Просмотр содержимого документа
«Профессиональный стандарт учителя технологии»
Профессиональный стандарт учителя технологии
Сатирос А.В.
2017
- Приказом Минтруда России от 18.10.2013 N 544н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)» (зарегистрировано в Минюсте России 06.12.2013, регистрационный № 30550) установлено, что профессиональный стандарт педагога (далее — профстандарт) применяется работодателями при формировании кадровой политики и в управлении персоналом, при организации обучения и аттестации работников, заключении трудовых договоров, разработке должностных инструкций и при установлении систем оплаты труда с 1 января 2015 года.
- Некоторые проблемы, с которыми могут встретиться педагоги при введении профстандарта:
- Педагог должен использовать специальные подходы к обучению и воспитанию, для включения в образовательный процесс любых учеников:
- со специальными потребностями в образовании;
- одарённых учеников;
- учеников, для которых русский язык не является родным;
- учеников с ограниченными возможностями здоровья и т. д.
- Педагог обязан эффективно вовлекать учеников в процесс обучения и воспитания, мотивируя их учебно-познавательную деятельность, ставить воспитательные цели, способствующие развитию учеников, независимо от их происхождения, способностей и характера.
Педагог должен уметь:
- формировать и развивать универсальные учебные действия, образцы и ценности социального поведения, навыки поведения в мире виртуальной реальности и в социальных сетях, навыки поликультурного общения и толерантность, ключевые компетенции и т. д.
- работать в условиях реализации программ инклюзивного образования;
- обучать на русском языке учащихся, для которых он не является родным;
- работать с учащимися, имеющими проблемы в развитии;
- работать с девиантными, наркозависимыми, социально запущенными и социально уязвимыми учащимися, имеющими серьёзные отклонения в поведении.
- Учитель, воспитатель должны обладать личностными качествами, неотделимыми от его профессиональных компетенций, такими как: готовность учить всех без исключения детей, вне зависимости от их склонностей, способностей, особенностей развития, ограниченных возможностей
Для учителей искусства, технологии, литературы
- обязательно использование цифровых технологий визуального творчества, в их числе — мультипликации, анимации, трёхмерной графики и прототипирования.
(Прототипи́рование (англ. prototyping от др.-греч. πρῶτος — первый и τύπος — отпечаток, оттиск; первообраз) — быстрая «черновая» реализация базовой функциональности для анализа работы системы в целом.)
Педагог обязан
- поддерживать развитие коммуникативной компетентности обучающихся, формирование системы регуляции ими своего поведения и деятельности, освоения и смены видов ведущей деятельности, формирование детско-взрослых сообществ, становление картины мира, работу с родителями, семьёй, местным сообществом.
Каковы главные задачи создания профстандарта?
- Ответ: Главными задачами создания стандарта является реформа системы повышения квалификации, модернизация системы педагогического образования на уровне высшего и среднего, а также изменения в системе аттестации учителей.
Разработчиков часто упрекают в предъявлении завышенных, даже невыполнимых требований к педагогам. Например, для осуществления воспитательной работы учитель должен обладать восемнадцатью различными умениями и навыками, для успешного развития ребенка – двадцатью. Не слишком ли много для одного человека?
Мы хорошо понимаем, что ни один человек не может соответствовать всем квалификационным требованиям трудовых функций, записанным в стандарте, и каждый директор школы вправе сосредоточить усилия на конкретных аспектах деятельности: предметном, воспитательном, работе с одаренными, с трудными, с инвалидами – в зависимости от особенностей своей образовательной организации стандарт позволяет расставить акценты на разных трудовых функциях в общем объеме деятельности. Его главная задача – суметь вовремя распознать те или иные проблемы (будь то задержка в развитии или умственная отсталость или просто дефицит внимания) для того, чтобы направить ребенка к нужному специалисту. Учитель в данном случае выступает в роли социального терапевта, который обнаруживает проблему и при необходимости направляет пациентов к разным специалистам. Поэтому одно из главных требований стандарта – умение взаимодействовать с другими специалистами: психологами, социальными педагогами, дефектологами и т.д.
Почему потребовалось вводить профессиональные стандарты педагогической деятельности?
- Ответ: Вступление в ВТО диктует новые правила работы с персоналом. Профстандарты придут на смену громоздким квалификационным справочникам, должностным инструкциям, которые в эпоху рыночных отношений уже устарели. Профстандарт – это результат трехстороннего соглашения работодателей, профсоюзов и самих работников, необходимый для решения жизненно важных задач в трудовой сфере. Во-первых, он четко устанавливает те функции, которые обязан выполнять работник, и требования к его квалификации. Во-вторых, становится новой базой для формирования систем аттестации, сертификации персонала и оплаты труда. В-третьих, профстандарты, если говорить о конкретной педагогической деятельности, должны быть неразрывно связаны с нормами, регулирующими труд учителя, – со школьными образовательными стандартами и, соответственно, гибко реагировать на изменения в них.
Каким образом используется профстандарт в системе сертификации?
- Ответ: Профессиональные стандарты могут быть положены в основу разработки контрольно-
измерительных материалов для оценки индивидуальных образовательных достижений, в
том числе в форме сдачи профессионального экзамена на право заниматься педагогической деятельностью
Что представляет из себя спецификация КИМ по профессии?
- Ответ: Спецификация пакетов КИМ по профессии, по сути, является интерфейсом, задающим переход от ПС к диагностическому инструментарию квалификационного экзамена. Спецификации нужны для того, чтобы стандартизовать процессы оценки, унфицировать условия проведения диагностических процедур, т. е. минимизировать действие субъективных факторов, связанных с человеческой составляющей квалификационного экзамена. Таким образом, спецификация КИМ по профессии задает параметры диагностического инструментария для квалификационного экзамена.
Как связано внедрение профстандарта с повышением качества рабочей силы?
- Ответ: Использование профессиональных стандартов обусловлено необходимостью установления согласованных требований к качеству труда и повышения его эффективности посредством:
- 1) повышения качества и производительности;
- 2) повышения качества подготовки работников в системе профессионального образования;
- 3) развития обучения на производстве;
- 4) повышения уровня квалификации действующих работников. Многие крупнейшие компании России (ТНК-ВР, Лукойл, Транснефть, РусАЛ, КНАУФ, ОАК и целый ряд других) на основе разработанных в своих областях деятельности профессиональных стандартов сформировали требования к содержанию профессиональных образовательных программ и организовали их внедрение в образовательный процесс внутрифирменного обучения.
Профстандарт педагога был утвержден в 2013 году. Какая работа ведется сейчас по его внедрению и что требуется для эффективного внедрения профстандарта?
- Ответ: Для эффективного применения профессионального стандарта необходимо провести следующие этапы его внедрения:
- Апробация и поэтапное внедрение профессионального стандарта с последующей корректировкой содержания (данная работа выполняется сейчас на базе 21 стажировочной площадки).
- Развитие системы дополнительного образования и повышения квалификации для педагогических работников, в первую очередь, разработка программ.
- Разработка механизмов использования профессионального стандарта в системе организации трудовых отношений педагога и образовательной организации.
-
Новые компетенции, заявленные в профстандарте педагога, следующие:
- Работа с одаренными учащимися;
- Работа в условиях реализации программ инклюзивного образования;
- Преподавание русского языка учащимся, для которых он не является родным;
- Работа с учащимися, имеющими проблемы в развитии;
- Работа с девиантными, зависимыми, социально запущенными детьми, в том числе с отклонениями в социальном поведении.
- Зачем педагогам нужен профстандарт?
- Ответ: Профессиональный стандарт работает в двух плоскостях: с одной стороны, это основа для анализа и реформирования педагогического образования, а с другой стороны– это основа для регулирования трудовых отношений: требования к работникам, основа для аттестации педагогических работников, присвоения квалификации и званий. Профессиональный стандарт предъявляет требования к регламентам, регулирующим трудовые отношения и подготовку педагогических кадров.
Источники информации
- http://xn--80aaaaoadbi1fjidfjfmsf6a.xn--p1ai/%D0%B2%D0%BE%D0%BF%D1%80%D0%BE%D1%81-%D0%BE%D1%82%D0%B2%D0%B5%D1%82/
- http://eduinspector.ru/2013/12/30/kak-podgotovitsja-k-perehodu-na-profstandart-pedagoga/
- https://cyberleninka.ru/search?q=% D0%9F%D1%80%D0%BE%D1%84%D0%B5%D1%81%D1%81%D0%B8%D0%BE%D0%BD%D0%B0%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D0%BE%D0%BC%20%D1%81%D1%82%D0%B0%D0%BD%D0%B4%D0%B0%D1%80%D1%82%D0%B5%20%D0%BF%D0%B5%D0%B4%D0%B0%D0%B3%D0%BE%D0%B3%D0%B0