СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Профессионализм педагога как ключевой фактор качественного образования

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная статья раскрывает понятие "профессионализм педагога". В ней содержатся некоторые рекомендации для повышения уровня преподавания в средней школе. 

Просмотр содержимого документа
«Профессионализм педагога как ключевой фактор качественного образования»


ПРОФЕССИОНАЛИЗМ ПЕДАГОГА

КАК КЛЮЧЕВОЙ ФАКТОР КАЧЕСТВЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ


Что такое настоящий профессионализм? Под профессионализмом понимается особое свойство людей систематически, эффективно и надежно выполнять сложную деятельность в самых разнообразных условиях.

Каждая профессия имеет свои особенности. Но все мастера – профессионалы имеют общие черты: неординарность личности, стремление изменить мир к лучшему, вера в учеников (преемников), желание работать много и ради идеи, отсутствие страха перед признанием своих ошибок.

В динамике можно выделить четыре стадии развития профессионализма:

Допрофессионализм, когда человек уже работает, но не обладает полным набором качеств настоящего профессионала, да и результативность его деятельности недостаточно высока.

Собственно профессионализм, когда человек становится профессионалом, демонстрирует стабильно высокие результаты; эта стадия включает в себя совокупность последовательно сменяемых фаз.

Суперпрофессионализм или мастерство – приближение к вершине профессиональных достижений.

«Послепрофессионализм», когда человек может остаться профессионалом в прошлом, а может оказаться советчиком, наставником для других специалистов.

Учитель XXI должен быть мастером своего дела, школа нуждается в профессионалах, так как это век новых открытий, новых технологий, нового образования.

Наличие у человека диплома, сертификата, подтверждающего уровень его квалификации – необходимое (но не достаточное) условие для последующего становления профессионализма. Человек может приобрести это свойство в результате специальной подготовки и долгого опыта работы. Но может и не приобрести его, а лишь «числиться» профессионалом.

Хотелось быть особо подчеркнуть ряд негативных качеств, которые мешают учителю, иногда и очень неплохому, стать настоящим профессионалом. Это – назидательность, завышенная самооценка, гиперсамоуверенность, снижение критического мышления, догматизм взглядов, отсутствие коммуникативной гибкости, прямолинейность, педагогическое упрямство, ориентация на социальное одобрение, низкая мотивация педагога. Если мастер скажет: «Я знаю все в своей области», начнется обратный отчет.

Современный учитель – это организатор деятельности на уроке. Обывателю на уроке кажется, что всего достигли сами ученики. И только учитель знает, какая нелегкая работа – донести до каждого ученика весь объем знаний, заставить его учиться. И чем успешнее ученики, тем ярче реализовал себя учитель, создавая развивающуюся, творческую, креативную среду.

Современный учитель – учитель – исследователь, научный руководитель учащихся. Он учит детей и одновременно учится сам, чтобы новое поколение чувствовало в Учителе человека, живущего их временем, их интересами. Как сказал американский поэт, философ Ральф Эмерсон: «Каждый встреченный мною человек в чем-то меня превосходит, и мне есть чему у него поучиться». И настоящий профессионал своего дела никогда не останавливается на достигнутом, он постоянно учится.

Профессионалы нужны в любом деле. Мне посчастливилось увидеть и почувствовать работу настоящих мастеров, чей опыт работы оказал мне неоценимую услугу. Но и молодой специалист может удивить творческим подходом, неординарностью мышления.

Я убеждена в том, что Учитель в XXI веке, как и во все предыдущие эпохи, должен быть интересной личностью, справедливым и строгим, понимающим и искренним, уважающим и ценящим своих учеников.

О профессионализме учителя можно судить по результатам учащихся на выходе из школы, по результатам выпускных экзаменов. Ведь вся работа учителя подчинена одной цели – дать детям прочные знания, привить им умение учиться и стать настоящими людьми.

Я являюсь учителем русского языка и литературы. Русский язык – это государственный язык Российской Федерации. Каждый гражданин РФ должен владеть нормами литературного языка, грамотно писать и красиво излагать свои мысли. Именно поэтому ЕГЭ по русскому языку является обязательным для всех выпускников средних учебных заведений. Вся ответственность за качество знаний обучающихся ложится на учителей русского языка и литературы. По результатам ЕГЭ последних лет мои ученики показывают хороший уровень сформированности основных компетентностей по предмету. В 2016 году из 24 учащихся выше 80 баллов получили 4 учащихся и выше 90 баллов – тоже 4 учащихся. На «3» написал один ученик. В 2017 году из 25 учащихся выше 80-ти баллов получили 5 учеников, выше 90 баллов – 8 учеников. Оценку «3» получил 1 ученик. Таким образом, за последние 2 года успеваемость моих учащихся – 100 %, а качество – 96 %. Это говорит о системной деятельности на уроке, об осознании важности получения знаний самими обучающимися. Однако предстоит еще немало работы по увеличению результативности выпускного экзамена.

Наличие «троек» тоже можно объяснить чисто субъективно. В прошлом году одна тройка была у Алиева Расула, а в этом у Гусейнова Магомеда. Это ученики, которых выдвигали на звание «Лучший спортсмен года». Большую часть учебного времени они проводили на соревнованиях различного уровня, а не на уроках. Отсюда и результат.

При подготовке к выпускному экзамену и учителя, и ученики встречаются со многими проблемами: это большой объем теоретического материала, который должен быть усвоен обучающимися, формулировка заданий, структура сочинения. Для достижения более высоких результатов мои выпускники создают накопительную папку, где собирают все необходимые для экзамена материалы. По мере подготовки к ЕГЭ в эту папку будет помещено следующее: типы заданий на ЕГЭ, таблицы, кластеры, алгоритмы выполнения всех тестовых заданий, контрольные и проверочные работы учащегося, структура сочинения, шаблоны написаний сочинений, критерии оценивания сочинений, подборка аргументов для написания задания 25. Создание такой папки – существенная помощь выпускникам для самоподготовки непосредственно перед экзаменом.

Поэтапное предъявление материала реализуется на уроках. Как рекомендует И.П. Цыбулько, создатель КИМов по ЕГЭ, на своих уроках я представляю следующие возможности:

  • Дифференцировать содержание и степень помощи ученику;

  • Организовать учебную деятельность в разных формах: индивидуальной, парной, групповой;

  • Осуществлять самоуправление и взаимоуправление учебно-познавательной деятельностью;

  • Обучаться общению со своими товарищами и учителем;

  • Работать в своем темпе и др.

Таким образом, для подготовки учащихся к ЕГЭ по русскому языку нужно постоянно, вдумчиво, целенаправленно работать над каждым заданием ЕГЭ, надо упорно и на совесть трудиться, чтобы повысить уровень подготовки обучающихся.

Рекомендую учителям русского языка отказаться от тактики «натаскивания» на тесты, а спроецировать систему мер, обеспечивающих преодоление негативных тенденций формирования качества знаний учащихся по русскому языку. Для каждого класса эти тенденции различны. Поскольку самым трудным для выпускников является написания сочинения – рассуждения, каждому учителю необходимо обеспечить урок материалами, дающими возможность учащимся тренироваться в комментировании проблематики художественных и публицистических текстов, учиться создавать вторичный текст, используя экономные и уместные способы обращения к первоисточнику. А также вводить убедительные аргументы, поддерживающие или тактично отрицающие точку зрения автора.

В заключение хотелось бы привести слова известного педагога Шалвы Амонашвили, на лекциях которого мне посчастливилось присутствовать: «Учитель, будь солнцем, излучающим человеческое тепло, будь благодатной почвой для развития человеческих чувств и сей знания не только в памяти и сознании твоих учеников, но и, в первую очередь, в их душах и сердцах…».







Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!