Просмотр содержимого документа
«Профессиональные компетенции педагогов в соответствии с требованиями профессиональных стандартов»
Профессиональный стандарт педагога является частью обновленной национальной системы квалификаций. Это своего рода база оценки квалификации и труда педагогического работника.
Профессиональные стандарты пришли на смену устаревшим должностным инструкциям. В них содержится информация о профессии, описаны обобщенные трудовые функции, а также требуемые уровни и подуровни квалификации.
Несмотря на то, что апробация этого проекта началась еще в 2013 году, все мероприятия по внедрению профстандарта планируется завершить до 1 января 2020 года.
Цели профстандарта
Формирует образ современного педагога
Каждый педагог может использовать профстандарт в качестве ориентира для своего профессионального роста.
Определяет необходимый уровень подготовки педагога
Если педагог не обладает какими-либо компетенциями из перечня профессионального стандарта, он вправе пройти курсы переподготовки или повышения квалификации.
Создает оптимальные условия для самостоятельного развития и роста уровня квалификации
Профессиональный стандарт педагога четко прописывает требования к знаниям и умениям. Однако педагогам предоставляется возможность самостоятельно выбирать пути достижения целей, реализовывать свои подходы в обучении и воспитании.
Т.о., профессиональный стандарт призван не только определить курс развития педагога, но также является своего рода инструкцией по работе с персоналом для руководителя ОО.
Компетенции
Профессиональная компетентность сотрудников оценивается по трем направлениям:
1. Владение педагогическими технологиями;
2. Решение профессиональных задач;
3. Контроль своей деятельности в соответствии с требованиями и нормами.
Профессиональные компетенции включают в себя:
Педагогические компетенции деятельностной направленности
Педагогические компетенции личностной направленности
Педагогические компетенции деятельностной направленности
Ключевые компетенции | Базовые компетенции учителя по ФГОС |
Педагогические, обеспечивающие процесс обучения (реализацию учебной цели через постановку практических задач). | Наличие высшего педагогического образования, сформированность предметных знаний и программного содержания. Готовность объективно оценивать сформированность предметных и надпредметных знаний школьников с применением различных методик контроля. |
Педагогические, обеспечивающие реализацию воспитательного комплекса. | Способность использовать различные формы и методы ведения воспитательной работы в ходе организации урочной и внеурочной деятельности. Умение проектировать воспитательную стратегию с учетом индивидуальных, межличностных и половозрелых характеристик учащихся. |
Педагогические, обеспечивающие процесс развития учащихся (реализацию развивающей цели). | Готовность проявлять внимательность по отношению к учащимся, независимо от их образовательных успехов, интеллектуальных и психофизических возможностей, особенностей поведения, состояния здоровья. Умение применять в педагогической практике различные подходы — деятельностный, развивающий, культурно-исторический. |
Общие инструментальные компетенции учителя по ФГОС | Способность к анализу, синтезу, обобщению, систематизации и классификации данных. Умение находить причинно-следственные связи. Готовность выделять стратегическую цель и находить пути ее решения посредством постановки практических задач. |
ИКТ-компетентность общепедагогического характера | Сформированность умений выдачи и проверки заданий в соответствии с установленной системой критериев, предоставление дистанционных консультаций. Оценивание качества интернет-образовательных ресурсов по отношению к актуальным задачам образовательного процесса. |
ИКТ-компетентность предметно-педагогического характера | Способность к обработке полученных данных посредством компьютерных средств. Владение базой качественных информационных источников по своему предмету, в частности доступных онлайн. |
Психолого-педагогические | Владение навыками привития учащимися национальной и гражданской идентичности, системы правовых ценностей. Развитие коммуникативных, регулятивных навыков учащихся. |
Общие и специальные предметные | Готовность демонстрировать знание структуры предмета, связи между его элементами. Способность к проведению самостоятельной и групповой (совместно с учениками) диагностической работы с целью выявления образовательных целей и задач, путей их реализации. Способность планирования образовательного процесса для класса, отдельной группы или ученика на основе имеющихся типовых программ, собственных разработок. Умение преподавать предмет в единстве с педагогикой и психологией образования, сотрудничать с другими преподавателями в сфере реализации межпредметных проектов. |
Педагогические компетенции личностной направленности
Ключевые компетенции педагога | Базовые компетенции |
Персональные | Способность к профессиональному самоопределению. Готовность к саморазвитию, Проявление активной жизненной позиции, Ориентация на высокие нравственные и эстетические ценности, проявление беспристрастности, владение критическим мышлением. Осознание высокой общественной и моральной роли педагога, важности достижения компетенций в образовании по ФГОС, верность гражданскому долгу и принципам профессиональной этики. |
Межличностные | Способность к взаимодействию в группе, готовность брать на себя руководство ее работой. Стремление к сотрудничеству — проявление интереса, толерантности, взаимовыручки и взаимоподдержки. |
Социальные | Способность выполнять общепринятые требования и нормы социума. Умение адаптироваться к условиям постоянно меняющейся действительности, сохраняя внутренние установки и адекватно оценивая актуальные события. Готовность понимать, принимать и уважительно относится к традициям и культуре других наций. |
Рефлексивные | Умение сохранять выдержку в конфликтных ситуациях, способность искать пути их решения с удовлетворением интересов обеих сторон и признанием компромисса. Проявление ответственности за качественные показатели обучения вверенных учеников, их возможности в сферах социальной адаптации и профессиональной реализации. Умение стремиться к профессиональному успеху, демонстрируя волевой и положительный настрой. |
Здесь приведены компетенции, которые должен освоить педагог.
Стоит отметить, что в профстандарте учителя не идёт речь о компетенциях. В нём перечислены трудовые функции, которые должен выполнять педагог.
Чтобы определить готовность к выполнению трудовых функций, перечисленных в профстандарте, Вам предлагается провести самоанализ и самооценку собственной компетентности в соответствии с требованиями Профессионального стандарта «Педагог».