СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Профилактика деструктивного поведения

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

В разработке представлены функции пдагога (классного руководителя) в профилактике деструктивного поведения школьников, советы психолога по выявлению признаков деструктивного поведения.

Просмотр содержимого документа
«Профилактика деструктивного поведения»

ПРОФИЛАКТИКА ДЕСТРУКТИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ

ПРОФИЛАКТИКА ДЕСТРУКТИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ

ВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ПОДРОСТКОВ физиологические и психологические изменения; формирование собственных взглядов – поиск своего «Я»; ведущая потребность – в самоутверждении; критическое отношение к наставлениям взрослых; изменения в отношениях со взрослыми и сверстниками; активная жизнь перемещается из дома во внешний мир.

ВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ПОДРОСТКОВ

  • физиологические и психологические изменения;
  • формирование собственных взглядов – поиск своего «Я»;
  • ведущая потребность – в самоутверждении;
  • критическое отношение к наставлениям взрослых;
  • изменения в отношениях со взрослыми и сверстниками;
  • активная жизнь перемещается из дома во внешний мир.

ПРИЗНАКИ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО НЕЛАГОПОЛУЧИЯ ДЕТЕЙ Снижение интереса к деятельности, потеря удовольствия от деятельности, которая раньше нравилась. Уклонение от общения: нежелание идти в школу, общаться со сверстниками, склонность к уединению, возможно появление замкнутости (ранее была не характерна). Снижение успеваемости из-за трудностей концентрации внимания и нарушений запоминания. Изменения сна и/или аппетита (ест/спит больше/меньше, чем раньше). Вялость, хроническая усталость, апатия (равнодушие к окружающему). Грустное настроение или повышенная раздражительность. Длительное повышение или понижение настроения. Выраженная тревога. Идеи собственной малоценности, никчемности. Не характерная ранее неряшливость в одежде и внешнем виде. Телесное недомогание: головная боль, проблемы с желудком. Возможным проявлением формирующейся депрессии может быть отклонение от общепринятых норм поведения: показная бравада, грубость, агрессия, демонстративные уходы из дома, употребление ПАВ (или первые пробы ПАВ). Суицидальные идеи, намерения, попытки.

ПРИЗНАКИ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО НЕЛАГОПОЛУЧИЯ ДЕТЕЙ

  • Снижение интереса к деятельности, потеря удовольствия от деятельности, которая раньше нравилась.
  • Уклонение от общения: нежелание идти в школу, общаться со сверстниками, склонность к уединению, возможно появление замкнутости (ранее была не характерна).
  • Снижение успеваемости из-за трудностей концентрации внимания и нарушений запоминания.
  • Изменения сна и/или аппетита (ест/спит больше/меньше, чем раньше).
  • Вялость, хроническая усталость, апатия (равнодушие к окружающему).
  • Грустное настроение или повышенная раздражительность. Длительное повышение или понижение настроения. Выраженная тревога.
  • Идеи собственной малоценности, никчемности. Не характерная ранее неряшливость в одежде и внешнем виде.
  • Телесное недомогание: головная боль, проблемы с желудком.
  • Возможным проявлением формирующейся депрессии может быть отклонение от общепринятых норм поведения: показная бравада, грубость, агрессия, демонстративные уходы из дома, употребление ПАВ (или первые пробы ПАВ).
  • Суицидальные идеи, намерения, попытки.

ВНИМАНИЕ: УГРОЗА! ЧТО ДОЛЖНО НАСТОРОЖИТЬ ВЗРОСЛЫХ? Прямые угрозы (высказывания явного угрожающего содержания). Восхищение насилием (восхищение/подражание/имитация в сочетании с подобными комментариями - сигнал о возможном нападении). Отображение тем насилия, суицидов в школьных заданиях (сочинения, эссе, темы проектов). Собственное творчество (подобные мечты в прозе, стихах, видео, рисунках). Косвенные свидетельства (случайные разговоры о том, что некоторые люди не заслуживают того, чтобы жить; рассуждения о смерти, насилии). Интерес к определенным темам (к огнестрельному и холодному оружию, темам жизни/смерти, соответствующая литература). Онлайн-свидетельства (посты в социальных сетях, лайки, история поиска в браузере, угрозы местью, описание кровавых сцен, способов совершить тот или иной поступок).

ВНИМАНИЕ: УГРОЗА! ЧТО ДОЛЖНО НАСТОРОЖИТЬ ВЗРОСЛЫХ?

  • Прямые угрозы (высказывания явного угрожающего содержания).
  • Восхищение насилием (восхищение/подражание/имитация в сочетании с подобными комментариями - сигнал о возможном нападении).
  • Отображение тем насилия, суицидов в школьных заданиях (сочинения, эссе, темы проектов).
  • Собственное творчество (подобные мечты в прозе, стихах, видео, рисунках).
  • Косвенные свидетельства (случайные разговоры о том, что некоторые люди не заслуживают того, чтобы жить; рассуждения о смерти, насилии).
  • Интерес к определенным темам (к огнестрельному и холодному оружию, темам жизни/смерти, соответствующая литература).
  • Онлайн-свидетельства (посты в социальных сетях, лайки, история поиска в браузере, угрозы местью, описание кровавых сцен, способов совершить тот или иной поступок).

ОБЩИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ Родителям необходимо внимательно относится к изменениям в поведении: ключевой момент именно в том, что раньше этого не было, а теперь появилось. Каждому родителю важно проявлять терпимость и понимание в отношении жизненной позиции и вкусов ребенка: это поможет ребенку избежать чувства социальной изолированности, чувства чуждости своему окружению. Нельзя обесценивать чувства ребенка: лучше посочувствовать своему ребенку, поделится своим опытом из детства, сказать, что нечто подобное проходят все и так или иначе, но все справляются. Учить своего ребенка цивилизованному способу разрешения конфликтов, донося до него, что насилие – это не решение спора. Родителям стоит ненавязчиво отслеживать социальные сети детей. Делать это нужно максимально незаметно и не учинять разборок, как только вы обнаружили не устраивающий вас контент. Информацию со страниц ваших детей вам стоит просто иметь ввиду и использовать как индикатор состояния ребенка, как дополнительный источник информации о событиях в его жизни.

ОБЩИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

  • Родителям необходимо внимательно относится к изменениям в поведении: ключевой момент именно в том, что раньше этого не было, а теперь появилось.
  • Каждому родителю важно проявлять терпимость и понимание в отношении жизненной позиции и вкусов ребенка: это поможет ребенку избежать чувства социальной изолированности, чувства чуждости своему окружению.
  • Нельзя обесценивать чувства ребенка: лучше посочувствовать своему ребенку, поделится своим опытом из детства, сказать, что нечто подобное проходят все и так или иначе, но все справляются.
  • Учить своего ребенка цивилизованному способу разрешения конфликтов, донося до него, что насилие – это не решение спора.
  • Родителям стоит ненавязчиво отслеживать социальные сети детей. Делать это нужно максимально незаметно и не учинять разборок, как только вы обнаружили не устраивающий вас контент. Информацию со страниц ваших детей вам стоит просто иметь ввиду и использовать как индикатор состояния ребенка, как дополнительный источник информации о событиях в его жизни.

ГРУППЫ РИСКА находящиеся в сложной семейной ситуации; испытывающие серьезные проблемы в учебе; отличники, старающиеся все выполнить только на «отлично» и остро переживающие любые неудачи; не имеющие реальных друзей; не имеющие устойчивых интересов, хобби; находящиеся в депрессивном состоянии или склонные к депрессиям; перенесшие тяжелую утрату; остро переживающие несчастную любовь; имеющие семейную историю ( суицидальные идеи, намерения, попытки , ставшие свидетелями насилия, свидетелями скулшутинга и т.д.); употребляющие алкоголь, психоактивные вещества; имеющие недостатки физического развития, инвалидность, хронические соматические заболевания; совершившие серьезный проступок или жертвы уголовного преступления (в т.ч., насилия); попавшие под влияние деструктивных групп, религиозных сект или молодежных течений.

ГРУППЫ РИСКА

  • находящиеся в сложной семейной ситуации;
  • испытывающие серьезные проблемы в учебе;
  • отличники, старающиеся все выполнить только на «отлично» и остро переживающие любые неудачи;
  • не имеющие реальных друзей;
  • не имеющие устойчивых интересов, хобби;
  • находящиеся в депрессивном состоянии или склонные к депрессиям;
  • перенесшие тяжелую утрату;
  • остро переживающие несчастную любовь;
  • имеющие семейную историю ( суицидальные идеи, намерения, попытки , ставшие свидетелями насилия, свидетелями скулшутинга и т.д.);
  • употребляющие алкоголь, психоактивные вещества;
  • имеющие недостатки физического развития, инвалидность, хронические соматические заболевания;
  • совершившие серьезный проступок или жертвы уголовного преступления (в т.ч., насилия);
  • попавшие под влияние деструктивных групп, религиозных сект или молодежных течений.

ФУНКЦИИ ПЕДАГОГА (КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ) В ПРОФИЛАКТИКЕ ДЕСТРУКТИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ ШКОЛЬНИКОВ Создание благоприятного климата в классе. Первичное выявление детей с признаками неблагополучия в эмоциональной, поведенческой, социальной сферах. Проведение разъяснительной работы с обучающимися о различных интернет-рисках. Содействие развитию у подростков устойчивости к трудным жизненным ситуациям (учить конструктивно решать конфликтные ситуации, грамотно выстаивать общение со сверстниками). Информирование дететй о способах получения помощи в трудных ситуациях, о специалистах, которые могут такую помощь оказать. Поддержание тесного контакта с родителями школьников, организация встреч и бесед при появлении в поведении подростка тревожных сигналов или неблагополучия. Рекомендация родителям об обращении в случае необходимости к профильным специалистам (психологам, детским врачам-психиатрам, неврологам и т.д.);

ФУНКЦИИ ПЕДАГОГА (КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ) В ПРОФИЛАКТИКЕ ДЕСТРУКТИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ ШКОЛЬНИКОВ

  • Создание благоприятного климата в классе.
  • Первичное выявление детей с признаками неблагополучия в эмоциональной, поведенческой, социальной сферах.
  • Проведение разъяснительной работы с обучающимися о различных интернет-рисках.
  • Содействие развитию у подростков устойчивости к трудным жизненным ситуациям (учить конструктивно решать конфликтные ситуации, грамотно выстаивать общение со сверстниками).
  • Информирование дететй о способах получения помощи в трудных ситуациях, о специалистах, которые могут такую помощь оказать.
  • Поддержание тесного контакта с родителями школьников, организация встреч и бесед при появлении в поведении подростка тревожных сигналов или неблагополучия.
  • Рекомендация родителям об обращении в случае необходимости к профильным специалистам (психологам, детским врачам-психиатрам, неврологам и т.д.);

КУДА ОБРАЩАТЬСЯ В КРИЗИСНЫХ СИТУАЦИЯХ

Федеральные службы помощи:

  • Всероссийский Детский телефон доверия: 8-800-2000-122 (бесплатно, круглосуточно) https:// telefon-doveria.ru Психологическое консультирование, экстренная и кризисная психологическая помощь для детей в трудной жизненной ситуации, подростков и их родителей
  •   Горячая линия «Ребенок в опасности» Следственного комитета РФ: 8-800-200-19-10

Дети, их родители, а также все неравнодушные граждане, обладающие информацией о совершенном или готовящемся преступлении против несовершеннолетнего или малолетнего ребенка, могут позвонить по бесплатному, круглосуточному номеру телефона

  • Я – родитель http://www.yaroditel.ru/
  •   Фонд поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации http://fond-detyam.ru/
  •   Информационный портал о всех видах зависимостей, связанных с компьютерными и мобильными устройствами: http://netaddiction.ru/1
  •   Линия помощи «Дети ОНЛАЙН» . http://detionline.com/helpline/risks
  •   Специализированные страницы сайта ФГБНУ «Центр защиты прав и интересов детей»: «ПОДДЕРЖКА ДЕТСТВА», «ТВОЕ ПРАВО», «ИНФОРМАЦИОННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ», «ЦЕННОСТЬ ЖИЗНИ»: https://fcprc.ru /

Областные службы помощи:

Центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи Нижегородской области: http:// cppmsp52.ru

8(831)215-04-67

Городские службы помощи:

5-55-55 – телефон доверия бесплатно, с 9.00 до 21.00, анонимно

9-93-13 – телефон молодежной линии «Ровесник-ровеснику»

Школьные психологи:

9-11-40 – Чугрова Ольга Александровна – педагог-психолог МБОУ Школа №13 (каб.109)

9-11-40 – Пашкина Елена Александровна – педагог-психолог МБОУ Школа №13 (каб.109)