СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 19.07.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Профессиограмма классного руководителя

Нажмите, чтобы узнать подробности

ПРОФЕССИОГРАММА КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ ПОМОЖЕТ УЧИТЕЛЮ В ЕГО ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Просмотр содержимого документа
«Профессиограмма классного руководителя»

Профессиограмма классного руководителя

Профессиограмма – квалификационная характеристика, включающая совокупность профессионально-значимых качеств, способностей, профессиональных компетенций.

То есть: Профессиограммаэто идеальная модель учителя, классного руководителя образец, эталон, в котором представлены:

• основные качества личности, которыми должен обладать учитель;

• профессиональные компетенции для выполнения функций учителя.

Профессиограмма учителя — документ, в котором дана полная квалификационная характеристика учителя с позиций требований, предъявляемых к его знаниям, умениям и навыкам, к его личности, способностям, психофизиологическим возможностям и уровню подготовки.

Педагог – это субъект профессиональной педагогической деятельности, свободно избравший сферу профессионального воспитания детей, осуществляющий воспитательский процесс во имя счастья детей, осознающий высокое социально – историческое значение своего профессионального труда, постоянно совершенствующий свое профессиональное мастерство в контексте развивающейся культуры и осмысленно реализующий в процессе воспитания и практике жизни гуманистическую позицию.


Классный руководитель – это педагог группы, прослеживающий процесс формирования личности каждого ребенка группы и содействующий наилучшему освоению, усвоению и присвоению мира каждым ребенком. Н.Е.Щуркова.

Понятно, что такое представление о педагоге как профессионале базируется на определенном личностном его развитии, где ключевым социально – психологическим образованием является признание человека наивысшей ценностью.


Признание человека наивысшей ценностью предполагает:

  • Приоритет социальной роли человека в многообразии тех социальных ролей, которые играет член общества;

  • Безусловное уважительное отношение к человеку как таковому, вне конкретных обстоятельств, общественного положения человека, уровня развития и личностных достижений;

  • Признание интересов человека первоочередными при решении социальных, жизненных, личностных проблем, а также проблем связанных с организацией предметной или духовной деятельности человека.


Профессиональная солидарность как отношение к коллегам – непременное условие профессионального труда педагога, не могущего осуществить свой профессиональный замысел вне связи с педагогическим коллективом.

Значимым компонентом личностного мира педагога является его отношение к обществу. Педагог не может работать вне общества, занимая позицию игнорирования или нейтралитета по отношению к нему. Перед детьми он выступает в роли гражданина и представителя общества. Поэтому гражданская позиция обретает роль объективно необходимого слагаемого готовности педагога к работе с детьми.

Особое место в перечисленном ряде занимает духовность педагога как способность личности отражать жизнь, задаваться вопросами жизни и, выявляя проблемы человеческой жизни, искать решения каждой из них.








Взаимосвязь ключевых отношений.


Гуманистическое отношение к ребенку.

Достоинства личностного «Я» педагога


Гражданская позиция

Профессиональная солидар

ность


Уважение жизни

Ответственное отношение к ребенку








Осмысление вечных вопросов жизни.








Основные положения.


  • Вся работа классного руководителя выстраивается как система, произрастающая из общей цели воспитания и подчиняющаяся общей цели воспитания, признанной всем педагогическим коллективом.

  • Ясность цели позволяет очертить содержание работы классного руководителя.

  • «Содержание» работы классного руководителя не тождественно «организации деятельности», «организации действий»

  • Основной объект педагогического внимания (содержания работы) отношение к жизни как к таковой и отношение к её наивысшим ценностям.

  • Работа классного руководителя тогда и только тогда! Обретает содержание, когда производится выход на ценности и отношения к ценностям окружающей ребенка реальности, а значит, протекает духовное обогащение личности ребенка, он обретает свой внутренний мир. Свое индивидуальное «Я», одновременно входя в человеческое общество.


Профессиональные функции классного руководителя с позиции

культурологического подхода.


Первая – обустройство школьной повседневной жизни ребенка: оно должно полностью соответствовать материально-техническим достижениям культуры, содействовать благоприятному социально-психологическому самочувствию.

Вторая – организация разновидовой деятельности, так, чтобы ребенок мог вступать во взаимодействие с наибольшим количеством жизненных явлений и ценностей.

Третья – организация совместного с детьми осмысления протекающей жизни и роли ценностей для человека, приучение к размышлению о жизни (духовная деятельность).

Четвертая – внедрение культурных устоев жизнедеятельности группы, добра, истины и красоты как оснований достойной жизни группы, обеспечивающей ей благоприятный климат в группе.

Пятая – индивидуальное корректирование хода жизни и личностного развития ребенка, инициирование открытого, индивидуального проявления личностного «Я» в микросреде классной группы, утверждение в группе достойного положения этого «Я»


Профессиональный идеал может быть сформирован при условии развитой положительной

Я-концепции, которая определяется тремя факторами:

• твердой уверенностью в импонировании другим людям;

• уверенностью в способности к тому или иному виду деятельности;

• чувством собственной значимости.


Классному руководителю необходимы такие качества, как:

• любовь к людям, умение общаться с ними, доверие, понимание, терпение, отзывчивость, доброжелательность, искренность во взаимоотношениях;

• высокий уровень культуры, широкий кругозор, личное обаяние, чувство юмора, находчивость;

• твердость и решительность характера, уверенность в себе, сила воли, самоотдача;

• разнообразие эмоциональной жизни (положительные эмоции, чувства создают у человека оптимистический настрой и способствуют развитию его волевой активности);

• высокий уровень развития всех психических свойств: восприятия, воображения, памяти и т. д.

Знания классного руководителя должны представлять определенную систему, состоящую из трех компонентов:

• знания особенностей развития личности и детского коллектива;

• психолого-педагогические знания;

• общие знания (знания из разных областей жизнедеятельности человека).

Приоритетные качества личности классного руководителя: идейность, нравственная и гражданская зрелость, общественная активность, увлеченность профессией воспитателя, любовь к детям, гуманное, заботливое отношение к ним, высокая требовательность к себе и ученикам, коммуникативность, дружеское расположение, вежливость в общении, психологическая совместимость с другими членами педагогического коллектива и другие, необходимые идеальному специалисту.

Для выполнения большого многообразия функций классному руководителю необходимы следующие умения:

  • устанавливать деловые отношения с администрацией школы, с родителями, общественностью (умения общения, по сегодняшним представлениям, близкие к коммуникативным);

  • информационные умения и навыки;

  • умение ярко, выразительно, логично излагать свои мысли (по сегодняшним представлениям — дидактические и речевые);

  • умение убедить, привлечь к себе, сделать своим сторонником (по сегодняшним представлениям — дидактические, коммуникативные).

  • Для реализации данных умений необходимо создать высокий эмоциональный настрой, обеспечить деловой характер жизни, труда.

Помимо приоритетных, классному руководителю нужно иметь такие качества личности: выдержка, самообладание, наблюдательность, искренность, находчивость, твердость, последовательность в словах и действиях, аккуратность, внешняя опрятность.

Классному руководителю важно

  1. знать основы теории и методики воспитания,

  2. уметь:

  • работать с родителями (общественностью);

  • планировать воспитательную работу;

  • отбирать на основе диагностики коллективов (групп), отдельных личностей необходимые виды деятельности;

  • правильно учитывать и оценивать результаты воспитания;

  • выявлять и организовывать актив;

  • осуществлять контроль и помощь в выполнении поручений.

Для выполнения сложных и многообразных функций педагогу хорошо было бы овладеть некоторыми прикладными творческими художественными умениями:

  • рисовать (изобразительные),

  • играть на музыкальных инструментах, петь (музыкальные);

  • выразительно читать (художественно-литературные),

  • танцевать (хореографические),

  • ходить в походы (спортивно-туристские или спортивно-трудовые).




Классификация функций классного руководителя

организационная (организует все воспитательные влияния и взаимодействия в коллективах, в том числе в виде воспитательных дел — экскурсии, поездки, собрания, классные часы, анкетирование как исследование и т. д.);

воспитательная (в результате которой разными путями и средствами осуществляется воспитание, формирование и развитие качеств личности, присущих ученику как члену детского коллектива, семьянину, гражданину России, гражданину Мира, творческой личности и индивидуальности);

стимулирующая (в результате которой осуществляется стимулирующая деятельность учащихся, детского коллектива, родителей, общественности и т. д.);

координационная (в результате которой осуществляется координация деятельности как детей, когда это необходимо, так и учителей, работающих в одном классе, параллели, а также может осуществляться связь с внешним миром, если образовательное учреждение рассматривается как открытая система;

работа с документами (журналами, дневниками учащихся, их личными делами, различными планами).

Методический арсенал классного руководителя.

  • Первоочередной является методика общения с детьми, она обуславливает реальность и успешность всех других методик.

  • Методика работы с родителями, которая позволяет расширить поле воспитательного влияния классного руководителя.

  • Методика индивидуального воздействия и индивидуального корректирования личности.

  • Методика диагностирования воспитанности детей, позволяющая определять необходимые воспитательные коррективы в его профессиональной работе.

Условия эффективности деятельности классного руководителя.

Под педагогическими условиями понимаются обстоятельства способствующие проявлению и развитию творческой индивидуальности классного руководителя, выработке им авторской педагогической технологии.

Эффективность деятельности классного руководителя зависит в первую очередь от личности самого воспитателя, от его личностных характеристик, определяющих стиль отношений с воспитанниками, систему педагогических приемов и способов его взаимодействия с учащимися, влияющих на характер общения классного руководителя с учениками от уровня его педагогической культуры, знания и понимания им основных социально-психологических феноменов класса.

В качестве условий эффективности деятельности классного руководителя рассматриваются также степень его включенности в жизнь класса (участие в разнообразных делах классного коллектива, близость, частота личных контактов с учащимися; адекватность представлений классного руководителя о классе (уровня восприятия педагогом личности учащегося, структуры классного коллектива, специфики внутриколлективных отношений)



4




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!