эксперимента: организация рабочего места, проведение эксперимента, осмысление полученных результатов.

Общими для проектной и исследовательской деятельности являются компоненты:

аналитические: выдвижение идеи и формулирование задачи, поиск гипотезы, обоснованный выбор способа,

планирование своей деятельности, самоанализ;

презентационные: выбор способов и форм наглядной презентации результатов деятельности, изготовление предметов наглядности,

подготовка письменного отчёта о проделанной работе;

коммуникативные: слушать и понимать других, выражать себя,

находить компромисс, взаимодействовать внутри группы;

поисковые: находить информацию по каталогам, контекстный поиск, в Интернет, формулирование ключевых слов;

информационные: структурирование информации, представление в различных формах, упорядоченное хранение и поиск;

проведение инструментального эксперимента: организация рабочего места, проведение эксперимента, осмысление полученных результатов.

Благодарю за внимание!

Благодарю за внимание!