Профилактика буллинга
Амзаракова Светлана Касеновна, МБОУ «СОШ №4»г. Абакан
Понятие, виды и формы буллинга
Буллинг
(от англ.слова bull – бык)
– намеренное и регулярное причинение вреда (запугивание, унижение, физический или психологический террор) одним человеком или группой лиц другому человеку, который не может за себя постоять
Говоря о буллинге мы говорим о насилии . Само понятие насилия достаточно широкое.
Насилие – это преднамеренное применение физической силы или власти в виде угрозы, направленное на себя или иное лицо или группу лиц, которое влечет за собой или может повлечь нанесение телесных повреждений, психологической травмы, смерть,отклонение в развитии или другой ущерб. (Всемирная Организация здравоохранения 2003 г.)
Насилие м б физическим,психологическим, сексуальным, экономическим, социальным, гендерным.
Доля участия мальчиков Выше в этой ситуации среди младших школьников.
Доля девочек выше среди старших подростков.
Каждый 10 школьник в мире подвергается насилию в школе. Каждый третий учавствовал в актах насилия : дрался, обижал слабых, был жертвой.
Моббинг = Буллинг
(те же средства, те же формы, те же последствия)
В отношении одного или нескольких кем-то
В отношении одного или нескольких группой лиц
Вертикальный буллинг
Смешанный буллинг
Виды школьного насилия:
насмешки, присвоение кличек, бесконечные замечания и необъективные оценки, высмеивание, унижение в присутствии других детей и пр.
Эмоциональное
( эмоциональное напряжение,
унижение, снижение самооценки )
отторжение, изоляция, отказ от общения с жертвой (с ребенком отказываются играть, заниматься, не хотят с ним сидеть за одной партой, не приглашают на дни рождения и т. д.
Физическое
( нанесение физической травмы )
избиение, нанесение удара, шлепки, подзатыльники, порча и отнятие вещей и др.
По типу среды:
-школьный
-на рабочем месте
- В семье (сиблинг буллинг)
По признаку нетерпимости :
- Половая принадлежность
- Национальная
- Особенности развития
- Сексуальная ориентация
- Материальный статус
По форме взаимодействия:
- Прямой (лицом к лицу)
- Непрямой ( опосредованный, например Кибербуллинг)
Киберрбуллинг — с помощью гаджетов. ( повод и причина любые, м б друзья и незнакомцы, травля тут 24 часа в сутки, постоянно травмируется, жертва часто скрывает травлю и не может противостоять в одиночку).
Кибербуллинг
- Жертвой может стать любой человек
- Причиной может стать любой повод
- В качестве агрессора могут быть как друзья, так и незнакомцы
- Отличается травлей 24 часа
- Жертва скрывает факт травли
- Противостоять в одиночку невозможно.
24часа в сутки – может перечитывать и травмироваться круглосуточно
Есть ли объективные признаки виктимности?
Факторы, способствующие буллингу в школе:
- Личностные (особенности обидчика и пострадавшего)
- Семейные (особенности воспитания, детско-родительские отношения)
- Средовые (в школе нет политики по этому поводу)
- Ситуационные (есть наблюдатели и тогда набирает обороты, нет взрослых способных вмешаться).
- Социальные (эконом факторы, гендерные стереотипы, влияние СМИ)
Основные характеристики Буллинга
- Умышленность
- Регулярность
- Неравенство сил
- Групповой процесс (широкий круг участников)
- Не заканчивается сам по себе
- Негативное психологическое воздействие на всех участников
Буллинг- это нарушение прав человека.
Международное законодательство:
Всеобщая декларация прав человека ООН ст.5,1948 г.
Декларация прав ребенка ООН, Принцип 9, 1959 г.
Конвенция ООН о правах ребенка , ст. 19.1, 1989 год.
Российское законодательство:
Кодекс об Административных правонарушениях РФ , ст. 5.61, 2013 год
Уголовный Кодекс РФ , ст. 128.1, 2012 год
Административный кодекс
«Дискриминация – т е нарушение прав, свобод, законных интересов человека и гражданина в зависимости от его пола, цвета кожи, национальности, языка, происхождения, имущественного, семейного, социального, должностного положения, возраста, места жительства, отношения к религии, убеждений……наказывается штрафом …….»
Уголовный Кодеск
«Клевета , т е распространение заведомо ложных сведений, порочащих честь и достоинстводругого лица или подрывающих его репутацию…..наказывается штрафом….»
Законодательство определенно говорит о том что буллинг нарушает права человека.
Стадии школьного буллинга
- Образование группировки
- Начало конфликта (и повторение)
- Деструктивное поведение (статус жертвы закрепляется, считает себя виноватым , не может справится)
- Изгнание (начинает школу пропускать. Если не поработать с ребенком, то в другой школе после перевода может повториться)
- Вокруг «лидера» образуется группа сторонников, стремящихся к доминированию или к защите и покровительству «лидера»
- Со стороны Обидчика- начало и повторение действий, Жертва – унижение, потеря воли к сопротивлению, усиление уязвимости.
- Жертва верит в то, что сама виновата
- Возможны мысли о суициде.
По документам Юнеско 2015 год.
Развитие ситуации буллинга
Спираль- после витка буллинга может быть некое затишье. То ли обидчики устали, то ли жертва…
Затем вновь возвращение к ситуации по прежней схеме, но на более высоком уровне.
Последствия буллинга
Участники буллинга
КОЛЬЦО БУЛЛИНГА:
Начинает буллинг — агрессор
Принимает активное участие- помощник
Поддерживает, но не принимает участие — сторонники
Нравится буллинг, но не дает открытой поддержки - пассивные сторонники
Смотрит, но не занимает ничью сторону - наблюдатели
Не нравится буллинг, но не думает, что может помочь — возможные защитники
Не нравится буллинг и пытается помочь — защитники жертвы
Буллер
доминирование, самоуверенность, самооценка, сниженная эмпатия, нарциссизм, импульсивность.
Семьи директивные, насильственные отношения.
Мотивы : мотив власти, принадлежность к группе, материальное или психологическое вознаграждение, зависть.
Последствия : насилие как способ коммуникации закрепляется, отвержение группой, правонарушение, аддикция, трудности с образованием.
Пострадавший
Неуверенный . Тревожный, низкая самооценка, не способен сопротивляться, физически слабые, низкий статус.
Гипер и гипоопекаем, директивные семьи , нет значимого взрослого, низкая сплоченность членов семьи.
Последствия : социальная изоляция, ассоциальное поведение, тревожные расстройства, психосоматика, ПТСР, риск суицида.
Переживание ситуации буллинга пострадавшим:
1 фаза совладание активное ( активное сопротивление, поиск поддержки от третьих лиц, уход от проблемы через увлечение чем либо)
2 фаза эмоциональное совладание ( постоянное ощущение тревоги, угрозы, страха,психосоматика- энурез и заикание например, развивается «катастрофическое мышление»- ощущение тотальной безнадежности и страха
3 фаза интеллектуальное совладание ( ощущение непреодолимости буллинга, самообвинение и восприятие мира как враждебного, сомнения в смысле жизни, попытки суицида.
Исследование последствий буллинга в Лондоне: ( став взрослыми)
жалуются на здоровье, страдают от депрессии, склонны к суициду, менее успешны в профессиональной деятельности, одиноки, низкий доход.
В России исследование было: жертвой буллинга чувствовал себя каждый 5 ребенок, агрессором – каждый 4. Это подтверждает, что иногда агрессивное поведение воспринимается как норма межличностных отношений в школе.
Наиболее часто жертвами школьного буллинга становятся дети, имеющие:
– физические недостатки – носящие очки, со сниженным слухом или с двигательными нарушениями (например, при ДЦП), то есть те, кто не может защитить себя, физически слабее своих ровесников;
– особенности поведения – замкнутые, чувствительные, застенчивые, тревожные дети или дети с импульсивным поведением, не уверены в себе, несчастны и имеют низкое самоуважение;
– особенности внешности – рыжие волосы веснушки, оттопыренные уши, кривые ноги, особая форма головы, вес тела (полнота или худоба) и т.д.;
– неразвитые социальные навыки – часто не имеют ни одного близкого друга и успешнее общаются со взрослыми, нежели со сверстниками;
– страх перед школой, неуспешность в учебе часто формирует у детей отрицательное отношение к школе в целом, страх посещения отдельных предметов, что воспринимается окружающими иногда как повышенная тревожность, неуверенность,
провоцируя агрессию;
– отсутствие опыта жизни в коллективе
(домашние дети);
– болезни – эпилепсию, тики, заикание, энурез (недержание мочи), энкопрез (недержание кала), нарушения речи – дислалия (косноязычие), дисграфия (нарушение письменной речи), дислексия (нарушение чтения), дискалькулия (нарушение способности к счету) и т. д.;
– низкий интеллект и трудности в обучении.
Помощники, защитники и свидетели
Помощники — низкий социальный статус, внутренний конфликт, заниженная самооценка, сред уровень притязаний. Быть как агрессор.
Свидетели — равнодушие, чувство вины, высокая терпимость, диффузия ответственности. Не Быть бы жертвой.
Защитники — высокий интеллект, высокая эмпатия, высокая самооценка. Быть лучше агрессора.
Буллинг влияет на всех детей.
Почему широкий круг участников ? ( Д. Олвеус 2011 г.)
- заразителен эмоционально
- выбирать приходится между силой и слабостью ( не хочется ассоциироваться с жертвой)
- нет личной ответственности ( делать как все)
- страдания жертвы повторяются , привыкание, сострадание притупляется
Делать как все – это диффузия ответственности.
Ребенок долго что- то чувствовать не может, сострадание притупляется
Как только находится Защитник – буллинг может сразу прекратиться.
Эффект свидетеля (Джон Дарли и Биб Латане)
Эффект свидетели проблемной ситуации в том, что они не пытаются помочь пострадавшим. Чем больше очевидцев, тем меньше шансов, что начнут помогать пострадавшему.
-диффузия ответственности
-неопределенность ситуации
-групповая сплоченность
-множественное невежество. ( буду ли я вправе)
Эти ученые этот эффект исследовали. Несчастный случай в Нью Йорке . На Женщину напал и бил ножом преступник средь бела дня. 38 человек наблюдали и лишь один закричал в окно – Оставьте в покое. Второй вызвал полицию. А женщина уже скончалась. Ситуация длилась 40 минут.
Модель оказания помощи свидетелям ( Дарли и Латане 1968 г.)
- Что случилось?( определение ситуации).
- Можно ли предположить , что нужна помощь постороннего человека.
- Должен ли я брать на себя ответственность за выход из ситуации?
- Какая помощь требуется от меня? ( Решения, действия).
- Осуществимыми ли являются те действия, которые от меня требуются?( Знание того, что надо действовать – не гарантия того, что начнем. Каковы последствия вмешательства?)
Модель показывает, почему человек не начинает помогать. Если «нет» хоть на каком этапе – помощи не будет.
Алгоритм действия по реагированию на случаи насилия в школе (ЮНЕСКО 2015 г)
- Информирование других участников образовательного процесса
- Немедленное вмешательство
- Оказание первой помощи пострадавшему
- Разбор и регистрация случаев
- Принятие воспитательных и дисциплинарных мер, завершение случая.
По какому алгоритму осуществляют помощь.
Алгоритм по ответственности за ситуацию в школе: ЮНЕСКО 2015 г
1 отв- ный за профилактику насилия ( директор выделяет).Часто заместитель его.
2 психолог и социальный педагог ( консультируют педагогов и администрацию, разбирают случай)
3 зам директора (регистрирует, разбирает, организует работу комиссии)
4 директор (рассматривает сообщение, принимает решения по обидчику, информирует сторонние организации в случаях с тяжелыми последствиями).
5 комиссия по разбору случаев насилия (беседует с участниками, анализирует их состояние, дают рекомендации по оказанию помощи участникам и профилактики)
Родителям, чьи дети вовлечены (советы книге по К. Аудмаер)
- Постарайтесь докопаться до истины, но без длительных допросов
- Если ребенок не идет на контакт, заверьте его , что Вы понимаете как трудно ему говорить об этом
- Поставьте в известность администрацию школы и других родителей
- Не занимайте оборонительную позицию по отношению к другим родителям
- Не наказывайте ребенка за его поступки отчуждением, но дайте понять что поведение будет иметь последствия
- Заводите разговоры о последствиях
- Старайтесь поддерживать нормальную повседневную жизнь
Разные есть рекомендации родителям
Кибербуллинг: как помочь ребенку. (Фонд Развития Интернет)
- Успокоить. Не ругать.
- Разобраться в ситуации вместе с ним (В чем конфликт, кто участник, что за причина, есть ли угроза жизни).
- Собрать доказательства (Скриншоты экрана).
- Научить правильно реагировать на агрессора ( игнорирование обидчика, блокировка обидчика, черный список, удаление аккаунта).
- Обратитесь за помощью:
- к администратору ресурса
- Если в травле участвуют ученики школы – к директору
- Если угроза жизни – в правоохранительные органы, приложив доказательства.
Меры противодействия Буллингу в школе (ЮНЕСКО)
- Мониторинг и анализ ситуации актуальной
- Создание школьной антибуллинговой политики
- Разработка и реализация плана мероприятий
- Организация работы психологической службы
- Обучение сотрудников
- Обучение учащихся
- Информирование родителей
- Создание информационных материалов.
1.Анкеты для анализа в школе.
2.Создание школьной политики ( Правила поведения, Устав школы)
Сборник школьных законов. ( как пример когда дети и учителя вместе принимают законы. Там есть «Суд чести»)
3.Работа с педагогами, учениками, родителями, регул мониторинг
4. Псих служба : консультирует, оказывает псих помощь, участвует в разборе и пр.
Школьная медиация возможна в рамках психологической службы. Детско- взрослая команда работает. Рекомендации в регионы направлены с 2015 года. Уже есть некий опыт Российский.
Большое внимание уделено информированию родителей.(буклеты, тренинги, консультации)
Взаимодействие школы с другими организациями:
- Органы управления соц. Защитой Органы Внутренних дел ( участковый, инспектор по делам несов.) Общественные организации (правозащитные, предоставляющие социальную и психологическую помощь) Органы местного самоуправления (Администрация, Уполномоченный) Органы Управления здравоохранением ( поликлинника) Органы управления образованием.
- Органы управления соц. Защитой Органы Внутренних дел ( участковый, инспектор по делам несов.) Общественные организации (правозащитные, предоставляющие социальную и психологическую помощь) Органы местного самоуправления (Администрация, Уполномоченный) Органы Управления здравоохранением ( поликлинника) Органы управления образованием.
- Органы управления соц. Защитой
- Органы Внутренних дел ( участковый, инспектор по делам несов.)
- Общественные организации (правозащитные, предоставляющие социальную и психологическую помощь)
- Органы местного самоуправления (Администрация, Уполномоченный)
- Органы Управления здравоохранением ( поликлинника)
- Органы управления образованием.
1.Анкеты для анализа в школе.
2.Создание школьной политики ( Правила поведения, Устав школы)
Сборник школьных законов. ( как пример когда дети и учителя вместе принимают законы. Там есть «Суд чести»)
3.Работа с педагогами, учениками, родителями, регул мониторинг
4. Псих служба : консультирует, оказывает псих помощь, участвует в разборе и пр.
Школьная медиация возможна в рамках психологической службы. Детско- взрослая команда работает. Рекомендации в регионы направлены с 2015 года. Уже есть некий опыт Российский.
Большое внимание уделено информированию родителей.(буклеты, тренинги, консультации)
Если ребенок подтвердил Вам в разговоре, что он жертва буллинга.
Скажите ребенку:
- Я тебе верю (это поможет ребенку понять, что Вы в состоянии помочь ему с его проблемой).
- Мне жаль, что с тобой это случилось (это поможет ребенку понять, что Вы пытаетесь понять его чувства).
- Это не твоя вина . (дайте понять ребенку, что он не одинок в подобной ситуации: многие его сверстники сталкиваются с разными вариантами запугивания или агрессии в тот или иной момент взросления).
- Хорошо, что ты мне об этом сказал (это поможет ребенку понять, что он правильно сделал, обратившись за помощью и поддержкой).
- Я люблю тебя и постараюсь сделать так, чтобы тебе больше не угрожала опасность (это поможет ребенку с надеждой посмотреть в будущее и ощутить защиту).
Технология реагирования на выявленные или установленные факты буллинга .
1. При установлении факта либо подозрение на существование ситуации буллирования учитель сообщает о сложившейся ситуации представителю администрации.
2. Администрация, совместно с социально-психологической службой школы принимает решение о неотложности реагирования на выявленный факт агрессии.
3. Непосредственная работа с жертвами и преследователями.
Что делать ?
Стратегия поведения взрослого.
1.
Педагог дает понять пострадавшему, что он принимает его чувства как реальные и понятные для любого человека в такой ситуации. Здесь же: ребенок (подросток) не будет чувствовать себя одиноким и может рассчитывать на продолжение помощи и поддержку.
2.
Он нуждается в повышении самооценки. Оцените его смелость .«Ты проявил настоящую смелость, рассказав мне все о том, что произошло».
3
- Поблагодарите ребенка за то, что он поделился с вами своими переживаниями, выразив желание встретиться с ним еще раз.
- Я люблю тебя и постараюсь сделать так, чтобы тебе больше не угрожала опасность (это поможет ребенку с надеждой посмотреть в будущее и ощутить защиту).
Основные усилия всех программ по преодолению буллинга фокусируются на решении следующих задач:
• Изменение позиции учителей по отношению к буллингу
- • Изменение групповой динамики
• Изменение отношения к травле и (прежде всего) способность детей-свидетелей активно транслировать негативное отношение к травле и противостоять ей
• Изменение поведения и реакций детей-свидетелей травли.
• Изменение поведения ребенка-агрессора
• Оказание поддержки ребенку-жертве
Общие компоненты программ включают в себя
- : 1 . Информирование учителей, сотрудников школы, детей и родителей о проблеме буллинга, его механизмах и последствиях
- 2. Единые для школы правила в отношении буллинга и скоординированные мероприятия в по профилактике и преодолению
- 3. Обучение учителей
- 4. Групповые занятия с детьми
- 5. Оказание помощи жертвам буллинга
- 6. Взаимодействие с родителями
- 7. Обычно любая программа включает в себя как превентивные меры, так и вмешательство/меры по разрешению существующих проблем
- 8. Любая программа включает в себя меры и мероприятия на трех уровнях: школы, класса и индивидуальном. Работа с учителями может состоять как из теоретической, так и из практической част
"Шаги к безопасности"
- Программа включает: групповые занятия с детьми, индивидуальные консультации с детьми и родителями.
- Продолжительность программы составляет от 3 до 7 недель.
- Особенностью программы "Шаги к безопасности" является технология проведения занятий. Они проходят в театрализованной форме с использованием кукол-марионеток, специально изготовленных для программы. Это помогает вовлекать детей в занятия, способствует удержанию их внимания и лучшему усвоению ими материала.
- При необходимости, программа может быть адаптирована для детей, не имеющих задержек в развитии.
Задачи:
- Расширение представления детей об эмоциях, развитие эмоциональной экспрессивности, формирование осознанного отношения к своим и чужим эмоциям и обучение социально приемлемым способам их выражения.
- Формирование представления детей о личных границах. Обучение навыкам распознавания ситуаций агрессии, нарушения границ, грубого обращения и алгоритму выхода из потенциально опасных ситуаций, связанных с нарушением границ и интимного пространства.
- Формирование представления детей о "своих" и "чужих" людях. Развитие настороженного отношения к "чужим" людям. Обучение правилам поведения с малознакомыми и незнакомыми людьми.
- Повышение мотивации родителей на формирование у детей навыков безопасного поведения.
электронное руководство
в котором изложены рекомендации по организации и проведению программы, дано подробное описание всех индивидуальных встреч и групповых занятий для детей и подробные методические указания по их проведению.
- В приложении к пособию представлены обучающие фильмы, в которых разбираются приемы и техники работы с театральной куклой.
- Электронное пособие будет доступно на портале "Ресурсного центра "Защита детей" до 30 сентября 2020 года.
- Необходима предварительная регистрация по ссылке https://forms.gle/e79pcAUNhmEM5NoEA .
- С уважением к вам,
- Региональный ресурсный центр "Защита детей"
- https://vk.com/childprotection , https://child-protection.ru
- Романовская Галина Владимировна – психолог, тренер, программный директор проекта «Конструктор социальных практик НКО-2: Объединение ресурсов сообщества для разработки и внедрения комплексной межсекторной модели противодействия буллингу
Ключевые слова
Буллинг - это динамические и повторяющиеся модели вербального и/или невербального поведения, производимые одним или несколькими людьми в отношении другого человека, со стремлением нанести вред намеренно, когда есть реальная или кажущаяся разница в силе ( Selekman Janice, Vessey Judith A. )
Ключевые слова
Буллинг – травля и преследование
Патологическая ситуация: чувство вины формируется у жертвы,
а объяснение причин поведения обидчика выполняет роль «индульгенции»
Критерии буллинга
Виды буллинга
Участники буллинга
Глазман О.Л. Психологические особенности участников буллинга https://cyberleninka.ru/article/n/psihologicheskie-osobennosti-uchastnikov-bullinga
Кто становится инициатором буллинга?
1. Дети, уверенные в том, что «господствуя» и подчиняя, гораздо легче будет добиваться своих целей;
2. Не умеющие сочувствовать и принимать чужую точку зрения;
3. Физически сильные мальчики или «стандартно» красивые девочки;
4. Легко возбудимые и очень импульсивные, с агрессивным поведением, самоутверждающиеся в жертве;
5. Желающие быть в центре внимания;
6. Дети, уверенные в своём превосходстве;
7. Дети, не признающие равенства или уступок;
8. Дети со слабым самоконтролем;
9. Дети, имеющие «поддержку» старших и санкции на применение насилия;
10. Дети, которые боятся стать жертвами.
Кто становится жертвой буллинга?
дети с дефектами лица, зрения, слуха; очень высокие или очень маленькие ребята; ребята, имеющие дефекты движения, речи и пр.; толстые или очень худые ребята; те, кто выделяется своей хорошей учебой и примерным поведением; те, кому тяжело дается учеба; те, кого недолюбливают учителя и те, кто ходит в «любимчиках»; те, кто недостаточно хорошо знает русский язык; те, кто отличается одеждой, прической, носит пирсинг, сделал татуировку и т. д.; те, кому купили дорогую вещь, и те, чьи родители не могут себе этого позволить; ребята с повышенной эмоциональностью; замкнутые и необщительные дети и подростки; или «просто так»…
Ты не такой, как …
Примеры из истории психологии
Ф.Зимбардо. Стендфордский эксперимент.
С.Милграм. Социальное давление.
М.Шериф. Социальная конкуренция.
А.Бандура. Социальное научение.
М.Селигман. Выученная беспомощность.
Выученная беспомощность
Треугольник Карпмана
Где в этом треугольнике психолог/педагог?
Защита от патологического общения – принятие ответственности и открытая коммуникация
Отчуждение моральной ответственности (А.Бандура)
БУЛЛИНГ – ЭТО НЕ НОРМАЛЬНО!!!
- ТЫ САМ ВИНОВАТ!!!
- ТЫ САМ ПРОВОЦИРОВАЛ! ИСПЫТАНИЯ ВОСПИТЫВАЮТ!
- А ПОТОМУ ЧТО МИР ЖЕСТОК…
- ПОТОМУ ЧТО …
Моральное отчуждение проявляется в том, что на разных этапах процесса саморегуляции моральные запреты индивида активируются избирательно и не применяются им к себе (то есть отчуждаются) в ответ на его вредоносное по отношению к окружающим поведение.
У взрослых людей это может распространяться на «оправдание» действий детей.
Профилактика буллинга
Взаимодействие Признание проблемы
Доверие Нетерпимость к жестокости Конструктивность
Распределенная ответственность Профессионализм
Реальные решения
Москвичка сделала памятку для родителей, как остановить травлю ребёнка
Ссылка скачать
https://yadi.sk/i/yNkrmdsL3U9kV3
«Ни один буллинг, ни одна травля не закончится, пока в нее не вмешаются взрослые, третьи силы»
(Наталья Цымбаленко)
Буллинг и агрессия
Важно различать буллинг и «равноправную» агрессию (конфликт).
Агрессия (от лат. aggredere - нападать) - поведение, направленное на нанесение физического или психологического вреда, вплоть до уничтожения объекта агрессии. Это всегда МОТИВИРОВАННАЯ активность.
Мифология агрессии
Агрессия равно злость.
«Я – не агрессивный человек» .
Проявлять агрессию – значит срываться .
Агрессию нужно подавлять.
Агрессия – результат плохого воспитания, нарушения развития, вообще это показатель того, что с тобой что-то не так.
Агрессия – это:
- форма поведения, способ адаптации
- нарушение взаимодействия
- избегание неприятностей
- эмоциональная реакция
- врожденная особенность
- черта характера
- инструмент достижения цели
4 вида агрессии
«Запрет» на агрессию
- Страх отвержения
- Страх неудачи
- Страх проявления
- Страх осуждения
- «Ритуальность» агрессии
- «Не обращай внимания»
- Ощущение беззащитности
- «Нас бьют – мы летаем»
- Отсутствие навыка
- Отсутствие успеха применения агрессии
«Правильная» агрессия
Конструктивная агрессия понимается как активный, деятельный подход к жизни, любознательность и здоровое любопытство, возможность устанавливать продуктивные межличностные контакты и поддерживать их, несмотря на возможные противоречия, способность формировать свои собственные жизненные цели и задачи и реализовывать их даже в неблагоприятных жизненных обстоятельствах, иметь и отстаивать свои идеи, мнения, точки зрения, тем самым вступать в конструктивные дискуссии.
Патологическая агрессия
— агрессивное поведение неадекватно ситуации;
— оно не является однократным и длительно сохраняется;
— оно чрезмерно выражено (например, носит характер брутальных действий);
— оно представляет реальную опасность для самой личности или окружающих людей;
— оно необычно, вычурно;
— личность неспособна адекватно оценивать происходящее;
— агрессивное поведение не вызывает переживаний или раскаяния со стороны человека, его проявляющего;
— человек неспособен контролировать свои действия.
Детская агрессия
1. Жертвами агрессии становятся близкие люди - родные, друзья и т.д.
2. Агрессия часто возникает без реальных причин, скорее в ответ на повод.
3. В младшем школьном возрасте агрессия может быть частью игры и восприниматься детьми как обычная активность.
4. Дети и подростки не умеют управлять своим состоянием и их агрессивность часто заразительна.
5. В подростковом возрасте агрессивные действия часто носят экспериментальный характер и связаны с риском.
Подростки рискуют, потому что:
- Не понимают последствий или не знают о них
- «Да ладно!»
- Потребность в острых ощущениях
- Назло!
- «Благие намерения»
- Мода и давление
Подростки рискуют, чтобы:
- Узнать себя лучше
- Попробовать разные стили жизни
- Показать окружению, что становится взрослым
- Повысить степень самостоятельности: «могу и решаюсь»
- Наконец, просто потому что это круто, здорово, прикольно…
Типы агрессивных детей
Импульсивно-демонстративный тип: привлечь внимание, снять напряжение, добиться эмоционального отклика.
Нормативно-инструментальный тип: решить свою задачу, после решения задачи может общаться вполне позитивно.
Целенаправленно-враждебный тип: причинить боль, унизить, обесценить правила и нормы; агрессия часто переходит в жестокость.
«Взрослая» агрессия
- Более социализированная
- Более индивидуализированная («свой почерк»)
- Более избирательная
- Разнообразнее в методах
- «Здоровая» и «нездоровая»
- Носит «сетевой» характер
- Со временем из физического плана переходит в эмоциональный
- Тесно связана со статусом и наличием «профитов»
- Может стать основой преступления
Профилактика агрессии
- Дать человеку возможность осознать неконструктивность его агрессивного поведения.
- Научить человека способности понимать переживания, состояния и интересы других людей.
3. Научить человека грамотно проявлять свои эмоции и сдерживать агрессивные реакции.
4. Сформировать умение конструктивно разрешать межличностные конфликты и т. д.
«Обучение» агрессии
- Общая физическая подготовка
- Владение телом
- Работа с техникой самозащиты
- Работа с выносливостью
- Работа с саморегуляцией
- Работа с вниманием/концентрацией
- Работа с навыком самозащиты, снятие ступора