Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад комбинированного вида №24 «Светлячок»
г. Мичуринск, Тамбовской обл.
Доклад
Тема:
«Профессиональное самоопределение дошкольников в рамках сотрудничества с родителями воспитанников»
Подготовила:
воспитатель
Измайлова Светлана Викторовна
г. Мичуринск, 2025
Проект «Профессии моей семьи» реализуется в рамках
экспериментальной работы в соответствии с Основной образовательной программой МБДОУ «Детский сад комбинированного вида №24 «Светлячок» г.Мичуринска тамбовской области.
Актуальность темы и ее реализации в проектной деятельности обусловлены несколькими факторами.
Во-первых, необходимостью развивать патриотическое отношение к Родине в сензитивный период развития ребенка, связанный с формированием этических чувств гордости, стыда, честности, добра, справедливости.
Патриотические чувства детей могут быть связаны с гордостью за людей, которые трудятся на благо общества, которые защищают нашу страну, приносят славу своими достижениями.
И, прежде всего, это люди, которые окружают
детей в повседневной жизни, независимо от того, занимаются они ремеслом или наукой, сельским хозяйством или искусством, физическим или умственным трудом, защищают наши рубежи или правопорядок.
Во-вторых, в процессе взаимодействия взрослых и детей очень часто отсутствует целенаправленная деятельность, связанная с воспитанием гордости за родителей как представителей той или иной профессии.
Следовательно, уже в дошкольном возрасте необходимо формировать понятие ценности труда, бережное отношение к продуктам труда, уважительное отношение к людям труда, особенно к людям, занятым физическим трудом. Чаще всего взрослые декларирую то,
что надо уважать и ценить, не объясняя, почему и как это уважение проявлять.
В-третьих, в современном информационном мире большое количество знаний ребенок получает через зрительное восприятие готовой красочной информации с экранов телевизора и компьютера, что в свою очередь делает их пассивными получателями некого набора знаний.
Полученная информация формирует неадекватные представления об окружающем социальном мире.
Другими словами, отсутствие деятельности (целенаправленной умственной и физической активности ребенка) не наполняют в полной мере ту социальную ситуацию развития, которая, по Л. С. Выготскому, представляет собой исходный момент для всех изменений, возможных в данный период, и определяет путь, следуя которому человек приобретает качественные образования развития.
Выдающийся отечественный ученый Д. Б. Эльконин в свое
время отмечал: «...присвоение ребенком достижений человеческой культуры всегда носит деятельностный характер — ребенок не пассивен в этом процессе, не приспосабливается к условиям своей жизни, а выступает как активный субъект их преобразования, воспроизводящий и создающий в себе человеческие способности».
Следовательно, ему свойственно включаться в активные формы познания окружающей среды, в том числе социальной, не только посредством игровой деятельности.
Интерактивные формы деятельности вполне доступны детям
дошкольного возраста и могут продемонстрировать свою эффективность, если методические и дидактические материалы позволят адекватно возрастным особенностям обеспечить процесс проектной игровой или учебной деятельностей.
Тема, выбранная для проектной деятельности, связана
с местонахождение дошкольного учреждения в районе железнодорожной станции Мичуринск, которая имеет свою многолетнюю историю.
В Мичуринске живут люди профессий, связанных с РЖД, люди рабочих профессий, что делает наш проект весьма актуальным.
Ведь рабочая профессия хоть и не героическая, но очень важная для любого государства и заслуживает большего внимания, чем ей уделяется в средствах массовой информации, искусстве и современной литературе.
Российская экономика очень нуждается в высококвалифицированных рабочих кадрах.
Однако престижность таких профессий весьма низкая не только по причине низкой оплаты, но и из-за снижения ее ценности в представлениях подрастающего поколения.
Отсюда возникают противоречия между необходимостью позитивного ценностного отношения к людям любого труда и существующим нейтральным отношением к рабочим профессиям.
Чем в более раннем возрасте у подрастающего поколения
сформируется положительное отношение к людям любого труда,
гордость за близких ему людей (отцов, дедов и прадедов, матерей, бабушек, прабабушек), тем выше будут оценивать следующие поколения рабочие профессии.
Цель проекта многоплановая и связана с развитием когнитивной (познавательной), аффективной (эмоции и чувства) и конативной (поведенческой) сфер личности ребенка среднего и старшего дошкольного возраста.
В когнитивной сфере предполагается развивать представления о профессиях ближайшего социума и ценности труда в целом. Аффективная связана с развитием чувств гордости за труд близких родственников и уважительное отношение к старшим родственникам.
Поведенческую сферу проект затрагивает в двух аспектах: первый связан с участием в проектной деятельности, которая подразумевает
совместную деятельность со сверстниками и с родителями, второй — с развитием произвольности и самоконтролем в процессе
выполнения проекта.
Оба озвученных аспекта позволяют проявить детям креативность, активность, умения и в соревновательной форме создать конечный продукт совместной деятельности.
Новизна проекта обусловлена, прежде всего, целенаправленным использованием интерактивных методов, дивергентных творческих заданий с созданием детьми дошкольного возраста конечного социально значимого продукта, предназначенного для всеобщего обозрения и оценки.
Задачи проекта:
— научить детей высказывать собственное мнение в совместном
обсуждении плана действий при выполнении поставленных
задач (игровые проекты «Мы видим, мы слышим, мы трогаем, мы нюхаем и пробуем на язык ремесла наших родителей», «Мамы всякие нужны, мамы всякие важны: продавцы и врачи, учителя и проводницы, экономисты и таксисты, биологии портнихи, строители и воспитатели...» для детей 4–5 лет,
«Подвиг и труд рядом идут» для детей 6–7 лет);
— стимулировать детей к описанию эмоций и чувств (рефлексия чувств) по отношению к труду взрослых, находящихся
в ближайшем окружении, используя широкую педагогическую оценку (похвала, поощрение, одобрение, награда и пр.) и личный пример;
— создать условия для совместной деятельности детей и родителей по изучению трудовой истории семьи (смешанные творческие группы из числа родителей разного поколения для проведения совместных заседаний с детьми по темам исторических событий, происходящих в поселке, трудовых подвигов и трудовых будней ближайшего социального окружения, включая
соседей и друзей семьи);
— создать социально значимые продукты совместной деятельности родителей и детей (семейные альбомы, рассказывающие
о трудовых и боевых подвигах и буднях семьи, фотовыставки «Наши папы и мамы на работе», спектакль «Веселый поезд»), разработать сценарий праздника «Родительский день», когда дети приглашают своих родителей рассказать о своей профессии, и сделать его традицией нашего ДОУ.
Проект по своей структуре разноплановый, т. к. включает в себя реализацию в двух возрастных группах детей: 4–5 лет и 6–7 лет.
Плавный переход реализации проекта в более старшую возрастную группу обеспечивается соблюдением возможностей детей во всех
сферах психологического развития и, прежде всего, в эмоционально-мотивационной и познавательной. Первая обеспечивают интерес и желание детей, вторая — их возможности в реализации проекта.
Ресурсы проекта:
— ресурсы каждой семьи: фотографии, атрибуты профессии,
награды, рассказы членов семьи о профессиях членов семьи,
подвигах родственников, продукты профессиональной деятельности;
— музеи Мичуринска, включая музеи железнодорожных предприятий, мемориал воинам войн;
— экскурсии на работу к родителям;
— выступления родителей и близких родственников детей с рассказами о своей профессии (с консультированием взрослых
по психологии детей и о приемлемых способах подачи материала);
— благоустройство родителями (с посильной помощью детей)
детской групповой площадки с публичными поощрениями
(награждение медалью, сделанной детьми) и публичным освещением общественного труда активных родителей (фоторепортаж или газета, сделанная с участием детей);
— разработанные воспитателями развивающие игры с элементами проектной деятельности;
— постановка мини-спектаклей, связанных с профессиями родителей;
— создание наградных поделок, фотогалерей, выставок рисунков, отражающих содержание проекта.
Основные мероприятия:
1. Игровой проект «Профессии моей семьи». Предусматривает использование дивергентных заданий для решения проблемных задач.
2. ООД по развитию речи «Где работают мои родители».
3. Домашнее задание.
4. Родительский день (один раз в месяц).
5. Рассказы детей и их родителей о профессии и месте работы.
6. Подготовка поощрительных наград родителям за труд.
7. Благоустройство детской площадки. Наблюдение за работой
родителей. Беседа об инструментах и строителях. Награждение родителей за работу.
8. Создание фотостенда «Родители на работе».
9. Разработка и проведение игр, связанных с профессиями:
«Поезд», «Магазин», «Кибет», «Стройка», «Школа».
10. «Садоводы». Посадка цветов на участке из рассады, выращенной родителями совместно с детьми.
11. Экскурсии в музеи Мичуринска.
12. Экскурсии на работу к родителям.
13. Выставка рисунков «Когда я вырасту, то буду работать.
В жизни каждого человека профессиональная деятельность занимает важное место. Проблема формирования представлений дошкольников о мире труда и профессий в дошкольной педагогике разработана недостаточно.
В детских садах формирование представлений о мире труда и профессий подчас осуществляется недостаточно целенаправленно и систематически, так как перед дошкольниками не стоит проблема выбора профессии. Так как профессиональное самоопределение взаимосвязано с развитием личности на всех возрастных этапах, то дошкольный возраст можно полноправно рассматривать как подготовительный, закладывающий основы для будущего профессионального самоопределения личности.
Представления дошкольников о профессиях ограничиваются, в основном, профессиями родителей, воспитателя, продавца, врача, полицейского.
Но и об этих профессиях дети знают мало и весьма поверхностно. Между тем, в современном мире существует огромное количество видов труда. Ориентация в этом океане человеческих знаний является важным звеном социальной адаптации ребенка.
Таким образом, формирование представлений дошкольников о мире труда и профессий – это необходимый процесс, актуальный в современном мире, в связи с этим и был разработан проект «Профессии моей семьи».