СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Профессиональные компетенции педагогов в соответствии с требованиями профессиональных стандартов

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Выступление на педагогическом совете школы.

Просмотр содержимого документа
«Профессиональные компетенции педагогов в соответствии с требованиями профессиональных стандартов»

Профессиональный стандарт педагога является частью обновленной национальной системы квалификаций. Это своего рода база оценки квалификации и труда педагогического работника.

Профессиональные стандарты пришли на смену устаревшим должностным инструкциям. В них содержится информация о профессии, описаны обобщенные трудовые функции, а также требуемые уровни и подуровни квалификации.

Несмотря на то, что апробация этого проекта началась еще в 2013 году, все мероприятия по внедрению профстандарта планируется завершить до 1 января 2020 года.


Цели профстандарта

Формирует образ современного педагога

Каждый педагог может использовать профстандарт в качестве ориентира для своего профессионального роста.

Определяет необходимый уровень подготовки педагога

Если педагог не обладает какими-либо компетенциями из перечня профессионального стандарта, он вправе пройти курсы переподготовки или повышения квалификации.

Создает оптимальные условия для самостоятельного развития и роста уровня квалификации

Профессиональный стандарт педагога четко прописывает требования к знаниям и умениям. Однако педагогам предоставляется возможность самостоятельно выбирать пути достижения целей, реализовывать свои подходы в обучении и воспитании.

Т.о., профессиональный стандарт призван не только определить курс развития педагога, но также является своего рода инструкцией по работе с персоналом для руководителя ОО.

Компетенции

Профессиональная компетентность сотрудников оценивается по трем направлениям:

1. Владение педагогическими технологиями;

2. Решение профессиональных задач;

3. Контроль своей деятельности в соответствии с требованиями и нормами.


Профессиональные компетенции включают в себя:

Педагогические компетенции деятельностной направленности

Педагогические компетенции личностной направленности







Педагогические компетенции деятельностной направленности

Ключевые компетенции

Базовые компетенции учителя по ФГОС

Педагогические, обеспечивающие процесс обучения (реализацию учебной цели через постановку практических задач).

Наличие высшего педагогического образования, сформированность предметных знаний и программного содержания.

Готовность объективно оценивать сформированность предметных и надпредметных знаний школьников с применением различных методик контроля.

Педагогические, обеспечивающие реализацию воспитательного комплекса.

Способность использовать различные формы и методы ведения воспитательной работы в ходе организации урочной и внеурочной деятельности.

Умение проектировать воспитательную стратегию с учетом индивидуальных, межличностных и половозрелых характеристик учащихся.

Педагогические, обеспечивающие процесс развития учащихся (реализацию развивающей цели).

Готовность проявлять внимательность по отношению к учащимся, независимо от их образовательных успехов, интеллектуальных и психофизических возможностей, особенностей поведения, состояния здоровья.

Умение применять в педагогической практике различные подходы — деятельностный, развивающий, культурно-исторический.

Общие инструментальные компетенции учителя по ФГОС

Способность к анализу, синтезу, обобщению, систематизации и классификации данных.

Умение находить причинно-следственные связи.

Готовность выделять стратегическую цель и находить пути ее решения посредством постановки практических задач.

ИКТ-компетентность общепедагогического характера

Сформированность умений выдачи и проверки заданий в соответствии с установленной системой критериев, предоставление дистанционных консультаций. Оценивание качества интернет-образовательных ресурсов по отношению к актуальным задачам образовательного процесса.

ИКТ-компетентность предметно-педагогического характера

Способность к обработке полученных данных посредством компьютерных средств.

Владение базой качественных информационных источников по своему предмету, в частности доступных онлайн.


Психолого-педагогические

Владение навыками привития учащимися национальной и гражданской идентичности, системы правовых ценностей.

Развитие коммуникативных, регулятивных навыков учащихся.


Общие и специальные предметные

Готовность демонстрировать знание структуры предмета, связи между его элементами.

Способность к проведению самостоятельной и групповой (совместно с учениками) диагностической работы с целью выявления образовательных целей и задач, путей их реализации.

Способность планирования образовательного процесса для класса, отдельной группы или ученика на основе имеющихся типовых программ, собственных разработок.

Умение преподавать предмет в единстве с педагогикой и психологией образования, сотрудничать с другими преподавателями в сфере реализации межпредметных проектов.



Педагогические компетенции личностной направленности

Ключевые компетенции педагога

Базовые компетенции

Персональные

Способность к профессиональному самоопределению. Готовность к саморазвитию,

Проявление активной жизненной позиции, Ориентация на высокие нравственные и эстетические ценности, проявление беспристрастности, владение критическим мышлением.

Осознание высокой общественной и моральной роли педагога, важности достижения компетенций в образовании по ФГОС, верность гражданскому долгу и принципам профессиональной этики.

Межличностные

Способность к взаимодействию в группе, готовность брать на себя руководство ее работой.

Стремление к сотрудничеству — проявление интереса, толерантности, взаимовыручки и взаимоподдержки.

Социальные

Способность выполнять общепринятые требования и нормы социума.

Умение адаптироваться к условиям постоянно меняющейся действительности, сохраняя внутренние установки и адекватно оценивая актуальные события.

Готовность понимать, принимать и уважительно относится к традициям и культуре других наций.

Рефлексивные

Умение сохранять выдержку в конфликтных ситуациях, способность искать пути их решения с удовлетворением интересов обеих сторон и признанием компромисса.

Проявление ответственности за качественные показатели обучения вверенных учеников, их возможности в сферах социальной адаптации и профессиональной реализации.

Умение стремиться к профессиональному успеху, демонстрируя волевой и положительный настрой.



Здесь приведены компетенции, которые должен освоить педагог.

Стоит отметить, что в профстандарте учителя не идёт речь о компетенциях. В нём перечислены трудовые функции, которые должен выполнять педагог.

Чтобы определить готовность к выполнению трудовых функций, перечисленных в профстандарте, Вам предлагается провести самоанализ и самооценку собственной компетентности в соответствии с требованиями Профессионального стандарта «Педагог».