Социально – экономические преобразования, происходящие в России, потребовали изменений отношения к трудовому обучению подрастающего поколения. Появилась необходимость подготовки выпускников школ к трудовой деятельности на производстве, в непроизводственной сфере и семье. Особенно важно обеспечить овладение уч-ся общетрудовыми знаниями и умениями в области технологии, экономики, экологии производства и предпринимательской деятельности; формировать практические навыки анализа информации; воспитывать нравственно – трудовые качества; знакомить уч-ся с миром профессий и помочь им в профессиональном самоопределении.
Решению этих проблем призван способствовать учебный предмет «ТЕХНОЛОГИЯ»
Общеизвестно, что технология в переводе с древнегреческого означает «techne» - мастерство, «logos» - учение, наука. Следовательно, начальная трактовка понятия «ТЕХНОЛОГИЯ» - это наука о мастерстве в любой сфере деятельности, предусматривающая преобразование и использование материи, энергии, информации в интересах человека и общества. В современном понимании «ТЕХНОЛОГИЯ» - наука об оптимальной деятельности человека. При этом основными критериями выступают: высокое качество результатов работы и наименьшие затраты всех видов ресурсов, ориентация на потребителя, а не на количество изготовленного продукта.
Курс «Технологии» в общеобразовательной школе можно представить в виде трех составляющих:
–знания о технологии, ее истории и развитии;
–изучение методов и средств преобразования и использования конкретного объекта для удовлетворения потребностей людей;
–влияние технологий на решение социальных, экономических и экологических проблем.
При изучении курса «Технологии» школьник должен научиться:
Рационально распределять ресурсы (находить, планировать, организовывать, распределять).
Находить и использовать информацию для организации творческой деятельности.
Использовать в практической деятельности различные технологии.
Проявлять предприимчивость, расчетливость, самостоятельность, ответственность, честность, решительность и другие качества личности, необходимые для успешной жизнедеятельности в современном мире.
Предмет «ТЕХНОЛОГИЯ» построен на основе ПРОЕКТНОЙ познавательно-трудовой деятельности, поэтому он должен на качественно новом уровне реализовать положительный отечественный и зарубежный опыт технологической, прикладной экономической и экологической подготовки уч-ся.
Метод проектирования в «Технологии» позволяет школьникам в системе овладеть организационно – практической деятельностью по всей проектно – технологической цепочке - от идеи до ее реализации в модели, изделии, услуге, интегрировать знания из разных областей, применять их на практике, создавая при этом новые знания, идеи, материальные ценности.
Именно на уроках «Технологии» по проектированию проявляются не только творческие способности уч-ся, но раскрывается возможный потенциал ТВОРЧЕСТВА САМОГО УЧИТЕЛЯ, т. е. находят применения накопленные годами работы с детьми знания, раскрывая возможности педагога.
Характерной моей чертой - учителя МОРУНОВОЙ Л. А. - является творческий подход к решению любых воспитательных и образовательных задач. Как мне кажется, зная свой предмет, владея методикой современного урока, уровень знаний моих уч-ся заставляет меня не останавливаться на месте, а изучать все новые и новые технологические процессы творчества, использовать на занятиях проблемные ситуации, игровые формы, что способствует развитию памяти, мышления. А это немаловажный фактор для творческого проектирования уч-ся.
Но главной задачей даже в проектировании остается ВОСПИТАНИЕ ученика. Я бы сказала так: «…воспитание имеет приоритет над образованием». Несложно научить школьника трудовым умениям по основным разделам «Технологии» - основам швейного дела и кулинарии, рукоделию. Гораздо важнее развить и духовно обогатить ребенка, помочь ему познать себя, «сделать человека человеком». Мне кажется, что без желания уч-ся УЧИТЬСЯ с полным напряжением сил и способностей, стремления преодолеть свои капризы, лень, ни один, даже самый талантливый учитель не сможет добиться успеха, тем более в нашем предмете или в его элементе проектировании. Поэтому я считаю, что необходимо нацелить уч-ся на сознательную, планомерную работу над собой. А учитель, в свою очередь, должен умело руководить этой работой, направлять её.
Я пытаюсь постоянно пополнять свои умения и навыки новыми видами рукоделия, тем самым ищу новые формы, методы и приемы вовлечения школьников в самостоятельную работу. Стараюсь проводить нестандартные уроки, с широким использованием дидактических и технических средств обучения, где настраиваю школьниц не просто на выполнение практической работы по теме, а на творческое их мышление, на обдуманные результаты, на выполнение, пусть небольших, элементов проектирования.
Приводя примеры, могу назвать самые увлекательные уроки с элементами творческого проектирования:
- интегрированный урок «Технология» + «Информатика» в 5 классе на тему: «Конструирование и моделирование фартука»;
- интегрированный урок «Технология» + «Информатика» в 8 классе на тему: «Информационные технологии в процессе изготовления одежды».
- «Создание интерьера» в 6, 9-10 классах;
- «Приёмы и банкеты» - урок кулинарии в 10 классе, который проводился в кафе-баре «Шарм»;
- «Праздничный обед и ужин» - 9 класс;
- уроки рукоделия в 5-11 классах;
- уроки по разделу «Домоведение» и мн. др.
Проектирование можно использовать абсолютно в каждом разделе программного материала. И просто необходимо при подведении итогов раздела проводить зачетные уроки. Именно они будут отражать защиту проектного материала.
Но предпочтение надо отдать урокам блока «Рукоделие» программы «Технология». Для разнообразия творческих проектных работ я уч-ся увлекаю в мир увлекательных технологических операций по работам с народно-прикладного искусства:
- инкрустация соломкой;
- инкрустация из проволоки;
- инкрустация из стекла;
- различные виды вышивки (вышивки «крестиком», гладь,
объемная вышивка, вышивка атласной лентой и т.д.)
- работы, выполненные в технике вязания;
- плетение из бисера и стекляруса;
- лоскутная техника;
- мягкая игрушка;
- работы с элементами ковроткачества;
- декоративные изделия из кожи;
- изготовление декоративных цветов»
- изготовление различных изделий в технике пошива одежды и
многое другое.
Здесь раскрывается весть творческий потенциал и учителя, и ученика. Школьники стараются применить свой «багаж» знаний и умений на практике с рассуждениями, оформлением специальной документации и доказательством, что их выбранный объект труда немаловажный в жизни их самих и окружающих. Они сами выбирают темы проектов, согласовывают их с учителем. А изготовление проекта несет для ребенка увлеченность и удовлетворение в работе, которая может быть выполнена для школы (например, наглядное пособие), для дома, в качестве подарка или реализации. Ещё Марк Аврелий говорил: «Во-первых, не делай ничего, что бы ни клонилось на пользу обществу».
Темы проектов могут быть самые разнообразные, включающие в себя вопросы из различных областей жизни и деятельности людей. Результатом выполнения творческого проекта должно стать реальное изделие, выполненное на достаточно высоком технологическом уровне, способное стать конкурентоспособным товаром на рынке или удовлетворять потребности семьи в чем-либо.
Для того чтобы настраивать уч-ся на любую творческую проектную работу, учителю «Технологии» очень многое нужно уметь и знать самому.
Это обязывает повышать свой педагогический потенциал, изучая и используя в работе всё новые и новые технологии обработки различных материалов и быть увлеченным в своей работе.
Любая творческая работа – это спланированная работа, и выполнять её необходимо по определенному плану. Т.е выполнение проекта имеет свои этапы выполнения, придерживаясь которых работа будет более значимой и её изготовитель будет ясно представлять, для чего он выполняет эту работу.
Этапы выполнения творческого проекта:
Перед началом работы с любым творческим проектом для уч-ся необходимо поставить цель выполнения проекта и ознакомить с последовательностью его выполнения.
Целью творческих проектов является развитие творческих способностей уч-ся, приобретение и усовершенствование практических навыков и умений в выполнении конкретных технологических операций.
Последовательность выполнения проекта может состоять из следующих этапов:
1. Обоснование возникшей проблемы.
На этом этапе уч-ся выбирают объект выполнения, технологию его изготовления, сопоставляют свои возможности и умения для изготовления своего творческого проекта.
Например:
Для проекта по вышивке – «…. для проекта выбираю вышивку крестом, картину из цикла «В мире животных» - «Тигр». Техника выполнения крестом не требует от меня больших усилий, а наоборот, положительно действует на нервную систему, а, следовательно, на все здоровье. Из истории вышивки я знаю, что многие монархи занимались этим искусством. Так что смело, можно сказать, что вышивка – это королевское занятие. И поэтому я остановилась на этом виде работе. Моя картина будет напоминать мне о передвижном зоопарке, который недавно был у нас в селе и конечно же служить украшением интерьера моей комнаты….» - из письменной работы творческого проекта уч-ся 9 кл. Худяковой Марины.
Для проекта по кулинарии – «….подготовка к необычному мероприятию- празднику «День села», где мы будет очень много людей, знакомых и незнакомых, любимых учителей, бывших одноклассников и друзей др. очень ответственна. А какой же праздник без ярмарки. Мы решили гостей праздника порадовать своим умением в области «Кулинарии». Каждый выбрал для приготовления какое – то печеное изделие. Наша задача: его изготовить своими руками, показать умения в его оформлении, сделать рекламу, для того, чтобы распродать и в подарок подготовить красочные рецепты. Мне нравиться печь и поэтому я с большим удовольствием взялась за дело. Приятно, что твоя работа будет оценена не только учителем, но и другими людьми. Думаю, что мой торт «Медовик», именно его я буду представлять на ярмарке, будет раскуплен гостями…» – из объяснительной записки творческого проекта Садчиковой Анны, ученицы 11 класса.
2. Определение конкретной идеи, ее формулировка.
Здесь необходимо раскрыть свою идею проекта. Почему именно этот объект послужил центром внимания при выборе творческого проекта.
Например:
Для проекта по вышивке: «…От меня требуется нечто оригинальное. Я учусь шить и могу сшить себе фартук или юбку. Но фартук у меня уже есть, а материал для юбки дорог. Я могу выполнять работу из лоскутков, но мои прихватки уже нашли применения на кухне, в этом году я научилась новым видам техники ручного вышивания. Пожалуй, я остановлюсь на новом для меня виде рукоделия – вышивки атласной лентой…» - Дилиндриева М. 9 кл.
3.Выявление основных параметров и ограничений.
Например:
Для проекта по любому виду рукоделия: «…Мое изделие должно быть, прежде всего, красивым, недорогим и не должно занимать много места…» (Дилиндриева Маша 9 кл. – вышивка атласной лентой).
4. Разработка идей, вариантов:
Идеи: вышивка атласной лентой:
На белой скатерти можно вышить по углам небольшие розочки:
Можно продумать выполнение поздравительных открыток;
Мечтаю о своих картинах;
Есть идея об украшении берета;
Если я изготовлю своими руками косметичку и дополню ее вышивкой – по-моему, будет здорово!.. и т. д.
Анализ идей и выбор оптимального варианта:
Например:
«… мне нравятся все предложенные варианты вышивки. Но для выполнения их требуется очень много времени, и все-таки – трудности меня не пугают. Я выбираю изготовление картины. Я помещу её в рамочку и повешу над своим письменным столом. Это будет здорово!
5. Исследование, выявление традиций, истории, тенденции;
6. .Исследование, выявление традиций, истории, тенденции:
Например: –вышивка
…Вышивкой называется украшение изделия из различных материалов орнаментальным узором или сюжетным изображением выполненными нитками и другими материалами вручную с помощью иглы или машинным способом. Возникнув в глубокой древности, искусство декоративной вышивки на протяжении многих веков сохраняется в убранстве жилища, одежды и различных предметов обихода.
В нашей стране вышивка имеет древнюю историю. Ею украшали одежду, обувь, конную сбрую, жилище, предметы быта. Для русской вышивки характерны мотивы геометрического, растительного и животного орнаментов. В такие изображения закладывался определенный смысл.
В наше время в вышивании прекрасно соединились традиционное и современное творческое начало…
7. Составление схемы.
СХЕМА ПОМОЖЕТ НИЧЕГО НЕ УПУСТИТЬ В РАБОТЕ, СОСРЕДОТОЧИТЬСЯ И УСПЕШНО ВЫПОЛНИТЬ ТВОРЧЕСКИЙ ПРОЕКТ.
Например: (смотри схему)

7. Выбор материала:

Выбирается материал, из которого будет выполнена творческая работа.
Каждый вид рукоделия требует тщательного анализирования и подбора материала для работы.
Например:…для вышивки – если вышивка счетная, то нужна ткань, где можно считать нити.
Один стежок крестом заполняет площадь маленького квадрата.
Больше всего для вышивки подходит льнообразное полотно с полотняным переплетением или КАНВА.
КАНВА – это специальная ткань, ее структура представляет собой мелкие клеточки, предназначенные для проколов иглы.
НИТКИ для вышивки нужных цветов и желательно с цветовой оттеночной гаммой.
8.Выбор инструментов, приспособлений, оборудования.
Например: …начиная вышивать, необходимо ткань заправить в пяльцы. В картине используется техника вышивки крестом, который состоит из нижнего основного стежка и покрывающего его верхнего стежка.
При выполнении стежков учитывается следующее: основные стежки выполняются слева – снизу направо – вверх, а покрывающие – справа - снизу налево – вверх. Готовую вышивку необходимо проутюжить с изнаночной стороны, а затем вставить в рамку.
9. Контроль качества.
10. Эколого-экономическое обоснование.
… определяется себестоимость выполняемой работы.
Каковы затраты, сколько стоит материал для изготовления проекта.
Повлияют ли затраты на изготовление проекта на мой бюджет.
НАПРИМЕР:
№ | название | Цена за 1 м (шт.) | Расход | Всего, рублей |
| Канва | | 20*20 см | 20 |
| Нитки мулине | 4 руб. | 7*4 | 28 |
| Пяльцы | 15 руб. | 1*15 | 15 |
| рамка | 20 руб. | 1*20 | 20 |
| | | ИТОГО | 83 РУБ. |
Вышивка – это экологически чистое производство, так как оно практически безотходное, не выделяются вредные вещества, не загрязняется атмосфера, нет опасности для здоровья человека….
…Стоимость картины, выполненной в техники вышивки невелика, отсюда следует, что экономически дешевле сделать её своими руками, чем купить аналогичную на рынке…
…Я ДОВОЛНА СВОЕЙ РАБОТОЙ И ДУМАЮ, ЧТО ОНА ВСЕМ ПОНРАВИТСЯ.
Примерный контрольный лист проекта.
Степень выполнения проекта | Отчетная документация | Норма времени | Степень самостоятельности (высокая, средняя, низкая) | Оценка |
Поисково- исследовательский этап | | | | |
1.Выбор и обоснование проекта | Проспект | | | |
2.Анализ конструкции и выбор | Рисунки, чертежи, эскизы технологических карт | | | |
3.Разработка технологии изготовления проекта | | | | |
Технологический этап | | | | Оценивается каждый урок |
1.Научная организация труда | | | | |
2.Выполнение трудовых операций | | | | |
Заключительный этап | | | | Оценка проекта |
1.Защита проекта | | | | |
2.Контроль и испытание | | | | |
| Итоговая оценка | | | |