СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Проектный метод обучения младших школьников немецкому языку

Категория: Немецкий язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Проектный метод обучения младших школьников немецкому языку

Просмотр содержимого документа
«Проектный метод обучения младших школьников немецкому языку»

  Методическая разработка на тему:

 «Проектный метод обучения немецкому  языку младших школьников»

Выполнила  учитель немецкого языка

Сендикаева Гузель Загидулловна

Решетино 2022 

Содержание

  1. Краткая аннотация

  2. Введение

  3. Основная часть

  • проектная деятельность в школе

  • критерии оценивания проекта

  • поэтапная работа над проектом во 2 классе

  1. Заключение

  2. Список использованной литературы

  3. Приложение

                                           

                                                                Краткая аннотация

        В данной методической разработке представлена поэтапная работа над проектом по теме «Семейные фотографии» к УМК «Deutsch»  под редакцией Бим И.Л. для 2 класса и  описаны  критерии оценивания проекта.

Методическая разработка предназначена учителям немецкого языка, студентам педагогических вузов.

Введение

Успех в современном мире во многом определяется способностью человека организовать свою жизнь как проект: определить дальнюю и ближайшую перспективу, найти и привлечь необходимые ресурсы, наметить план действий и, осуществив его, оценить, удалось ли достичь поставленных целей. Поэтому нужно развивать у детей  проектный тип мышления.

 Сегодня в школе есть все возможности для развития проектного мышления с помощью особого вида деятельности учащихся — проектной деятельности.

Проблема : Как эффективно использовать метод проектов на уроках немецкого языка на начальном этапе.

Цель методической разработки:  использование метода проектов на уроках немецкого языка при получении начального общего образования.

Для достижения данной цели необходимо решение следующих задач:

  • раскрыть суть проектного метода обучения;

  • описать поэтапную работу над проектом;

  • определить критерии оценивания проекта по немецкому языку.

Актуальность выдвинутой для обсуждения темы-  низкая мотивация при изучении немецкого языка. На современном этапе изучение немецкого языка, к сожалению, не всегда продвигается так, как мы этого хотим,  может возникнуть момент, когда требуется дополнительный импульс, стимул для изучения иностранного языка. Таким стимулом вполне может стать проектная работа.

Практическая значимость . Данная методическая разработка может быть полезна  и студентам педагогических вузов. В ней содержатся практические рекомендации по организации проектного метода обучения немецкому языку, способствующие повышению мотивации при изучении иностранного языка.

Применяя метод проекта, внешний результат можно увидеть, осмыслить, применить в реальной практической деятельности. Внутренний результат – опыт деятельности – становится бесценным достоянием учащегося, соединяя в себе знания и умения, компетенции и ценности.

Основоположником педагогического метода проектов считается Джон Дьюи (1859 – 1952), американский философ, психолог и педагог. Именно этот американский ученый сто лет назад предложил строить обучение на активной основе, через целесообразную деятельность ученика, сообразуясь с его личным интересом и личными целями. Для того чтобы ученик воспринимал знания как действительно нужные ему, личностно -значимые, требуется проблема, взятая из реальной жизни, знакомая и значимая для ребенка. «Решить проблему» значит получить реальный и ощутимый результат.

Наиболее полной классификацией проектов в отечественной педагогике является классификация, предложенная в учебном пособии Е.С. Полат, М.Ю. Бухаркиной и др. Она может быть применена к проектам, используемым в преподавании любой учебной дисциплины. В данной классификации по нескольким критериям выделяются следующие разновидности проектов :

1. По методу, доминирующему в проекте

  • исследовательские

  • творческие

  • приключенческие, игровые

  • информационные

  • практико-ориентированные

2. По характеру координирования проекта

  • с явной координацией

  • со скрытой координацией

3. По характеру контактов

  • внутренние (региональные)

  • международные

4. По количеству участников

  • личностные (индивидуальные)

  • парные

  • групповые

5. По продолжительности проведения

  • краткосрочные

  • средней продолжительности

  • долгосрочные

Английские специалисты в области методики преподавания языков Т.Блур и М.Дж. Сент-Джон различают три вида проектов:

  • Групповой проект, в котором "исследование проводится всей группой, а каждый ученик изучает определенный аспект выбранной темы".

  • Мини-исследование, состоящее в проведении "индивидуального социологического опроса с использованием анкетирования и интервью".

  • Проект на основе работы с литературой, подразумевающий "выборочное чтение по интересующей  теме" и подходящий для индивидуальной работы.

Метод – это дидактическая категория; совокупность приёмов, операций овладения определённой областью практического или теоретического знания, способ организации процесса познания.

Метод проекта – это способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы.

Проект – это возможность учащимся выразить свои собственные идеи в удобной для них творчески продуманной форме. Многое в проектах идет от мечты, от фантазии, но основой фантастического развития мысли остается реальное осознание сегодняшней жизни. Овладевая культурой выполнения проектных заданий, школьник приучается творчески мыслить, самостоятельно планировать свои действия, прогнозируя возможные варианты решения стоящих перед ним задач, реализовывать усвоенные им средства и способы работы.

Проект на уроках немецкого языка– это также реальная возможность использовать знания, полученные на других предметах, средствами иностранного языка.

Основная часть

1. Проектная деятельность в начальной школе.

Сегодня перед школой остро стоит проблема активного творческого восприятия знаний, поэтому необходимо сделать учебный процесс более увлекательным и интересным, раскрыть значение получаемых в школе знаний и их практическое применение в жизни. Решение этих задач требует применения новых педагогических подходов и технологий в современной общеобразовательной школе.

Метод проектов предполагает по сути своей использование широкого спектра проблемных, исследовательских, поисковых методов, ориентированных чётко на реальный практический результат, значимый для ученика, с одной стороны, а с другой, разработку проблемы целостно с учётом различных факторов и условий её решения и реализации результатов.

Вовлечение учащихся в проектную деятельность происходит постепенно. Интерес к такой в значительной степени самостоятельной работе появляется в основном звене школы. Подростки обладают достаточными знаниями, опытом исследовательской работы, владеют навыками использования компьютера для поиска информации и оформления письменной части проекта. Они обладают необходимыми волевыми качествами, чтобы преодолевать возникающие трудности и не утрачивать интерес к длительной работе, способны не терять из поля зрения значимую цель.

Именно работа над проектом позволяет задумать и поставить оригинальный опыт или провести опрос среди одноклассников, проявить собственное творческое видение процесса и результата работы, создать проектный продукт, которым смогут воспользоваться другие.

Самым важным и на первых порах самым трудным является постановка цели своей работы. Поэтому для тех, кто делает первые шаги в проектной деятельности  хорошим опытом является работа над учебным проектом. Метод проектов у многих ассоциируется с учащимися, которые изучают язык уже не первый год. Однако, практика показывает, что и менее подготовленные ученики (2, 3 год и даже первый год обучения) могут достаточно успешно реализовывать проекты. Несомненно, роль учителя в работе с такими детьми велика. Учитель должен провести значительную, а также в ходе выполнения проекта контролировать и направлять учащихся при необходимости.

Исходя из опыта использования данного метода, целесообразно начинать постепенное внедрение некоторых элементов проектного обучения, поэтапного ознакомления с проектной деятельностью и развития навыков презентации до реализации долгосрочных проектов.

Применение метода проектов на практике

Следует отметить, проектная технология сочетается с любым учебником (УМК) и другими учебными средствами.

Урок, реализованный методом проектов, может быть как уроком освоения нового материала, так и уроком закрепления и отработки навыков решения учебных задач.

Мы начинали выполнять первые проекты с учащимися 1-го года обучения (2 класс)

Учебные проекты готовятся и защищаются в рамках школьных предметов, их тематика привязана к темам, изучаемым в ходе учебных курсов. Роль учителя здесь весьма значительна, хотя основную работу все же учащийся выполняет самостоятельно. Основная помощь взрослого необходима на этапе осмысления проблемы и постановки цели. Необходимо помочь автору будущего проекта найти ответ на вопрос, зачем я собираюсь делать этот проект. Ответив на этот вопрос, ученик определяет цель своей работы. Затем возникает вопрос, что для этого следует сделать. Решив его, ученик увидит задачи своей работы.

Следующий шаг — как это делать. Поняв это, ученик выберет способы, которые будет использовать при создании проекта. Также необходимо заранее решить, чего ты хочешь добиться в итоге. Это поможет представить себе ожидаемый результат. Только продумав все эти вопросы, можно приступать к работе.

Понятно, что ребенок, не имеющий опыта подобной работы, нуждается в помощи педагога именно в этот момент. Для формирования такого алгоритма проектной работы подходят небольшие учебные проекты, которые можно предлагать ребятам уже со второго класса. Кстати, учебный проект — прекрасный способ проверки знаний учащихся, в этом случае контрольная работа по пройденной теме вполне может проводиться в форме защиты проекта.

Замечательный опыт самопрезентации дает ребятам процедура защиты проекта. Она имеет свой строгий регламент — 7–10 минут на выступление и 3–5 минут — ответы на вопросы.

2. Критерии оценки проекта (начальный этап обучения).

№ п\п

Критерии оценки

Баллы

1.

Критерии оценки оформления проекта (5 баллов):

  • Формат

  • Название

  • Автор

  • Наличие картинки (рисунка)

  • Аккуратность

 

1

1

1

1

1

2.

Критерии оценки содержания проекта (4 балла):

  • Соответствие теме проекта

  • Наличие оригинальных находок

  • Полнота 

  • Логичное изложение материала

1

1

1

3.

Критерии оценки представления проекта ( 5 баллов):

  • Фонетическая правильность речи

  • Грамматическая правильность речи

  • Лексическая правильность речи

  • Степень владения материалом

  • Эмоциональность в представлении

1

1

1

1

 

Итого:

12-14баллов–“5”
9-11 баллов – “4”


Подходить к оцениванию результатов проектной деятельности с позиций обычной школьной отметки невозможно. Работа над проектом предполагает значительный творческий компонент, автор проекта имеет право на собственное нестандартное видение проблемы. Все это делает процедуру и результат оценки проекта непохожими на обычное оценивание другой школьной работы. Поэтому в таблице отсутствует «3».

Очевидно, что язык – это только составная часть всего проекта. Ошибочно оценивать проект только на основе лингвистической правильности. Оценку следует выставлять за проект в целом. Кроме отметок и оценки товарищей, можно вводить специальные номинации для оценивания: “оригинальность”, “актуальность”. Это стимулирует интерес, мотивирует на самостоятельную поисковую деятельность. В результате проектной деятельности у каждого ребенка формируется банк творческих работ. Собранный материал не только показывает, какой учебный путь прошел ребенок, но и обеспечивает комфортный переход на следующий этап изучения  языка.

3. Поэтапная работа над проектом на начальном этапе обучения ИЯ.

Методическая тема, над которой я работаю  « Достижение личностных результатов на уроках иностранного языка»

 Изучение через деятельность - так  характеризуется метод проектов, смысл которого заключается в самостоятельном освоении школьниками учебного материала и создания конкретного продукта, что позволяет им пережить ситуацию успеха и самореализации.

Проектирование на уроках немецкого языка требует не только знания языка, но и владение большим объемом разнообразных знаний, необходимых и достаточных для решения данной проблемы. Главное предназначение проектных уроков заключается в том, чтобы помочь каждому учащемуся стать субъектом жизни. Личностный подход в проектной деятельности характеризует метод проектов как личностно-ориентированный.

 

Чтобы побудить интерес к теме проекта, я беседую с учащимися, вовлекаю их в дискуссию. После этого составляется план работы над проектом. Вместе решаем, каким будет проект - групповым или индивидуальным. Объединяя учащихся в группы, учитываются их симпатии и антипатии. Как показывает опыт, всегда находится ученик, который предпочитает работать индивидуально.

 Наиболее содержательные проекты выполняются, как правило, в ходе внеклассной деятельности.

Этап презентации как одно из целей проектной деятельности и с точки зрения учителя и с точки зрения ученика бесспорно обязателен. Для учеников момент презентации - предъявление роста своей компетенции, самоанализа.

 Я анализирую высказывания учащихся. Слежу :

  • употреблена ли новая лексика;

  •  как усвоена ими эта лексика;

  • правильно ли употребляют грамматические структуры;

  • была ли презентация логичной, интересной;

  • оцениваю ответы.

Я также учу детей слушать своих одноклассников и спрашиваю, какова была презентация. Учащиеся учатся анализировать работы своих одноклассников, используя в речи грамматические структуры, выражения и предложения.

Проектные работы создают условия для реального общения учащихся на немецком языке, развивают креативность учащихся. Это возможно, при создании в классе благоприятной, комфортной обстановки, при условии удовлетворения познавательных потребностей учащихся, а также при организации научного поиска детей, давая ребенку возможность увидеть себя и результаты своей работы. Все это, несомненно, способствует росту мотивации к изучении языка, а следовательно, помогает достижению целей обучения, намеченных современной программой по иностранным языкам.

В своей работе я руководствуюсь принципом единства национального, интернационального и общемирового. Поэтому в ходе своей деятельности в обязательном порядке включаю национально-региональный компонент.

Использование национально-региональный компонент на уроках иностранного языка позволяет помочь учащимся осознать богатство культурного наследия, которое принадлежит им наравне с другими людьми, развивать чувство принадлежности к мировой культуре, межкультурного сотрудничества. Так в календарно - тематическое планирование я включаю:

2-4 классы:  «Книга о себе», «Моя семья», «Времена года» ,   «Праздники», «Семейный альбом»

Приведу пример поэтапной работы над проектом во 2 классе (первый год обучения) .

В учебнике для 2 класса в третьей четверти изучается тема: «Семейные фотографии» , на основе которой затем мы делаем проект. Тема  интересна малышам, поэтому они с энтузиазмом воспринимают предложение рассказать о фотографиях своих родственников. Так ненавязчиво идет обсуждение темы творческих работ.

На первом этапе учителю необходимо разработать план проектной работы и продумать систему коммуникативных упражнений, обеспечивающих ее речевой уровень. Учащиеся должны  владеть активной лексикой и грамматикой в рамках учебной темы «Семья» перед тем как переходить к  работе над проектом.  Я решила поменять персонажа учебника, мальчика по имени Свен на сказочного  Джина и преподнести историю таким образом, что у Джина тоже есть семья, но злой колдун заколдовал ее. А мы спасем семью нашего друга, отправившись в увлекательнейшее путешествие в сказочный лес!

Задача учителя — раскрыть ситуацию так, чтобы учащиеся как можно более самостоятельно отнеслись к ее решению.

Далее я делю ребят на группы и предлагаю каждой из них разработать свой проект.

Задачи:

  • рассказать, кто изображен на слайде

  • описать данный персонаж.

Были выделены следующие подтемы:

Сказочные персонажи. Какие они?(Добрый-злой, красивый-уродливый, веселый –грустный, старый-молодой и т.п.)

 Второй этап  подготовительный начинаю с введения лексики.

 Выполняются различные упражнения на основе учебника, а также задания в подготовленной мной презентации к уроку (приложение)

-   сопоставить слова со значениями;

  • догадаться о значении слова.

  •  Дети читают письмо и подбирают правильные значения «заколдованных» слов . Отрабатываем и навык чтения Затем дети отвечают на вопросы -выполняются грамматические упражнения («Правильно или нет?» «Переведи слово с русского на немецкий», «Продолжи предложение»  и.т.д.),

  • затем ребята пишут и( или)  читают электронное письмо , выполняя просьбу Джина рассказать освоей семье (подстановочные предложения с грамматическими схемами-опорами: Моя семья большая/не очень большая. У меня есть брат/сестра. Он/она большой/маленький. Его/ее зовут..).

Этот подготовительный этап обеспечивает языковые и речевые умения школьников. При работе на этом этапе  дети сначала учатся отвечать на различные типы вопросов учителя . Таким образом, они  готовятся к рассказу по изучаемой теме.

Затем  обобщают полученную информацию (рассказ о своей семье).

Третий этап - это  этап, где каждая группа (обычно делимся на две группы- дети любят дух командных соревнований) готовит свой альбом для нашего друга, куда вклеивает семейные фотографии (заранее подготовленные мной коллажи) На это отводится 10-15 времени  урока.

Заключительный этап- защита своего   проекта.  У нас получается яркий добрый семейный альбом.  Добро, конечно, торжествует-  семья воссоединена. В моей презентации мы возвращаемся домой на  ковре-самолете  для того, чтобы со следующим проектом отправиться  снова в сказку.

Виды презентационных проектов  могут быть различными, но больше всего младшие школьники любят сказки и путешествия.

 Четвертый этап – контроль. После презентации проектов предлагаю всем оценить работы. 1

Прежде всего, необходимо предварительно просмотреть готовые проекты учащихся, чтобы на их основе организовать обсуждение темы. Кроме того, заранее  1) предлагаю ребятам подготовить возможные вопросы по теме проекта;  2) определить правила ведения дискуссии: организационные моменты, этические нормы, обязательность использования речевых клише, аргументированность высказываний.

 Этап рефлексии

   В конце урока мы выбираем наиболее интересный, на их взгляд, проект, а затем я предлагаю им для общего обсуждения один из вопросов. Организуя процесс обсуждения, стараюсь затронуть различные стороны прошедшей работы над проектом: процесс и результат, позитив и негатив, объективную оценку продукта и степень удовлетворенности каждого участника. Вопросы для обсуждения могут быть такими:

1) Достигнута ли цель проекта?  2) Что ты узнал, чему научился, что понял, в чем изменился?  3) Какой из этапов работы над проектом запомнился тебе больше всего?  4)Что бы ты в следующий раз сделал по-другому и почему?

 Заключение

            Данная методическая разработка была посвящена  методу проектов   в обучении немецкому  языку младших школьников.    Данная методическая разработка соответствует программе обучения иностранным языкам в  младшей школе. Например, во2 классе предлагается изучение следующих тем:

    1.О чем рассказывают семейные фотографии?

    2.Почта пришла!

В результате были сделаны следующие выводы:

      Цель обучения иностранному языку – это коммуникативная деятельность учащихся, т.е. практическое владение иностранным языком.      Задача учителя активизировать деятельность каждого учащегося, создать ситуации для их творческой активности в процессе обучения. Использование новых информационных технологий не только оживляет и разнообразит учебный процесс, но и  открывает большие возможности для расширения образовательных рамок, несомненно, несет в себе огромный мотивационный потенциал и способствует принципам индивидуализации обучения. Проектная деятельность позволяет учащимся выступать в роли авторов, созидателей, повышает творческий потенциал, расширяет не только  общий кругозор, но и способствует расширению языковых знаний.

Участие в проектах повышает уровень практического владения немецким языком и компьютером, а главное  формирует навыки самостоятельной деятельности, инициативность младших школьников. В процессе проектной работы ответственность возлагается на самого ученика как индивида. Самое важное то, что ребенок, а не учитель, определяет, что будет содержать проект, в какой форме и как пройдет его презентация. Проект – это возможность учащихся выразить собственные идеи в удобной для них, творчески продуманной форме.

 Применение проектной методики на занятиях немецкого языка даже в рамках школьной программы начальной школы показало, что учащиеся:

- достигают хороших результатов в изучении иностранного языка,

- имеют практическую возможность применить навыки, полученные на уроках информатики,

- понимают необходимость междисциплинарных связей.

Метод проектов обладает рядом преимуществ перед традиционными методами обучения. Основными преимуществами являются:

-  повышение мотивации учащихся при изучении немецкого языка

 - наглядная интеграция знаний по различным предметам школьной программы

- простор для творческой и созидательной деятельности.

      Следует отметить, что при такой форме работы наряду с преимуществами имеются определенные трудности. Они обусловлены следующими факторами:

  • недостаточным уровнем языковой подготовки в отдельных группах;

  •  нехваткой времени;

  • непривычностью этой формы работы;

  • трудностью вовлечения слабых учащихся в активную дискуссию.

   

   Никто не утверждает, что проектная работа поможет решению всех проблем в обучении иностранного языка, но это эффективное средство от однообразия, скуки, оно способствует развитию учащегося, осознанию себя как члена группы, расширению языковых знаний.

Список использованных источников:

  1. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: Учебное пособие / Е.С. Полат, М.Ю. Бухаркина, М.В. Моисеева, А.Е. Петров; под ред. Е.С. Полат. - М.: Издательский центр "Академия", 1999.

  2. Полат Е.С. Метод проектов на уроках иностранного языка // Иностранные языки в школе. 2000. № 2, 3.





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!