МУНИЦИПАЛЬНОЕ КЕЗЕННОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ТЕСИНСКИЙ ДЕТСКИЙ САД
ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕГО ВИДА С ПРИОРИТЕТНЫМ
ОСУЩЕСТВЛЕНИЕМ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО
ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОМУ НАПРАВЛЕНИЮ
РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ
Семинар практикум
«Профилактика агрессивности у детей
дошкольного возраста»
Педагог-психолог:
Горлач Наталья Александровна
Тесь, 2016г.
Экстренное вмешательство при агрессивных проявлениях
В ряде случаев при проявлениях детской агрессивности требуется срочное вмешательство взрослых. Экстренное вмешательство нацелено на уменьшение или избегание агрессивного поведения в напряженных, конфликтных ситуациях.
Следующие правила экстренного вмешательства позволят в конфликтной ситуации обеспечить позитивное разрешение конфликтов.
1.Спокойное отношение в случае незначительной агрессии
В тех случаях, когда агрессия детей не опасна и объяснима, можно использовать следующие позитивные стратегии:
полное игнорирование реакции ребенка – весьма мощный способ прекращения нежелательного поведения;
выражение понимание чувств ребенка («Конечно, тебе обидно…»);
переключение внимания, предложение какого-либо задания («Помоги мне, пожалуйста …., у тебя ведь это лучше получается…»);
позитивное обозначение поведения («Ты злишься потому, что ты устал»).
Так как агрессия естественна для людей, то адекватная и неопасная агрессивная реакция часто не требует вмешательства со стороны. Дети нередко используют агрессию просто для привлечения к ним внимания. Если ребенок проявляет гнев в допустимых пределах и по вполне объяснимым причинам, нужно позволить ему отреагировать, внимательно выслушать и переключить его внимание на что-то другое.
2.Акцентирование внимания на поступках (поведении), а не на личности.
Проводить четкую границу между поступком и личностью позволяет техника объективного описания поведения. После того как ребенок успокоится, целесообразно обсудить с ним его поведение. Следует описать, как он вел себя во время проявления агрессии, какие слова говорил, какие действия совершал, не давая при этом никакой оценки. Критические высказывания, особенно эмоциональные, вызывают раздражение и протест, и уводят от решения проблемы.
Анализируя поведение ребенка, важно ограничиться обсуждением конкретных фактов, только того, что произошло «здесь и сейчас», не припоминая прошлых поступков. Иначе у ребенка возникнет чувство обиды, и он будет не в состоянии критично оценивать свое поведение. Вместо распространенного, неэффективного «чтения морали», лучше показать ему негативные последствия его поведения, убедительно продемонстрировав, что агрессия больше всего вредит ему самому. Очень важно также указать на возможные конструктивные способы поведения в конфликтной ситуации.
Один из важнейших путей снижения агрессии – установление с ребенком обратной связи. Для этого используются следующие приемы: констатация факта («ты ведешь себя агрессивно»); констатирующий вопрос («Ты злишься?»); раскрытие мотивов агрессивного поведения («Ты хочешь меня обидеть?», «Ты хочешь продемонстрировать силу?»); обнаружение своих собственных чувств по отношению к нежелательному поведению («Мне не нравится, когда со мной говорят в таком тоне», «Я сержусь, когда на меня кто-то громко кричит»); апелляция к правилам («Мы же с тобой договорились!») |
Давая обратную связь агрессивному поведению ребенка, взрослый человек должен проявить, по меньшей мере, три качества: заинтересованность, доброжелательность и твердость. Последняя касается только конкретного проступка, против того, как он себя ведет.
3.Контроль над собственными негативными эмоциями.
Необходимо очень тчательно контролировать свои негативные эмоции в ситуации взаимодействия с агрессивным и детьми. Когда ребенок демонстрирует агрессивное поведение, это вызывает сильные отрицательные эмоции – раздражение, гнев, возмущение, страх или беспомощность. Взрослым нужно признать нормальность и естественность этих негативных переживаний, понять характер, силу и длительность возобладавших над ними чувств.
Когда взрослый человек управляет своими отрицательными эмоциями, то он не подкрепляет агрессивное поведение ребенка, сохраняет с ним хорошие отношения и демонстрирует, как нужно взаимодействовать с агрессивным человеком.
4.Снижение напряжения ситуации.
Основная задача взрослого, сталкивающегося с детской агрессией – уменьшить напряжение ситуации. Типичными неправильными действиями взрослого, усиливающими напряжение и агрессию, является:
повышение голоса, изменение тона на угрожающий;
демонстрация власти («Будет так, как я скажу»);
крик, негодование;
агрессивные позы и жесты: сжатые челюсти, перекрещенные или сцепленные руки, разговор «сквозь зубы»;
сарказм, насмешки, высмеивания и передразнивание;
негативная оценка личности ребенка, его близких или друзей;
использование физической силы;
втягивание в конфликт посторонних людей;
непреклонное настаивание на своей правоте;
нотации, проповеди, «чтение морали»;
наказание или угрозы наказания;
обобщения типа: «Ты как всегда…», «Ты никогда не…»;
сравнение ребенка с другими детьми – не в его пользу;
команды, жесткие требования, давление;
оправдания, подкуп, награды.
Некоторые из этих реакций могут остановить ребенка на короткое время, но возможный отрицательный эффект от такого поведения взрослого приносит куда больше вреда, чем само агрессивное поведение.
5.Обсуждение проступка.
Анализировать поведение в момент проявления агрессии, не нужно, этим стоит заниматься только после того, как ситуация разрешится и все успокоятся. В то же время, обсуждение инцидента необходимо провести как можно скорее. Лучше это сделать наедине, без свидетелей, и только затем обсуждать в группе или семье (и то не всегда). Во время разговора важно сохранять спокойствие и объективность. Нужно подробно обсудить негативные последствия агрессивного поведения, его разрушительность не только для окружающих, но, прежде всего, для самого маленького агрессора.
6.Сохранение положительной репутации ребенка.
Ребенку очень трудно признать свою неправоту и поражение. Самое страшное для него – публичное осуждение и негативная оценка. Дети стараются избежать этого любой ценой, используя различные механизмы защитного поведения. И действительно, плохая репутация и негативный ярлык опасны: закрепившись за ребенком, они становятся самостоятельной побудительной силой его агрессивного поведения.
Для сохранения положительной репутации целесообразно: публично минимизировать вину («Ты неважно себя чувствуешь», «Ты не хотел его обидеть»), но в беседе с глазу на глаз показать истину; не требовать полного подчинения, позволить ребенку выполнить ваше требование по-своему; предложить ребенку компромисс, договор с взаимными уступками. |
Настаивая на полном подчинении (то есть на том, чтобы ребенок не только немедленно сделал то, что вы хотите, но и тем способом, каким вы хотите), можно спровоцировать новый взрыв агрессии.
7.Демонстрация модели неагрессивного поведения.
Важное условие воспитания «контролируемой агрессии» у ребенка – демонстрация моделей неагрессивного поведения. При проявлениях агрессии обе стороны теряют самообладание, возникает дилемма – бороться за свою власть или разрешить ситуацию мирным способом. Взрослым нужно вести себя неагрессивно, и чем меньше возраст ребенка, тем более миролюбивым должно быть поведение взрослого в ответ на агрессивные реакции детей.
Поведение взрослого, позволяющее показать образец конструктивного поведения и направленное на снижение напряжения в конфликтной ситуации, включает следующие приемы: нерефлексивное слушание; пауза, дающая возможность ребенку успокоиться; внушение спокойствия невербальными средствами; прояснение ситуации с помощью наводящих вопросов; использование юмора; признание чувств ребенка. |
Дети довольно быстро перенимают неагрессивные модели поведения. Главное условие – искренность взрослого, соответствие его невербальных реакций словам.
Агрессия. Понятия и виды.
Для начала нужно определить понятия «агрессия» и «агрессивность» и понять, для чего человек снабжен этим механизмом реагирования. Слово «агрессия» (aqqression) происходит от слова adgradi (где ad – на, gradus шаг), которое в буквальном смысле означает «двигаться на», «наступать». Ближайшими словами – родственниками этого понятия являются «прогресс» (движение вперед, развитие) и «регресс» (движение назад). В первоначальном смысле «быть агрессивным» означало нечто вроде «двигаться в направлении цели без промедления, без страха и сомнения» (Э.Фромм).
Все мы, естественно, относимся к проявлениям агрессии негативно, однако при этом переносим наше отрицательное отношение с конкретных проявлений агрессии на понятие «агрессия» в целом. Между тем, это не совсем правильно: агрессия – естественное свойство человека, неотъемлемая часть его жизни.
Следует принять, что агрессия в человеке заложена биологически. Это механизм, позволивший homo sapiens в очень давние времена выжить среди более приспособленных и сильных животных. В последующем, решив эти задачи, агрессия не исчезла, а по мере развития человека и образования общества, попала под контроль социальных норм и функций.
Современные психологи выделяют позитивную агрессию, обеспечивающую индивиду, группе или обществу в целом возможность выживания, безопасность и развитие, и агрессию негативную, направленную на удовлетворение влечений путем причинения вреда окружающим. Грань между ними бывает иногда весьма тонкой.
Понятие «агрессия» рассматривается как отдельное действие, поступок, а «агрессивность» - как относительно устойчивое свойство личности, выражающееся в готовности к агрессии, а также склонность воспринимать и интерпретировать поведение другого как враждебное.
Агрессивное поведение отмечается в случае целого ряда нервных и психических расстройств. Оно встречается у больных шизофренией, эпилепсией, при органических поражениях головного мозга вследствие травм, менингита, энцефалита и пр. Нередко агрессивность проявляют также больные неврастенией, психосоматическими заболеваниями (чаще всего – при язвенной болезни желудка и двенадцатиперстной кишки).
Чрезмерное агрессивное поведение детей и подростков может расцениваться как отдельное поведенческое расстройство, но диагностируется только в том случае, если оно не отвечает критериям других расстройств. В этом случае агрессивность не выступает в качестве ведущей проблемы, но может периодически проявляться в качестве сопутствующего признака психического расстройства.
Детская агрессия.
Многие века ребенка рассматривали как взрослого, только небольшого, слабого и не имеющего прав. О специфике детской психики заговорили сначала в плоскости литературы (Роман Диккенса), причем дети представлялись сущими ангелами: кроткими, добрыми. А серьезно психологию детского возраста стали изучать в основном после работ З.Фрейда, доказавшего влияние событий, происшедших в детстве, на всю дальнейшую судьбу человека. Довольно быстро стало понятно, что дети являются ангелами не больше, чем взрослые, и агрессивность им присуща в полной мере.
Лонгитюдные исследования показывают, что агрессивность закладывается в детстве, становится устойчивой чертой характера и сохраняется на протяжении всей его дальнейшей жизни. Определенные внутренние предпосылки, способствующие проявлению агрессивности, складываются уже в дошкольном возрасте.
Формирование детской агрессии.
В первые годы жизнь ребенка всецело зависит в основном от матери: именно она дает ему еду, защиту, обслуживает и согревает чувством любви и принятия. Проявления агрессивности являются одним из механизмов привлечения внимания и способом добиться своих целей. Поэтому первые проявления агрессии видны уже на третьем месяце его жизни: он бьет ручками, стучит ножками. Эта активность носит чисто инструментальный характер, выступая средством достижения желаемого, как возможность обратить на себя внимание и избавиться отчего-либо неприятного, мешающего.
Многое зависит от реакции взрослых: они могут мгновенно выполнять все требования родного чадо (особенно тревожные и неуверенные в себе мамы и бабушки), а могут и не обращать на него внимание. Интересно, что обе эти дороги приведут к одному результату – ребенок вырастет чрезмерно агрессивным.
Первый вариант воспитания агрессивности: чрезмерно предупредительные родители. Второй вариант: родители эмоционально отвергают ребенка, относятся к нему пренебрежительно или негативно. Однако это крайние варианты, встречаются относительно нечасто: большая часть агрессивности детей развивается где-то между этими двумя противоположностями, приводящими к одному исходу.
Попав в ситуацию, когда его потребности не удовлетворены, реагирует на нее отрицательными эмоциями – в зависимости от темперамента и психологических особенностей это могут быть ярость, гнев, страх и тревога. Для того чтобы восстановить психологический комфорт, у него есть только два пути:
совладать с событиями и изменить ситуацию в нужном направлении;
восстановить свое эмоциональное равновесие, несмотря на неблагоприятную ситуацию (в основном – с помощью механизмов психологической защиты: вытеснение, подавление, отрицание). В этом случае отрицательные эмоции канализируются в личное бессознательное, где и накапливаются до поры.
Между тем, управляемые механизмы психологической защиты у маленьких еще не сформированы, поэтому обычно он стремится изменить ситуацию, и нередко – с помощью агрессии. Для того чтобы вызвать одобрение родителей, ребенок учится контролировать свою агрессию с помощью процесса идентификации – стремления поступать как значимый человек. В раннем возрасте это имитация родительского поведения.
Какие же дети вырастают агрессивными наиболее часто?
Мальчики:
А. «Кумиры семьи», выросшие без отцов в сплошном женском окружении (мамы, бабушки, тетушки, кузины и пр.).
Примером может служить М.Ю.Лермонтов, который воспитывался бабушкой и ее окружением, большая часть которого была представлена женским полом. Мальчик вырос великим поэтом, но при этом довольно возбудимым, упрямым и неуступчивым человеком, склонным к конфликтам. Во время одного из них он в запальчивости оскорбительно высказался о сестре Мартынова, что спровоцировало роковую дуэль.
Б. Выросшие в семьях с жестоким авторитарным отцом и мягкой, уступчивой, непоследовательной матерью. Используя механизм идентификации с отцом, ребенок будет противостоять всем, в том числе и самому отцу. И если тот мальчишку не сломает, то он вырастет таким же жестоким и авторитарным.
В качестве примера можно привести одного из вождей Октябрьского переворота, а позже и большевистского государства, известного под псевдонимом Сталина. Он рос в бедной семье, отец-алкоголик его постоянно бил и унижал. Поэтому сталинская агрессивность была завуалированной и изощренной. Более открытой она стала только после его окончательного утверждения во власти с середины тридцатых годов, а особенно усилилась в последние годы его жизни, когда стал развиваться склероз, и появились психические нарушения в виде бреда преследования.
Девочки:
А. В семье с жестокой авторитарной матерью при мягком, уступчивом отце. Срабатывает механизм идентификации с матерью. Такой тип формирования хорошо отражен в целом ряде сказок.
Яркие примеры – сестры главных героинь в «Золушке» и «Морозко». Родные матери девочек – женщины властные, самолюбивые, напористые до грубости. Наблюдая за поведением матерей, девочки тоже приобрели черты агрессивности, грубости, конфликтности, правда, к этому еще выросли лентяйками, неряхами и неумехами.
Б. Предоставленные самим себе и самостоятельно пробивающиеся в жизни, в этих случаях агрессивность служит механизмом выживания и обычно носит инструментальный характер.
Классический пример – Пеппи-Длиный Чулок. Девочке пришлось приспосабливаться к окружающему миру самой, используя отцовский пример и вырабатывая в себе активность и агрессивность.
Различия в проявлении агрессивности мальчиков и девочек.
Мальчиковая агрессия обычно проявляется более открыто, грубо, она менее управляема и контролировать ее ребята начинают позже, чем девушки. Женский пол раньше обучается контролировать свою агрессивность, поэтому она рано становится у них избирательной, бьющей точно в цель. Девочки четко направляют свою агрессивность в адрес конкретного человека, причем точно в его психологически уязвимое место. Девичья агрессия нередко завуалирована и внешне менее эффективна. Мальчики контролируют свою агрессию плохо, она носит у них более генерализованный характер и щедро выплескивается на всех окружающих без разбора.
Особенно заметна разница между агрессивностью полов между десятью и четырнадцатью годами, когда девочки в своем психическом и физическом развитии уходят дальше мальчиков. Обладая лучшим контролем, девочки довольно часто «подставляют» ребят.