СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Профессиональная культура и профессиональная компетентность педагога.

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

предметная область "Педагогика"

Просмотр содержимого документа
«Профессиональная культура и профессиональная компетентность педагога.»

Общая и профессиональная культура педагога

Педагогическая культура рассматривается современными учеными как важная часть общей культуры учителя, проявляющейся в системе профессиональных качеств и специфике педагогической деятельности.

Профессионально-педагогическая культура учителя выступает частью педагогической культуры как общественного явления. Носителями профессионально-педагогической культуры являются люди, призванные осуществлять педагогический труд, составляющими которого являются педагогическая деятельность, педагогическое общение и личность как субъект деятельности и общения на профессиональном уровне.

Имеются определенные специфические особенности профессионально-педагогической культуры:

·  это универсальная характеристика педагогической реальности, проявляющаяся в разных формах существования;

·  она представляет собой интериоризированную общую культуру и выполняет функцию специфического проектирования общей культуры в сферу педагогической деятельности;

·  это системное образование, включающее в себя ряд структурно-функциональных компонентов, имеющее собственную организацию, избирательно взаимодействующее с окружающей средой и обладающее интегративным свойством целого, не сводимого к свойствам отдельных частей;

·  единицей анализа ее выступает творческая по своей природе педагогическая деятельность;

·  особенности реализации и формирования профессионально-педагогической культуры учителя обусловливаются индивидуально-творческими, психофизиологическими и возрастными характеристиками, сложившимся социально-педагогическим опытом личности.

Модель профессионально-педагогической культуры с учетом указанных методологических оснований имеет в своем составе три компонента:

  1. аксиологический,

  2. технологический,

  3. личностно-творческий.

Аксиологический компонент образован совокупностью педагогических ценностей, Они созданны человечеством и своеобразно включенны в целостный педагогический. В процессе педагогической деятельности учителя овладевают идеями и концепциями, приобретают знания, идеи, концепции и умения, составляют гуманистическую технологию педагогической деятельности, и выступают в качестве педагогических ценностей

Технологический компонент профессионально-педагогической культуры включает в себя способы и приемы педагогической деятельности учителя. Ценности и достижения педагогической культуры осваиваются и создаются личностью в процессе деятельности. Требуется операциональный анализ педагогической деятельности. Он представляет собой комплекс аналитико-рефлексивных, конструктивно-прогностических, организационно-деятельностных, оценочно-информационных, коррекционно-регулирующих задач, приемы и способы решения которых и составляют технологию профессионально-педагогической культуры учителя.

Педагогическая технология помогает понять суть педагогической культуры, выполняет функции регулирования, сохранения и воспроизведения, развития педагогической реальности.

Личностно-творческий компонент профессионально-педагогической культуры раскрывает механизм овладения ею и ее воплощения как творческого акта. Процесс присвоения учителем выработанных педагогических ценностей происходит на личностно-творческом уровне. Личность прикладывает свои индивидуальные силы и опосредует процесс присвоения нравственных, эстетических, правовых и других отношений, т.е. личность, воздействуя на других, творит себя, определяет свое собственное развитие, реализуя себя в деятельности. Таким образом.профессионально-педагогическая культура - это мера и способ творческой самореализации личности учителя в разнообразных видах педагогической деятельности и общения, направленных на освоение и создание педагогических ценностей и технологий.

Профессионально-педагогическая культура относится к категориальному ряду- культура педагогической деятельности, культура педагогического общения, культура личности учителя. Профессионально-педагогическая культура предстает в качестве всеобщей характеристики разнообразных видов деятельности учителя и педагогического общения, раскрывая и обеспечивая развитие потребностей, интересов, ценностных ориентаций, способностей личности относительно педагогической деятельности и педагогического общения.

Профессиональная компетентность педагога.

Профессиональная компетентность педагога – это многофакторное явление, включающее в себя систему теоретических знаний педагога и способов их применения в конкретных педагогических ситуациях, ценностные ориентации педагога, а также интегративные показатели его культуры (речь, стиль общения, отношение к себе и своей деятельности, к смежным областям знания и др.).

Под профессиональной компетентностью понимается совокупность профессиональных и личностных качеств, необходимых для успешной педагогической деятельности. Профессионально компетентным можно назвать педагога, который на достаточно высоком уровне осуществляет педагогическую деятельность, педагогическое общение, достигает стабильно высоких результатов в развитии и воспитании.

В соответствии с определением понятия «профессиональная компетентность» оценивание уровня профессиональной компетентности педагогических работников предлагается осуществлять с использованием трех критериев1:

  1. Владение современными педагогическими технологиями и их применение в профессиональной деятельности.

  2. Готовность решать профессиональные предметные задачи.

  3. Способность контролировать свою деятельность в соответствии с принятыми правилами и нормами.

В качестве одной из важнейших составляющих профкомпетентности является способность самостоятельно приобретать новые знания и умения, а также использовать их в практической деятельности

Развитие профессиональной компетентности – это динамичный процесс усвоения и модернизации профессионального опыта, ведущий к развитию индивидуальных профессиональных качеств, накоплению профессионального опыта, предполагающий непрерывное развитие и самосовершенствование.

Можно выделить этапы формирования профессиональной компетентности: 1. самоанализ и осознание необходимости;

2. планирование саморазвития (цели, задачи, пути решения);

3. самопроявление, анализ, самокорректировка. Формирование профессиональной компетентности - процесс цикличный, т.к. в процессе педагогической деятельности необходимо постоянное повышение профессионализма, и каждый раз перечисленные этапы повторяются, но уже в новом качестве.

К основным составляющим профессиональной компетентности педагога относятся:

  1. Интеллектуально-педагогическая компетентность – умение применять полученныеv знания, опыт в профессиональной деятельности для эффективного обучения и воспитания, способность педагога к инновационной деятельности;

  2. Коммуникативная компетентность – значимое профессиональное качество, включающее речевые навыки, умение слушать, экстраверсию, эмпатию.

  3. Информационная компетентность – объем информации педагога о себе, учениках, родителях, о коллегах.

  4. Регулятивная компетентность – умение педагога управлять своим поведением, контролировать свои эмоции, способность к рефлексии, стрессоустойчивость.

Под профессиональной компетентностью принято понимать интегральную характеристику деловых и личностных качеств, отражающую уровень знаний, умений и навыков, опыта, достаточных для осуществления определенного рода деятельности, которая связана с принятием решений. Основными компонентами профессиональной компетентности преподавателя  являются:

    • социально-правовая компетентность – знания и умения в области взаимодействия с общественными институтами и людьми, а также владение приемами профессионального общения и поведения;

    • персональная компетентность – способность к постоянному профессиональному росту и повышению квалификации, а также реализации себя в профессиональном труде;

    • специальная компетентность – подготовленность к самостоятельному выполнению конкретных видов деятельности, умение решать типовые профессиональные задачи и оценивать результаты своего труда, способность самостоятельно приобретать новые знания и умения по специальности;

    • экстремальная компетентность – способность действовать во внезапно усложнившихся условиях, при авариях, нарушениях технологических процессов.

Профессиональная компетентность преподавате­ля включает в себя предметную, психолого-педагогическую и методическую составляющие.

 Предметная компетентность включает:

  • знания в области преподаваемой дисциплины;

  • ориентацию в современных исследованиях по преподаваемой дисциплине;

  • владение методиками преподавания дис­циплины (умение ориентироваться в разнообра­зии различных методов и приемов обучения);

  • использование современных педагоги­ческих технологий обучения.

  • Психолого-педагогическую компетентность мы

  • рассматриваем как:

  • владение базовыми психолого-педагоги­ческими знаниями и умениями, обусловливаю­щими успешность решения широкого круга вос­питательных и образовательных задач;

  • умение выявлять индивидуальные способ­ности студентов и строить образовательный про­цесс с их учетом;

  • умение выявлять пробелы в знаниях и уме­ниях студентов, реализовать индивидуальные способы работы по ликвидации пробелов;

  • умение устанавливать педагогически целесообразные взаимоотношения со студентами, коллегами, родителями;

  • умение создавать благоприятный микро­климат в педагогическом коллективе.

  • Методическая компетентность это:

  • умение планировать, отбирать, синтезиро­вать и конструировать учебный материал;

  • умение организовывать различные формы занятий;

  • умение реализовывать деятельностный под­ход к обучению и умение организовать учебную работу студентов;

  • умение применять инновационные техно­логии обучения;

  • квалифицированное применение здоровь­есберегающих технологий обучения;

  • умение использовать приемы педагогиче­ской техники при формировании ключевых компетенций студентов;

  • умение организовывать самостоятельную ра­боту на занятиях и во внеурочной деятельности.



1 Кукушин B.C., Болдырева-Вараксина А.В.
Педагогика начального образования / Под общ. ред. B.C. Кукушина. — М.: ИКЦ «МарТ»; Ростов-на-Дону: Издательский центр «МарТ», 2005. — 592 с.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!