Профилактика и коррекция девиации учащихся в МОУ ООШ № 5
педагог-психолог
Крысова Галина Александровна
Федеральный государственный образовательный стандарт:
Развитие личности обучающегося -
цель и основной результат образования
Основным понятием, которое описывает современное российское образование с точки зрения его миссии и целей, является понятие «развитие». Образование понимается как процесс целенаправленного развития, который приводит к определенному результату – становлению человека, обретению им культурно значимых качеств, способностей и возможностей. Эти способности в дальнейшем позволяют учащемуся стать субъектом культуры, человеческих отношений, носителем исключительно человеческих возможностей – рефлексии, самосознания, способности к диалогу, проектировочной деятельности и т.д.
Участники образовательного процесса
I.Работа с
обучающимися
Обучающийся
III. Работа
с родителями
Родители
Педагог
II.Работа с педагогическим коллективом
3
Направления работы педагога-психолога
Направления работы
Задачи
Психодиагностическое
- изучение личности учащихся и ученических коллективов в целях организации индивидуального и дифференцированного подхода в процессе обучения и воспитания;
Коррекционно-развивающее
- создание оптимальных психолого-педагогических условий для развития потенциала учащихся;
Консультативное
- оказание учащимся, испытывающим трудности в процессе обучения, общения или психическом самочувствии, оказание психологической помощи и поддержки педагогам;
Психологическое просвещение
- содействие в приобретении учащимися, педагогами и родителями психологических знаний, умений, навыков необходимых для успешного обучения, воспитания и развития;
Профилактическое
- работа с участниками образовательного процесса, направленная на адаптацию обучающихся к процессу обучения и обеспечению всестороннего и гармоничного развития личности
Педагогические условия процесса социализации учащихся с девиантным поведением
факторы
доверительные отношения
учебная деятельность
позитивный настрой
индивидуальный подход
система взаимоотношений: педагог, ребёнок, родитель
системность воздействия
психологическая помощь
убеждение
поощрение
Педагогические условия, способствующие социализации учащихся с девиантным поведением
Методы
методы формирования сознания личности
способствуют формированию адекватного отношения к окружающей среде и повышению самооценки личности
методы стимулирования мотивации деятельности и поведения
вызывают положительные эмоциональные переживания и формируют нравственную культуру личности
позволяют своевременно выявлять и предупреждать возникшие проблемы в процессе социализации обучающихся с девиантным поведением
методы контроля
Адаптированная образовательная программа - образовательная программа, адаптированная для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей и при необходимости обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию указанных лиц. 12 учащихся имеют заключение ПМПК
Цель внеурочной деятельности : создание условий для достижения ребенком планируемых результатов освоения основной образовательной программы, приобретения ими собственного социально-культурного опыта и социализации каждого учащегося с учетом его особых образовательных потребностей в свободное от учебы время
Социальное направление внеурочной деятельности «Здравствуй, школа - это Я!»
- создаёт условия для психологической адаптации ребёнка к школе и профилактике возможных трудностей, возникающих в ходе учебно-воспитательного процесса
Программы групповых занятий с психологом
Класс
Название программы
2
Цель
Я - школьник
3
Формирование и сохранение психологического здоровья младших школьников через создание условий для их успешной адаптации к школьной жизни
Психологическая азбука
4
Создание условий для развития познавательных способностей, организации интеллектуальной деятельности и развитие коммуникативных навыков учащихся
В мире с собой и окружающими
5
6
Тропинка к своему Я
Научить ребенка использовать психологические знания для быстрой и максимально безболезненной адаптации и адекватного взаимодействия со сверстниками и взрослыми в социуме
Оказание психолого-педагогической поддержки учащимся в период адаптации к новым условиям обучения в средней школе
Мир начинается с меня
7
Повышение компетентности в сфере общения, совершенствование коммуникативных навыков учащихся
Мир во мне
8
Формирование позитивной «Я-концепции»
На пути к выбору профессии
9
Профориентация подростков
Я и мое будущее
Психолого-педагогическое сопровождение личностного и профессионального самоопределения учащихся
Учебно-методический комплекс
- Анн Л.Ф. Психологический тренинг с подростками.
- Аржакаева Т.А., Вачкова И.В., Попова А.Х. Психологическая азбука(1-4 классы).
- Мищенкова Л.В. 36 занятий для будущих отличников (0-7 классы).
- Мищенкова Л.В. Уроки нравственности, или "Что такое хорошо, и что такое плохо" (1-4 классы).
- Хухлаева О.В. Тропинка к своему Я. Уроки психологии (1– 8 классы).
- Языканова Е. Развивающие задания. Тесты, игры, упражнения (1-4 классы).
Школьная мотивация первоклассников
Оценка тревожности учащихся 1 класса
Методика «Диагностика отношения первоклассника к начальной школе»
Развитие познавательных процессов первоклассников (методика Л.А.Ясюковой)
Личностное развитие
%
Развитие познавательных процессов
Развитие видов памяти
%
%
%
%
Развитие операций мышления
Диагностика межличностных отношений (методика «Социометрия»)
Большое кол-во отклонений
5а
Изолированные
5б
5в
6
7а
7б
7в
9
Диагностика агрессивности
Класс
Кол-во учащихся с агрессивнымповедением
5а
ВА
5б
5
2
ФА
5в
3,2
4
6
2,9
ПА
2,7
9
ЭА
2,6
3,6
2,5
7а
3,3
3,6
3,5
5
3,8
7б
СА
Сумма
3,3
4
4,3
3,3
3,3
7в
4,1
2,6
3,4
9
1
4,3
4,6
3
16,8
Рейтинг
3,7
16,8
3,3
1
3,4
2,9
5
5,1
17,7
3,7
3,3
3,5
5
4,1
3,2
3,1
2,9
18,9
3,0
2
4,0
4,1
2,2
1,6
17,4
1
3,0
17,5
3,7
4
14,5
3
2,9
14,7
7
6
Профориентация
- Профессиональная ориентация - система научно обоснованных мероприятий, направленных на подготовку молодёжи к выбору профессии
Психологическое сопровождение и подготовка выпускников к ГИА
- Целью программы является формирование психологической готовности к ГИА у учащихся 9-х классов
Классные часы
- «Как научиться жить без драки»,
- «Как преодолевать тревогу»,
- «Как сказать Нет!»,
- «Профилактика Интернет-зависимости»,
- «Жить без конфликтов»,
- «Выбор профессии - первые шаги»,
- «Курить – здоровью вредить!»,
- «Готовность к ГИА»,
- «Психологическая готовность к экзаменам»,
- «Психологический стресс при подготовке к экзаменам»,
- «В здоровом теле – здоровый дух»,
- «Профилактика ВИЧ-инфекции»
Родительские собрания
Групповое консультирование
Организация и проведение семинаров для педагогов школы
- «Создание условий для развития у учащихся эмоционально-волевой сферы»;
- «Конфликты и суицидально-опасная ситуация. Результаты социометрии учащихся 4-9-х классов» ;
- «Развитие речи обучающихся с ОВЗ на уроках и коррекционных занятиях»;
- «Реализация здоровьесберегающих технологий на уроках и коррекционных занятиях с обучающимися с ОВЗ»;
- «Конфликты учащихся. Агрессивное поведение подростков. Понятия «буллинг» и «моббинг» в образовании»;
- «Организация и содержание деятельности психолого-педагогического консилиума в образовательном учреждении»;
- «Школа и здоровье: основные направления и задачи. Закономерности возрастного развития школьников»;
- «Синдром эмоционального выгорания»
Характер детей - в руках взрослых.
Пусть эти руки будут нежными, разумными и справедливыми!