СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Профессиональное самоопределение". Программа элективный курс 9 класс.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный курс предполагает, что учащиеся уже обладают основами психологических знаний о человеке, о самом себе. Он является логическим продолжением программы «Кто Я? Какой Я?». Данный курс знакомит учащихся с многообразием мира профессий, помогает соотнести полученные знания о самом себе с существующими вариантами профессиональной деятельности, знакомит с «технологией» поиска работы.

Просмотр содержимого документа
«"Профессиональное самоопределение". Программа элективный курс 9 класс.»


Муниципальное образовательное учреждение Незнановская основная общеобразовательная школа муниципального образования - Кораблинский муниципальный район Рязанской области












Учитель технологии Шолохова Светлана Николаевна.

Предмет технология для учащихся 9 класса.

Программа рассчитана на 22 часов.











Муниципальное образовательное учреждение Незнановская основная общеобразовательная школа муниципального образования - Кораблинский муниципальный район Рязанской области

Автор: Шолохова Светлана Николаевна, учитель технологии.

Вид программы: предметная.

Данный курс предназначен для учащихся 9 классов и рассчитан на 22 часов.

Элективный курс по технологии "Профессиональное самоопределение"

Пояснительная записка

Главная цель профессионального определения заключается в постепенном формировании у школьника внутренней готовности к осознанному и самостоятельному построению, корректировке и реализации перспектив своего развития (профессионального, жизненного и личностного), готовность рассматривать себя развивающимся во времени и самостоятельно находить личностно значимые смыслы в конкретной профессиональной деятельности.

Профессиональное самоопределение по сравнению с личностным предполагает более конкретную деятельность, определяемую специфическим предметом, условиями, средствами труда, а также спецификой межличностных производственных отношений и ответственностью за данную работу, что связано с самим определением профессии как ограниченного вида деятельности.

Данный курс предполагает, что учащиеся уже обладают основами психологических знаний о человеке, о самом себе. Он является логическим продолжением программы «Кто Я? Какой Я?». Данный курс знакомит учащихся с многообразием мира профессий, помогает соотнести полученные знания о самом себе с существующими вариантами профессиональной деятельности, знакомит с «технологией» поиска работы.

Цели курса:

  • Помощь в социальной и профессиональной адаптации.

Задачи:

  • обобщить у учащихся знания о сферах трудовой деятельности, профессиях, карьере; :

  • сформировать знания и умения объективно осуществлять самоанализ уровня развития своих профессионально важных качеств и соотносить их с требованиями профессий, сфер трудовой деятельности к человеку;

  • развивать представление о народном хозяйстве и потребности в трудовой деятельности, самовоспитании, саморазвитии и самореализации;

  • воспитывать уважение к рабочему человеку.



Курс «Профессиональное самоопределение» предполагает, что учащиеся уже обладают основами психологических знаний о человеке, о самом себе. Он является логическим продолжением программы «Кто Я? Какой Я?».

Возможно использование программы курса и отдельно.

Данный курс знакомит учащихся с многообразием мира профессий, помогает соотнести полученные знания о самом себе с существующими вариантами профессиональной деятельности, знакомит с «технологией» поиска работы.

Ключевыми понятиями в данном курсе являются: профессия, карьера, жизненные цели, личный профессиональный план, профессиограмма, профессиональная пригодность, призвание, Технология поиска работы, автобиография, деловое общение.

Методики, используемые на занятиях – дифференциально-диагностический опросник (ДДО) Е.А.Климова, карта интересов А.Е.Голомштока, методика определения типа личности Дж. Голланда (Холланда), тренинги, игры, тесты Айзенка, тест Русланова, методика Бурдона, анкета выбора профессии, опросник профессиональной готовности (ОПГ)

Формы занятий в рамках данного курса – лекции, беседы, диагностические процедуры, сюжетно-ролевые игры, тренинговые занятия.

В ходе лекций и бесед освещаются обозначенные темы занятий и актуализируются имеющиеся знания у учащихся.

Диагностические процедуры, тесты позволяют исследовать качества, способности, возможности каждого участника в соотнесении с различными профессиями.

Сюжетно-ролевые игры и тренинговые занятия дают возможность учащимся попробовать себя в различных ролях, достигнуть объективной самооценки, соотнести свои способности и желания с различными профессиями, расширить круг возможного выбора своего жизненного пути и профессионального определения.






Специфика задач курса исключает обращение к традиционной системе оценивания знаний и умений учащихся.

В процессе работы по данной программе каждый учащейся защищает творческий проект и формирует личную папку  с результатами исследований, диагностики, материалами о изучаемых и выбираемых профессиях.



Тематическое планирование

№ п/п

Тема урока

Цели и задачи

Форма занятия.

Новые понятия термины

Оборудование

Домашние задание

1 – 2

Внутренний мир человека и система представлений о себе.

Сформировать представление о «Я -концепции», её основных структурных компонентах. А также умение осуществлять самооценку развития личностных качеств.

1ч.

беседа, лекция.

1ч.

практическое занятие

«Познай самого себя», компоненты образа «Я»

Материал для практической работы, рабочие тетради, ручки.

Ответить на вопрос: каковы формы проявления «Я - концепции» при выборе профессии?

3 – 4

Профессиональные интересы и склонности.

Раскрыть суть понятий «профессиональный интерес» и «склонности»; научить осуществлять самоанализ уровня выраженности профессиональных интересов и склонностей.

1ч.

беседа, лекция.

1ч.

практическое занятие:

дифференциально-диагностический опросник

(ДДО).

Интерес, склонность.

Материал для практической работы, рабочие тетради, ручки

Ответить на вопрос: почему так важно учитывать собственные интересы и склонности в профессиональном выборе?

5 – 6









Способности, условия их проявления и развития.

Раскрыть понятия «задатки» и «способности» человека, значение деятельности как важнейшего условия развития способностей.

1ч.

беседа, лекция.

1ч.

практическое занятие: тесты Айзенка.

Способности, задатки.

Материал для практической работы, рабочие тетради, ручки

Ответить на вопрос: назовите, выделите общие и специальные способности, которые необходимы для успешной деятельности по избираемой вами профессии.


7 – 8

Природные свойства нервной системы.

Познакомить с понятием «темперамент», «характер», с их классификацией, отличительными особенностями и проявлением в профессиональной деятельности.

1ч.

беседа, лекция.

1ч.

практическое занятие: тест Русланова.

Темперамент, характер.

Материал для практической работы, рабочие тетради, ручки

Ответить на вопрос: почему люди ведут себя по-разному в одинаковых условиях?

9 – 10

Психические процессы и их роль в профессиональном самоопределении.

Раскрыть сущность психических процессов «ощущение», «восприятие», «внимание», «память , «мышление»; познакомить учащихся с их характерными особенностями, их ролью в профессиональном самоопределении.

1ч.

беседа, лекция.

1ч.

практическое занятие: методика Бурдона.

Ощущения, восприятие, внимание, мышление

Материал для практической работы, рабочие тетради, ручки

Приведите примеры профессий предъявляющих повышенные требования:

1) к образной или словесной памяти;

2) к практическому, образному и логическому мышлению.

11 – 12

Мотивы, ценностные ориентации и их роль в профессиональном самоопределении.

Раскрыть сущность понятия «мотивы», «ценностные ориентации», познакомить с их классификацией, значением мотивов и ценностных ориентаций в профессиональном самоопределении.

1ч.

беседа, лекция.

1ч.

практическое занятие: анкета выбора профессии.

Мотив, ценностные ориентации.

Материал для практической работы, рабочие тетради, ручки

Ответить на вопрос: какие профессии соответствуют главным для вас мотивам и ценностным ориентациям?

13 – 14

Профессиональные и жизненные планы. Профессиональная пригодность.

Раскрыть сущность понятий «план», «жизненный план», «профессиональная пригодность»; показать их взаимосвязь и взаимообусловленность.

1ч.

беседа, лекция.

1ч.

практическое занятие: опросник Дж.Холланда.

Жизненный план, профессиональный план, карьера, профессиональная пригодность, призвание, соответствие

Материал для практической работы, рабочие тетради, ручки

Ответить на вопросы: по каким качествам можно судить о профессиональной пригодности? Можно ли формировать профессиональную пригодность?

15 – 16

Здоровье и выбор профессии.

Дать определение понятием «здоровье», «координация движений», глазомер; раскрыть взаимосвязь здоровья и выбора профессии, карьеры, познакомить с важнейшими характеристиками здоровья человека; выявить роль координации движений и глазомера в профессиональной деятельности.

1ч.

беседа, лекция.

1ч.

практическое занятие: задание на выявление индексов здоровья.

Здоровье, координация движений, глазомер.

Материал для практической работы, рабочие тетради, ручки

Ответить на вопрос:

Какие производственные факторы считаются особенно неблагоприятными для организма человека?

17 – 18

Отрасли общественного производства. Профессии, специальности, должности.

Познакомить с понятиями «профессия», «специальность», с классификацией профессий по отраслям труда, предметам, целям. Орудиям и условиям труда, с профессиограммами наиболее распространённых профессий.

1ч.

беседа, лекция.

1ч.

профориентационная игра «Угадай профессию»

Сфера профессиональной деятельности, профессия, специальность, должность, классификация профессий

Материал для практической работы, рабочие тетради, ручки

Ответить на вопрос: почему необходимо знание классификаций профессии?

19 – 20

Профессиональная проба.

Раскрыть сущность понятия профессиональная проба, ее роль в профессиональном самоопределении учащихся.

1ч.

беседа, лекция.

1ч.

практическое занятие: опросник профессиональной готовности (ОПГ)

Проба сил, профессиональная проба.

Материал для практической работы, рабочие тетради, ручки

Ответить на вопросы: верно ли, что профессиональная проба является «индикатором» правильности выбора профессии? Почему?

Составьте список профессий, в которых вы хотите проверить свои силы?

21 – 22

Зачётное занятие.


Защита творческих проектов.




Перечень знаний и умений, формируемых у учащихся.

Учащиеся должны знать:

• уровень развития своих профессионально важных качеств; сферы трудовой деятельности; правила выбора профессии, карьеры;

• значение правильного самоопределения для личности и общества; возможности человека в развитии различных профессионально важных качеств.

Учащиеся должны уметь:

• осуществлять самоанализ развития своей личности;

• проводить профессиографический анализ профессий и соотносить требования профессий к человеку с его личными достижениями.

Литература

1.Селевко Г.К. Методика изучения курса «Найди свой путь»: Технология оптимального самоопределения для предпрофильной подготовки/Г.К. Селевко, О.Ю. Соловьева; под ред. Г.К. Селевко.- М. , 2007.- 288 с.: ил.

2. Твоя профессиональная карьера : учеб. для 8 – 11кл. общеобразоват. учреждений/ М.С. Гуткин, П .С. Лернер, Г.Ф. Михальченко; под ред. С.Н. Чистяковой, Т.И. Шалавиной -М.: Просвещение, 2003.- 159 с.: ил.

3. Технология: твоя профессиональная карьера: дидактические материалы: кн. для учителя/ С.Н. Чистякова, Н. Ф. Родичев, Н.С. Пряжников/ Под ред. С.Н. Чистяковой.- М. : Просвещение, 2008.- 111с.: ил.

4.Технология: учеб. для 9 кл. общеобразоват. Учреждений/В.Д.Симоненко – М.:изд. Центр «Винтада-Граф», 2006.-272с.

5. Технология: профессиональное саоопределение: материалы к элективному курсу/ А.Н.Бобровская.- Волгоград 2007.-171с.

6.Филимонова О. Как научиться выбирать профессию?: программа занятий для развития профессионального самоопределения учащихся 9-х классов/

7. Серебренников Л.Н. Содержание предпрофильной подготовки школьников // Народное образование.-2005.-№ 7.- с. 127.

8. Серебренников Л.Н. Предпрофильная практико-ориентированная подготовка школьников // Школа и производство.- 2006.- № 5.- с.6.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!