«Профилактика буллинга»
Первичная профилактика
Первичная профилактика направлена на детей – участников буллинга и включает в себя работу не только с детьми, но и с семьями школьников.
1. Изучение типа семьи и воспитания в семье детей, а также поведение родителей в семье.
2. Изучение и коррекция нарушения материнско-детских отношений, которые служат причиной снижения эмоционального благополучия ребенка и отклонений в его оптимальном психическом развитии в младенческом, раннем и дошкольном возрасте.
3. Формирование личности, жизненного стиля, стратегий поведения учеников в обществе через проведение родительских собраний, классных часов, классных и общешкольных мероприятий.
Для предупреждения постстрессовых последствий буллинга первичная профилактика должна реализоваться по трем направлениям:
1. Создание условий недопущения буллинга.
2. Скорейшее и грамотное разобщение ребенка (подростка) – жертвы с буллерами, ограничение воздействий на него стрессовых воздействий.
3. Укрепление защитных сил личности любого ребенка в классе в противостоянии травле.
Рекомендации учителям, психологам, администрациям школ
(при проведении первичной профилактики)
1. Начните с точного, приемлемого для вашего образовательного учреждения определения буллинга.
2. Установите формы буллинга, которые имеют место в нашей школе.
3. Узнайте, какими способами поддерживают свой авторитет учителя, административные работники, ученики школы.
4. К организации действий следует приступать после исследования проблемы насилия в школе с помощью анкет, изучения специальной литературы и видеозаписей.
5. Обсуждение проблемы. Необходимо проводить беседы со школьниками как индивидуальные, так и групповые.
6. Определите поведение персонала школы, которое способствует позитивным межличностным отношениям между учащимися.
7. Нельзя терять из поля зрения «обидчиков». Беседуйте не только с виновными, но с их родителями, даже если это сложно сделать.
Работа с компаниями обидчиков
(при проведении первичной профилактики)
Работая с обидчиками, их нужно экстренно и эффективно разоблачать и по-стараться отделить от группы единомышленников.
Не напирать на наказание, это только лишь усилит групповую солидарность
обидчиков.
Работая с одним человеком, нужно умело использовать силу конфронтации
всего, например, классного сообщества.
Помогите ребёнку, который стал жертвой самому решить проблему, конечно с помощью других.
Конструктивно работайте с родителями.
Работа с подростками
(при проведении первичной профилактики)
1. Заниматься профилактикой и коррекцией отклонений в эмоциональной сфере подростков.
2. Снижать асоциальное поведение школьников.
3. Развивать стрессоустойчивые качества личности обучающихся.
4. Формировать:
навыки оценки социальной ситуации и принятия ответственности за собст-венное поведение в ней;
навыки восприятия, использование и оказание психологической и социаль-ной поддержки;
навыки отстаивания своих границ и защиты своего персонального про-странства;
навыки защиты своего Я, самоподдержки и взаимоподдержки;
навыки бесконфликтного и эффективного общения.
5. Направлять осознание и развитие имеющихся личностных ресурсов, способствующих формированию здорового жизненного стиля и высокоэффективного поведения.
Вторичная профилактика
Проводится в отношении подростков, совершивших правонарушение (буллеров), и её целью является коррекция поведения подростка и его развитие, обеспечение психологической безопасности образовательной среды и, как следствие, охрана и поддержание психического здоровья учащихся, учителей, работников школы.
Проблема буллинга очень злободневна в настоящее время. Травля, которой
подвергается растущий человек в школе, накладывает неизгладимый отпечаток на дальнейшую жизнь, мешает строить полноценные отношения в семейной жизни, мешает достичь больших вершин при получении профессии, и часто приводит к самоубийству. Поэтому этой проблеме должны уделять внимание, как родители, так и учителя, администрация школы.