8 класс
Профессиональное образование
Просто я работаю…
Вопрос: Представители каких профессий изображены на слайде?
Значит о чем пойдет речь на нашем занятии?
Действительно, сегодня мы с вами на занятии познакомимся с системой профессионального образования РФ.
Тема занятия: «Профессиональное образование»
Цель занятия:
Формирование первоначальных знаний о роли профессии в жизни человека и о возможностях получения профессионального образования различных уровней.
Система профессиональной подготовки кадров в России
Уровень
подготовки
Образовательная организация
Начальный
Профессиональные лицеи, учебно-курсовые комбинаты
Средний
Техникумы, колледжи, училища
Высший
Государственные и частные вузы (институты, академии и университеты)
ВИДЫ ПРОФИЛЕЙ
Физико-математический профиль
- Вступительные экзамены: физика, информатика, геометрия.
- Профильные предметы: математика, информатика и ИКТ, физика.
Естественнонаучный профиль
а) биология, география;
б) физика, химия.
- Профильные предметы : химия, биология, география, физика.
Социально-экономический профиль
- Вступительные экзамены : обществоведение, география.
- Профильные предметы : экономика, право, философия, социология, политология, география.
Гуманитарный профиль
- Вступительные экзамены: история, литература.
- Профильные предметы: русский язык, литература, иностранный язык, история, философия, искусство.
Информационно-технологический профиль
- Вступительные экзамены : информатика, физика.
- Профильные предметы: математика, информатика и ИКТ, физика.
Художественный профиль
- Вступительные экзамены: литература, история.
- Профильные предметы: русский язык, литература, иностранный язык, история, философия, искусство.
ВНИМАНИЕ !
При поступлении в профессиональные учебные заведения (технику, институты и др.) следует обязательно убедиться в наличии лицензии, выданной учебному заведению органами лицензирования на определенную профессиональную деятельность.
Ситуация выбора профессии
Что надо
учитывать при выборе профессии?
?
При выборе профессии необходимо учитывать факторы:
Фактор ХОЧУ:
желания личности;
интересы;
склонности.
Фактор МОГУ:
познание себя;
возможности личности;
способности;
уровень знаний;
психологические особенности личности;
состояние здоровья.
Фактор НАДО:
знание профессиональной сферы;
определение необходимых путей и средств достижения цели;
потребности рынка труда в кадрах .
Результат:
Рациональное соотношение образов
«хочу» - «могу» - «надо»
и есть формула выбора профессии.
Зона
оптимального
выбора
Алгоритм выбора профессии
- Узнай как можно больше о разных профессиях (расспроси взрослых, друзей, знакомых, загляни в библиотеку, поищи информацию в Интернете и т.п.), чтобы было из чего выбирать.
- Собери как можно больше информации о том, какие профессии востребованы сейчас на рынке труда, какие будут нужны через 3-5 лет.
- Определи для себя главную цель: кем буду, что буду делать, где буду, чего достигну
- Оцени свои ресурсы: способности, склонности, особенности, характера и темперамента.
- Сопоставь свои ресурсы и требования, которые предъявляет выбранная тобой профессия человеку, в идеале - они должны совпадать.
- Не забудь проконсультироваться с врачом, чтобы не выбрать профессию, которая тебе противопоказана по состоянию здоровья.
- Чтобы начать изучение нового материала, обратимся к основным понятиям, без которых невозможно разобраться в особенностях профессиональной деятельности человека, нам необходимо научиться различать понятия «профессия», «специальность», «должность».
Профессия
Профессия – это род трудовой деятельности, требующий специальной подготовки, знаний и опыта и являющийся обычно источником существования.
Внутри каждой конкретной профессии может происходить также разделение труда в зависимости от специализации работника. Поэтому существует такое понятие как СПЕЦИАЛЬНОСТЬ.
Специальность
Специальность – более узкая область приложения физических и духовных сил человека в рамках той или иной профессии.
Ориентироваться в мире профессий позволяет их классификация
- Классификация профессий – это объединение сходных профессий в различные группы по каким-либо признакам.
Наиболее широко известна классификация профессий по отраслям экономики
- Наука, образование, искусство, культура
- Юриспруденция
- Торговля
- ЖКХ
- Органы управления
- Система массовых коммуникаций
- Промышленность
- Строительство
- Сельское хозяйство
- Лесное хозяйство
- Транспорт
- Связь, доставка и сбыт
- Здравоохранение
Наиболее удачную классификацию предложил академик Е. А. Климов.
Основными признаками этой классификации являются:
- предмет труда (когда человек работает, его внимание направлено не на отрасль, а на предмет);
- цель труда (с предметом надо что-то сделать);
- орудия труда (в любом труде есть орудия);
- условия труда (человеку важно в каких условиях протекает его работа).
В зависимости от предмета труда все профессии подразделяются на пять типов
Человек-человек
Человек-природа
Человек-техника
Человек-художественный образ
Человек-знаковая система
В зависимости от цели труда профессии разделяются на классы:
1. гностические цель – распознать, различить, оценить, проверить (контролер, следователь, врач, сборщик часов, эксперт,и др.)
2. преобразующие цель – обработать, упорядочить, организовать, собрать (слесарь, портной, водитель, преподаватель, паркетчик);
3. изыскательские цель – изобрести, придумать, найти новый вариант, сконструировать ( модельер, программист, писатель, ученый, художник, конструктор и др.)
Классы профессий подразделяются на отделы в зависимости от орудия труда
М ашинно-ручного труда
Р учного труда
токарь, водитель, машинист, оператор
столяр, хирург монтажник, ювелир, музыкант
использование ф ункциональных средств организма)
А втоматизированные и автоматические системы, аппараты
Сталевар, печатник, программист, оператор
преподаватель, актер, дирижер, режиссер
Специалисты разных профессий работают в различных условиях. По условиям труда можно выделить четыре группы профессий.
- Труд в условиях обычного (бытового) микроклимата (секретарь, бухгалтер, экономист, сборщик часов и др.);
- Труд с пребыванием на открытом воздухе (агроном, пастух, геолог, лесник и др.);
- Труд в необычных условиях (летчик, водолаз, артист цирка, каскадер, шахтер и др.);
- Труд с повышенной моральной ответственностью за здоровье, жизнь, психическое, умственное, нравственное развитие людей (врач, писатель, юрист, адвокат, учитель и др.)
-
Домашнее задание
- Составить профессиограмму интересующей вас профессии. Подготовиться к тесту.