Профессиограмма классного руководителя
Профессиограмма – квалификационная характеристика, включающая совокупность профессионально-значимых качеств, способностей, профессиональных компетенций.
То есть: Профессиограмма — это идеальная модель учителя, классного руководителя образец, эталон, в котором представлены:
• основные качества личности, которыми должен обладать учитель;
• профессиональные компетенции для выполнения функций учителя.
Профессиограмма учителя — документ, в котором дана полная квалификационная характеристика учителя с позиций требований, предъявляемых к его знаниям, умениям и навыкам, к его личности, способностям, психофизиологическим возможностям и уровню подготовки.
Педагог – это субъект профессиональной педагогической деятельности, свободно избравший сферу профессионального воспитания детей, осуществляющий воспитательский процесс во имя счастья детей, осознающий высокое социально – историческое значение своего профессионального труда, постоянно совершенствующий свое профессиональное мастерство в контексте развивающейся культуры и осмысленно реализующий в процессе воспитания и практике жизни гуманистическую позицию.
Классный руководитель – это педагог группы, прослеживающий процесс формирования личности каждого ребенка группы и содействующий наилучшему освоению, усвоению и присвоению мира каждым ребенком. Н.Е.Щуркова.
Понятно, что такое представление о педагоге как профессионале базируется на определенном личностном его развитии, где ключевым социально – психологическим образованием является признание человека наивысшей ценностью.
Признание человека наивысшей ценностью предполагает:
Приоритет социальной роли человека в многообразии тех социальных ролей, которые играет член общества;
Безусловное уважительное отношение к человеку как таковому, вне конкретных обстоятельств, общественного положения человека, уровня развития и личностных достижений;
Признание интересов человека первоочередными при решении социальных, жизненных, личностных проблем, а также проблем связанных с организацией предметной или духовной деятельности человека.
Профессиональная солидарность как отношение к коллегам – непременное условие профессионального труда педагога, не могущего осуществить свой профессиональный замысел вне связи с педагогическим коллективом.
Значимым компонентом личностного мира педагога является его отношение к обществу. Педагог не может работать вне общества, занимая позицию игнорирования или нейтралитета по отношению к нему. Перед детьми он выступает в роли гражданина и представителя общества. Поэтому гражданская позиция обретает роль объективно необходимого слагаемого готовности педагога к работе с детьми.
Особое место в перечисленном ряде занимает духовность педагога как способность личности отражать жизнь, задаваться вопросами жизни и, выявляя проблемы человеческой жизни, искать решения каждой из них.
Взаимосвязь ключевых отношений.
Гуманистическое отношение к ребенку.
Достоинства личностного «Я» педагога
Гражданская позиция
Профессиональная солидар
ность
Уважение жизни
Ответственное отношение к ребенку







Осмысление вечных вопросов жизни.
Основные положения.
Вся работа классного руководителя выстраивается как система, произрастающая из общей цели воспитания и подчиняющаяся общей цели воспитания, признанной всем педагогическим коллективом.
Ясность цели позволяет очертить содержание работы классного руководителя.
«Содержание» работы классного руководителя не тождественно «организации деятельности», «организации действий»
Основной объект педагогического внимания (содержания работы) отношение к жизни как к таковой и отношение к её наивысшим ценностям.
Работа классного руководителя тогда и только тогда! Обретает содержание, когда производится выход на ценности и отношения к ценностям окружающей ребенка реальности, а значит, протекает духовное обогащение личности ребенка, он обретает свой внутренний мир. Свое индивидуальное «Я», одновременно входя в человеческое общество.
Профессиональные функции классного руководителя с позиции
культурологического подхода.
Первая – обустройство школьной повседневной жизни ребенка: оно должно полностью соответствовать материально-техническим достижениям культуры, содействовать благоприятному социально-психологическому самочувствию.
Вторая – организация разновидовой деятельности, так, чтобы ребенок мог вступать во взаимодействие с наибольшим количеством жизненных явлений и ценностей.
Третья – организация совместного с детьми осмысления протекающей жизни и роли ценностей для человека, приучение к размышлению о жизни (духовная деятельность).
Четвертая – внедрение культурных устоев жизнедеятельности группы, добра, истины и красоты как оснований достойной жизни группы, обеспечивающей ей благоприятный климат в группе.
Пятая – индивидуальное корректирование хода жизни и личностного развития ребенка, инициирование открытого, индивидуального проявления личностного «Я» в микросреде классной группы, утверждение в группе достойного положения этого «Я»
Профессиональный идеал может быть сформирован при условии развитой положительной
Я-концепции, которая определяется тремя факторами:
• твердой уверенностью в импонировании другим людям;
• уверенностью в способности к тому или иному виду деятельности;
• чувством собственной значимости.
Классному руководителю необходимы такие качества, как:
• любовь к людям, умение общаться с ними, доверие, понимание, терпение, отзывчивость, доброжелательность, искренность во взаимоотношениях;
• высокий уровень культуры, широкий кругозор, личное обаяние, чувство юмора, находчивость;
• твердость и решительность характера, уверенность в себе, сила воли, самоотдача;
• разнообразие эмоциональной жизни (положительные эмоции, чувства создают у человека оптимистический настрой и способствуют развитию его волевой активности);
• высокий уровень развития всех психических свойств: восприятия, воображения, памяти и т. д.
Знания классного руководителя должны представлять определенную систему, состоящую из трех компонентов:
• знания особенностей развития личности и детского коллектива;
• психолого-педагогические знания;
• общие знания (знания из разных областей жизнедеятельности человека).
Приоритетные качества личности классного руководителя: идейность, нравственная и гражданская зрелость, общественная активность, увлеченность профессией воспитателя, любовь к детям, гуманное, заботливое отношение к ним, высокая требовательность к себе и ученикам, коммуникативность, дружеское расположение, вежливость в общении, психологическая совместимость с другими членами педагогического коллектива и другие, необходимые идеальному специалисту.
Для выполнения большого многообразия функций классному руководителю необходимы следующие умения:
устанавливать деловые отношения с администрацией школы, с родителями, общественностью (умения общения, по сегодняшним представлениям, близкие к коммуникативным);
информационные умения и навыки;
умение ярко, выразительно, логично излагать свои мысли (по сегодняшним представлениям — дидактические и речевые);
умение убедить, привлечь к себе, сделать своим сторонником (по сегодняшним представлениям — дидактические, коммуникативные).
Для реализации данных умений необходимо создать высокий эмоциональный настрой, обеспечить деловой характер жизни, труда.
Помимо приоритетных, классному руководителю нужно иметь такие качества личности: выдержка, самообладание, наблюдательность, искренность, находчивость, твердость, последовательность в словах и действиях, аккуратность, внешняя опрятность.
Классному руководителю важно
знать основы теории и методики воспитания,
уметь:
работать с родителями (общественностью);
планировать воспитательную работу;
отбирать на основе диагностики коллективов (групп), отдельных личностей необходимые виды деятельности;
правильно учитывать и оценивать результаты воспитания;
выявлять и организовывать актив;
осуществлять контроль и помощь в выполнении поручений.
Для выполнения сложных и многообразных функций педагогу хорошо было бы овладеть некоторыми прикладными творческими художественными умениями:
рисовать (изобразительные),
играть на музыкальных инструментах, петь (музыкальные);
выразительно читать (художественно-литературные),
танцевать (хореографические),
ходить в походы (спортивно-туристские или спортивно-трудовые).
Классификация функций классного руководителя
• организационная (организует все воспитательные влияния и взаимодействия в коллективах, в том числе в виде воспитательных дел — экскурсии, поездки, собрания, классные часы, анкетирование как исследование и т. д.);
• воспитательная (в результате которой разными путями и средствами осуществляется воспитание, формирование и развитие качеств личности, присущих ученику как члену детского коллектива, семьянину, гражданину России, гражданину Мира, творческой личности и индивидуальности);
• стимулирующая (в результате которой осуществляется стимулирующая деятельность учащихся, детского коллектива, родителей, общественности и т. д.);
• координационная (в результате которой осуществляется координация деятельности как детей, когда это необходимо, так и учителей, работающих в одном классе, параллели, а также может осуществляться связь с внешним миром, если образовательное учреждение рассматривается как открытая система;
• работа с документами (журналами, дневниками учащихся, их личными делами, различными планами).
Методический арсенал классного руководителя.
Первоочередной является методика общения с детьми, она обуславливает реальность и успешность всех других методик.
Методика работы с родителями, которая позволяет расширить поле воспитательного влияния классного руководителя.
Методика индивидуального воздействия и индивидуального корректирования личности.
Методика диагностирования воспитанности детей, позволяющая определять необходимые воспитательные коррективы в его профессиональной работе.
Условия эффективности деятельности классного руководителя.
Под педагогическими условиями понимаются обстоятельства способствующие проявлению и развитию творческой индивидуальности классного руководителя, выработке им авторской педагогической технологии.
Эффективность деятельности классного руководителя зависит в первую очередь от личности самого воспитателя, от его личностных характеристик, определяющих стиль отношений с воспитанниками, систему педагогических приемов и способов его взаимодействия с учащимися, влияющих на характер общения классного руководителя с учениками от уровня его педагогической культуры, знания и понимания им основных социально-психологических феноменов класса.
В качестве условий эффективности деятельности классного руководителя рассматриваются также степень его включенности в жизнь класса (участие в разнообразных делах классного коллектива, близость, частота личных контактов с учащимися; адекватность представлений классного руководителя о классе (уровня восприятия педагогом личности учащегося, структуры классного коллектива, специфики внутриколлективных отношений)
4