Тема урока: «Профессии, связанные с производством и обработкой древесины».
Цель урока: Сформировать представление о профессиях, связанных с производством и обработкой древесины.
УУД:
Личностные: воспитание уважения к профессиям; формирование умений применения полученных знаний для осмысления сущности выбора профессии.
Метапредметные: развитие способностей определять и аргументировать своё отношение к информации.
Предметные: развитие умений работать с источником.
Планируемые достижения:
Образовательные:
Усвоение определения понятий: мир профессий, связанных с производством и обработкой древесины; требования к профессии.
Развивающие:
Умения опираться на уже известное, на свой субъективный опыт
Развитие умения групповой работы
Воспитательные:
Создание благоприятной атмосферы поддержки и заинтересованности, уважения и сотрудничества
Методы обучения: объяснительно-иллюстративный, эвристический, репродуктивный, метод стимулирования познавательной деятельности.
Формы организации познавательной деятельности обучающихся: коллективная, индивидуальная работа.
Средства обучения: проектор, ноутбуки, презентация, учебник, рабочие тетради, раздаточный материал.
Организационный момент. (30 сек)
Цель – активизация знаний учащихся.
Актуализация знаний к новой теме.
- Ребята, с чего начинается любой урок? (приветствие, темы урока) Давайте поприветствуем друг друга и пожелаем хорошего настроения и плодотворной работы.
- Ребята, оглядитесь вокруг и назовите мне как можно больше предметов, сделанных из древесины.
Вот видите, как важна в нашей жизни древесина. Но ведь в чистом виде древесина редко применяется для изготовления чего-либо.
А что вы можете сказать про это? (демонстрирует образцы пиломатериалов)
- Найдите и назовите пиломатериал с которым работали на предыдущих уроках.
3. Проблемное изложение нового знания
Дерево – это достаточно твердый материал. А чтобы с ним работать нужны специальные инструменты. И для того чтобы работать с деревом и инструментами, надо иметь навыки и умения.
И эпиграфом нашего урока будут строки
«Истинное сокровище для людей - умение трудиться» (Эзоп).
- Как вы понимаете это высказывание? (Ответы детей).
Очень важно в жизни уметь трудиться, не лениться, потому что труд делает человека благородным, умным, красивым.
- Молодцы, правильно! Труд облагораживает человека, а умение трудиться
позволяет не унывать, а преодолевать трудности.
Древесина — ценный природный ресурс, который предоставляет огромное количество возможностей для человека. Использование древесины в различных сферах привело к появлению множества профессий, связанных с обработкой и использованием этого материала.
Запишем тему урока: «Профессии, связанные с производством и обработкой древесины».
4. Изложение нового материала.
Деревообрабатывающая отрасль очень обширная.
Поскольку операций, которым подвергается дерево, очень много, то и профессии в области деревообработки самые разнообразные.
Профессии, связанные с обработкой древесины
- столяр
-мебельщик
-плотник
-строитель
-мастер резьбы или росписи по дереву
-распиловщик
-бондарь
-корзинщик, мастер плетения из лозы
-мастер по изготовлению музыкальных инструментов
Как вы считаете, почему профессия столяр выделена жирным шрифтом? (Высказывают свои предположения, что эта профессия – основа для всех других по дереву.
Правильно, эта профессия основная, а остальные – производные от нее.
СтолЯр — профессиональный рабочий, ремесленник, работающий с деревом, вытачивающий и изготавливающий изделия из дерева или изделия на основе дерева. Столяр занимается столярными работами: изготовлением сложной мебели, дверей, окон, арок, лестниц и других изделий из массива древесины с возможным применением шпонирования, ламинирования, без резьбы вручную. Инструменты: рубанок, молоток, пила, ножовка, лобзик, стамеска, рулетка, шлифмашинка. Столяр выполняет более точную, тонкую работу, чем плотник, и не менее, чем резчик (или скульптор) по дереву.
Подпишите свои таблицы, которые лежат у вас на столах (Приложение 1). Заполним первую строчку. Начнем с профессии Столяр.
Какими инструментами он пользуется? Запишите.
Что делает столяр? Заполнили первую строчку.
Название профессии | Основные инструменты | Результат труда | Основные знания |
Столяр | Молоток, пила рубанок, стамеска | Мебель, двери, лестницы | Виды древесины, способы обработки, чтение чертежей |
| | | |
| | | |
Физкультминутка «Профессии»
Повар варит кашу. (Имитация с вращением кистей рук)
Плащ портниха шьет. (Махи руками)
Доктор лечит Машу. (Открыть и закрыть ротик, высунув язычок)
Сталь кузнец кует. (Хлопки)
Дровосеки рубят. (Махи с наклонами )
Строят мастера. (Имитация с прыжками вверх)
Что же делать будет, (Поднимание плеч)
Наша детвора?
- Предлагаю познакомиться с самыми популярными и знакомыми нам профессиями.
5. Работа в группах о профессиях.
У вас на столах лежит информация о профессиях, связанных с обработкой древесины. Прочитайте ее и заполните таблицу (на экране). Каждый из вас сейчас прочитает новое об этой профессии. Затем должны будете рассказать другим ребятам, с какой профессией вы познакомились. Все вместе внимательно слушаем и заполняем нашу таблицу. Проверьте друг у друга заполнение. Если все ячейки заполнены, поставьте «+» напротив строчки.
Название профессии | Основные инструменты | Результат труда | Основные знания |
Столяр | Молоток, пила рубанок, стамеска | Мебель, двери, лестницы | Виды древесины, способы обработки, чтение чертежей |
Плотник | топор, молоток, пила, лобзик, стамеска, рубанок, гвоздодер, скобель, тесло, отвертки, дрель, шуруповерт. | Полы, стены, лестницы | Породы и пороки древесины, Обработка древесины, способы разметки. |
Распиловщик | пилы, станки или специализированное оборудование для разделки материалов | Разделка древесины на части нужного размера и формы | знание основных типов материалов и их особенностей, а также опыт работы с оборудованием |
Приложение 1. Информационный лист.
Получить эти профессии можно в специальных учебных заведениях, где учащиеся изучают породы древесины и ее свойства, осваивают способы столярных соединений, узнают устройство ручных и электрических инструментов и приобретают навыки работы на них. Эти профессии можно получить:
Ижевский индустриальный техникум имени Е.Ф. Драгунова, г. Ижевск
Строительный техникум, г. Ижевск
Федеральное казенное профессиональное образовательное учреждение № 129, г. Казань
Камский строительный колледж имени Е.Н. Батенчука, г. Набережные Челны
А как вы считаете, знания каких предметов помогут овладеть этими специальностями? (математика, физика, черчение, ИЗО).
Но ни в коем случае нельзя небрежно относиться к изучению других предметов. А вдруг вы передумаете стать столяром, а будете пчеловодом. А там другой набор важных предметов.
Рефлексия
Что вы нового узнали на уроке? Что еще бы хотели узнать?
Предлагаю вам выбрать один из ответов, как вы поступите с данной информацией.
Если вы выбираете «Чемодан» - значит информация пригодится в дальнейшем.
«Мясорубка» - значит вы информацию переработаете.
«Корзина» - все выбросите.
Пожалуйста оцениваем!
Мы видим, что в основном вся информация попадает в «чемодан» и «мясорубку», «корзина пуста». Значит делаем вывод, что информация для всех оказалась полезной.
Все эти профессии предлагают немало возможностей для профессионального роста и развития. Они требуют усидчивости, креативности, точности и любви к деталям. Если у вас есть интерес к древесине и желание работать с этим материалом, то эти профессии могут быть идеальным выбором для вас.
Ведь Россия страна возможностей и у вас очень много возможностей получить профессию…
Домашнее задание: корзины плели из лозы народы всех национальностей и я предлагаю написать сообщение о технологии изготовления корзины и рассказать как называется профессия, какие инструменты используют.
Приложение 1.
Название профессии | Основные инструменты | Результат труда | Основные знания |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
Название профессии | Основные инструменты | Результат труда | Основные знания |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |