СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Профилактическая антисуицидальная программа

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа напрвлена предотвращение суицидального поведения у подростков. Предствлены тесты для диагностике по данной теме.

Просмотр содержимого документа
«Профилактическая антисуицидальная программа»

Утверждаю


Директор МАОУ СОШ №1


____________ И.Р.Шарафутдинова


«_ _____» __________ 2018 год



Программа

первичной профилактики суицидального поведения подростков

Педагог-психолог Орлова Наталия Тимофеевна


Пояснительная записка.

1. СОДЕРЖАНИЕ ПРОБЛЕМЫ И ОБОСНОВАНИЕ НЕОБХОДИМОСТИ ЕЕ РЕШЕНИЯ ПРОГРАММНЫМИ МЕТОДАМИ

Суицидальное поведение относится к распространенной патологии поведения подростков. Именно в этом возрасте оно отличается многообразием форм проявления: это суицидальные мысли, намерения, высказывания, угрозы. Уровень самоубийств среди российских подростков в настоящее время является одним из самых высоких в мире. Самоубийство подростков занимает третье место среди ведущих причин смертельных случаев и четвертое среди основных причин потенциальной потери жизни. Решаются на такой шаг, как правило, замкнутые, ранимые по характеру, страдающие от одиночества и чувства собственной ненужности, потерявшие смысл жизни подростки. Также причиной суицида может быть алкоголизм и наркомания, как родителей, так и самих подростков, индивидуальные психологические особенности человека, внутриличностный конфликт и т.д.

Суицидальные действия у детей часто бывают импульсивными, ситуативными и не планируются заранее. Попытки суицида являются следствием непродуктивной (защитной) адаптации к жизни – фиксированное, негибкое построение человеком или семьей отношений с собой, своими близкими и внешним миром на основе действия механизма отчуждения: попыткам разрешить трудную жизненную ситуацию непригодными, неадекватными способами. Своевременная психологическая помощь, участие, оказанное подросткам в трудной жизненной ситуации, помогли бы избежать трагедий.

Данная программа направлена на профилактику суицида и суицидального поведения среди учащихся МБОУ СОШ №1

2. ОСНОВНЫЕ ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ

Данная программа предназначена для организации профилактической и коррекционной работы по предотвращению суицидальных попыток среди учащихся разных возрастных групп в школе.

Цель настоящей программы - формирование у школьников позитивной адаптации к жизни, как процесса сознательного построения и достижения человеком относительно устойчивых равновесий отношений между собой, другими людьми и миром в целом.

Поставленная цель достигается за счёт последовательного решения следующих задач:

  1. Изучение особенностей психолого-педагогического статуса каждого учащегося с целью своевременной профилактики и эффективного решения проблем, возникающих в психическом состоянии, общении, развитии и обучении.

  2. Выявление детей, нуждающихся в незамедлительной помощи и защите и оказание экстренной первой помощи, обеспечение безопасности ребенка, снятие стрессового состояния.

  3. Создание системы психолого-педагогической поддержки учащихся разных возрастных групп в воспитательно-образовательном процессе вечерней школы так и в период трудной жизненной ситуации.

  4. Привитие существующих в обществе социальных норм поведения, формирование детского милосердия, развитие ценностных отношений в социуме.

  5. Развитие позитивного самосознания, проектирование будущей жизни.

3. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

  1. Работа с подростками, ставшими на путь социальной дезадаптации, но имеющими ближайшие перспективы её преодоления.

  2. Работа с учащимися, нуждающимися в срочной психоэмоциональной поддержке.

  3. Работа с неблагополучными семьями.

4. ПРИНЦИПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

  1. Принцип ценности личности, заключающийся в самоценности ребенка.

  2. Принцип уникальности личности, состоящий в признании индивидуальности ребенка.

  3. Принцип приоритета личностного развития, когда обучение выступает не как самоцель, а как средство развития личности каждого ребенка.

  4. Принцип ориентации на зону ближнего развития каждого ученика.

  5. Принцип эмоционально-ценностных ориентаций учебно-воспитательного процесса.

5.ОЖИДАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ

Организованная таким образом работа позволит осуществлять социальную и психологическую защиту детей, снизить количество детей с девиантным поведением и избежать суицидальных попыток. Также позволит организовать работу по оптимизации взаимоотношений в детско-родительской среде.

Умения и навыки, которыми учащимся необходимо овладеть по окончании программы:

- умение принять себя;
- навыки рефлексии, осознания себя;
- социальные навыки, способствующие эффективному взаимодействию с окружающими;
- навык решения собственных проблем.
Формы контроля эффективности - опросники, используемые как в начале работы по программе, так и по её окончанию.


Содержание программы


Содержание работы


Сроки

Ответственный


Учащиеся


Индивидуальные беседы и консультации с учащимися


В течение года

Психолог

Соц. педагог

Исследование социального статуса.

сентябрь

Классные руководители

Выявление склонности к отклоняющемуся поведению.

В течение года

Классные руководители

Исследование уровня адаптации

I полугодие

Классные руководители

Психолог

Исследование уровня тревожности

Сентябрь, апрель

Психолог

Определение личностных отклонений подросткового возраста:

  • ПДО по А. Е. Личко,

  • Опросник Басса-Дарки (агрессия)

  • Оценка способов реагирования на конфликтные ситуации.

По запросу

Психолог

Определение суицидального риска у подростков:

    1. «Выявление суицидального риска у детей» (А.А. Кучер, В.Г. Костюкевич)

    2. Опросник суицидального риска (Т.Н. Разуваевой)

Ноябрь ,апрель

Психолог

Акция «Письмо матери» (цель: гармонизация детско-родительских отношений, ШП № 16 2008)



ноябрь

Психолог

Коммуникативный тренинг «Разрешите представиться» ( 10 классы; цель: снятие тревоги первых дней и месяцев школьной жизни, смягчение процесса адаптации)

сентябрь

Психолог

Просмотр ролика «Загадка человеческой жизни»

(9,10,11 классы; цель: осознание ценности понятия «жизнь», собственных жизненных ценностей)

октябрь

Психолог

Практическое занятие с элементами тренинга «Я – личность и индивидуальность» (6,7,8,9 классы; цель: формирование у учащихся способов познания себя)

октябрь

Психолог

Тренинг для учащихся «Агрессия (работа с гневом)» (8,9,10,11 классы; цель: выбор приемлемых способов разрядки гнева и агрессии, реагирование на негативные эмоции)

декабрь

Психолог


Практическое занятие «Конфликт и пути его разрешения» (8,9 классы; цель: развитие умения понимать причины конфликтов и способы их разрешения)

январь

Психолог


Классный руководитель


Практическое занятие «Эмоциональное состояние и приемы саморегуляции» (7-11 классы; цель: обучение навыкам саморегуляции, самоконтроля, повышение уверенности в себе, в своих силах)

февраль

Психолог

Классный руководитель



Практическое занятие с элементами тренинга «Семья как ценность» (10,11,12 классы; цель: осознание ценности понятия «семья»; помощь в установлении взаимопонимания с родителями)

март

Психолог


Классный руководитель


Психолого-педагогическая поддержка выпускников в период подготовки к ЕГЭ и ГИА

В течение года

Классный руководитель

Психолог

Открытка от одиночества (цель: формирование чувства уверенности в собственных силах, способности справиться с жизненными проблемами самостоятельно, развитие эмпатии; 10 класс, ШП №39 2003)

апрель

Психолог


Классный руководитель


Комплексная программа первичной профилактики наркозависимости, алкоголизма и табакокурения «Сталкер»

По запросу

Психолог

Классный руководитель




Педагоги


Повышение психолого-педагогической компетенции всех участников УВП.

В течение года

Методист

Психолог

Соц. педагог

Информирование педагогов по теме «Психологические аспекты адаптации учащихся»

сентябрь

Психолог

Информирование педагогов по теме «Жестокое обращение с детьми. Насилие сексуального характера»

ноябрь

Психолог

Информирование педагогов по теме «Факторы суицидального риска у подростков»

декабрь

Психолог

Семинар «Конфликт»

февраль

Психолог

Семинар «Акцентуации характера подростка»

март

Психолог


Родители


Составление базы данных по социально-неблагополучным семьям.

Лекция для родителей «Причины суицида»

сентябрь

Соц. Педагог

Классные руководители

Выявление и реабилитация несовершеннолетних и их семей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации.

В течение года

Психолог

Соц. педагог

Информационная и организационно - посредническая помощь семьям, находящимся в социально – опасном положении: содействие в получении статуса многодетной, малоимущей семьи, помощь в оформлении опеки над несовершеннолетним.

В течение года (по запросу)

Соц. Педагог

Психолог

Проведение рейда по семьям учащихся группы «риска».

По запросу

Психолог

Соц. Педагог

Инспектор ОДН

Индивидуальные консультации и беседы с родителями семей социального риска.

В течение года

Психолог

Соц. педагог

Родительское собрание «Адаптация и дезадаптация детей в школе»

октябрь

Администрация

Психолог

Групповая консультация «Роль семьи в профилактике экзаменационного стресса».

февраль

Психолог


Выявление сферы проблем и ресурсов в отношениях между родителями и детьми:

  • Анализ семейного воспитания (Э. Г. Эйдемиллер),


По запросу

Психолог



Литература:

1. Алиева М.А. Тренинг развития жизненных целей (Программа психологического содействия успешной адаптации), С-Пб, 2007 – 215 с.

2.  Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено [Электронный ресурс]. – URL: http://eais.rkn.gov.ru/ (дата обращения: 01.11.2013).

3.   Интернет-служба экстренной психологической помощи МЧС России // Портал МЧС России [Электронный ресурс]. – URL: http://www.psi.mchs.gov.ru/ (дата обращения: 01.11.2013).

4.   Любов Е.Б. СМИ и подражательное суицидальное поведение. Часть I. // Суицидология. – 2012. № 3. – С. 20–29.

5.   Любов Е.Б. СМИ и подражательное суицидальное поведение. Часть II. Предупреждение самоубийств: ресурсы профессионалов СМИ // Суицидология. – 2012. – № 4. – С. 10–22.

6. Синягин Ю.В., Синягина Н.Ю.. Детский суицид. Психологический взгляд. КАРО, С- Пб, 2006. – 176 с.

7. Фесенко Н, Олейко Н. Акция «Письмо матери»// Школьный психолог, 2008, №16




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!