Просмотр содержимого документа
«Профессиональные пробы»
Профессиональные пробы
Завьялова Н.В.,
мастер производственного обучения
«МБОУ «Центр образования г. Нижнеудинск»
«Знания непременно проложат нам путь к успеху, если мы определили, по какой дороге идти, и куда она приведет»
Уильям Сомерсет Моэм
Профессиональная проба — профессиональное испытание, или профессиональная проверка, моделирующая элементы конкретного вида профессиональной деятельности, имеющая завершенный вид, способствующая сознательному, обоснованному выбору профессии .
В ходе профессиональных проб для учащихся:
- даются базовые сведения о конкретных видах профессиональной деятельности;
- моделируются основные элементы разных видов профессиональной деятельности;
- определяется уровень готовности школьников к выполнению проб;
- обеспечиваются условия для качественного выполнения профессиональных проб.
Классификация профессиональных проб по возрасту
Классы
1 – 4
Характер профессиональных проб
5 – 7, 8 – 9, 10 - 11
Пропедевтический
По уровню готовности к их выполнению, по содержанию, формам и средствам их реализации
Особенности профессиональных проб
- диагностический характер пробы, т.е. на каждом этапе профессиональной пробы осуществляется диагностика общих и специальных профессионально важных качеств (ПВК)
- результатом каждого этапа и итога профессиональной пробы является получение завершенного продукта деятельности — изделия, узла, выполнение функциональных обязанностей профессионала
- процесс выполнения пробы направлен на формирование у школьников целостного представления о конкретной профессии, группе родственных профессий, сферы, их включающей
- развивающий характер профессиональной пробы, направленный на интересы, склонности, способности, результаты, достигаемые за счет постепенного усложнения выполнения практических заданий профессиональной пробы
- профессиональная проба выступает как системообразующий фактор формирования готовности школьников к выбору профессии.
Профессиональная ориентация
включает в себя просвещение, воспитание, изучение психофизиологических особенностей, проведение психодиагностики, организацию элективных курсов, освоение практических навыков
в выбранной сфере деятельности.
Аспекты профессиональной ориентации
- Социальный аспект - формирование ценностных ориентаций учащихся в профессиональном самоопределении, где делается акцент на изучении требований к квалификации работника той или иной сферы.
процесс управления выбором профессии учащимися в соответствии с потребностями общества и возможностями личности (изучение рынка труда).
- Психологический аспект - изучение структуры личности, формирование профессиональной направленности (способность к осознанному выбору).
- Педагогический аспект - формирование общественно значимых мотивов выбора профессии и профессиональных интересов
- Медико-физиологический аспект - разработка критериев профессионального отбора в соответствии с состоянием здоровья, а также требований, которые предъявляет профессия к личности кандидата.
- Практический аспект - освоение элементарных навыков трудовой деятельности учащихся в выбранной ими сфере деятельности.