СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Профессиональное самоопределение

Категория: Психологу

Нажмите, чтобы узнать подробности

         Социально-экономические и культурные изменения в обществе требуют новых подходов к деятельности школы на основе принципов демократии и гуманизма, общедоступности         образования, приоритета общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности. Школе необходимо найти пути и способы решения главной задачи – формирования и развития личности, готовой и способной жить в XXI веке.

         Актуальность данного элективного курса вызвана тем, что в процессе перехода школ на предпрофильное и профильное обучение старшеклассников появилась возможность пропаганды и внедрения психологических знаний в школе посредством элективных курсов. Так появилась идея создания данной программы.

         Перемены, происходящие сегодня в российском обществе, сказываются не только на системе экономических отношений, но и на духовном климате, на системе межличностных связей и отношений. На историческую арену выходят новые люди, обладающие иными представлениями о добре и зле, о том, что нравственно, а что безнравственно, что допустимо, а что категорически запрещено, что подлежит одобрению, а что безусловному осуждению общественным мнением. Система их жизненных ценностей во многом не совпадает с той, на выработку которой еще совсем недавно была направлена деятельность всей системы воспитания и образования. Для педагогов становится актуальным вопрос: каким образом подрастающее поколение выбирает ориентиры в мире ценностей? Какие ценности являются приоритетными в эпоху ожесточенной конкурентной борьбы, социальной нестабильности?

         Целью профильной ориентации является оказание учащимся психолого-педагогической поддержки в проектировании версий продолжения обучения в профильных классах старшей школы.

         В целях формирования интереса и положительной мотивации к тому или иному профилю через освоение новых аспектов содержания и более сложных способов деятельности, содержание курсов предпрофильной подготовки может включать оригинальный материал, выходящий за рамки школьной программы.

Современная общеобразовательная школа вместе со всем российским об­ществом переживает период обновления. Одним из направлений модернизации школы становится дифференциация и индивидуализация обучения. Разработа­на и утверждена Концепция введения профильного обучения на старшей ступе­ни общего образования. Это в равной степени отвечает интересам нашего общества и учащейся молодежи.

Таким образом, и в содержании образования все более важным становится не знаниевый, а компетентностный подход, объединяющий интеллектуальную, навыковую и ценностную составляющие образования.

Просмотр содержимого документа
«Профессиональное самоопределение»


ЭЛЕКТИВНЫЙ ОБЯЗАТЕЛЬНЫЙ КУРС

«НАЙТИ СЕБЯ В ОГРОМНОМ МИРЕ ПРОФЕССИЙ»


Для учащихся 8-9-х классов

в период предпрофильного обучения на 2014-2015 уч.год






"Если ты не знаешь, в какую гавань держишь путь,

то ни один ветер не будет для тебя попутным".

Сенека, римский философ

ПРОГРАММА ЭЛЕКТИВНОГО ОБЯЗАТЕЛЬНОГО КУРСА


Пояснительная записка


Социально-экономические и культурные изменения в обществе требуют новых подходов к деятельности школы на основе принципов демократии и гуманизма, общедоступности         образования, приоритета общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности. Школе необходимо найти пути и способы решения главной задачи – формирования и развития личности, готовой и способной жить в XXI веке.

         Актуальность данного элективного курса вызвана тем, что в процессе перехода школ на предпрофильное и профильное обучение старшеклассников появилась возможность пропаганды и внедрения психологических знаний в школе посредством элективных курсов. Так появилась идея создания данной программы.

Перемены, происходящие сегодня в российском обществе, сказываются не только на системе экономических отношений, но и на духовном климате, на системе межличностных связей и отношений. На историческую арену выходят новые люди, обладающие иными представлениями о добре и зле, о том, что нравственно, а что безнравственно, что допустимо, а что категорически запрещено, что подлежит одобрению, а что безусловному осуждению общественным мнением. Система их жизненных ценностей во многом не совпадает с той, на выработку которой еще совсем недавно была направлена деятельность всей системы воспитания и образования. Для педагогов становится актуальным вопрос: каким образом подрастающее поколение выбирает ориентиры в мире ценностей? Какие ценности являются приоритетными в эпоху ожесточенной конкурентной борьбы, социальной нестабильности?

Целью профильной ориентации является оказание учащимся психолого-педагогической поддержки в проектировании версий продолжения обучения в профильных классах старшей школы.

В целях формирования интереса и положительной мотивации к тому или иному профилю через освоение новых аспектов содержания и более сложных способов деятельности, содержание курсов предпрофильной подготовки может включать оригинальный материал, выходящий за рамки школьной программы.

Современная общеобразовательная школа вместе со всем российским об­ществом переживает период обновления. Одним из направлений модернизации школы становится дифференциация и индивидуализация обучения. Разработа­на и утверждена Концепция введения профильного обучения на старшей ступе­ни общего образования. Это в равной степени отвечает интересам нашего общества и учащейся молодежи.

Таким образом, и в содержании образования все более важным становится не знаниевый, а компетентностный подход, объединяющий интеллектуальную, навыковую и ценностную составляющие образования.

Программа обязательного курса по выбору «Найти себя в огромном мире профессий» разработана в соответствие с задачами модернизации содержания образования, основными поло­жениями Концепции профильного обучения, а также с учетом дидактических требований к уровню профессионального самоопределения выпускников основной школы, со­временных изменений в текущем законодательстве и специфики предпрофильной подготовки обучающихся.

Особенность данного курса заключается в том, что он даёт учащимся сведения практического характера, знакомит учащихся с социально-значимыми проблемами и способами их решения. В конечном счёте, знакомство с проблематикой данного элективного курса поможет каждому ученику: во-первых, в том, чтобы максимально способство­вать профессиональному самоопределению. Во-вторых, заинтере­совать учащихся во внимательном поиске необходимой информации для решения конкретных жизненных ситуаций и проблем, выборе профессии.

Предполагаемые результаты:

    Формирование свободной, самостоятельной, физически и духовно развитой личности, способной к адекватным взаимоотношениям с социальной средой.

Критерии эффективности программы:

1. Изменение отношения учащихся к социальному окружению.

2. Повышение уровня самосознания, воспитанности, культуры школьников.

3. Знание себя как свободной, психологически образованной личности.

    Знакомясь с приемами самосознания и самоанализа личности, учащиеся соотносят свои склонности и возможности с требованиями, предъявляемыми к человеку определенной профессии, намечают планы реализации профессиональных намерений.

Формы работы: беседы, ролевые игры, дискуссии, работа в малых группах, в большом круге, деловые игры, творческие этюды с элементами арттерапии, игры и упражнения на установление контакта, творческая поисковая деятельность.

Состав группы: обучающиеся 8-9-х классов.

Возраст: 14-16 лет.

Количество: работа с классом 1 час в неделю.

Временной аспект: 35 часов (12 часов на диагностику и 23 часа профориентационный курс).

Цели курса:

  • Актуализировать процесс профессионального самоопределения учащихся за счет специальной организации их деятельности, включающей получение знаний о себе, о мире профессионального труда, их соотнесения в процессе профессиональных проб;

  • формирование активной социальной позиции подростков и развитие их способности производить значимые изменения в своей жизни и окружающих людей;

  • повышение общего уровня психологической культуры;

  • способность конструктивно строить свои взаимоотношения с окружающими;

  • умение анализировать ситуацию, мотивы, интересы, чувства, поступки других людей;

  • умение понимать самого себя и относиться к себе с должным уважением;

  • умение быть независимым, отстаивать свою позицию конструктивными способами;

  • развитие у учащихся способности к профессиональной адаптации в современных социально-экономических условиях.


Задачи курса:

  • Сформировать положительное отношение к самому себе, осознание своей индивидуальности, уверенность в своих силах применительно к реализации себя в будущей профессии;

  • ознакомить со спецификой профессиональной деятельности и новыми формами организации труда в условиях рыночных отношений и конкуренции кадров;

  • обеспечить возможность соотносить свои склонности и способности с требованиями профессиональной деятельности с помощью включения их в систему специально организованных профессиональных проб;

  • формировать способность адекватного и наиболее полного познания себя и других;

  • диагностика и коррекция личностных качеств, снятие коммуникативных барьеров;

  • овладение индивидуализированными приёмами межличностного взаимодействия;

  • расширить знания учащихся о возрастной психологии, о психических процессах личности, об индивидуальных психологических особенностях;

  • способствовать формированию основных умений и навыков самопознания, самоанализа и самооценки для разрешения возникающих конфликтных ситуаций и предупреждения конфликтов.



Календарно-тематический план курса


п/п

Тема

Количество часов (35)

1.

Введение. Внутренний мир человека и система представлений о себе.

2часа

2.

Психологические типы профессий. Спрос профессий на рынке труда в г. Нижневартовске.

2 часа

3.

Профессии, специальности, должности.

2часа

4.

Проблема выбора профессии.

2 часа

5.

Профессиональные интересы и склонности. «Секреты» выбора профессии («хочу» – «могу» – «надо»).

2 часа

6.

Способности, условия их проявления и развития.

2 часа

7.

Природные свойства нервной системы в профессиональной деятельности.

2 часа

8.

Психические процессы личности.

2 часа

9.

Проблема ценностей и вопрос: «Каким быть?».

2 часа

10.

Индивидуальные психологические особенности личности.

2 часа

11.

Здоровье и выбор профессии. Профессиональная пригодность.

2 часа

12.

Человек среди людей. Психология конфликта.

2 часа

13.

Волевые качества личности.

2 часа

14.

Роль воли в процессе принятия профессиональных решений. Воля и волевые действия.

2 часа

15.

Пути получения профессии.

2 часа

16.

Психология делового общения.

2 часа

17.

Мотивы, ценностные ориентации. Профессиональная карьера.

2 часа

18.

Подведение итогов курса.

1час


1. Введение. Внутренний мир человека и система представлений о себе. (2 часа)


Внутренний мир человека и возможности его познания. Понятие личности. Уникальность личности каждого человека. Многообразие личностных особенностей.

Общее представление о психологии как науке, изучающей внутренний мир человека.


Диагностические процедуры: Популярный тест: «Умеете ли вы решать свои проблемы».


Практическая работа: Составление «дерева» психологических качеств личности.


  1. Психологические типы профессий. (2часа)


Что значит выбрать себе профессию? Многообразие мира профессий.

Труд в жизни человека и общества. Развитие личности и профессиональное самоопределение.

Профессиональная деятельность как способ самореализации и самоутверждения личности.

Диагностические процедуры: «Дифференциально-диагностический опросник» (ДДО).

Практическая работа: Составление словаря профессий.




3. Профессии, специальности, должности. (2 часа)

Классификация профессий по отраслям, предметам, целям, орудиям и условиям труда. Профессии типа «человек — человек», «человек — техника», «человек — природа», «человек — знаковая система», «человек — художественный образ». Формула профессии. Здоровье как условие высокоэффективной профессиональной деятельности. Взаимосвязь и взаимообусловленность здоровья и выбора профессии, карьеры. Важнейшие характеристики здоровья человека. Реакция на различные раздражители (звуковой, тепловой, световой).

Практическая работа:

Деловая игра «Бизнес – риск - мен». Активизирующая методика «За и против – 3» («Зачем?»).


4. Представление о себе и проблема выбора профессии. (2часа)


Образ «Я» как система представлений о себе. Структура образа «Я» (знание о себе, оценка себя, умение управлять собой). Самооценка, ее роль в профессиональном самоопределении.


Диагностические процедуры. Методика «Кто я?». Самооценка.

Практическая работа: Активизирующая методика «За и против – 1» («Кем?»).


5. Профессиональные интересы и склонности. (2часа)

«Секреты» выбора профессии («хочу» – «могу» – «надо». «Хочу» – склонности, желания, интересы личности; «могу» – человеческие возможности (физиологические и психологические ресурсы личности); «надо» – потребности рынка труда в кадрах. Типичные ошибки при выборе профессии. Общее понятие о профессии, специальности, должности.

Сущность понятий «профессиональный интерес» и «склонности».


Диагностические процедуры: Выявление и оценка профессиональных интересов с помощью методики «Карта интересов».

Практическая работа: Ответы на вопросы: какие три специальности относятся к одной профессии? К какой профессии относятся следующие специальности: хирург, стоматолог, терапевт, невропатолог? Распределение профессий, специальностей, должностей по соответствующим группам (предлагается перечень профессий).

6. Способности, условия их проявления и развития. (2 часа)


Понятие о задатки и способностях личности. Деятельность как важнейшее условие проявления и развития способностей.


Диагностические процедуры: Выявление и оценка математических способностей, уровня интеллектуального развития. Психологические тесты для оценки ваших умственных способностей (типа интеллекта).

7. Природные свойства нервной системы. (2 часа)

Темперамент, черты характера и их проявление в профессиональной деятельности. Выявление типа характера и темперамента.

Диагностические процедуры: Опросник Айзенка.


8. Психические процессы личности. (2 часа)

Восприятие, внимание, память, мышление. Общее понятие.

Диагностические процедуры: Выявление и оценка уровня кратковременной наглядно-образной, слуховой, зрительной памяти, мышления (тесты Амтхауэра).





9. Проблема ценностей и вопрос «Каким быть?». (2 часа)

Карьера как средство достижения внепрофессиональных целей и стремление к внепрофессиональным ценностям. Позитивные и негативные стороны карьеризма. Карьерный рост как социально одобряемая и социально неодобряемая ценность. Искусство быть лидером.


Диагностические процедуры. Ценностные ориентации Рокича.

Практическая работа. «Карта города» (для реализации в городских школах). Есть ли на нарисованной мной «Карте города» мое будущее место работы? Куда и зачем люди в нашем регионе (городе) ходят на работу? Презентация образовательной и (или) профессионально-производственной карты региона. Маршруты профессионального успеха в нашем регионе. Виды учебных заведений профессионального образования. Перспективы профессионального становления в условиях региона (территории). Рынок образовательных услуг. Востребованность различных видов профессионального труда в городе. Риски предстоящего выбора. Самостоятельная работа с литературой, газетами и журналами (работа по подгруппам).


10. Индивидуальные психологические особенности личности. (2 часа)


«Образ «Я» как система представлений о себе. Структура «образа «Я» (знание о себе, оценка себя, умение управлять собой).

Диагностические процедуры: Тест «Сова или жаворонок».


11. Здоровье и выбор профессии. Профессиональная пригодность. (2 часа)

Учет состояния здоровья при выборе профессии. Понятие «неблагоприятные производственные факторы». Типы профессий по медицинским противопоказаниям. Укрепление здоровья в соответствии с требованиями профессии. Работоспособность. Роль активного отдыха в зависимости от условий и режима работы.

Диагностические процедуры: Тест Стреляу.

Практическая работа: Работа с «Анкетой здоровья» и нормативными документами по охране труда (на примере работы с компьютером).


12. Человек среди людей. Психология конфликта. (2 часа)


Учимся разрешать конфликты. Самоконтроль в общении. Ролевые и внутриличностные конфликты. Межличностные конфликты.

Диагностические процедуры. Уровень конфликтности личности.

Практическая работа: Упражнение с элементами тренинга «Разреши конфликтную ситуацию».

13. Волевые качества личности. (2 часа)


Общее понятие о когнитивных процессах. Волевые качества личности.

Специфика волевого поведения в отличие от импульсивного и зависимого.


Диагностические процедуры. Опросник «Какая у меня воля?».

Практическая работа: Рекомендации по самовоспитанию воли.


14. Роль воли в процессе принятия профессиональных решений. (2 часа)

Воля и волевые действия. Условия развития воли.

Диагностические процедуры. Определи свой уровень силы воли. Р.С.Немов «Методика определения силы воли».

Практическая работа: Выполнение упражнений по воспитанию воли (с учетом рекомендаций).


15. Пути получения профессии. (2 часа)

Система профессионально-технического образования. Типы профессиональных училищ, условия приема и обучения в них. Подготовка рабочих на производстве.

Средние специальные учебные заведения, их типы, условия приема и обучения.

Типы высших учебных заведений, условия приема и обучения студентов.

Возможности квалификационного роста.


Практическая работа: Работа с брошюрами, буклетами. Письменная работа «Мой путь в профессию».

16. Психология делового общения (2 часа)

Общие принципы построения межличностного общения. Понимаете ли вы других людей? Кто вы? Самопрезентация. Общение: слышать и слушать. Деловая игра: «Умеем ли мы общаться?».

Диагностические процедуры: «Психогеометрический тест» Сьюзен Делингер.

Практическая работа: Как составить общее впечатление о человеке. Умение слушать.

Диагностико-развивающие процедуры и самостоятельная работа: Активизирующая методика «За и против – 2» («Каким?»).

1 час отводится на зачет (можно в письменном виде).


17. Мотивы, ценностные ориентации. Профессиональная карьера. (2 часа)


Понятие о профессиональной карьере. Критерии профессиональной компетентности.

Профессиональное прогнозирование и профессиональное самоопределение.


Практическая работа: Письменная работа «Мои жизненные планы и профессиональная карьера».


18. Подведение итогов курса (1час)


ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ


заня-тия

Тема и цель занятия

Основные понятия по теме

Комплексно-методическое обеспечение занятия

Практическое задание на занятии

1.

ТЕМА: «Введение. Общее представление о психологии как науке, изучающей внутренний психологический мир человека».


Индивид.

Личность.

Уникальность личности.

Неординарность.

Индивидуальность.

Ватман, карандаши. Список качеств личности.

Конспект в тетради. Составление «дерева» психологических качеств.

2.

ТЕМА: «Понятие личности. Уникальность личности каждого человека».

Диагностические процедуры: Тест «Умеете ли вы решать свои проблемы?».


Интерпретация результатов.

Бланки для ответов.

Тест: «Умеете ли вы решать свои проблемы». Карточки с различными психологическими качествами личности.

Обозначить в тетради свой результат.

3.

ТЕМА: «Природные свойства нервной системы».

Цель: Познакомить учащихся с особен-ностями свойств нервной системы (сила, подвижность, уравновешенность).


Экстраверсия. Интроверсия.

Нейротизм.

Психологическая карта характера.

Опросник на каждого учащегося, бланк для ответа.

Зарисовать составляющие общих способностей.

Фиксация результатов в тетради.

4.

Диагностические процедуры. Опросник Айзенка.

Цель: Изучить характерологические особенности личности учащихся, их приоритетные качества, важные для взаимоотношения с обществом и понимание себя самим учеником, его «индивидуального начала».

Характерологичес-кие особенности.

Пути коррекции.

Ватман. Краски. Карандаши. Кисти.

Элементы арттерапии «Нарисуй свой характер».

Опросник на каждого учащегося, бланк для ответа.

Усложненный вариант проф.игры «ИЛИ-ИЛИ».

Фиксация результатов в тетради.

5.

ТЕМА: «Профессии, специальности, должности».

Цель: Ознакомление учащихся с различными профессиями, специальностями, должностями. Показать их принципиальное различие.

Сфера искусства. Сфера технических интересов.

Сфера работы с людьми.

Сфера умственного труда.

Сфера физического труда.

Сфера материальных интересов.

Раздаточный материал.

Карточки для игры «Или-или».

Профессиональный маршрут: «Карта города».

Описание профессий. Профессиограммы. «Твой компас на рынке труда» М.А.Бендюков, И.Л.Соломин.

6.

Диагностические процедуры. «Сфера профессиональных предпочтений».


Интерпретация каждого столбика.

Что значит «Мое профессиональное предпочтение?».

Опросник на каждого учащегося, бланк для ответа.

Деловая игра «Бизнес – риск - мен».

Дискуссия по поводу дневника, умения читать свои результаты с применением к выбору будущей профессии.



7.

ТЕМА: «Представление о себе и проблема выбора профессии».

Цель: Познакомить учащихся со структурой «образа «Я», оценка себя, умение управлять собой.


Сущность концепции «Я».

3 компонента: познавательный; эмоциональный; поведенческий.

Материалы для самодиагностики

20 предложений «Что я знаю о себе».

Описание профессий.

Профессиограммы. «Твой компас на рынке труда» М.А.Бендюков, И.Л.Соломин.

8.

Диагностические процедуры. Методика «Кто я?». Самооценка.

Методика: «Изучение самооценки личности подростка». Т.А.Ратанова, Н.Ф.Шляхта.


Сущность концепции «Я».

Представление о своем внутреннем мире.

Методика (Дембо С.Я.Рубинштейн) в модификации А.М. Прихожан.

Опросник на каждого учащегося, бланк для ответа.

Активизирующая методика «За и против – 1» («Кем?»). Дискуссия. Фиксация результатов в тетради.

9.

ТЕМА: «Профессиональные интересы и склонности».

Цель: Помочь учащимся в определении ведущих интересов, профессио-нальных намерений.


Склонности.

Интересы.

Выбор.

Профессиональный путь.

Ватман. Краски. Карандаши. Кисти.

Элементы арттерапии.

Конкурс «Угадай профессию».

Фиксация результатов в тетради.


10.

Диагностические процедуры. Выявление и оценка профессиональных склонностей с помощью методики «Карта интересов».


Понятие 24-х разновидностей направлений в выборе профессии.

Плакат с «Древом способностей человека».

Опросник на каждого учащегося, бланк для ответа.

Описание профессий. Профессиограммы. «Твой компас на рынке труда» М.А.Бендюков, И.Л.Соломин.

11.

ТЕМА: «Способности, условия их проявления и развития».

Цель: Показать основы к выбору профессии, способ-ность к самоанализу, анализу профессии, самореализации в различных видах проф. деятельности.

1.Физические.

2.Организаторские.

3.Математические. 4.Конструкторско-технические.

5.Эмоционально-изобразительные.

6.Коммуникативные.

7.Музыкальные. 8.Художественные. 9.Филологические.


Ватман. Краски. Карандаши. Кисти.

Элементы арттерапии «Мои способности».

Опросник на каждого учащегося, бланк для ответа.

Описание профессий. Профессиограммы. «Твой компас на рынке труда» М.А.Бендюков, И.Л.Соломин.

Фиксация результатов в тетради.

12.

Диагностические процедуры.

«Определение способностей».

Расшифровка способностей.

Опросник на каждого учащегося, бланк для ответа.

Примеры из жизни о раннем и позднем проявлении способностей.

13.

ТЕМА: «Многообразие мира профессий.

Что значит выбрать себе профессию?».

Цель: Познакомить учащихся с психологическими типами профессий.

ПРОФЕССИЯ,

СПРОС НА РЫНКЕ ТРУДА.

Учебные заведения ХМАО.

Карточки с описанием типов профессий.

Рабочая тетрадь.

Знакомство с дневником.

Записать в тетради обозначение психологических типов профессий.

Проф. игра «ИЛИ-ИЛИ».

14.

Диагностические процедуры. «Дифференциально-диагностический опросник» (ДДО).

Цель: Определение психологического типа профессии.

«Человек – природа»; «Человек – техника»; «Человек – человек»; «Человек – знаковая система»; «Человек – худ. образ»;


Опросник на каждого учащегося, бланк для ответа.

Выявление ведущего типа профессий.

Профориентационная игра «ЧТО? ГДЕ? КОГДА?».

Фиксация результатов в тетради.

15.

ТЕМА: «Психические процессы и их роль в профессиональном самоопределении».

Цель: Познакомить учащихся с индивидуальными различиями в способности воспринимать окружающий мир.

Память. Виды.

Внимание. Виды.

Мышление. Типы.

Материалы для диагностики зрительной памяти (10 картинок), слуховой (10 слов), образной (описание картин заданного предмета)

Активизирующая методика «За и против – 2» («Каким?»).

Выполнение заданий с последующей проверкой.

16.

Диагностические процедуры. Выявление и оценка уровня памяти, внимания, мышления (тесты Амтхауэра).

Диагностика развития различных видов памяти.

Слуховая.

Зрительная.

Образная.

Вербальный.

Математический.

Пространственный.

Опросник на каждого учащегося, бланк для ответа.

Психотехнические игры «Муха», «Хромая обезьяна». Фиксация результатов в тетради.

17.

ТЕМА: «Проблема ценностей и вопрос «В чем смысл жизни?».

Цель: Подвести к пониманию и выйти на обсуждение экзистен-циальных вопросов смысла и ценностей жизни, проектировать будущие отношения с другими людьми, составить представле-ние о более совершен-ной модели устройства общества.

Ценности:

«Семья», «любовь», «профессия», «дружба», «служение обществу», «здоровье», «благополучие», «карьера» и др.

Бумага, маркеры, стимульный материал: таблички с названием ценностей, высказывания, афоризмы о смысле жизни.


Активизирующая методика «За и против – 3» («Зачем?»).

Работа в группах.

Письменная работа «Мой путь в профессию».

18.

Диагностические процедуры. Ценностные ориентации Рокича.

ЧТО ЭТО – ценности???

Какие они?!

Опросник на каждого учащегося, бланк для ответа.

Запись конспекта.

Фиксация результатов в тетради.

19.

ТЕМА: «Образ «Я» как система представлений о себе.

Цель: рассмотреть влияние формирования и развитие личности на взаимодействие с другими людьми.

3 блока: познавательный, эмоциональный, поведенческий.

«Концепция-Я».




Участие в сюжетном упражнении с последующим проговариванием «о своем качестве».

20.

ТЕМА: Структура «образа «Я» (знание о себе, оценка себя, умение управлять собой).

Цель: помочь учащимся глубже узнать себя, заглянуть в свой внутренний мир

Диагностические процедуры: Тест «Сова или жаворонок».


Психика, знание себя, концепция–Я.

Тексты о об обеспечении успеха в какой –либо деятельности не одной, а несколькими способностями (например о П.И.Чайковском)

Практическая работа: Знакомство с техникой амортизации (“психологическое айкидо”).

21.

ТЕМА: «Типы профессий по медицинским показаниям».

Цель: показать учащимся значимость состояния группы здоровья для отдельно взятой профессии.


Типы профессий.

Разделение труда.

Буклеты, брошюры. Бланки для ответов.

Анкета.

Фиксация конспекта в тетради. Рефлексия.

22.

ТЕМА: «Работоспособность».

Цель: показать значимость работы нервной системы в конкретно обозначенном случае.

Диагностические процедуры: тест Стреляу, теппинг-тест.

Сила, подвижность, уравновешенность, слабость.

Теппинг-тест. Опросник Стреляу.

Бланки для ответов.


Работа с анкетой здоровья.

Интерпретация результатов.

Ограничения при выборе профессий, обусловленных свойствами нервной системы.

23.

ТЕМА: «Учимся разрешать конфликты». «Межличностные конфликты».

Цель: Знакомство с понятиями и усвоение сущности понятий “спор”, “конфликт”, “конфликтная ситуа-ция”, “инцидент”, развитие умения нравственного само-познания,самоанализа.

Усвоение правил разрешения конфликтов, развитие умений анализировать конфликтные ситуации и разрешать конфликты.

“Спор”, “конфликт”, “конфликтная ситуация”, “инцидент”.


Тест “Уровень конфликтности личности”.

Диагностические процедуры: Тест К. Томаса “Стили разрешения конфликтов”.


Деловая игра “Умеем ли мы общаться”.

Это занятие, где участники курса могут применить все свои знания по теории и практике разрешения конфликтов. Проводится анкета “Конфликтная ли вы личность?”, выработка “Правил общения и поведения при разрешении конфликтов”.

24.

ТЕМА: «Самоконтроль в общении».

Цель: развитие умений самоанализа и самооценки на примере результатов самотестирования. Знакомство с правилами поведения для конфликтных людей.

Кодекс поведения в конфликте.

Диагностические процедуры: Уровень конфликтности личности.


Практическая работа: Упражнение «История»

Устное построение коллективного рассказа.

25.

ТЕМА: «Общее понятие о когнитивных процессах. Воля и волевые действия».

Цель: научить учащихся адекватно понимать и воспринимать уровень своей силы воли, показать различие поведения в отдельно взятых ситуациях.

Диагностические процедуры: Опросник «Уровень силы воли».

Волевой человек.

Безвольный человек.

Что значит уровень силы воли?

Импульсивное поведение, волевое действие, волевой акт.

Опросник «Какая у меня сила воли?». Бланки для ответов, опросники. Плакат с «Деревом способностей человека».

Работа с памяткой по самовоспитанию воли. Фиксация результатов в дневнике. Практическая работа:

Упражнения с элементами арттерапии.

Схема этапов волевого действия. К.Платонов. Занимательная психология. С-П., 1997г.

26.

ТЕМА: «Условия развития воли. Роль воли в процессе принятия профессиональных решений».

Цель: показать значимость силы воли в принятии решений.


Профессиональное решение, выбор. Возможность компенсации за счет выработки индивидуального стиля.

Беседа, решение конкретных заданных ситуаций в процессе выбора определенной профессии.

Рекомендации по воспитанию силы воли. Памятка «15 шагов уверенности в себе».

27.

ТЕМА: «Типы профессиональных училищ».

Цель: познакомить учащихся с типами училищ, условиями приема и обучения в них.


Профессиональная подготовка, профессиональные училища, средние специальные учебные заведения, высшие учебные заведения.

Справочники, брошюры, буклеты.

Пользуясь справочниками, ознакомьтесь с ПУ, средними специальными заведениями, ВУЗами нашего региона.

28.

ТЕМА: «Возможности квалификационного роста».

Цель: рассказать учащимся о повышении квалификации.


Квалификация, профессиональный рост, карьера.

Бланки для игры «Бизнес-риск-мен».

Запись в виде тезисов в тетради.

Деловая игра: «Я выбираю профессию».

29.

ТЕМА: Понимаете ли вы других людей?

Цель: разобраться в ситуациях изображения мимики и жестов.

Жесты, мимика.

Бланки для ответов, вопросы.

Практическое упражнение «Мимика и жесты».

30.

ТЕМА: Кто вы? Самопрезентация. Общение: слышать и слушать.

Цель: изучить приемы эффективного слушания.

Диагностические процедуры: Самодиагностика.

Презентация, эффективное слушание.

Работа с правилами эффективного слушания. Рекомендации.

Деловая игра: «Умеем ли мы общаться?».

Выполнение заданий с последующей проверкой.

31.

ТЕМА: «Психические процессы личности».

Цель: познакомить учащихся с общими понятиями памяти, внимания, мышления.

Освоить диагностику зрительной, слуховой, образной памяти.

Зрительная, слуховая, образная, мышление.

Материалы для диагностики зрительной памяти (10 картинок), слуховой (10 слов), образной (описание картин заданного предмета)

Упражнения на развитие памяти, внимания. Практическое исследование слуховой, зрительной образной памяти.

Фиксация результатов в тетради.

32.

ТЕМА: «Значение психических процессов в профессиональной деятельности».

Цель: показать значимость психических процессов в профессиональной деятельности.

Значение типов мышления:

Вербальный, математический, пространственный.

Рефлексия результатов теста.

Упражнения на развитие мышления. Умение мыслить нестандартно.

Тест «Аналогии».

Фиксация результатов в тетради.

33.

ТЕМА: «Понятие о профессиональной карьере».

Цель: подвести к пониманию карьеры, профессионального роста, повышения квалификации.

Карьера, квалификация, профессиональный рост.

Факторы, влияющие на профессиональную карьеру.

Упражнения «Трудное восхождение к себе». Прутченков.

Практическая работа: Составьте план своей будущей профессиональной карьеры.

34.

ТЕМА: «Профессиональное прогнозирование».

Цель: помочь учащимся в планах построения профессионального будущего.


Призвание, уровень притязаний.


Беседа – изменились ли профессиональ-ные намерения учащихся?

Письменная работа «Мои жизненные планы и профессиональная карьера».

35.

Обобщение профориентационного курса.

Какие трудности испытывали? Какие сомнения остались?

Диалог.

Подведение итогов. ЗАЧЁТ.


Контроль знаний и умений: ЗАЧЕТ


ВОПРОСЫ К ЗАЧЕТУ:

1. Что такое профессия?

2. Какой у тебя тип мышления?

3. Чем различаются разные типы профессий?

4. Каковы твои волевые качества?

5. В чем различие между "трудом" и "работой по профессии"?

6. Назови особенности нервной системы?

7. В чем различие между "профессионалом", "любителем" и "диле­тантом"?

8. Какие бывают виды памяти? Назови твой уровень?

9. Что такое "характеристики профессии" и какие они бывают?

10. Каковы твои ведущие профессиональные интересы (по методике «Карта интересов»)?

11. Почему появляются новые профессии?

12. Твой результат уровня самооценки соответствует тому, что ты знаешь о себе?

13. Каким путем можно лучше узнать о профессиях?

14. В какой профессиональной деятельности наиболее ярко выражены твои способности?

15. Что такое "психологическая карта профессий" и как она устроена?

16. Какой у тебя характер?

17. Что такое тип и класс профессии?

18. К какому психологическому типу принадлежишь ты? Твоя будущая профессия?

19. К какому типу относятся профессии: водитель, монтажник, кас­сир, архитектор, экономист, повар, учитель, переводчик, ветеринар, хореограф, продавец?

20. Какой у тебя тип темперамента?


ВОПРОСЫ ПРЕДЛАГАЮТСЯ В БИЛЕТАХ (10 билетов по 2 вопроса).

Зачет выставляется в дневнике.







Использованная литература:

  1. Биркенбиль В.Ф. Как добиться успеха в жизни. – М.: Интерспект, 1992.

  2. Бендюков М.А., Соломин И.Л. Твой компас на рынке труда. С.-П., 2002.

  3. Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения. – Ростов н/Д: Феникс, 1996.

Поляков В.А. Технология карьеры. – М.: Дело ЛТД, 1995.

Пряжников Н.С. Методы активизации профессионального самоопределения. Комплект из 4-х книг под общим названием. – М.: Институт практической психологии, Воронеж: НПО «МОДЭК», 1997.

Пряжников Н.С. Психологический смысл труда. М.: Институт практической психологии, Воронеж: НПО «МОДЭК», 1997.

Психологическое сопровождение выбора профессии / Под редакцией Л.М.Митиной. М.: «Флинта», 1998.

Фромм Э. Иметь или быть? – М.: Прогресс, 1990.

Родичев Н.Ф. Профессии, которые мы выбираем // Абитуриент. – 2002- №7.

Твоя профессиональная карьера. Учебник для учащихся 8-11 классов. Под редакцией С.Н.Чистяковой. М.: Просвещение, 2003.

Воробьев А.М. Тренинг интеллекта. – М., 1989.

Выбираем профессию: 100 вопросов и 100 ответов. – М., 1990.

Прощицкая Е.Н. Выбирайте профессию. – М.,1990.

Н.С.Пряжников. Комплект из четырех методических пособий под общим названием «Методы активизации профессионального и личностного самоопределения»:

1) Игровые профориентационные упражнения.

2) Активизирующие опросники профессионального и личностного самоопределения.

3) Ценностно-нравственные активизирующие опросники профессионального и личностного самоопределения.

4) Бланковые и карточные игры профессионального и личностного самоопределения.

Е.М. Аджиева и др. 50 сценариев классных часов. М., РГПУ им. С.А. Есенина, Педагогический поиск, 1999, 160 с.

В.Г. Каменская. Психологическая защита и мотивация в структуре конфликта. СПб.: “Детство – пресс”, 1999, 143 с.

Ред. А. Карелина. Энциклопедия психологических тестов, М., Издательство АСТ, 1997, 299 с.

Н.В. Самоукина. Игры, в которые играют…, Дубна, “ФЕНИКС+”, 2000, 127 с.

Л.Д. Столяренко, С.И. Самыгин. 100 экзаменационных ответов по психологии. Ростов-на-Дону, Издательский центр “МарТ”, 2002, 253 с.

Л.П. Пономаренко, Р.В.Белоусова. Психология для старшеклассников, в 2 частях. М., ВЛАДОС, 2001.

Журнал “Воспитание школьников”. 1994, №-№ 5, 6, 2000, № 5.

Байярд Дж., Байярд Р.Т. Ваш беспокойный подросток. Практическое руководство для отчаявшихся родителей. М., 1991.

Захаров А.И. Как предупредить отклонения в поведении ребёнка. М., 1991.

Зимбардо Ф. Застенчивость. СПБ., 1996.

Степанов. Психология трудных школьников. М., 1997г.

А.А.Барташников. И.А.Барташникова. Учись мыслить. Харьков, 1998г.

В.В.Петрусинский. Игры: обучение, тренинг, досуг. 1-5 книга. М., 1994г.

Ветрова В.В. Уроки психологического здоровья. М., 2000г.

И.В.Вачков. Приключения во внутреннем мире. М., 1996г.

С.Степанов. Язык внешности. Эксмо-пресс, 2001г.

А.С.Прутченков. Трудное восхождение к себе. М., 1996г.

К.Платонов. Занимательная психология. С-П., 1997г.

Петрушин В.И. Психологические аспекты деятельности учителя и классного

руководителя /М.: Центр «Педагогический поиск», 2001г.


16




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!