СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Профилактическая программа "Здоровье детям"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Состояние здоровья подрастающего поколения – важнейший показатель благополучия общества и государства, не только отражающий настоящую ситуацию, но и дающий прогноз на будущее. Трудовые ресурсы, безопасность страны, политическая стабильность, экономическое благополучие и морально-нравственный уровень населения непосредственно связаны с состоянием здоровья детей, подростков, молодежи.

Просмотр содержимого документа
«Профилактическая программа "Здоровье детям"»


Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение Мастюгинская основная общеобразовательная школа










Профилактическая программа


"Здоровье детям"




2016 – 2020г.




Составитель: учитель начальных классов Весельева В.В.






с.Мастюгино


2016



Введение

Состояние здоровья подрастающего поколения – важнейший показатель благополучия общества и государства, не только отражающий настоящую ситуацию, но и дающий прогноз на будущее. Трудовые ресурсы, безопасность страны, политическая стабильность, экономическое благополучие и морально-нравственный уровень населения непосредственно связаны с состоянием здоровья детей, подростков, молодежи.
Интенсификация обучения – один из главных факторов неблагополучия здоровья учащихся – проявляется в разных формах. Один из самых травматичных факторов для здоровья школьников – общая стрессогенная система организации образовательного процесса и проведения уроков многими учителями. До 80% учащихся постоянно или часто испытывают учебный стресс. Отсюда стремительно ухудшающиеся показатели нервно-психического и психологического здоровья.

Неэффективно построенная система физического воспитания приводит к снижению двигательной активности школьников, выраженной гипокинезии, лежащих в основе нарушения обмена веществ, приобретения избыточной массы тела, эндокринных заболеваний и многих других недугов.


Обязательными компонентами государственной политики в области охраны и укрепления здоровья  детей и подростков являются:

  1. научно-методическое обеспечение;

  2. законодательная база и подзаконные акты, обеспечивающие  сохранение и укрепление здоровья в процессе обучения и воспитания;

  3. создание  условий для благоприятного роста и развития детей в школе;

  4. использование здоровьесберегающих образовательных технологий;

  5. формирование здорового образа жизни подрастающего поколения;

  6. эффективное медицинское обеспечение в школе.

Можно выделить различные стратегии работы школ по сохранению и укреплению здоровья учащихся:

  1. стратегия вынужденных мер;

  2. стратегия формирования здоровьесберегающего пространства школы (реализуется в форме медицинской и психолого-педагогической модели).

Обе модели не являются антагонистическими по отношению друг к другу и в идеальном варианте дополняют друг друга. Но под здоровьесберегающими образовательными технологиями понимаются технологии, реализующие модель здоровьесберегающей педагогики. Она не является альтернативой всем другим педагогическим системам и подходам (педагогике сотрудничества, личностно ориентированной педагогике и др). Главная отличительная особенность здоровьесберегающей педагогики – приоритет здоровья, т.е. грамотная забота о здоровье как обязательное условие образовательного процесса.
Приведенный далее перечень принципов здоровьесберегающей педагогики нельзя считать исчерпывающим, но несоблюдение любого из них нанесет ущерб проводимой работе в целом, а иногда и сведет на нет ее здоровьесберегающий эффект.

  1. Принцип ненанесения вреда.

  2. Принцип приоритета действенной заботы о здоровье учащихся и педагогов.

  3. Принцип триединого представления о здоровье.

  4. Принцип непрерывности и преемственности.

  5. Принцип субъект-субъектного взаимоотношения с учащимися.

  6. Принцип соответствия содержания и организации обучения возрастным особенностям учащихся.

  7. Принцип сочетания охранительной и тренирующей стратегий.

  8. Принцип формирования ответственности.

  9. Принцип отсроченного результата.

  10. Принцип контроля результатов.

Данные принципы помогут правильно организовать образовательный процесс и постепенно разрешать следующие проблемы:

  1. проблему учебных перегрузок школьников, приводящих к состоянию переутомления;

  2. проблему организации физической активности учащихся, профилактики гиподинамии;

  3. проблему питания школьников;

  4. проблему охраны и укрепления психологического здоровья учащихся (предупреждение школьных стрессов, распространения среди учащихся вредных привычек, зависимостей и т.д.);

  5. проблему формирования культуры здоровья учащихся и компетентности педагогов в вопросах здоровья и здоровьесберегающих технологий.

  6. проблему организации сотрудничества с родителями учащихся по вопросам сохранения и укрепления здоровья их детей.

Наиболее перспективны в разрешении данных проблем следующее здоровьесберегающие технологии:

  1. медико-гигиенические (МГТ);

  2. физкультурно-оздоровительные (ФОТ);

  3. экологические здоровьесберегающие (ЭЗТ);

  4. обеспечения безопасности жизнедеятельности (ТОБЖ);

  5. здоровьесберегающие образовательные (ЗОТ).

Классификация здоровьесберегающих технологий может строиться и на других основаниях. По характеру действия технологии разделяются на  4 группы.

  1. Защитно-профилактические технологии (направлены на защиту человека от неблагоприятных для здоровья воздействий).

  2. Компенсаторно-нейтрализующие технологии (при их использовании ставится задача восполнить недостаток того, что требуется организму для полноценной жизнедеятельности, или хотя бы частично нейтрализовать негативные воздействия в тех случаях, когда полностью защитить человека от них не представляется возможным).

  3. Стимулирующие технологии (позволяют активизировать собственные силы организма, использовать его ресурсы для выхода из нежелательного состояния).

  4. Информационно-обучающие технологии (обеспечивают учащимся уровень грамотности, необходимый для эффективной заботы о здоровье – своем и своих близких, помогают в воспитании культуры здоровья).

Здоровьесберегающие образовательные технологии составляют технологическую основу здоровьесберегающий педагогики. Определить их представляется возможным, исходя из родового понятия – образовательные технологии.
ЗОТ – качественная характеристика любой образовательной технологии, ее "сертификат безопасности для здоровья", это совокупность тех принципов, приемов, методов педагогической работы, которые дополняют традиционные технологии обучения, воспитания, развития задачами здоровьесбережения.

Программа "Здоровье детям"

Цели: объединение усилий педагогов, родителей, самих учащихся по улучшению здоровья; формирования здорового образа жизни школьников.
Задачи:
- формировать основы здорового образа жизни у школьников;
- прививать ребенку навыки заботы о своём здоровье;
- приучать детей адекватно реагировать на опасные ситуации окружающей среды;
- усиливать работу с родителями по формированию здорового образа жизни ребёнка;
- активизировать психолого-социальную помощь детям;
- развивать физическую культуру, спорт, туризм.

1. Организационно-массовая работа
1. Проводить диагностику физического развития и здоровья детей (медработники — 2 раза в год).
2. Обеспечить отбор форм организации урочной и внеурочной работы, методов обучения и воспитания, способствующих сохранению и укреплению здоровья детей и подростков (учителя школы – постоянно).
3. Включать в структуру учебных и воспитательных занятий оздоровительные элементы (учителя школы – постоянно).
4.Предусмотреть открытие факультативов, кружков по программе обучения учащихся основам здоровой и счастливой жизни. (директор школы– постоянно).
5. Проводить углубленные медицинские осмотры детей и подростков узкими специалистами (директор школы, медработники —1 раз в год).
6. Анализировать состояние здоровья детей и подростков на заседании педсовета школы (медработники — январь, ежегодно).
7. Обеспечить выполнение учебных программ по проведению специальных занятий, касающихся вопросов полового воспитания, профилактики СПИДа, привитие гигиенических правил, основных принципов ЗОЖ (директор школы - постоянно).
8. Регулярно проводить Дни (Недели) здоровья (директор школы, классные руководители – апрель).

2. Методическая работа
1. Учителям школы, классным руководителям использовать основные направления воспитательной работы (январь – февраль).
2. Периодически обсуждать с учителями школы работу по реализации программы (администрация школы).
3. Обеспечить соблюдение гигиенических требований к составлению расписания учебных занятий (администрация – постоянно).
4. Выполнять гигиенические требования к организации обучения и воспитания детей (администрация – постоянно).
5.Практиковать выступления врачей-специалистов на классных часах и уроках биологии по привитию учащимся основных принципов ЗОЖ (ТМО, администрация – постоянно).
6.Оказывать организационную, методическую помощь детским организациям, органам ученического самоуправления, общественным организациям в формировании у молодёжи ЗОЖ (администрация, классные руководители – ежегодно).

3. Пропаганда здорового образа жизни
Мероприятия по профилактике СПИДа, венерических заболеваний
1. Обеспечить тематической информацией педагогический и ученический коллективы по вопросам профилактики СПИДа и венерических заболеваний (ТМО, администрация, учителя биологии — постоянно).
2. Предусмотреть проведение мероприятий, акций, приуроченных к ежегодному Всемирному Дню профилактики СПИДа (1 декабря).
3. Классным руководителям наметить в планах различные формы нравственно-полового воспитания учащихся (администрация, классные руководители — постоянно).
4. Использовать культурно-просветительские мероприятия для работы по профилактике СПИДа, венерические заболеваний, по повышению общей культуры учащихся, формированию ЗОЖ (постоянно).
5. Определить содержание и формы внеклассной и внешкольной работы с детьми и подростками по пропаганде ЗОЖ, подготовке к семейной жизни (классные руководители — постоянно).
Профилактика близорукости и оздоровление детей и подростков с нарушением зрения
1. Проводить инструктаж учителей, классных руководителей по вопросам профилактики близорукости у детей (медработники — ежегодно).
2. Широко внедрять методы массовой профилактики нарушения зрения, во время занятий проводить комплекс упражнений для глаз (администрация, учителя — постоянно).
3. Проводить систематическую работу по выполнению санитарно-гигиенических правил, направленных на укрепление и охрану здоровья детей и охрану зрения (администрация).
Профилактика курения, алкоголизма, наркомании
1. Вести информационно-пропагандистскую работу по разъяснению последствий употребления табака, алкоголя и наркотиков для нравственного и физического здоровья ребенка и его окружения (администрация, медработники — постоянно).
2. Использовать массовые, коллективные и индивидуальные формы работы, наглядные пособия, видеоматериалы и аудиозаписи (администрация, классные руководители — постоянно).
3. Проводить совместные с общественными организациями, медработниками мероприятия, акции к ежегодному Международному дню борьбы с курением —31 мая (администрация, ТМО – ежегодно).
4.Предусматривать мероприятия по формированию ЗОЖ и профилактике употребления табака, алкоголя и наркотиков (администрация, классные руководители — ежегодно).
5. Организовать тематические выставки научно-популярной литературы по проблемам курения, алкоголизма, наркомании (библиотекарь школы — постоянно).

4. Здоровье и окружающая среда
1. Принимать участие в международных экологических акциях (администрация — постоянно).
2. Обеспечить участие детей и подростков в операции "Зеленая аптека" (администрация, классные руководители — постоянно).
3. Проводить операции: "Первоцвет", "Цвети земля" (администрация, учителя биологии).
4. Обеспечить проведение конкурса плакатов и рисунков на тему "Сохраним нашу Землю голубой и зеленой" (классные руководители, учителя биологии).
5. Практиковать конкурсы, викторины с использованием Книг рекордов "Где, когда, почему?" (классные руководители, учителя биологии —1 раз в год).
6. Организовывать выставки конструкций, поделок, изготовленных из бросовых и подручных материалов (классные руководители— 1 раз в год).
7. Проводить классные часы, беседы на темы: "Птицы — наши друзья", "Лес – наше богатство", "Что мы оставим потомкам?", "Существует ли зависимость между здоровьем и окружающей средой?", "Как уберечь себя от нитратов?", "Экология и мы" (классные руководители, учителя химии, биологии — ежегодно).
8. Обеспечить формирование представления о запасах энергетических и сырьевых ресурсов, глобальных проблемах человечества, воспитании бережного отношения к природным богатствам, окружающей среде, материальным ресурсам, об охране памятников природы (классные руководители, учителя химии, биологии — ежегодно).
9. Вовлекать детей в практическую деятельность по охране окружающей среды (классные руководители — ежегодно).
10. Знакомить учащихся с основными правилами поведения в природе, формировать у них готовность и умение заботиться о зеленых насаждениях, ухаживать за птицами, животными (классные руководители, биологи — ежегодно).
11. Вести работу по изучению флоры и фауны района (администрация, учителя биологии — постоянно).
12. Формировать умения и навыки, необходимые для изучения и оценки экологического состояния среды (учителя биологии — постоянно).
13. Практиковать работу кружков по следующим направлениям: "Лекарственные растения", "Охрана растительного и животного мира", "Зеленые насаждения и окружающая среда" (администрация — ежегодно).
14. Организовать походы выходного дня на лоно природы (администрация, классные руководители — ежегодно).

5. Укрепление здоровья детей
1. Определить количество детей, которые имеют право на бесплатное оздоровление и санитарно-курортное лечение (администрация, медработники — постоянно).
2. Проводить оздоровление детей в школьных лагерях, санаториях области (администрация — ежегодно).
3. Усилить работу по наблюдению за здоровьем, питанием, воспитанием детей в социально неблагополучных семьях (администрация, медработники— постоянно).

6. Санитарно-технические и санитарно-гигиенические
мероприятия  по охране здоровья детей
1. Рассаживать учащихся с учетом состояния здоровья и роста (медработники, классные руководители — постоянно).
2. Контролировать соблюдение режима проветривания в учебном классе и кабинете (администрация — постоянно).

7. Организация питания
1. Для обеспечения рационального и сбалансированного питания школьников разрабатывать недельные, перспективные меню для различных возрастных групп в соответствии с рекомендациями (организация питания в учебных заведениях) (работники школьной столовой — постоянно).
2. Систематически осуществлять контроль качества блюд (администрация, медработники — постоянно).
3. Обеспечить участие детей и подростков в операции "Зеленая аптека", практиковать сбор в лесах (администрация — постоянно).


8. Работа с родителями
1. Организовывать встречи родителей и работников ГАИ по профилактике ДТП с участием детей (директор—1 раз в год).
2. Включить в план работы с родителями изучение и реализацию законов: "Об охране и использовании животного мира", "Об охране атмосферного воздуха" и др. (администрация, классные руководители — ежегодно).
3. Обеспечить изучение с родителями на лекториях следующих тем: "Основные принципы ЗОЖ и методика их формирования", "О пагубном влиянии курения, употребления алкоголя и наркотиков на здоровье человека", "Профилактика заразных, кожно-венерических заболеваний и СПИДа", "Актуальные вопросы сохранения сексуального здоровья детей" и др. (администрация, ТМО — ежегодно).
4. Постоянно доводить до сведения родителей результаты медицинского осмотра школьников узкими специалистами, содействовать выполнению рекомендаций врачей (медработники, классные руководители — ежегодно).

9. Физкультурно-оздоровительная работа
Работа с кадрами
1. Анализировать состояние физического воспитания учащихся на педсовете (администрация —2 раза в год).
2. С целью повышения квалификации физкультурных кадров организовать конкурс педагогического мастерства учителей физкультуры (администрация — постоянно).
3. Проводить диагностику физического развития и здоровья детей (администрация — ежегодно).
4. Организация профориентационной работы среди учащихся по специальности "Физическая культура" (администрация, учителя физкультуры — постоянно).
5. Проводить работу по подготовке физического актива (учителя физкультуры — постоянно).
6. Организовать поиск и подготовку одаренных в спортивном отношении детей для передачи их в высшее звено спортивной подготовки (учителя физкультуры — постоянно).
Учебная работа
1. Обеспечить отбор форм организации урочной и внеклассной работы, способствующих сохранению и укреплению здоровья детей и подростков (учителя школы — постоянно).
2. Включать в структуру учебной и воспитательной работы элементы оздоровительной направленности (учителя школы — постоянно).
3. Организовать углубленное медицинское обследование детей и подростков (администрация, медработники, ТМО – 2 раза в год).
4. Обеспечить выполнение программ по физической культуре детьми СМГ (администрация, учителя физкультуры — постоянно).
5. Проводить пропагандистскую работу среди учителей и подростков о вреде курения, алкоголя, наркотиков для организма человека и о перспективе занятий физической культурой и спортом (учителя физкультуры, биологии — постоянно).
Спортивно-массовая работа
1. Организовать смотр-конкурс уровня физической подготовленности учащихся (учителя физкультуры, администрация — май, ежегодно).
2. Проводить конкурс на высший зачетный балл среди выпускников 4, 9 классов (учителя физкультуры, администрация – май, ежегодно).
3. Обеспечить качественное проведение уроков физкультуры, физкультурно-оздоровительных мероприятий в режиме учебного дня, внеклассных и внешкольных занятий физкультурной и спортом (администрация — постоянно).
4. Организовать проведение дней и Недель здоровья, соревнований по ОФП (администрация, учителя физкультуры — постоянно).
5.Проводить физкультурно-оздоровительные и спортивно-массовые мероприятия во время каникул "Каникулы – пора спортивная" (администрация, учителя физкультуры – май, ежегодно).
6.Обеспечить систему стимулирования занятий физкультурой‚ спортом (администрация – постоянно).




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!