Профессиональная деятельность как объект научного исследования.
Профессиональная деятельность – это, прежде всего деятельность. Определим это понятие: «деятельность – активное взаимодействие с окружающей действительностью, в ходе которого живое существо выступает как субъект, целенаправленно воздействующий на объект и удовлетворяющий таким образом свои потребности» [3]. Труд является основным видом человеческой деятельности, связанный с другими видами человеческой деятельности, с игрой и учением. В структуре человеческой деятельности всегда существуют мотивы, цели и средства. В психологии изучением и исследованиями человеческой деятельности занимались: Э. Г. Юдин (выделяет пять функций деятельности); А. Н. Леонтьев (сформулировал концептуальную систему деятельности); С. Л. Рубинштейн (исследовал структуру деятельности); В. В. Давыдов (ввел в структуру деятельности понятие потребности); Г. П. Щедровицкий (анализировал мыследеятельность); О. А. Конопкин (изучал саморегуляцию); В. Д. Шадриков (создал кольцевую схему деятельности); Г. В. Суходольский (схема деятельности); В. Э. Мильман (изучал разнообразные схемы деятельности и на их основе создал собственную структуру) и др.
«Профессиональная (или трудовая) деятельность – способствует более высокому уровню овладения предметно-орудийными действиями и формированию сложных навыков» [3]
«Профессиональная деятельность–это являющийся основным источником дохода вид трудовой деятельности человека, владеющего комплексом специальных теоретических знаний и практических навыков, приобретенных в результате специальной подготовки и опыта работы»[5]. При этом человек должен получить специальное образование, иметь определенную специальность, квалификацию, занимать должность в соответствии со своим профессиональным образованием и квалификацией.
Согласно нормативно-правовым документам психолог – это профессиональное звание, человек, имеющий психологическое образование и выполняющий деятельность в области психологии.
В нашей стране проблема профессионализма является основой для изучения различными ведомствами и остается актуальной, несмотря на многочисленные исследования. В последнее время основой получения профессии является компетентностный подход в образовании, то есть человек получая профессиональное образование должен обладать не только суммой знаний и умений, но и целым рядом компетенций.
Изучением профессиональной деятельности занимается отдельное направление психологии. Это направление науки исследует профессиональные качества, систему взаимоотношений людей занимающихся совместной трудовой деятельностью, индивидуальные личностные качества профессионалов. Данное направление психологии занимается изучением профессионализма, как значимого качества специалиста, включающего в себя профессиональные направленности, ценности, профессиональные ориентиры и профессиональную мотивацию, рассматриваются этапы становления человека в профессии. Кроме того это направление психологии занимается вопросами профориентации, выбора профессионального пути, профессионального самоопределения, профессиональной успешности. А так же изучает структуру рынка труда, его оценку и прогноз его развития.
Психология профессиональной деятельности неразделима с психологией труда и профориентацией. Это направление науки имеет большое значение как человека находящегося на пути становления, так и для экономики государства. Оно не только занимается изучением труда и трудящихся, но и занимается разработкой характеристик условий труда, разработкой методов решения практических задач, участвует в формировании критериев профессионализма, в формулировании квалификационных характеристик различных специальностей, занимается анализом видов деятельности и профессиональных навыков, помогает в формировании стандартов отдельных профессий. При этом все области психологии тесно взаимосвязаны между собой и рассматривать, их достижения необходимо в комплексе всех научных знаний.
В области психологии профессиональная деятельность подразделяется на теоретическую и практическую. Это деление обусловлено разностью предмета изучения. Практическая психология всегда имеет дело с реальными объектами, находящимися в реальных жизненных ситуациях.
Профессиональная деятельность психолога образования относиться к практическому направлению, так как педагог-психолог работает в реальных динамически изменяющихся условиях системы образования. Психолог на практике изучает и рассматривает вопросы профессиональных отношений людей в коллективе будучи включенным в этот коллектив, рассматривает и может корректировать индивидуальные особенности личности, влиять на характеристики профессиональной деятельности. В области образования необходимым сочетанием областей психологии является профессиональная психология, педагогическая, социальная, возрастная, психология общения, психология развития и другие области психологии. При этом деятельность психолога осложняется тем, что он не со стороны наблюдает и изучает все процессы, происходящие в организации, а включен в эти процессы и оказывает влияние на их протекание из самой организации. При этом психолог может быть подвержен корпоративной солидарности, на психолога могут оказывать влияние личные связи и отношения.
Психолог, изучающий профессиональную деятельность исследует уровень профессионализма, соответствие сотрудника квалификационным характеристикам, соответствие возможностей человека и его профессиональных амбиций, выявляет профессиональный потенциал и пути его развития, оказывает помощь сотруднику на пути профессиональной становления, профессиональной адаптации и карьерному росту. Реализуя это направление деятельности необходима профессиональная диагностика. А. К. Макарова замечает: «При осуществлении профессиональной диагностики важно применять системный подход (изучать работника целостно), генетический или динамический подход (изучать работника в динамике), гуманистический человекоцентрированный подход (учитывать возможности и запросы самого человека, исходить из его интересов, показывать работнику его профессиональные резервы, потенциальные возможности)».
Как и любое направление психологии, профессиональная деятельность как объект научного исследования имеет свои методы. Ю. В. Котелова разработала классификацию методов психологии труда: это методы наблюдения; методы опроса (беседа, интервью, библиография); трудовые методы, то есть методы, в которые включен психолог; вспомогательные методы (измерение, алгоритмизация, анализ продуктов деятельности, анализ ошибок, анализ документации); экспериментальные методы (лабораторные, абстрактные, модели, реальная трудовая деятельность, тестирование, производственные эксперименты, внесение изменений); статистические методы. Е. А. Климов описывает эмпирико-познавательные методы, методы построения теории, преобразующие или конструктивные методы. М. А. Дмитриева выделяет методы профессиограммы, личностные методы, алгоритмический метод, структурный метод и системный анализ.
Профессиографический метод наиболее актуальный для описания и исследования квалификационных и профессиональных характеристик специальности. Здесь происходит анализ документации относящейся к профессии и регламентирующей деятельность специалистов. К этому методу относится изучение монографий, статей, которые дают представление о профессии и о динамики изменения профессиональных характеристик. Важность этого метода заключается в том, что он позволяет оперативно учитывать новые тенденции в развитии профессии, изменение требований к специалисту. Ввиду быстрого изменения рынка труда, стремительного изменения технологий, научно-техническому прогрессу меняются и требования к профессионалу и только учитывая изменяющуюся обстановку можно говорить о готовности выпускника ВУЗа к осуществлению профессиональной деятельности. Безусловно, этот метод изучения профессии важен и для психологии и для развития психолога-практика. Психология является одной из стремительно развивающихся профессий и каждый специалист, выходя на выполнение профессиональных функций должен понимать, что в современном мире непрерывность профессионального образование, постоянное профессиональное совершенствование и расширение спектра профессиональных возможностей это неотъемлемая черта профессионала.
При определении соответствия занимаемой должности применяются анкеты, опросы, сравнительный анализ качеств сотрудника требованиям профессии, учитываются характеристики работника от коллег и руководства, проводится проверка отчетности.
В ходе анализа трудовой деятельности важно учитывать не только мнение тех людей, которые в ней успешны, но и анализировать трудности, почему сотрудник не успешен, с чем это связано, что мешает специалисту выполнять свою работу на высоком профессиональном уровне. Такие исследования необходимы для улучшения условий труда, оказания помощи специалистам, коррекция квалификационных характеристик.
Занимаясь изучением профессиональной деятельности нельзя обойти вниманием такие понятия как «профессиональное становление».
Под профессиональным становлением понимают этапы профессионального роста и мастерства человека включенного в профессиональную деятельность. Критериями профессионального становления могут быть: выбор будущей профессии, получение профессионального образования, соответствие квалификационным характеристикам, карьерный рост, профессиональное мышление и творчество, умение принимать решение и брать на себя ответственность за выполненную деятельность и коллектив. Одной из характеристик профессионального становления является стремление к самосовершенствованию, к саморазвитию и самоизменению. Высоким уровнем становления в профессии можно считать изменение человека от исполнителя до созидателя и творца, стремление к преобразованию деятельности, критической оценки ситуации труда. Все эти этапы становления человек проходит в течение своей жизни. При этом на протяжении жизни человек может поменять свою профессию и начать прохождение этапов профессионального становления с начала. Смена человеком профессии или специализации это не всегда разочарование в выбранной специальности, это может быть профессиональный поиск, расширение спектра возможностей, переход на более высокую должность, выполнение профессиональных функций по смежным профессиям, работа по совместительству.
Заключительным этапом профессионального становление становится превращение специалиста в профессионала (мастера). На этом этапе происходит совершенствование в профессии, самораскрытие, готовность профессионала делиться опытом, активная профессиональная позиция.
Современный профессионал должен быть разносторонне развитым, иметь знания не только из области своей специализации, но и из смежных отраслей, необходимо хорошо владеть современной техникой, выполнять множественные трудовые функции, разбираться в множественных современных технологиях, уметь их применять в комплексе для решения насущных ситуаций. Именно поэтому чертой современного профессионала является непрерывность образования, о чем постоянно напоминает населению президент и правительство Российской Федерации. Только непрерывно обучаясь можно остаться востребованным и быть успешным на современном рынке труда и обладать достаточными компетенциями.
Говоря о компетенции психолога образования важно подчеркнуть, что актуальность этой проблемы связана именно с подготовкой программ подготовки психологов образования. При этом ФГОС третьего поколения при подготовке психологов системы образования нацеливает ВУЗы на переход компетентностному подходу. Что же такое «профессиональная компетентность» и «профессиональные компетенции»?
Отвечая на этот вопрос, обратимся к исследованиям Н. А. Исаевой «В психолого-педагогической науке принято дифференцировать понятия «профессиональная компетентность» и «профессиональные компетенции». Понятие «профессиональная компетентность» обозначает характеристику субъекта деятельности быть способным выполнять свои профессиональные обязанности на уровне современных требований. Компетентность – это то, чего достиг из желаемого или полагаемого (требуемого) обучающийся. Уровень компетентности – это характеристика результатов образовательной практики для отдельного человека. Компетенция – это то, что полагается (образовательным стандартом, программой обучения, заказчиком образовательных услуг, требованиями работодателя и пр.) как образ результата, который должен быть достигнут в итоге получения образования» [1]. Д. А. Иванов говорит, что «Компетентность – эта характеристика, даваемая человеку в результате оценки эффективности/результативности его действий, направленных на разрешение определенного круга значимых для данного сообщества задач/проблем» в данном случае мы понимаем компетентность, как сумму умений, которые использует человек в своей профессиональной деятельности. Мы считаем, что приравнивать компетентность и умения недостаточно, так как компетентность – это система (набор) всех качеств профессионала, которая обеспечивает его эффективное выполнение профессиональных обязанностей, методов и путей достижения желаемой цели, соответствие квалификационным характеристикам, требованиям общества и работодателя. Помимо вышеизложенного компетенция – это способность и возможность применять знания, умения, навыки и использовать свои личностные качества для достижения результата. При этом учитывая особенность системы образования основным заказчиком профессиональных компетенций является государство и общество, как потребители образовательных услуг.
Исаева Н. А. выделяет три области в профессиональной деятельности психологов – это психологи-исследователи, психологи-преподаватели и психологи-практики. В. И. Слободчиков в книге «Антропологическая перспектива отечественного образования» выделяет еще один вид профессиональной деятельности психолога – организационно-управленческая. [2]. Важно заметить, что эти виды деятельности отличаются не только предметом изучения, но и профессиональными компетенциями. При всем разнообразии профессионального функционала между этими областями есть как схожие, так и различные компетенции.
В рамках нашей работы нас будут интересовать школьные психологи. Данное направление деятельности относится к области практической (прикладной) психологии. Для выделения характерных компетенций необходимо знать функционал деятельности специалиста. Для педагога-психолога основными функциями являются диагностика, профилактика, коррекция, просвещение, консультирование. Важно заметить, что работая в системе образования, психолог практик встречается с разными по возрасту, социальному статусу группами людей это и дети (разного возраста, от детского сада до полного совершеннолетия), и родители (законные представители) имеющие разный уровень образования, дохода, специальность, и сотрудники образовательной организации. И со всеми этими группами людей психолог-практик должен уметь работать, применяя разнообразные техники и методики. Безусловно методический и технологический потенциал такого специалиста должен быть крайне разнообразен.
«В ФГОС ВПО по направлению подготовки «Психология» выделены следующие профессиональные компетенции психолога квалификации «Бакалавр» в области практической деятельности. Выпускник-бакалавр в области практической деятельности способен к
1) реализации стандартных программ, направленных на предупреждение отклонений в социальном и личностном статусе и развитии,
2) отбору и применению психодиагностических методик, адекватных целям, ситуации и контингенту респондентов,
3) описанию структуры деятельности профессионала в рамках определенной сферы,
4) осуществлению стандартных базовых процедур оказания индивиду, группе, организации психологической помощи с использованием традиционных методов и технологий,
5) выявлению специфики психического функционирования человека с учетом особенностей возрастных этапов, кризисов развития и факторов риска,
6) психологической диагностике уровня развития познавательной, мотивационно-волевой сферы, самосознания, психомоторики, способностей, характера, темперамента, функциональных состояний, личностных черт и акцентуаций в норме и при психических отклонениях с целью гармонизации психического функционирования человека,
7) прогнозированию изменений и динамики уровня развития и функционирования развития познавательной, мотивационно-волевой сферы, самосознания, психомоторики, способностей, характера, темперамента, функциональных состояний, личностных черт и акцентуаций в норме и при психических отклонениях,
8) ассистированию деятельности магистра или специалиста-психолога при осуществлении психологического вмешательства и воздействия с целью оптимизации психического функционирования индивида, группы, сообщества в различных сферах жизнедеятельности [4].
Список использованной литературы
Исаева Н.А. Профессиональные компетенции практического психолога в образовании // Психология образования в XXI веке: теория и практика. Портал психологических изданий PsyJournals.ru — https://psyjournals.ru/education21/issue/55015_full.shtml [Профессиональные компетенции практического психолога в образовании - Психология образования в XXI веке: теория и практика]
Слободчиков В.И. Антропологическая перспектива отечественного образования. Екатеринбург, 2009.
Современный психологический словарь / сост. И общ. Ред. Б. Г. Мещеряков, В. П. Зинченко, - СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2007 г., стр 605
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки 030300 «Психология». М., 2010.
Шамизов А. Д. Диссертация «Психологическое содержание, структура и факторы профессиональных намерений педагогов-психологов на этапе обучения в вузе» (https://www.dissercat.com/content/psikhologicheskoe-soderzhanie-struktura-i-faktory-professionalnykh-namerenii-pedagogov-psikh