Профессиональная деформация личности педагога как отрицательный фактор в организации образовательного процесса
Динамичность развития современного постиндустриального общества как социальной системы требует эффективного функционирования всех его составляющих, одной из основных которой является образование. В свою очередь, образовательный процесс характеризуется регулярным взаимодействием на личностном уровне и имеет свои издержки, что, прежде всего, обуславливается антропологическими факторами. Отсюда следует, что одним из основных признаков профессиональной деятельности педагога является общение с разными социальными группами, что обусловлено постоянным преодолением коммуникативных барьеров, и зачастую носит напряжённый, а то и стрессовый характер.
В настоящее время в связи с интенсивным социально-экономическим развитием нашего общества, потребностью в высококвалифицированных кадрах, конкурентноспособных на рынке труда, к педагогу предъявляются высокие требования, особенно к его профессиональным знаниям, способностям, умениям и навыкам, то есть они сегодня вынуждены доказывать свою профессиональную состоятельность. Это приводит к негативным переживаниям и возникновению мотивационно-эмоциональных деформациям личности.
Итак, что же такое профессиональная деформация? Под данным понятием исследователи понимают психологические изменения, которые начинают негативно влиять на профессиональную деятельность и психологическую структуру личности.
Профессия преподавателя является одной из наиболее деформирующих личность человека. Степень выраженности деформации определяется стажем работы, содержанием педагогической деятельности и индивидуально-психологическими особенностями личности педагога.
Предпосылки развития профессиональных деформаций коренятся уже в мотивах выбора педагогической профессии. Это как мотивы, которые достаточно чётко осознаются личностью - социальная значимость, имидж, творческий характер, так и неосознаваемые: стремление к власти, доминированию, самоутверждению.
К наиболее общим факторам, инициирующим развитие профессиональной деформации личности педагога, исследователи относят:
возрастные изменения
профессиональная усталость
профессиональные заболевания и кризисы
напряжённые условия труда
интенсивное общение с другими людьми
нововведения
многолетнее выполнение одной и той же деятельности
низкая оплата труда
Если анализировать собственный педагогический опыт, то хотелось бы отметить, что для меня имеет определённое значение обстановка, в которой работаю. Не секрет, что большую часть педагогических коллективов составляют женщины. Сегодня женщины-педагоги пропагандируют исторически сложившуюся мужскую систему образования и воспитания, которая исключительно связана с вербальными формами воздействия на обучаемых и агрессивным доминированием. Использование ненормативной лексики и даже рукоприкладства приводит к тому, что постепенно утрачивается женская идентичность, что отрицательно влияет в первую очередь на них самих. Как правило, специфической особенностью женского педагогического коллектива является характер взаимоотношений в нём. Женские коллективы эмоциональны и конфликтны по своей сути. Таким образом, разногласия, столкновения внутри коллектива есть величина постоянная. Уже само пребывание в таком коллективе обрекает педагога на конфликтные ситуации как на межличностном и внутриличностном уровне . Высокий уровень конфликтности у женщин-преподавателей связан так же и с необходимостью ежедневно соответствовать высокому уровню социальных требований окружающих, с перенапряжением физических и моральных сил, которые необходимы для выполнения профессиональных обязанностей.
С увеличением стажа работы, а как следствие и возраста, возрастанием педагогической нагрузки неизбежно происходит накопление усталости, нарастание тревожных переживаний, снижение настроения, поведенческие срывы. Кроме того, женщина-преподаватель вынуждена выполнять несвойственные ей функции: решать задачи по материально-техническому обеспечению, выступать в роли посредника между членами коллектива, обучающимися и их родителями и т.д. Всё это опять же, в конечном итоге, приводит к профессиональным деформациям личности.
Подводя итог всему вышесказанному, можно делать вывод о том, деятельность педагога имеет свои специфические особенности, которые связаны, прежде всего, с повышенным риском профессиональной деформации. Это может привести к снижению работоспособности преподавателя, что отрицательно скажется на организации образовательного процесса и повлечёт за собой падение уровня качества образования в целом.
Таким образом, современные знания о менеджменте и составной его части - управление персоналом свидетельствуют о том, что эффективность образования обеспечивается минимизацией рисков, связанных с профессиональными деформациями личности преподавательского состава, как главного элемента в организации педагогического процесса, и имеет свои механизмы, главными из которых являются мероприятия по повышению стрессоустойчивости педагога, поддержанию на должном уровне морально-психологического климата в коллективах сотрудников учреждений, внедрение передовых форм и технологий образования, обеспечение коммунально-бытовых и технических условий деятельности.