СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Профилактическая работа с трудным ребенком

Категория: Психологу

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цели программы:

1.Создание в школе условий, которые не провоцируют отклоняющегося поведения, а расширяют безопасное для ребенка пространство, где ему хорошо и интересно;

2.Коррекция взаимоотношений в семье, формирование у родителей позиции доверия к школе;

Просмотр содержимого документа
«Профилактическая работа с трудным ребенком»

Программа профилактики и коррекции девиантного поведения обучающегося 4 «В» класса КОУ «НС (к) НОШ VII вида»

____________18.01.2002 года рождения.


Цели программы:

1.Создание в школе условий, которые не провоцируют отклоняющегося поведения, а расширяют безопасное для ребенка пространство, где ему хорошо и интересно;

2.Коррекция взаимоотношений в семье, формирование у родителей позиции доверия к школе;

Задачи:

1.Оказать своевременную психолого – педагогическую поддержку ребенку, оказавшемуся в сложной жизненной ситуации.

2.Способствовать формированию у детей “здоровых” моделей образа жизни, предоставляющих возможности для реализации личностного потенциала;

3.Способствовать повышению психолого-педагогической компетентности взрослых (родителей, педагогов и всех работников школы);



Пояснительная записка

Ребенок обучается в школе с первого класса. В третьем классе со второго полугодия начались проблемы – посещения занятий, мотивированы были частыми болезнями, уровень школьной мотивации был хороший, преобладала учебная активность и наличие познавательных мотивов. В коллективе сверстников «принятый». Во втором полугодии 2013-2014 учебного года по настоянию мамы переведен в другой класс. Причиной перевода явилось заявление мамы, что ребенок непринят учителем. Этому предшествовали частые пропуски занятий, по выяснению причины были выезды социального педагога на дом к обучающемуся, на что мама реагировала отрицательно. Далее был задействован педагог-психолог, которому мама выразила своё отрицательное отношение к классному учителю, что она предвзято относится к ребенку. По причине пропусков были предъявлены справки с детской поликлиники о болезни. В 2013-2014 учебном году ситуация обострилась - так как Мариус стал реже посещать занятия по той же причине (болезни). В медицинской карте диагноз: ОНР, дизартрия, дискенезия кишечника.

В целом ребенок доброжелательный, спокойный, контактный. Социальную дистанцию удерживает. Может давать адекватную оценку собственной деятельности.

Особенности развития сенсорных систем:

ведущей системой восприятия является визуальная;

концентрация внимания соответствует среднему уровню;

устойчивость  и  распределение  внимания  находится на среднем уровне;

объем зрительной и слухоречевой памяти соответствует возрастной норме.

Тип нервной системы — среднеслабый. Требуется незначительное время на врабатываемость в задание, после чего наступает довольно длительный продуктивный период деятельности, который совпадает примерно с первой половиной урока. Темп психической деятельности соответствует средне нормативным границам.

Эмоционально-личностная сфера характеризуется средним уровнем тревожности, что является нормой, уровень учебной мотивации на начало учебного года - высокий, что свидетельствовало о высокой школьной мотивации, учебной активности и наличии познавательных мотивов, предъявляемые требования воспринимает адекватно, выполняет поручения без внешнего контроля. По результатам промежуточной диагностики уровень школьной мотивации снизился, перешёл в средний уровень, что свидетельствует о положительном отношении к школе, учащийся выполняет поручения, но требуется контроль, на уроках сосредоточен и внимателен при выполнении заданий в зависимости от интереса. Мариус имеет адекватную самооценку. Так же по диагностике выявлено, что конфликтных отношений с учителем нет (вопрос №8 «Как ты относишься к своему классному руководителю?).

Варианты ответов:

1) Мне нравится наш классный руководитель. 2) Не знаю, затрудняюсь ответить. 3) Я хотел бы, чтобы у нас был другой классный руководитель. Был выбран вариант ответа «Мне нравится наш классный руководитель».

Условия семейного воспитания. Состав семьи – 2-а человека: мама - Туркина Наталья Владимировна г.р. на данный момент неработающая. Жилищные условия семьи - однокомнатная квартира. Спальное место – Мариус спит на полу. Уроки учит на кухне. Мама в учебном процессе помочь не может т.к. окончила школу VIII вида. Наблюдается бесконтрольность к ребенку (если со слов мамы Мариус болеет, то при посещении семьи, ребенка нет дома, он гуляет).

По результатам диагностики теста-опросника Родительского отношения (авт. А.Я.Варга, В.В.Столин) ребенок «принятый», мать проявляет искренний интерес к тому, что интересует ребенка, испытывает постоянную тревогу за него, стремится удовлетворить его потребности. Шкала «Контроль» имеет низкий балл, что свидетельствует о том, что контроль за действиями ребенка со стороны взрослого человека практически отсутствует, что может быть не очень хорошо для обучения и воспитания. Стили семейного воспитания (классификация Д. Баумринд модифицированный Э.Маккоби, Д.Мартин)- попустительский, воспитанный в таком стиле ребенок не научен, контролировать себя и своё поведение. 

Следовательно, со стороны мамы попустительский стиль воспитания, бесконтрольность, вследствие чего Мариус может пропускать занятия - низкий уровень самоконтроля. Нет самостоятельности.






Психологическое представление

на обучающегося 4 «В» класса КУ « Нефтеюганская специальная коррекционная начальная общеобразовательная школа VII вида»

Туркина Мариуса Аруно.


Общие сведения о ребенке:

-фамилия, имя, отчество: Туркин Мариус Аруно.

-дата рождения:18.01.02 г.

-срок обучения в данном образовательном учреждении: 4-й год.

Семья ребенка (взаимоотношения ребенка с другими членами семьи) стиль семейного воспитания попустительский.

Особенности деятельности:

-предметная - функциональное манипулирование и использование предметов;

-игровая - умеет создавать игровые ситуации, принимает игровые роли;

-продуктивные виды деятельности: рисование, лепка, аппликация – владеет карандашом, ножницами, кистью.

Особенности познавательной сферы – социально адаптирован, контактен. Испытывает слабый интерес в познании, темп работы средний, равномерный.

Особенности внимания: (результаты диагностики): методика «Корректурная проба», автор Бурдон. Качественный анализ: легко привлекается, инструкцию удерживает. Средняя концентрация на объекте. Продуктивность, переключение средний уровень.

Особенности восприятия: пространственные представления сформированы, называет расположение предметов относительно себя, называет времена года, соотносит их последовательность, соотносит части суток. Ориентирован в схеме собственного тела. Формы, цветовые оттенки, величины – воспринимает. Ориентирован на выполнение задания на плоскости листа.

Особенности памяти:

- преобладающий тип памяти - специфический, с преобладанием зрительной;

- лучше запоминает цифры.

Объём слухоречевой кратковременной памяти 5 слов, долговременная память 5 слов. Качественный анализ: скорость запоминания и воспроизведения слов средняя.

Особенности мышления: сформировано на среднем уровне. Способен обобщать, классифицировать, делать выводы, устанавливает причинно-следственные связи, идет снижение за счет пропусков занятий, мотивирует частыми болезнями.

Особенности речи: уровень развития речи средний. Средняя речевая активность, не все­гда в соответствии с образностью ситуации. Качество произношения, объём активного и пассивного словаря, разверну­тость речевого высказывания, степень развернутости ответов соответствует уровню развития. Речь эмоциональная. Предложения строит грамматически верно, владеет пересказом, умеет составлять рассказы по картинкам, дает полные развернутые ответы. Речь достаточно выразительная.

Математические представления: новый учебный материал не усваивает в соответствии с программными требованиями. Полученные знания не может применить во внеурочной деятельности (т.к. много пропусков).

Знания и представления об окружающем: новый учебный материал не усваивает в соответствии с программными требованиями. Полученные знания не может применить во внеурочной деятельности.

Особенности личностного развития:

Эмоционально – волевая сфера:

Мотивация к обучению преобладает учебная. Демократичный тип социальных связей.

Эмоциональная уравновешенность: уравновешенный.

Гиперактивность: нет.

Двигательная расторможенность: присутствует.

Адекватность самооценки: адекватная.

Уровень тревожности: норма.

Упрямство, устойчивость собственного мнения: присутствует.

Самоконтроль: снижен.

Адаптивные способности: социально адаптирован - коммуникативен, погруженности в себя не наблюдается, открыт для общения, адаптирован в школьном коллективе. Активность и самостоятельность познаватель­ной и социальной деятельности снижена.

Умение учиться, обучаемость:

Отношение к школе и учебной деятельности: в целом поло­жительное.

Особенности мотивации: стремление к похвале, поощре­нию.

Особенности поведения: соблюдает нормы поведения в классе, школе.

Наличие вредных привычек: не замечено.

Психологическое заключение – базовые психологические процессы находятся в пределах возрастной нормы, уровень психологического развития средний, требуется побуждение и одобрение, постоянный контроль со стороны взрослого. Снижен уровень самоконтроля.

Психологическое сопровождение Туркина Мариуса.

Возрастные периоды

«Группа риска»

психодиагностика

Коррекционно –развивающая работа

Работа с родителями

(психолого-педагогическая грамотность)

Работа с педагогами

1 класс

( проблем не было)

Диагностика уровня школьной тревожности (авт. Темпл, Дарки, Амен);

2. Анкета школьной мотивации (авт.Н.Г. Лускановой.);

3.Методика «Лесенка» самооценка (авт. В.Г. Щур).


«Программа занятий по организации процесса адаптации первоклассников к школьному обучению».

1.Психологическое просвещение: родительское собрание «Адаптационный период первоклассников»;

«Итоги первичной диагностики»;

-«Возрастные особенности младшего школьника»;

2.Клуб начальных знаний: - «Мой особенный ребенок»;

-«Общаться с ребенком как?».

Определение особенностей ВПФ ( памяти. внимания, словесно-логического мышления), ЭВС ( уровня учебной мотивации. самооценки, уровня школьной тревожности), особенности развития и обучения, разработка индивидуального образовательного маршрута

.Выступление на педагогическом консилиуме по предоставлению на шПМПК.

2 класс

Проблем не было.

Диагностика уровня школьной тревожности (авт. Темпл, Дарки, Амен);

2. Анкета школьной мотивации (авт.Н.Г. Лускановой.);

3.Методика «Лесенка» самооценка (авт. В.Г. Щур

Фронтальные занятии по развитию высших психических процессов ( памяти. внимания, словесно-логического мышления)


Определение особенностей ВПФ ( памяти. внимания, словесно-логического мышления), ЭВС ( уровня учебной мотивации. самооценки, уровня школьной тревожности), особенности развития и обучения, разработка индивидуального образовательного маршрута


3 класс

I полугодие – проблем не было.

Диагностика уровня ВПФ(памяти -«Опосредованное запоминание (по А.Н.Леонтьеву)- Лурия «10 слов».

-Диагностика Зрительной памяти

(Карпова Г., Артемьева Т., стр.56);

-Диагностика

Слуховой памяти Карпова Г., Артемьева Т.,стр.57)

-«Оценка оперативной слуховой памяти», Немов (3ч.), стр. 187;

. внимания «Корректурные пробы Бурдона» -, словесно-логического мышления авт.Э.Замбацявичене

.)школьной тревожности (авт. Темпл, Дарки, Амен);

2. Анкета школьной мотивации (авт.Н.Г. Лускановой.);

3.Методика «Лесенка» самооценка (авт. В.Г. Щур

Фронтальные занятии по развитию высших психических процессов ( памяти. внимания, словесно-логического мышления)


Определение особенностей ВПФ ( памяти. внимания, словесно-логического мышления), ЭВС ( уровня учебной мотивации. самооценки, уровня школьной тревожности), особенности развития и обучения, разработка индивидуального образовательного маршрута


II полугодие - пропуски)

Ребенок, характеризующийся пропусками занятий (по болезни).

1.Анкета школьной мотивации Н.Г. Лускановой.

2.Социометрия авт. Дж. Морено.

3. «Школьная тревожность» авт. Филипс.

Индивидуальные занятии по развитию Эмоционально-волевой сферы ( повышение уровня самоконтроля)

Индивидуальное консультирование по результатам промежуточной диагностики. Психологическое просвещение родителей «КНЗ».

«Стили воспитания детей».

Консультация для классного руководителя, воспитателя ГПД.

4 кл.

Выявленная причина:

1.Анкета школьной мотивации Н.Г. Лускановой.

2.Социометрия авт. Дж. Морено.

3. «Школьная тревожность» авт. Филипс.

4. Учет пропусков занятий

Программа психокоррекционной работы с детьми "группы риска".

Совместная работа с детьми "группы риска" в воспитательных мероприятиях, содействующих проявлению познавательной активности, обеспечивающих переживание успеха.

Индивидуальное консультирование родителей.

1. «Дисциплина в жизни ребенка»

2. « Методы семейного воспитания».

3.»Развиваем ответственность детей».

4. « Я и мой ребенок – поиск взаимоотношений»

5. «Почему дети не хотят учиться» (Воспаление хитрости - психосоматика).

6. « Как не «просмотреть» ребенка?».

7. «Трудные дети» советы психолога.

8. тренинг «Эффективность родительского воспитания».

Привлечение в работе малого педагогического совета.

Психологическое просвещение родителей группа общения №1 « Стили воспитания детей», группа общения №2 «Как на самом деле любить детей»

Клуб начальных знаний

« Подготовка к ТПМПК».

Приглашение на ТПМПК

Консультирование классного руководителя.

1 четв.

Ребенок, характеризующийся пропусками занятий (по болезни).

2 четв.

3 четв.

4 четв.



Фактические результаты/гистограмма, описание и т.д./

  1. Описание ситуации: ребенок часто болеющий, а также пропускающий занятия без уважительной причины.

  2. Со слов матери не принимаемый учителем (переведен в другой класс), ситуация не изменилась - пропуски продолжаются.

  3. Со слов Мариуса болеет, часто идет кровь носом.

Выявленные противоречия, проблемы

Возможные причины противоречий/проблемы

Возможные пути решения

Исполнитель

Целевые задачи на апрель-май 2013-2014 уч. год.

1.Не хочет ходить по причине непринятия учителем (со слов мамы).

2.Манипулирует матерью.

1.Частоболеющий.

2.Стиль семейного воспитания – попустительский.

1Психологическое консультирование с целью помочь ребенку разобраться в своих проблемах и подсказать, как их можно было бы решить.

Классный руководитель, социальный педагог, педагог — психолог

1.Создание в школе, классе условий, которые не провоцируют отклоняющегося поведения, а расширяют безопасное для ребенка пространство, где ему хорошо и интересно

2.Коррекция взаимоотношений в семье, формирование у родителей позиции доверия к школе;

3. Развивать самоконтроль ( для посещения школы самостоятельно)

2.Индивидуальные беседы с обучающимся с целью помочь ему совершать более осознанные поступки.

Классный руководитель, социальный педагог, педагог — психолог

3.Выявление проблем семейного воспитания (наблюдение, беседы, анкетирование).

Классный руководитель, социальный педагог, педагог — психолог















Модель сопровождения участников образовательного процесса:

Субъект

Вид деятельности

Сроки

Куратор педагог-психолог

Администрация школы

1.Организация встреч на правовые темы с сотрудниками ОДН, КДН, прокуратуры.

2. Контроль посещаемости занятий.
3.Контроль текущей успеваемости.
4. Организация встреч учителей и специалистов школы с родителями, индивидуальные беседы с учащимися.

В течение года

Классный руководитель

1.Контроль текущей успеваемости.
2. Контроль посещаемости занятий.
3. Оказание педагогической помощи в ликвидации пробелов в знаниях, умениях и навыках проблемных детей
4. Вовлечение учащихся в объединения дополнительного образования в школе и вне школы, в общественно-полезную деятельность.

5. Информирование всех заинтересованных в проф. работе лиц (зам. директора, социального педагога, педагога-психолога, педагогов школы) о необходимых особенностях ребёнка или фактах.
5. Приглашение родителей и детей на Совет по профилактике.

В течение учебного года.





В течение учебного года.




В течение учебного года.




В течение учебного года.

Социальный педагог

1.Выявление случаев раннего неблагополучия детей группы риска (начиная с первого класса)
2.. Составление социального паспорта классов,

3.Составление характеристик на детей группы риска

4.Разработка рекомендаций по воспитанию детей и улучшению взаимодействия.

5. Проведение профилактических бесед, разбор конфликтных ситуаций.

I полугодие.



Сентябрь.


В течение учебного года.




В течение учебного года

родители

1. Проведение консультаций для родителей.
2. Участие «Управляющего совета» в воспитательной работе школы с проблемными детьми и неблагополучными семьями.
3. Разработка рекомендаций по воспитанию детей и улучшению взаимодействия.
4. Оформление информационных стендов, буклетов.

В течение учебного года.






В течение учебного года

















Программа занятий направлена на то, чтобы помочь ребенку со сложностью в формировании самоконтроля пройти этот путь.

Цель: формирование самоконтроля у младших школьников.

Задачи:

  • формирование самоконтроля в поведении, повышение ответственности посещения занятий.

  • сближения функции самоконтроля с умственной деятельностью,

  • формирования самоконтроля в общении,

  • формирование коммуникативных навыков.

План – сетка занятий.

№ п/п

С ребенком

С родителями

Сроки

1

«Новая планета»

 «Дисциплина в жизни ребенка»


Апрель 1-я неделя

2

«Я думаю, я чувствую, я делаю»

«Методы семейного воспитания»

Апрель 2-я неделя

3

« Мои поступки»

«Правовые знания и их значение в жизни семьи»

Апрель 3-я неделя

4

«Моя сказка»

«Развиваем ответственность ребенка»


Апрель 4-я неделя

5

«Тебе о тебе»

«Я и мой ребенок – поиск взаимоотношений»»

Май 1 неделя

6

«Мой самоконтроль»

«Почему дети не хотят учиться» (Воспаление хитрости психосоматика)

Май 1-я неделя

7

« Сам для себя»

« Как не «просмотреть» ребенка?».


Май 2-я неделя

8

«Сам для себя» №2

 «Трудные дети» советы психолога.


Май 3-я неделя

9

«Самовоспитание»


Май -3 неделя

10

Итоговое занятие


Май 4 неделя.







Занятие №1. «Новая планета»

1. Разогревающее упражнение “Моё настроение сегодня”. Упражнение на самоанализ.

2. Упражнение для формирования самоконтроля поведения.

2А. “Весёлая гимнастика”. Для 1-2 класс.

2б. Вариант для учащихся 3-4 классов. Коллективный счёт по кругу.

3. Упражнение для формирования навыка сближения функции самоконтроля с умственной деятельностью. Анализ текста – басня Л.Н.Толстого “Работница и петух”.

4. Упражнение “Новая планета” для формирования самоконтроля в общении, на взаимодействие в микрогруппе.

5. Обратная связь. Что получилось, что нет. Что понравилось, что нет.

Занятие №2. «Я думаю, я чувствую, я делаю»

1.Разогревающее упражнение. “Я думаю, я чувствую, я делаю”.

2. Упражнение для формирования самоконтроля поведения.

2А. Вариант для 1-2 класса. “Танец пяти движений”.

2Б. Упражнение для формирования самоконтроля. Вариант для 3-4 класса.

Игра “Черепашьи бега”.

3. Упражнение “Реклама” для формирования самоконтроля в общении.

4. Упражнение для формирования навыка сближения функции самоконтроля с умственной деятельностью. Анализ текста. Л.Н.Толстой. “Заяц и черепаха”.

5. Обратная связь. Что получилось, что нет. Что понравилось, что нет.

Занятие №3. « Мои поступки»

1.Разогревающее упражнение. “Какого цвета моё настроение сегодня и почему”. Упражнение на самоанализ.

2. Упражнение на формирование самоконтроля, навыка сближения функции самоконтроля с умственной деятельностью. Цель: сформировать умение оценивать свои поступки. Задание: каждому участнику предлагаются карточки с ситуациями или вопросам. Необходимо оценить поступок или ответить на вопрос.

Ситуации.

  • Ученик без уважительной причины опоздал на урок.

  • Мальчик отказал маме в просьбе о помощи по дому: не вынес ведро.

  • Девочка нехорошим словом обозвала мальчика, за что тот её ударил.

  • Ученик регулярно мешает учителю вести урок.

  • Ученик регулярно не делает домашнего задания.

  • Мальчик переходит улицу в неположенном месте.

  • Мальчика за плохое поведение наказали: не разрешили неделю играть в компьютер, но в отсутствие дома родителей он всё равно играет.

Вопросы.

Как лучше поступить, если ты не выучил урок?

3.Упражнение на самоанализ “О себе”.

4.Упражнение на релаксацию, формирование навыка произвольного расслабления, эмоционального самоконтроля. “Лучшее место на земле”.

5.Упражнение “Встреча инопланетян” на взаимодействие. Формирование самоконтроля в общении.

6. Обратная связь. Что получилось, что нет. Что понравилось, что нет.



Занятие №4. «Моя сказка»

1.Разогревающее упражнение. Упражнение на формирования навыка взаимодействия в группе. Решение логических задач.

2. Упражнение на формирования навыка произвольного самоконтроля“Дыхание”.

3. Упражнение на сближение функции самоконтроля с умственной деятельностью.

Задание: допишите сказку. Дополнительная задача – диагностическая. Возможна работа в группах, возможно – индивидуально.

“Пошел как-то Иван-царевич на охоту. Вышел на огромного медведя. Глядь в колчан: а у всех стрел наконечники надломлены — кто-то из скрытых врагов во дворце постарался. Бросился он от медведя, но бежать-то некуда: с одной стороны пропасть, с другой — отвесная скальная стена, с третьей — болото. А тут уже и медведь приближается...”

4. Упражнение на развитее адекватной самооценки “Тебе о тебе”.

5. Игра на внимание “Пожалуйста”. Упражнение на развитие произвольного самоконтроля.

6. Обратная связь. Что понравилось, что – нет. Что получилось, что – нет.

Занятие №5. «Тебе о тебе»

1.Разогревающее упражнение. Упражнение на формирования навыка взаимодействия в группе. Решение логических задач.

2. Упражнение на формирования навыка произвольного самоконтроля. “Лучшее место на земле”.

3. Упражнение на сближение функции самоконтроля с умственной деятельностью.

Задание: анализ предложенной ситуации, как можно решить предложенную ситуацию.

1. Вы без уважительной причины опоздали на урок. Ваши действия.

2. Вы обозвали соседа по парте (начали конфликт), он вас ударил. Каким образом прекратить развитие конфликта.

4. Упражнение на развитее адекватной самооценки “Тебе о тебе”. Продолжение.

5. Игра на внимание “Пожалуйста”. Упражнение на развитие произвольного самоконтроля.

6.Обратная связь. Что понравилось, что – нет. Что получилось, что – нет.

Занятие №6. «Мой самоконтроль»

1.Разогревающее упражнение. Упражнение на формирования навыка взаимодействия в группе. Решение логических задач.

2. Упражнение на формирования навыка произвольного самоконтроля. “Дыхание”.

3. Упражнение на сближение функции самоконтроля с умственной деятельностью. Притча. Анализ текста.“Стакан молока. Притча про Насреддина”.

4. Упражнение на развитее адекватной самооценки “Интервью”.

5. Игра на внимание “Пожалуйста”. Упражнение на развитие произвольного самоконтроля.

6. Обратная связь. Что понравилось, что – нет. Что получилось, что – нет.

Занятие №7. « Сам для себя»

1.Разогревающее упражнение. “Какого цвета моё настроение сегодня и почему”.

2. Упражнение на сближение функции самоконтроля с умственной деятельностью. Анализ текста. Л.Н.Толстой. “Мужик и собака”.

3. Упражнение на формирования навыка произвольного самоконтроляУпражнение “Цветок”. Релаксация.

4. Упражнение на формирование произвольного самоконтроля.

Задание: составьте каждый личную программу самовоспитания.

1 этап. Определите свои лучшие и свои худшие черты характера. Что вам нравится в себе, что – не нравится, доставляет неприятности, проблемы.

5.Упражнение на формирования навыка взаимодействия в группе. Решение логических задач.

6. Обратная связь. Что понравилось, что – нет. Что получилось, что – нет.

Занятие №8. «Сам для себя» №2

1.Разогревающее упражнение. Игра: “Кто это”.

2.Упражнение на развитее адекватной самооценки “Интервью”.

3. Упражнение на формирования навыка взаимодействия в группе. Решение логических задач.

4. Упражнение на формирования навыка произвольного самоконтроляУпражнение “Цветок”.Релаксация.

5. Упражнение на формирование произвольного самоконтроля.

Задание: составьте каждый личную программу самовоспитания.

2 этап. Определите, что бы вам хотелось изменить в себе.

6. Обратная связь. Что понравилось, что – нет. Что получилось, что – нет.

Занятие №9. «Самовоспитание»

Занятие проходит в виде индивидуальной работы с каждым участником группы. Цель: индивидуальная работа с программой самовоспитания. Работа с этапам 3 и 4.

Занятие №10. Итоговое.

1.Упражнение на развитие адекватной самооценки, самоанализ “Итоги”. Задание: рассказать, что нового я узнал в ходе занятий о себе, о других ребятах.

2. Упражнение на формирования навыка произвольного самоконтроля. “Лучшее место на земле”.

3. Упражнение на сближение функции самоконтроля с умственной деятельностью. Притча.Анализ текста. “Заботливый Друг. Христианская притча”.

5. Упражнение на формирование произвольного самоконтроля.

6. Обратная связь. Что понравилось в занятиях, что – нет. Что получилось за время занятий, что – нет.



















Результаты психологического обследования:

I. Методы при изучении личности ребенка:

ПРОТОКОЛ ПСИХОДИАГНОСТИЧЕСКОГО ОБСЛЕДОВАНИЯ УЧЕНИКА «4В» КЛАССА Туркина Мариуса.

Тест тревожности (Филлипс)

Цель: Исследовать и оценить тревожность ребенка младшего школьного возраста в типичных для него школьных ситуациях.
Дата: 10.09.13г.
В результате исследования выявлено:


показатель

высокий

повышенный

норма

1

общая тревожность в школе

0

0


2

переживание социального стресса

0

0

32%

3

фрустрация потребности в достижении успеха

0

00

39%

4

страх самовыражения

0

0

42%

5

страх ситуаций проверки знаний

0

0

29%

6

страх не соответствовать ожиданиям окружающих

0

0

12%

7

низкая физиологическая сопротивляемость стрессу

0

0

41%

8

проблемы и страхи в отношениях с учителями

0

0

20%


  • уровень школьной тревожности по всему тесту;

- больше 50% - повышенная тревожность;

- больше 70% - высокая тревожность;

анализируя общее внутреннее эмоциональное состояние обучающегося выявлено следующее: Мариус имеет низкий уровень школьной тревожности;


МЕТОДИКА «ЛЕСЕНКА» В.Г.Щур

Цель: определить особенности самооценки ребенка (как общего отношения к себе) и представлений ребенка о том, как его оценивают другие люди.
Дата:10.09.2013г., срезовая декабрь 2013 г.
В результате исследования выявлено:
- отношение ребенка к себе - положительное, самооценка - адекватная, положительная (поместил себя на 6-ую из 10 ступенек); 
- отношение других людей к ребенку воспринимается им достаточно дифференцированно: считает, что близкие взрослые (мама, тетя, друг, а также учитель, воспитатель) по-разному относятся к нему.  Ребенок считает, что мама поставит его на самый верх лесенки,  а сам себя ставит немного ниже — на третью ступеньку сверху. Это может говорить о том, что ребенок ощущает твердую поддержку со стороны наиболее значимых взрослых.
Анкета школьной мотивации Н.Г. Лускановой

Цель диагностики: исследование уровня школьной мотивации.
Дата:10.09.2013г., срезовая декабрь 2013 г.

В результате исследования выявлено:

На основании данных проведенной диагностики выявлен средний уровень школьной мотивации у Мариуса, о чем свидетельствует  охотное посещение школы, на уроках включается быстро, проявляет инициативу, не испытывает трудностей в обучении: справляется с учебной деятельностью, не испытывает проблемы во взаимоотношениях с учителем, обучающимися, по результатам социометрии «Принятый» в коллективе сверстников. По результатам промежуточной диагностики уровень школьной мотивации снизился, перешёл в средний уровень, что свидетельствует о положительном отношении к школе, учащийся выполняет поручения, но требуется контроль, на уроках сосредоточен и внимателен при выполнении заданий в зависимости от интереса.
Другие методы и формы диагностики, используемые в исследовании:

Беседа с классным преподавателем, воспитателем;

Наблюдение за ребенком;

Изучение документации, имеющейся на ребенка.


Тест-опросник родительского отношения (ОРО). Авт.А.Я Варга, В.В.Столин.

Цель диагностики: выявить родительское отношение взрослого члена семьи по отношению к ребенку.

Шкала «Принятие – отвержение». Ребенок принятый (баллы от 24-33), имеется положительное отношение к ребенку. Шкала «Кооперация» (высокий балл от 6-7) является признаком того, что взрослый проявляет искренний интерес к тому, что интересует ребенка. Шкала «Симбиоз» (высокий балл 6-7) стремится к симбиотическому отношению с ребенком, не устанавливает дистанцию между собой и ребенком. Родитель испытывает тревогу за ребенка, стремится удовлетворить его потребности. Шкала «Контроль» (низкие баллы 1-2) свидетельствуют о том, что контроль за действиями ребенка со стороны взрослого человека практически отсутствует. Это может быть не очень хорошо для обучения и воспитания детей. Шкала « Отношение к неудачам ребенка» (высокий балл 6-7) ребенок представляется ему не приспособленным, неуспешным, открытым для дурных влияний. Инфантилизирует ребенка, приписывает ему личную и социальную несостоятельность.

I. Общая характеристика системы взаимоотношений ребенка в классе. Социальные контакты:

  • со сверстниками. Статус в общении: активный, демократичный.

  • В 4-ом классе наблюдается пассивность в установлении коммуникаций. На данный момент не устанавливает взаимоотношения с одноклассниками, но близкие дружеские отношения поддерживает с Антоном Д., Дашей К., с которыми он играет на перемене. Школьный коллектив воспринимается им как положительная среда.   Может проявлять разнообразные признаки коммуникации:  от подчинения и стеснительности до нахальства и дерзости;   на критику учителя реагирует пассивно-положительно (понимает критику, согласен с ней, недостатки исправляет).

III. Общая характеристика личностной сферы школьника.
Характеристика свойств личности:
Отношение ребенка к себе - положительное, самооценка- адекватная , положительная отношение других людей к ребенку воспринимается им достаточно дифференцированно: Мариус считает, что близкие взрослые (мама, тетя, а также учитель) по-разному относятся к нему, прогнозируемая ребенком оценка себя со стороны учителя – ниже чем его собственная, объяснения ребенка по этому поводу – недовольство учителя по поводу «пропусков», что свидетельствует о том, что ребенок способен достаточно критически подходить к оценке себя как личности. 
Школьник  эмоционален, общителен, терпелив. Наблюдается неустойчивость внимания, двигательная активность, самоконтроль снижен.
Для Мариуса характерны такие особенности поведенческого и личностного характера, как проявление девиаций поведения – пропуски занятий, но при этом соблюдение социальных норм и правил в классном коллективе присуще.
В связи с этим классному руководителю ребёнка рекомендуется:
-составить индивидуальный план работы по сопровождению семьи с учетом индивидуальных особенностей семейной ситуации;
- Каждую четверть посещать ребенка на дому с целью изучения жилищно-бытовых условий, изучения ситуации взаимоотношений между членами семьи.
-проконтролировать занятость в каникулярное время;
-Взаимоотношения следует строить на убеждении, спокойном, доброжелательном тоне общения.

Рекомендуется коррекционная работа по развитию навыков самоконтроля. Давать знания по правам ребёнка, правам и обязанностям школьника, правовые знания. Строго контролировать посещаемость и успеваемость. 
-Наладить положительный эмоциональный фон, связанный со школой - ни в коем случае не сравнивать ребенка с другими детьми. Не говорить плохо о школе, не критиковать учителей в присутствии ребёнка, создавать у него позитивное, положительное отношение к школе.

-Стимулировать    учебно-познавательную   деятельность ребенка через: создание ситуаций эмоционального успеха,  создание ситуаций занимательности,  ситуаций     успеха     в     учебно-познавательной     деятельности.



ПАМЯТКА СОЦИАЛЬНОМУ ПЕДАГОГУ И КЛАССНОМУ РУКОВОДИТЕЛЮ ПО РАБОТЕ С НЕБЛАГОПОЛУЧНЫМИ СЕМЬЯМИ·

Никогда не предпринимайте воспитательных воздействий в плохом настроении.· Четко и ясно определите для себя, чего Вы хотите от семьи, узнайте, что думает семья по этому поводу, постарайтесь убедить её в том, что Ваши цели — это, прежде всего, их цели.· Не берите все на себя, предоставьте семье самостоятельность, не обязательно контролировать и оценивать каждый их шаг.· Не давайте окончательных готовых рецептов и рекомендаций. Не поучайте родителей, а показывайте возможные пути преодоления трудностей, разбирайте правильные и ложные решения, ведущие к цели.· Социальный педагог обязан поощрять успехи, замечать даже незначительные рост и достижений действий семьи.· Если есть ошибки, неверные действия, укажите на них. Дайте оценку и сделайте паузу, чтобы семья осознала услышанное.· Дайте понять семье, что сочувствуете ей, верите в нее, хорошего мнения о ней, несмотря на оплошности родителей.· Социальный педагог обязан формировать в себе внутреннюю устойчивость, позитивное восприятие фактов. Такая устойчивость позиции позволяет человеку не приспосабливаться к обстоятельствам, а учитывать их и изменять в соответствии нравственным нормам жизни.· Не показывайте, что Вы пришли и семью перевоспитывать родителей. Действуйте в логике системы “перспективных линий” — от дальней перспективы к средней и от нее к сегодняшней.· Социальный педагог должен быть твердым, но добрым и отзывчивым. Ни абсолютная твердость, во, что бы то ни стало, ни такая же безграничная доброта не годятся в качестве единственного основополагающего принципа воспитания. Все хорошо в свое время. Надо уметь применять разные методы в соответствии с конкретной ситуацией.


БЕСЕДА С РОДИТЕЛЯМИ РЕБЕНКА ИЗ НЕБЛАГОПОЛУЧНОЙ СЕМЬИ· 

Что я хорошего могу сказать о ребенке? (с целью психологического расположения к себе родителей, привлечения их в союзники). Что меня беспокоит в нем? (то самое, что является предметом вызова родителей в школу, прихода к ним домой, обсуждения на родительском собрании ).Каковы, по нашему общему мнению причины, этого отрицательного явления, факта? (это вызывает на откровенность, а значит, позволит выявить истинные причины)· Какие меры следует предпринять и со стороны школы? (выработка общей стратегии и тактики воспитания и перевоспитания). Каких общих требований, общих принципов перехода к ребенку следует придерживаться, чтобы меры были эффективными? (в этой ситуации родители откровенно становятся на сторону учителя и активно ему помогают). Задача всего педагогического коллектива работающих с подростками. Воспитывающихся в неблагоприятных условиях среды, которые сами они изменить пока не в состоянии. Сформировать внутреннюю устойчивость личности, критическое восприятие отрицательных факторов.


ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ СИСТЕМА ПРИНЦИПОВ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ.·

 Дети должны расти и воспитываться в атмосфере доброжелательности, любви и счастья.· Родители должны понять и принять своего ребенка таким, каков он есть, и способствовать развитию.· Воспитательные воздействия должны строиться с учетом возрастных, половых, индивидуальных особенностей.· Диагностическое единство искреннего, глубокого уважения к личности и высокой требовательности к ней должно быть положено в основу системы семейного воспитания.· Личность самих родителей идеальная модель для подражания детей.· Воспитание должно строиться с опорой на положительное в растущем человеке.· Все виды деятельности, организуемые в семье с целью развития ребенка, должны быть построены на игре. Оптимизм и мажор — основа стиля и тона общения с детьми в семь лет.

Рекомендации для родителей и педагогов для целенаправленного воздействия на личность трудных детей и подростков

 

   В повседневной практике воспитателю приходится постоянно корректировать поведение воспитанников, развивать нужные качества личности и черты характера, преодолевать недостатки. В этих случаях воспитатель использует разумные методы и приемы педагогического воздействия.

Существуют следующие группы педагогических приемов:

  Созидательные – содействуют улучшению взаимоотношений между воспитателем и воспитанником, установлению душевного контакта:

   - проявление доброты, внимания, заботы;

   - просьба;

   - поощрение (одобрение, похвала, награда, доверие, удовлетворение определенных интересов и

     потребностей, выражение положительного отношения).

Применяя поощрение, следует руководствоваться такими положениями:

-         поощряется только тот положительный поступок, который является нерядовым для данного учащегося или в данных условиях;

-         любое поощрение должно вызывать у трудновоспитуемого ребенка положительные эмоции;

-         форма и цена поощрения должны компенсировать те трудности, которые преодолел ребенок, совершив данный положительный поступок, они должны быть значимы для данной личности, поэтому надо учитывать ее индивидуальные особенности;

-         награда должна быть каждый раз, когда совершается нерядовой поступок;

-         поощряя ребенка, следует указывать конкретный поступок, являющийся причиной награды;

-         помните важнейшее положение: что бы ни случилось, не лишайте ребенка заслуженной похвалы и награды;

-         никогда не отнимайте подаренного вами или кем бы то ни было; ребенок должен знать, что, несмотря ни на что, он хороший. И этого простого и главного утверждения родителей и учителей дети ждут от них каждый день;

-         ребенку необходима своя доля свободы от приказаний, распоряжений, уговоров взрослых, особенно однообразных внушений. Будем помнить о внушаемости ребенка. Уважайте тайну ребенка;

-         если обстоятельства вынуждают, приказывайте решительно и твердо, но обязательно весело и жизнерадостно;

-         всегда учитывайте состояние ребенка;

-         не унижайте ребенка;

-         соблюдайте закон неприкосновенности личности. Определяйте только поступки, только конкретные действия. Не «ты плохой», а «ты сделал плохо», не «ты жестокий», а «ты жестоко поступил».

 

В нарушении перечисленных правил есть риск потерять ребенка.

-         «авансирование личности» – предоставление воспитаннику определенного блага, высказывание положительного мнения о личности, хотя он этого в настоящее время в полной мере еще не заслуживает. Аванс побуждает к лучшему;

-         обходное движение. Различное отношение воспитателя к воспитаннику находит в каждом отдельном случае свой особый отклик. Например, воспитанник, совершивший проступок, находится в очень затруднительном положении, в крайнем напряжении: товарищ относится к нему враждебно, подозревает или обвиняет его в чем-то. Конфликт нарастает, приближается развязка. В таких условиях безогово­рочная поддержка воспитателя силой своего авторитета производит на воспитанника сильное впечатление: он удивлен неожиданностью событий; опасность минует, он счастлив. Тревога и напряжение сменяются облегчением и радостью. И конечно, воспитанник благодарен своему воспитателю за поддержку. Такие минуты не забываются. Воспитатель становится для него близким человеком, которому можно доверить свое сокровенное. Естественно, у школьника возникает желание как-то выразить благодарность, в связи с этим появляется стремление исправить поведение. На него легче впредь оказать педагогическое воздействие. Такой прием, связанный с защитой воспитанника от обвинения коллектива, А.С. Макаренко назвал обходным движением;

-         Прощение. Умение прощать — необходимейшее качество для педагога. Самое главное - трезво оценивать факты. Воспитатель должен уметь любого в любом случае простить, все понимать — это все прощать;

-         проявление огорчения;

-         проявление умений учителя, его мастерство.

Приемы, способствующие формированию у воспитанника правильного поведения.

-         Убеждение и личный пример. Убеждение - это и разъяснение, и доказательство правильности или необходимости определенного поведения либо допустимости какого-то поступка. Личный пример — важный аргумент правоты педагога.

-         Доверие.

-         Моральная поддержка и укрепление веры в свои силы.

-         Вовлеченность в интересную деятельность.

-         Пробуждение гуманных чувств.

-         Нравственное упражнение.

Приемы, строящиеся на понимании динамики чувств и интересов ученика.

-         Опосредование. Учитель достигает желаемых изменений в поведении ученика не прямым указанием, как вести себя, а посредством какого-то промежуточного звена.

-         Фланговый подход. Педагог, обнаружив проступок ученика, не всегда осуждает и наказывает его, а умело затрагивает такие чувства, которые активизируют к хорошему поведению. Разговор с учеником не сосредоточивается на совершенном нарушении, а ведется в другом плане, тем не менее, он влияет на поведение трудного ребенка. В этом суть флангового подхода.

-         Активизация сокровенных чувств обучающегося Воздействие заключается в создании обстоятельств, вызывающих звучание глубоко скрытых чувств, которые способствуют воспитанию благородных стремлений.

Прямые и косвенные тормозящие приемы.

-         Констатация поступка. Прямая констатация поступка характеризуется высказыванием, которое делает акцент на данном поступке, косвенная констатация поступка выражается высказыванием или действием, которое доказывает ученику, что его поступок педагогу известен.

-         Необычный подарок. «Вечером воспитатель преподнес девочкам букеты сорняков, собранных с их рядков. Все смеялись, смеялись и Рая с Таей. Зато и сорняков больше на их грядках не стало».

-         Осуждение. Это прием открытого отрицательного отношения педагога к нарушению моральных норм.

-         Наказание. Наказание действует относительно успешно только тогда, когда нежелательное поведение еще не превратилось в привычку, а само наказание является для ребенка неожиданностью. Недопустимы грубость, оскорбительные выражения, физическое наказание.

-         Приказание.

-         Предупреждение.

-         Возбуждение тревоги о предстоящем наказании.

-         Проявление возмущения.

Вспомогательные приемы.

-         Организация внешней опоры правильного поведения. Суть заключается в формировании культурных и моральных привычек с помощью нравственных упражнений, способствующих многократной организации правильного поведения.

-         Отказ от фиксирования отдельных проступков. Достоинство приема в том, что он помогает поддерживать правильные взаимоотношения с детьми, так как предотвращает несправедливые упреки, злоупотребление осуждением и наказанием.

Итак, мы рассмотрели различные способы влияния на трудного ребенка. Тончайшим инструментом воздействия на душу ребенка является слово родителей, педагогов. Применяя его, необходимо соблюдать чувство меры, не переходить на крик. Крик - это педагогическое невежество. Он воспринимается детьми как несправедливость. Опора на лучшие качества личности трудного ребенка, вера в его силы и возможности, доверие к нему — вот что обеспечит успех. Для всех случаев справедливо одно: какой бы поступок ни совершил ребенок, он нуждается в сочувствии. Оно ему не навредит, но растопит лед недоверия и отчуждения. Это первый шаг взрослых на пути к ребенку, чтобы правильно понять его, принять и вовремя помочь, более полно раскрыть себя в отношениях с окружающими.

Психолого-педагогическая коррекция детей и подростков включает в себя следующие компоненты:

-         Целенаправленная работа по нравственному просвещению (уроки этики, нравственные беседы, индивидуальные консультации и т.д.).

-         Актуализация всех источников нравственного опыта школьников (учебная, общественно полезная, внеклассная работа, отношения между учащимися в классе, отношения детей с родителями, с учителями, учителей с родителями детей, стиль работы всего педколлектива школы).

-         Введение нравственных критериев в оценку всех без исключения видов деятельности и проявлений личности учащихся.

-         Оптимальное соотношение форм практической деятельности и нравственного просвещения на разных этапах с учетом половозрастных особенностей учащихся.

При проведении психолого-педагогической воспитательно-коррекционной работы с трудновоспитуемыми учащимися необходимо соблюдение следующих принципов.

Принцип ориентации на позитивное в поведении и характере трудного ученика. Этот принцип предполагает, что педагог должен видеть в ученике, прежде всего лучшее и опираться на это лучшее в своей работе с ним. Условиями реализации данного принципа являются:

-         стимулирование самопознания учеником своих положительных черт;

-         формирование нравственных качеств при самооценке своего поведения;

-         постоянное внимание к положительным поступкам ученика;

-         проявление доверия к ученику;

-         формирование у него веры в свои силы и в возможность достижения поставленных целей;

-         оптимистическая стратегия в определении воспитательных и коррекционных задач;

-         учет интересов учащихся, их индивидуальных особенностей, вкусов, предпочтений, на основе этого пробуждение новых интересов.

В практической психолого-педагогической деятельности этот принцип отражается в следующих правилах:

-         преобладание позитивных оценок в анализе поведения ученика;

-         проявление в общении с подростком уважительного отношения к нему;

-         приобщение педагогом ученика к добру и доброте;

-         защита педагогом и психологом интересов подростка и оказание помощи ему в решении его актуальных проблем;

-         постоянный поиск педагогом и психологом вариантов решения воспитательных и коррекционных задач, которые принесут пользу каждому подростку;

-         формирование педагогами в классе, школе гуманистических отношений, не допускать унижения достоинства подростков.

Принцип социальной адекватности воспитательно-коррекционных мер. Данный принцип требует соответствия содержания и средств воспитания и коррекции социальной ситуации, в которой находится трудный ученик. Условиями реализации данного принципа являются следующие:

-         учет особенностей социального окружения подростка при решении воспитательных и коррекционных задач;

-         координация взаимодействия социальных институтов, оказывающих влияние на личность подростка;

-         обеспечение комплекса социально-психолого-педагогической помощи подростку;

-         учет разнообразных факторов окружающей социальной среды (национальных, региональных, типа поселения и т.д.);

-         коррекция воспринимаемой учащимися разнообразной информации, в том числе и от средств массовой информации.

В практической деятельности педагога и психолога этот принцип отражается в следующих правилах:

-         воспитательная и коррекционная работа строится с учетом особенностей социальных отношений подростка;

-         воспитательно-коррекционная работа должна проводиться не только в школе, необходимо широко использовать и учитывать реальные факторы социума;

-         необходимо корректировать негативное влияние окружающей среды на ребенка;

-         все участники воспитательно-коррекционного процесса должны взаимодействовать.

Принцип индивидуализации воспитательно-коррекционного воздействия на трудновоспитуемых подростков. Этот принцип предполагает определение индивидуального подхода в социальном развитии каждого ученика, специальных задач, которые соответствовали бы его индивидуальным особенностям, предоставление возможности каждому учащемуся для самореализации и самораскрытия.

Условиями реализации принципа индивидуализации являются:

-         оценка изменений индивидуальных качеств ученика;

-         выбор специальных средств педагогического воздействия на каждого ребенка;

-         учет индивидуальных особенностей ребенка при выборе воспитательно-коррекционных средств, направленных на его социальное развитие;

-         предоставление возможности учащимся самостоятельного выбора способов участия во внеучебной деятельности.

В психолого-педагогической практической деятельности этот принцип реализуется в следующих правилах:

-         работа с трудновоспитуемыми школьниками должна ориентироваться на развитие каждого из них;

-         поиск способов психолого-педагогических способов коррекции поведения трудновоспитуемого ученика надо вести на основе взаимодействия с ним;

-         постоянное отслеживание эффективности воспитательного воздействия на каждого ученика.

Принцип социального закаливания трудновоспитуемых учащихся. Этот принцип предполагает включение подростка в ситуации, которые требуют от него волевого усилия для преодоления негативного воздействия окружающей среды, выработку социального иммунитета, рефлексивной позиции.

В психолого-педагогической деятельности этот принцип реализуется в следующих правилах:

-         включение детей в решение различных проблем социальных отношений в реальных и имитируемых ситуациях;

-         выявление волевой готовности к решению проблемы социальных отношений;

-         стимулирование самопознания подростков в различных социальных ситуациях, определения своей позиции и способа адекватного поведения в различных ситуациях;

-         оказание помощи трудновоспитуемым учащимся в анализе проблем социальных отношений и в проектировании своего поведения в сложных жизненных ситуациях.

В психолого-педагогической практической деятельности этот принцип реализуется в следующих правилах:

-         проблемы отношений трудновоспитуемых учащихся надо решать с ними, а не за них;

-         подросток не всегда должен легко добиваться успеха в своих отношениях с людьми: трудный путь к успеху — залог успешной жизни в дальнейшем;

-         не только радость, но и страдания, переживания воспитывают человека;

-         волевых усилий для преодоления трудностей у человека не будет завтра, если их не воспитывать сегодня;

-         нельзя предусмотреть все трудности жизни, но надо быть готовым к их преодолению.


Педагог-психолог: КУ «НС (к) НОШ VII вида» _________Маркина Н.В.












ПРИЛОЖЕНИЕ. Материалы к занятиям.

Программа формирования самоконтроля.



Программа самовоспитания.

Фамилия, имя ________________________________ класс________

1 этап. Какой я. Дата заполнения_____________________

Мои лучшие качества.

Мои худшие качества.






















2 этап. Чтобы я хотел изменить в себе. Дата заполнения__________

1. _____________________________________________________________________

2.______________________________________________________________________

3.______________________________________________________________________

4. _______________________________________________________________________

5. _______________________________________________________________________

3 этап. Как это сделать. Решение проблемы. Дата заполнения______

1. _______________________________________________________________________

2._______________________________________________________________________

3._______________________________________________________________________

4. _______________________________________________________________________

5. ______________________________________________________________________

4 этап. Программа действий. Контроль.

Программа действий.

Контроль. Даты.
















5 этап. Мои результаты.

1. _______________________________________________________________________

2._______________________________________________________________________

3._______________________________________________________________________

4. _______________________________________________________________________

5. _______________________________________________________________________





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!