СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Профилактика эмоционального выгорания педагогов

Категория: Психологу

Нажмите, чтобы узнать подробности

Доклад по теме: "Профилактика эмоционального выгорания педагогов"

Просмотр содержимого документа
«Профилактика эмоционального выгорания педагогов»

3


ПРОФИЛАКТИКА ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ ПЕДАГОГОВ.


Синдром эмоционального выгорания («эмоциональное сгорание») — специфический вид пофессиональной деформации лиц, вынужденных во время выполнения своих обязанностей тесно общаться с людьми.


Термин «эмоциональное выгорание» был предложен американским психиатром Фрейденбергом в 1974 г. Иногда его переводят на русский язык как: «эмоциональное сгорание» или «профессиональное выгорание».


Синдром эмоционального выгорания проявляется в:


а) чувстве безразличия, эмоционального истощения, изнеможения;

б) дегуманизации (развитие негативного отношения к своим коллегам и клиентам);

в) негативном самовосприятии в профессиональном плане — недостаток чувства профессионального мастерства.


Выделяют три основных фактора, играющие существенную роль в синдроме эмоционального выгорания — личностный, ролевой и организационный


Личностный фактор. Проведенные исследования показали, что такие переменные, как возраст, семейное положение, стаж данной работы, никак не влияют на эмоциональное выгорание. Но у женщин в большей степени развивается эмоциональное истощение, чем у мужчин, у них отсутствует связь мотивации (удовлетворенность оплатой труда) и развития синдрома при наличии связи со значимостью работы как мотивом деятельности, удовлетворенностью профессиональным ростом. Испытывающие недостаток автономности («сверхконтролируемые личности») более подвержены «выгоранию».


Ролевой фактор. Установлена связь между ролевой конфликтностью, ролевой неопределенностью и эмоциональным выгоранием. Работа в ситуации распределенной ответственности ограничивает развитие синдрома эмоционального сгорания, а при нечеткой или неравномерно распределенной ответственности за свои профессиональные действия этот фактор резко возрастает даже при существенно низкой рабочей нагрузке. Способствуют развитию эмоционального выгорания те профессиональные ситуации, при которых совместные усилия не согласованы, нет интеграции действий, имеется конкуренция, в то время как успешный результат зависит от слаженных действий.


Организационный фактор. Развитие синдрома эмоционального выгорания связано с наличием напряженной психоэмоциональной деятельности: интенсивное общение, подкрепление его эмоциями, интенсивное восприятие, переработка и интерпретация получаемой информации и принятие решений. Другой фактор развития эмоционального выгорания — дестабилизирующая организация деятельности и неблагополучная психологическая атмосфера. Это нечеткая организация и планирование труда, недостаточность необходимых средств, многочасовая работа, имеющая трудноизмеримое содержание, наличие конфликтов как в системе «руководитель — подчиненный», так и между коллегами.


Выделяют еще один фактор, обусловливающий синдром эмоционального выгорания — наличие психологически трудного контингента, с которым приходиться иметь дело профессионалу в сфере общения (тяжелые больные, конфликтные покупатели, «трудные» подростки и т.д.)

Синдром "Эмоционального выгорания" включает в себя 3 стадии, каждая из

которых состоит из 4-х симптомов:

1-я стадия "Напряжение" - симптомы:

  • неудовлетворенность собой,

  • "загнанность в клетку",

  • переживание психотравмирующих ситуаций,

  • тревожность и депрессия.

2-я стадия "Резистенция" - симптомы:

  • неадекватное, избирательное эмоциональное реагирование,

  • эмоционально-нравственная дезориентация,

  • расширение сферы экономии эмоций,

  • редукция профессиональных обязанностей.

3-я стадия "Истощение" - симптомы:

  • эмоциональный дефицит,

  • эмоциональная отстраненность,

  • личностная отстраненность,

  • психосоматические и психовегетативные нарушения.

Профилактика и устранение " эмоционального выгорания"

1. Определение краткосрочных и долгосрочных целей.

Достижение краткосрочных целей - успех, который повышает степень самовоспитания. К концу очередного рабочего года очень важно включить цели, доставляющие удовольствие.

2. Общение.

3. Использование "тайм-аутов". Для обеспечения психического и физического благополучия очень важны "тайм-ауты", т.е. отдых от работы и других нагрузок.

4. Овладение умениями и навыками саморегуляции. Овладение такими психологическими умениями и навыками, как релаксация, идеомоторные акты,

определение целей и положительная внутренняя речь, способствует снижению

уровня стресса, ведущего к "выгоранию". Например, определение реальных

целей помогает сбалансировать профессиональную деятельность и личную жизнь.

Определяя реальные цели, следует находить время и для работы, и для личной

жизни, что будет способствовать предотвращению "выгорания".

5. Сохранение положительной точки зрения. Найдите людей, которые

обеспечат социальную поддержку и, следовательно, помогут сохранить положительную точку зрения в отношении ваших действий.

6. Контроль эмоций, возникающих после завершения намеченной работы.

7. Поддержание хорошей спортивной формы.


Чтобы избежать синдрома эмоционального выгорания:

  • старайтесь рассчитывать, обдуманно распределять все свои нагрузки;

  • учитесь переключаться с одного вида деятельности на другой;

  • проще относитесь к конфликтам на работе;

  • как ни странно это звучит - не пытайтесь всегда и во всем быть лучшими.

  • Помните: работа - всего лишь часть жизни.








Литература

  1. Библиотека учебной и научной литературы. Синдром эмоционального выгорания. sbiblio.com›BIBLIO/archive/makarova_sindrom/

  2. Бурлачук Л.Ф., Морозов С.М. Словарь-справочник по психодиагностике.—СПб.: Питер, 2001

  3. Синдром эмоционального выгорания. ru.wikipedia.org›wiki/Эмоциональное_выгорание

  4. Справочник педагога – психолога. 5, 2013

  5. Орел В.Е. Феномен «выгорания» в зарубежной психологии: эмпирические исследования // Психологический журнал. 2001г. Т.22, №1.

  6. 3. Скугаревская М.М. Синдром эмоционального выгорания // Медицинские новости. 2002. №7