Просмотр содержимого документа
«Профилактика деструктивного поведения»
ПРОФИЛАКТИКА ДЕСТРУКТИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ
ВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ПОДРОСТКОВ
- физиологические и психологические изменения;
- формирование собственных взглядов – поиск своего «Я»;
- ведущая потребность – в самоутверждении;
- критическое отношение к наставлениям взрослых;
- изменения в отношениях со взрослыми и сверстниками;
- активная жизнь перемещается из дома во внешний мир.
ПРИЗНАКИ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО НЕЛАГОПОЛУЧИЯ ДЕТЕЙ
- Снижение интереса к деятельности, потеря удовольствия от деятельности, которая раньше нравилась.
- Уклонение от общения: нежелание идти в школу, общаться со сверстниками, склонность к уединению, возможно появление замкнутости (ранее была не характерна).
- Снижение успеваемости из-за трудностей концентрации внимания и нарушений запоминания.
- Изменения сна и/или аппетита (ест/спит больше/меньше, чем раньше).
- Вялость, хроническая усталость, апатия (равнодушие к окружающему).
- Грустное настроение или повышенная раздражительность. Длительное повышение или понижение настроения. Выраженная тревога.
- Идеи собственной малоценности, никчемности. Не характерная ранее неряшливость в одежде и внешнем виде.
- Телесное недомогание: головная боль, проблемы с желудком.
- Возможным проявлением формирующейся депрессии может быть отклонение от общепринятых норм поведения: показная бравада, грубость, агрессия, демонстративные уходы из дома, употребление ПАВ (или первые пробы ПАВ).
- Суицидальные идеи, намерения, попытки.
ВНИМАНИЕ: УГРОЗА! ЧТО ДОЛЖНО НАСТОРОЖИТЬ ВЗРОСЛЫХ?
- Прямые угрозы (высказывания явного угрожающего содержания).
- Восхищение насилием (восхищение/подражание/имитация в сочетании с подобными комментариями - сигнал о возможном нападении).
- Отображение тем насилия, суицидов в школьных заданиях (сочинения, эссе, темы проектов).
- Собственное творчество (подобные мечты в прозе, стихах, видео, рисунках).
- Косвенные свидетельства (случайные разговоры о том, что некоторые люди не заслуживают того, чтобы жить; рассуждения о смерти, насилии).
- Интерес к определенным темам (к огнестрельному и холодному оружию, темам жизни/смерти, соответствующая литература).
- Онлайн-свидетельства (посты в социальных сетях, лайки, история поиска в браузере, угрозы местью, описание кровавых сцен, способов совершить тот или иной поступок).
ОБЩИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ
- Родителям необходимо внимательно относится к изменениям в поведении: ключевой момент именно в том, что раньше этого не было, а теперь появилось.
- Каждому родителю важно проявлять терпимость и понимание в отношении жизненной позиции и вкусов ребенка: это поможет ребенку избежать чувства социальной изолированности, чувства чуждости своему окружению.
- Нельзя обесценивать чувства ребенка: лучше посочувствовать своему ребенку, поделится своим опытом из детства, сказать, что нечто подобное проходят все и так или иначе, но все справляются.
- Учить своего ребенка цивилизованному способу разрешения конфликтов, донося до него, что насилие – это не решение спора.
- Родителям стоит ненавязчиво отслеживать социальные сети детей. Делать это нужно максимально незаметно и не учинять разборок, как только вы обнаружили не устраивающий вас контент. Информацию со страниц ваших детей вам стоит просто иметь ввиду и использовать как индикатор состояния ребенка, как дополнительный источник информации о событиях в его жизни.
ГРУППЫ РИСКА
- находящиеся в сложной семейной ситуации;
- испытывающие серьезные проблемы в учебе;
- отличники, старающиеся все выполнить только на «отлично» и остро переживающие любые неудачи;
- не имеющие реальных друзей;
- не имеющие устойчивых интересов, хобби;
- находящиеся в депрессивном состоянии или склонные к депрессиям;
- перенесшие тяжелую утрату;
- остро переживающие несчастную любовь;
- имеющие семейную историю ( суицидальные идеи, намерения, попытки , ставшие свидетелями насилия, свидетелями скулшутинга и т.д.);
- употребляющие алкоголь, психоактивные вещества;
- имеющие недостатки физического развития, инвалидность, хронические соматические заболевания;
- совершившие серьезный проступок или жертвы уголовного преступления (в т.ч., насилия);
- попавшие под влияние деструктивных групп, религиозных сект или молодежных течений.
ФУНКЦИИ ПЕДАГОГА (КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ) В ПРОФИЛАКТИКЕ ДЕСТРУКТИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ ШКОЛЬНИКОВ
- Создание благоприятного климата в классе.
- Первичное выявление детей с признаками неблагополучия в эмоциональной, поведенческой, социальной сферах.
- Проведение разъяснительной работы с обучающимися о различных интернет-рисках.
- Содействие развитию у подростков устойчивости к трудным жизненным ситуациям (учить конструктивно решать конфликтные ситуации, грамотно выстаивать общение со сверстниками).
- Информирование дететй о способах получения помощи в трудных ситуациях, о специалистах, которые могут такую помощь оказать.
- Поддержание тесного контакта с родителями школьников, организация встреч и бесед при появлении в поведении подростка тревожных сигналов или неблагополучия.
- Рекомендация родителям об обращении в случае необходимости к профильным специалистам (психологам, детским врачам-психиатрам, неврологам и т.д.);
КУДА ОБРАЩАТЬСЯ В КРИЗИСНЫХ СИТУАЦИЯХ
Федеральные службы помощи:
- Всероссийский Детский телефон доверия: 8-800-2000-122 (бесплатно, круглосуточно) https:// telefon-doveria.ru Психологическое консультирование, экстренная и кризисная психологическая помощь для детей в трудной жизненной ситуации, подростков и их родителей
- Горячая линия «Ребенок в опасности» Следственного комитета РФ: 8-800-200-19-10
Дети, их родители, а также все неравнодушные граждане, обладающие информацией о совершенном или готовящемся преступлении против несовершеннолетнего или малолетнего ребенка, могут позвонить по бесплатному, круглосуточному номеру телефона
- Я – родитель http://www.yaroditel.ru/
- Фонд поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации http://fond-detyam.ru/
- Информационный портал о всех видах зависимостей, связанных с компьютерными и мобильными устройствами: http://netaddiction.ru/1
- Линия помощи «Дети ОНЛАЙН» . http://detionline.com/helpline/risks
- Специализированные страницы сайта ФГБНУ «Центр защиты прав и интересов детей»: «ПОДДЕРЖКА ДЕТСТВА», «ТВОЕ ПРАВО», «ИНФОРМАЦИОННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ», «ЦЕННОСТЬ ЖИЗНИ»: https://fcprc.ru /
Областные службы помощи:
Центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи Нижегородской области: http:// cppmsp52.ru
8(831)215-04-67
Городские службы помощи:
5-55-55 – телефон доверия бесплатно, с 9.00 до 21.00, анонимно
9-93-13 – телефон молодежной линии «Ровесник-ровеснику»
Школьные психологи:
9-11-40 – Чугрова Ольга Александровна – педагог-психолог МБОУ Школа №13 (каб.109)
9-11-40 – Пашкина Елена Александровна – педагог-психолог МБОУ Школа №13 (каб.109)