Методическая разработка внеклассного мероприятия
«Проекты по математике во внеурочной деятельности»
Математика, 8а, б классы
Баженова Людмила Александровна, Гусева Светлана Викторовна, учителя математики, МКОУ «Илирская СОШ №2», Иркутская область, Братский район, п. Прибрежный.
Тип мероприятия: кратковременный проект
Формы работы учащихся: индивидуальная, групповая.
Оборудование, демонстрационный материал: компьютер, мультимедиа проектор, презентация, карточки для работы в группе, ватман для оформления результатов исследования проекта, краски, фломастеры, карандаши.
Цель мероприятия: продемонстрировать практическое применение математики в повседневной жизни.
Задачи:
развивать мотивацию изучения предмета;
актуализировать ранее изученные знания по темам курса;
способствовать расширению кругозора;
показать практическую направленность изучаемого предмета;
развитие внимания, мышления;
воспитывать умение работать в группе;
развивать навыки проектной деятельности.
Планируемые результаты
Предметные:
Выполнять задания творческого характера;
осваивание форм проектной деятельности.
Метапредметные:
Работать по коллективно составленному плану;
оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки;
планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей;
вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; высказывать своё предположение (Регулятивные УУД).
уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им (Коммуникативные УУД).
уметь ориентироваться в своей системе знаний: добывать новые знания: находить ответы на вопросы, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке (Познавательные УУД).
Личностные:
Уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности;
учиться работать в команде, выполняя разные социальные роли;
учиться планировать собственную деятельность, ориентироваться в разнообразных
ситуациях;
повышение интереса обучающихся к предмету; воспитание сознательного отношения к обучению;
учить видеть практическую пользу знаний;
воспитание чувства доброжелательности, взаимовыручки;
воспитание прилежания, активности, внимания, умений переключаться с одного вида работы на другой;
формирование отношения взаимной ответственности в группах.
Предварительная работа:
от параллели 8 – х классов выбирается группа ребят (6 учащихся от параллели) для работы над проектом и его защитой.
Ход мероприятия:
I Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности
1. Добрый день дорогие ребята. Продолжается декада по математике. Сегодня вы должны, работая в группе по заданиям (карточки) защитить проект. Девизом нашего мероприятия будет высказывание:
«Прийти вместе – это начало,
остаться вместе – это развитие,
работать вместе – это успех»
Г.Форд. (Слайд 2)
Рефлексия настроения (Слайд 3)
Чтобы мероприятие наше стало светлее,
Мы поделимся добром.
Вы ладони протяните,
В них любовь свою вложите,
Ей с друзьями поделитесь.
И друг другу улыбнитесь.
2. Объяснение (время выполнения 45 минут, работа в группе, оценивание результата проекта - жюри: учитель математики, биологии, ОБЖ)
3. Правила работы в группе и просмотр видеоролика (Приложение 1,2, видеоролик о работе в группе) Слайд 4,5
II Выполнение проекта учащимися.(Слайд 6)
1. Распределение задания между участниками групп, знакомство с заданием (10 минут)
2. Выполнение задания группами (15 минут)
3. Оформление задания (10 минут)
4. Защита проекта (5 минут)
III Подведение итогов (Слайд 7)
Жюри оценивает работу в группе (критерии оценивания проекта – приложение)
Анкета для учащихся (приложение 5)Слайд 8
IV Заключение (Слайд 9)
Девять шагов к успеху:
1. Скажите себе, что вы не хотите быть неудачником.
2. Поставьте перед собой реальные цели, выработайте план действий и начинайте двигаться вперед.
3. Не жалуйтесь на нехватку времени.
4. Настраивайте себя на то, что у вас все получится.
5. Анализируйте свои ошибки, извлекайте из них уроки.
6. Учитесь получать удовольствие не только в момент достижения результатов, но и в процессе работы, преодолевая трудности.
7. Верьте в себя
8. Вдохновляйте себя.
9. Искренне радуйтесь своим успехам и удачам своих друзей.
Литература и интернет ресурсы:
Решаем проектные задачи 4 – 5 класс: исследование, творчество, сотрудничество: учебно-методическое пособие / В. Н. Суслов. Ростов Н/д: Легион, 2012 – 128 с.
Волшебный мир сказки, народные сказки, авторские сказки. Электронный ресурс.: www.fairy-tales.su
Сергеев И. С. Как организовать проектную деятельность учащихся: Практическое пособие общеобразовательных учреждений. 6 – е изд. – М.: АРКТИ, 2008. – 80 с.
Блинов В.И., Сергеев И.С. Четыре года открытий: Проектная неделя глазами практика // Лицейское и гимназическое образование. — 2002. — № 9. — С. 29-35. (проектная неделя)
Яндекс: картинки
Ютуб: видеоролик «Работа в команде»
Приложения:
Приложение № 1 Правила работы в группе:
1. Выберите лидера группы.
2. Обсудите пути достижения целей, распределите задания для каждого из членов групп, заполнив лист планирования.
3. Убедитесь, что члены группы понимают цели и задачи, стоящие перед ними.
4. Учитесь находить контакты в группе.
5. Каждая версия обсуждается в группе. В группе согласуется общее решение..
6. Лидер группы следит за временем.
Приложение №2
1. Думай, слушай, высказывайся.
2. Уважай мнение других.
Не согласен – предлагай!
3. Записывай идеи.
4. Не спрашивай у учителя, спрашивай у группы.
5. Не бери всю инициативу на себя.
6. Не жди подсказки
Приложение № 3 (задание для первой группы)
Арабская сказка об умном враче
Один из иранских шахов был таким толстым и грузным, что это, как говорят, было во вред его здоровью. Он собрал всех врачей и потребовал, чтобы они его вылечили. Но что те ни делали, шах продолжал толстеть. И вот однажды пришёл к нему один умный врач.
Я тебя вылечу, о шах, — сказал он. — Но дай мне три дня сроку, чтобы подумать, какое лекарство выбрать.
Когда прошло три дня, врач сказал:
Шах приказал посадить врача в тюрьму, а сам, охваченный тоскливыми думами о близкой смерти, отказался от развлечений и верховой езды. Забота и грусть овладели им. Шах стал избегать людей. С каждым днём увеличивалась его тоска, и он худел. Когда же прошло сорок дней, он приказал привести врача и спросил его, почему он, шах, ещё жив.
И шах щедро отблагодарил его.
Описание проектной задачи
Чтобы не повторить судьбу иранского шаха, научитесь правильно питаться. Правильное питание — это ваш ключ к крепкому здоровью и хорошему настроению. Пища служит основным источником энергии. Она является также «строительным материалом», необходимым для роста и развития вашего организма. Научитесь следить за калорийностью своей пищи и её качественным составом: соотношение белков, жиров и углеводов должно составлять 1:1:4.
Вам предстоит провести небольшой эксперимент по организации здорового питания с условием, что количество килокалорий, полученных от здоровой пищи, будет соответствовать суточной норме затрат каждого из вас.
Задание № 1. Внимательно рассмотрите таблицу продуктов и их калорийности. Составьте в соответствии с таблицей № 2 каждый для себя меню на завтрак, обед и ужин. Не забывайте о соотношении белков, жиров и углеводов — 1:1:4. Посчитайте количество продуктов на целый день в соответствии с суточной потребностью.
Задание № 2. Посчитайте калорийность вашего завтрака, обеда и ужина, а потом сравните с требуемой нормой: 50 килокалорий на 1 кг массы тела. Сделайте вывод, правильно ли вы питаетесь дома.
Задание № 3. Ознакомившись с таблицей № 3, выберите те виды физических нагрузок, которые вы испытываете практически ежедневно. Посчитайте затраты килокалорий, сравните с теми килокалориями, которые вы получили от пищи. Что у вас получилось? При необходимости подкорректируйте ваше меню. Сделайте вывод, выступите со своим сообщением о здоровом питании.
Задание № 4. Укажите, какие предметы встречаются в данной сказке
Таблица № 1 Потребность и калорийность продуктов питания
Пищевые вещества | Продукты питания | Суточная Потребность Школьника (граммов) | Калорийность Продуктов Питания (ккал) |
Углеводы | овощи | 350 | 40 |
фрукты | 400 | 45 |
ягоды | 100 | 40 |
хлеб | 100 | 250 |
сахар | 80 | 370 |
крупы | 30 | 320 |
макароны | 30 | 300 |
картофель | 300 | 80 |
сухофрукты | 25 | 270 |
Белки | мясо | 220 | 200 |
рыба | 70 | 100 |
молоко | 500 | 60 |
творог | 50 | 150 |
фасоль | 50 | 30 |
сыр | 20 | 360 |
яйцо куриное | 1 шт. | 150 |
жиры | сливочное масло | 40 | 740 |
сливки | 50 | 200 |
сметана | 20 | 200 |
масло (растит.) | 20 | 900 |
Чистая питьевая вода | | 30 мг на 1 кг веса тела в сутки | 0 |
Таблица № 2 Меню и расчет количества продуктов питания на одного человека
| Меню | Перечень продуктов | Количество продуктов (г) |
Завтрак | Каша геркулесовая, молочная, с фруктами или ягодами. Каша гречневая, молочная, с овощами. Каша пшенная рассыпчатая, молочная, с тыквой, яблоками или изюмом. Каша манная молочная, с фруктами. Яичница из 2 –х яиц, омлет с сыром или овощами. Сырники творожные со сметаной или вареньем. Творожная запеканка с шоколадным соусом. Овсяные хлопья с молоком или фруктами. | Крупы: Овсяная «Геркулес» гречневая пшенная манная овсяные хлопья; фрукты овощи творог молоко шоколадный соус сметана яйцо куриное ягоды | |
Обед | Первые блюда: суп – лапша, суп крупяной, суп с фасолью или горохом | мясо рыба макароны картофель хлеб | |
Борщ, рассольник, молочный суп. Вторые блюда: котлеты мясные, котлеты куриные, котлеты рыбные, мясо. | крупа гречневая, крупа пшенная, овощи, масло сливочное, масло растительное, ягоды, сухой шиповник, фрукты. | |
Ужин | Запеканка творожная, каша крупяная, рыба запеченная, гарниры: овощи, крупы, чай | Творог, крупа гречневая, крупа пшенная, овощи | |
Таблица № 3 Расходование (сжигание) килокалорий при физической нагрузки
Плавание | 445 ккал в час |
Быстрая ходьба | 4 /9 ккал в час |
Игра в баскетбол | 4/9ккал в час |
Бег по пересеченной местности | 811 ккал в час |
Бег по лестнице вверх | 1424 ккал в час |
Игра в теннис | 517 ккал в час |
Работа в саду | 135 ккал в час |
Мытье полов | 130 ккал в час |
Езда на велосипеде в среднем темпе | 320 ккал в час |
Современные ритмичные танцы | 240 ккал в час |
Утренняя гимнастика | 150 ккал в час |
Бег (5 км/ч) | 485 ккал в час |
Ходьба на лыжах (10 км/ч) | 130 ккал в час |
Ходьба обычная | 215 ккал в час |
Приложение № 4 (задание для второй группы)
КИТАЙСКАЯ СКАЗКА «В ПОИСКАХ УДОВОЛЬСТВИЯ»
Жил на свете один очень ленивый юноша. Целыми днями слонялся он с места на место, и ничто не нравилось ему, ни в чём не мог он найти удовольствия.
Что же такое удовольствие? — подумал он однажды и решил пойти поискать его.
Он вышел из дому и через некоторое время оказался у подножия высокой горы, преградившей ему путь. Тут он увидел старого крестьянина, копавшего землю.
Дедушка, не знаешь ли ты, в чём можно найти удовольствие? — спросил его юноша.
Знаю, — ответил старик, не прерывая работы, — но если я буду с тобой разговаривать, то не смогу работать.
Я пока поработаю за тебя, а ты говори, хорошо? — предложил юноша.
Хорошо!
Юноша взял лопату и начал копать землю. Солнце жгло ему спину, тело покрылось потом... Но ведь если не работать — не узнаешь, в чём найти удовольствие! И он продолжал свой труд. А старик уселся под деревом и стал наблюдать за юношей. Прошло часа два. Старик крикнул:
Эй, парень, отдохни-ка немного!
Юноша бросил лопату и подсел к старику в приятную, прохладную тень. Старик предложил ему ключевой воды.
Ах, как хорошо! Вот удовольствие! — невольно воскликнул он.
Верно, — подтвердил старик, — это и есть настоящее удовольствие! Если будешь усердно трудиться, удовольствие само найдёт тебя.
Описание проектной задачи
Человек так устроен, что постоянно тянется к удовольствию: получив одно, он тут же хочет другое. В результате жизнь превращается в сплошную погоню за удовольствиями. Поведение людей, постоянно стремящихся к получению удовольствий, во все времена осуждалось, потому что за удовольствия часто приходится расплачиваться не только деньгами, но и жизнью. Получать удовольствие по-настоящему можно только занимаясь своим любимым делом. Давайте посмотрим и посчитаем, во что обходятся в наше время удовольствия для семей с разным уровнем доходов, и сделаем вывод, который станет основой для написания вами обращения к директору вашей школы с просьбой оказать материальную поддержку детей, учащихся вашей школы, одной из семей, указанных в таблице № 1. В чём должна выражаться материальная поддержка, определите самостоятельно.
Задание № 1. Прочитайте внимательно приведённые в таблице № 1 данные о доходах трёх семей. Сравните показатели и посчитайте, сколько денег приходится на каждого члена семьи в месяц. Определите, какая из семей может быть отнесена к категории малообеспеченных.
Для справки: малообеспеченной считается та семья, ежемесячный доход которой составляет на 1 человека сумму ниже прожиточного минимума (10544 рублей).
Задание № 2. Ознакомьтесь с перечнем удовольствий (таблица № 2) и их стоимостью. Определите сумму денег по каждой семье, которую она может ежемесячно тратить на удовольствия. Сколько удовольствий из перечисленных, по вашему мнению, может позволить себе каждая из семей, исходя из своих финансовых возможностей?
Задание № 3. Выберите в перечне удовольствий самое дорогое по стоимости и определите, сколько времени (ориентируясь на доход в месяц) потребуется каждой из семей, чтобы позволить себе это удовольствие.
Ищите в своей жизни такие занятия, в которых вы сможете полностью выразить себя. Выбирайте достойные цели. Научитесь благодарить людей, которые вам сделали что-то хорошее. Добрые и бескорыстные дела, сделанные вами, дадут вам возможность почувствовать наслаждение от жизни в полной мере.
Таблица № 1
Семья (полная) | Категория семьи | Доход семьи в месяц | Состав семьи (чел.) | Расходы на жилье, питание (в месяц) | Доход на одного человека |
Петровых | служащие | 52400 | 4 | 8200 | |
Ивановых | рабочие | 30600 | 5 | 10400 | |
Сидоровых | предприниматели | 560900 | 3 | 50900 | |
Таблица № 2
Доставлять удовольствие | Находить удовольствие |
Подарками, покупками, поездками | Расходы на одного человека (в рублях) | В любом занятии, посещение мест отдыха | Расходы на одного человека (в рублях) |
Автомобиль в подарок | 600000 | Покупка интересной книги, диска | 300 |
Мотоцикл в подарок | 50000 | Мотоцикл в подарок | 50000 |
Тур по Европе в подарок | 30000 | Отдых на даче | 100 |
Развлечение за границей | 80000 | Поход с родителями в лес с ночевкой | 200 |
Экскурсия в Москву | 10000 | Посещение музея | 150 |
Покупка компьютера | 25000 | Посещение концерта, театра | 400 |
Покупка модной одежды в подарок | 5000 | Посещение выставки | 150 |
Приложение № 5 (при подведении итогов жюри)
Анкета для учащихся:
1) Достигнута ли цель проекта?
2) Были ли достигнуты в ходе выполнения проекта какие-либо твои собственные цели?
3) В чем заключался личный прирост каждого участника группы? Что ты узнал, чему научился, что понял, к чему стал по-другому относиться, в чем изменился?
4) Какой из этапов работы над проектом запомнился тебе больше всего и почему?
5) Что бы ты в следующий раз сделал по-другому и почему?
6) Что при выполнении проекта тебе понравилось больше, а что — меньше?
7) Возникали ли у тебя в ходе выполнения проекта пожелания что-либо изменить, улучшить в содержании и организации работы?
Приложение № 6
Критерии оценивания проекта (для жюри, участников групп)
№ п/п | Критерии | Балл (0, 1, 2) |
1. | Активность работы в группе | |
2. | Актуальность решаемой проблемы | |
3. | Сложность задания | |
4. | Творческий подход к решению задач | |
5. | Практическая ценность работы | |
6. | Стиль оформления | |
7. | Творческий подход к защите проекта | |
| Итого: (максимум 14) | |
| Шкала оценивания: 0 - содержание проекта не удовлетворяет данному критерии 1 - содержание проекта частично удовлетворяет данному критерию 2- содержание проекта в полной мере удовлетворяет данному критерию | |
Приложение № 7
Фото учащихся «Защита проекта», «Работа над проектами»
![](https://fsd.multiurok.ru/html/2019/02/02/s_5c557b1b944cf/s1073319_0_1.png)
![](https://fsd.multiurok.ru/html/2019/02/02/s_5c557b1b944cf/s1073319_0_1.png)
![](https://fsd.multiurok.ru/html/2019/02/02/s_5c557b1b944cf/s1073319_0_1.png)
![](https://fsd.multiurok.ru/html/2019/02/02/s_5c557b1b944cf/s1073319_0_1.png)
![](https://fsd.multiurok.ru/html/2019/02/02/s_5c557b1b944cf/s1073319_0_1.png)