СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Профилактика и коррекция девиации учащихся

Категория: Психологу

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация отчета по профилактике и коррекции девиации учащихся, стоящих на различных видах учета, в условиях образовательного процесса. 

Просмотр содержимого документа
«Профилактика и коррекция девиации учащихся»

Профилактика и коррекция девиации учащихся в МОУ ООШ № 5 педагог-психолог Крысова Галина Александровна

Профилактика и коррекция девиации учащихся в МОУ ООШ № 5

педагог-психолог

Крысова Галина Александровна

Федеральный государственный  образовательный стандарт: Развитие личности обучающегося - цель и основной результат образования Основным понятием, которое описывает современное российское образование с точки зрения его миссии и целей, является понятие «развитие». Образование понимается как процесс целенаправленного развития, который приводит к определенному результату – становлению человека, обретению им культурно значимых качеств, способностей и возможностей. Эти способности в дальнейшем позволяют учащемуся стать субъектом культуры, человеческих отношений, носителем исключительно человеческих возможностей – рефлексии, самосознания, способности к диалогу, проектировочной деятельности и т.д.

Федеральный государственный образовательный стандарт:

Развитие личности обучающегося -

цель и основной результат образования

Основным понятием, которое описывает современное российское образование с точки зрения его миссии и целей, является понятие «развитие». Образование понимается как процесс целенаправленного развития, который приводит к определенному результату – становлению человека, обретению им культурно значимых качеств, способностей и возможностей. Эти способности в дальнейшем позволяют учащемуся стать субъектом культуры, человеческих отношений, носителем исключительно человеческих возможностей – рефлексии, самосознания, способности к диалогу, проектировочной деятельности и т.д.

Участники образовательного процесса I.Работа с обучающимися Обучающийся  III. Работа  с родителями Родители Педагог II.Работа с педагогическим коллективом 3

Участники образовательного процесса

I.Работа с

обучающимися

Обучающийся

III. Работа

с родителями

Родители

Педагог

II.Работа с педагогическим коллективом

3

Направления работы педагога-психолога Направления работы Задачи Психодиагностическое - изучение личности учащихся и ученических коллективов в целях организации индивидуального и дифференцированного подхода в процессе обучения и воспитания; Коррекционно-развивающее - создание оптимальных психолого-педагогических условий для развития потенциала учащихся; Консультативное - оказание учащимся, испытывающим трудности в процессе обучения, общения или психическом самочувствии, оказание психологической помощи и поддержки педагогам; Психологическое просвещение - содействие в приобретении учащимися, педагогами и родителями психологических знаний, умений, навыков необходимых для успешного обучения, воспитания и развития; Профилактическое - работа с участниками образовательного процесса, направленная на адаптацию обучающихся к процессу обучения и обеспечению всестороннего и гармоничного развития личности

Направления работы педагога-психолога

Направления работы

Задачи

Психодиагностическое

- изучение личности учащихся и ученических коллективов в целях организации индивидуального и дифференцированного подхода в процессе обучения и воспитания;

Коррекционно-развивающее

- создание оптимальных психолого-педагогических условий для развития потенциала учащихся;

Консультативное

- оказание учащимся, испытывающим трудности в процессе обучения, общения или психическом самочувствии, оказание психологической помощи и поддержки педагогам;

Психологическое просвещение

- содействие в приобретении учащимися, педагогами и родителями психологических знаний, умений, навыков необходимых для успешного обучения, воспитания и развития;

Профилактическое

- работа с участниками образовательного процесса, направленная на адаптацию обучающихся к процессу обучения и обеспечению всестороннего и гармоничного развития личности

Педагогические условия процесса социализации учащихся  с девиантным поведением факторы доверительные отношения учебная деятельность позитивный настрой индивидуальный подход система взаимоотношений: педагог, ребёнок, родитель системность воздействия  психологическая помощь убеждение поощрение

Педагогические условия процесса социализации учащихся с девиантным поведением

факторы

доверительные отношения

учебная деятельность

позитивный настрой

индивидуальный подход

система взаимоотношений: педагог, ребёнок, родитель

системность воздействия

психологическая помощь

убеждение

поощрение

Педагогические условия, способствующие социализации учащихся с девиантным поведением Методы методы формирования сознания личности способствуют формированию адекватного отношения к окружающей среде и повышению самооценки личности методы стимулирования мотивации деятельности и поведения вызывают положительные эмоциональные переживания и формируют нравственную культуру личности позволяют своевременно выявлять и предупреждать возникшие проблемы в процессе социализации обучающихся с девиантным поведением методы контроля

Педагогические условия, способствующие социализации учащихся с девиантным поведением

Методы

методы формирования сознания личности

способствуют формированию адекватного отношения к окружающей среде и повышению самооценки личности

методы стимулирования мотивации деятельности и поведения

вызывают положительные эмоциональные переживания и формируют нравственную культуру личности

позволяют своевременно выявлять и предупреждать возникшие проблемы в процессе социализации обучающихся с девиантным поведением

методы контроля

Адаптированная образовательная программа  - образовательная программа, адаптированная для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей и при необходимости обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию указанных лиц.   12 учащихся имеют заключение ПМПК Цель внеурочной деятельности : создание условий для достижения ребенком планируемых результатов освоения основной образовательной программы, приобретения ими собственного социально-культурного опыта и социализации каждого учащегося с учетом его особых образовательных потребностей в свободное от учебы время

Адаптированная образовательная программа  - образовательная программа, адаптированная для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей и при необходимости обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию указанных лиц. 12 учащихся имеют заключение ПМПК

Цель внеурочной деятельности : создание условий для достижения ребенком планируемых результатов освоения основной образовательной программы, приобретения ими собственного социально-культурного опыта и социализации каждого учащегося с учетом его особых образовательных потребностей в свободное от учебы время

Социальное направление внеурочной деятельности  «Здравствуй, школа - это Я!» создаёт условия для психологической адаптации ребёнка к школе и профилактике возможных трудностей, возникающих в ходе учебно-воспитательного процесса

Социальное направление внеурочной деятельности «Здравствуй, школа - это Я!»

  • создаёт условия для психологической адаптации ребёнка к школе и профилактике возможных трудностей, возникающих в ходе учебно-воспитательного процесса

Программы групповых занятий с психологом

Класс

Название программы

2

Цель

Я - школьник

3

Формирование и сохранение психологического здоровья младших школьников через создание условий для их успешной адаптации к школьной жизни

Психологическая азбука

4

Создание условий для развития познавательных способностей, организации интеллектуальной деятельности и развитие коммуникативных навыков учащихся

В мире с собой и окружающими

5

6

Тропинка к своему Я

Научить ребенка использовать психологические знания для  быстрой и максимально безболезненной адаптации и адекватного взаимодействия со сверстниками и взрослыми в социуме

Оказание психолого-педагогической поддержки учащимся в период адаптации к новым условиям обучения в средней школе

Мир начинается с меня

7

Повышение компетентности в сфере общения, совершенствование коммуникативных навыков учащихся

Мир во мне

8

Формирование позитивной «Я-концепции»

На пути к выбору профессии

9

Профориентация подростков

Я и мое будущее

Психолого-педагогическое сопровождение личностного и профессионального самоопределения учащихся

Учебно-методический комплекс Анн Л.Ф. Психологический тренинг с подростками. Аржакаева Т.А., Вачкова И.В., Попова А.Х. Психологическая азбука(1-4 классы). Мищенкова Л.В. 36 занятий для будущих отличников (0-7 классы). Мищенкова Л.В. Уроки нравственности, или

Учебно-методический комплекс

  • Анн Л.Ф. Психологический тренинг с подростками.
  • Аржакаева Т.А., Вачкова И.В., Попова А.Х. Психологическая азбука(1-4 классы).
  • Мищенкова Л.В. 36 занятий для будущих отличников (0-7 классы).
  • Мищенкова Л.В. Уроки нравственности, или "Что такое хорошо, и что такое плохо" (1-4 классы).
  • Хухлаева О.В. Тропинка к своему Я. Уроки психологии (1– 8 классы).
  • Языканова Е. Развивающие задания. Тесты, игры, упражнения (1-4 классы).
 Школьная мотивация первоклассников

Школьная мотивация первоклассников

Оценка тревожности  учащихся 1 класса Методика «Диагностика отношения  первоклассника к начальной школе»

Оценка тревожности учащихся 1 класса

Методика «Диагностика отношения первоклассника к начальной школе»

Развитие познавательных процессов первоклассников (методика Л.А.Ясюковой)

Развитие познавательных процессов первоклассников (методика Л.А.Ясюковой)

Личностное развитие %

Личностное развитие

%

Развитие познавательных процессов Развитие видов памяти % %

Развитие познавательных процессов

Развитие видов памяти

%

%

% % Развитие операций мышления

%

%

Развитие операций мышления

Диагностика межличностных отношений (методика «Социометрия») Критерий - «дружба» Большое кол-во отклонений 5а Изолированные 5б 5в 6 7а 7б 7в 9

Диагностика межличностных отношений (методика «Социометрия»)

  • Критерий - «дружба»

Большое кол-во отклонений

Изолированные

6

9

 Диагностика агрессивности Класс Кол-во учащихся с агрессивнымповедением 5а ВА 5б 5 2 ФА 5в 3,2 4 6 2,9 ПА 2,7 9 ЭА 2,6 3,6 2,5 7а 3,3 3,6 3,5 5 3,8 7б СА Сумма 3,3 4 4,3 3,3 3,3 7в 4,1 2,6 3,4 9 1 4,3 4,6 3 16,8 Рейтинг 3,7 16,8 3,3 1 3,4 2,9 5 5,1 17,7 3,7 3,3 3,5 5 4,1 3,2 3,1 2,9 18,9 3,0 2 4,0 4,1 2,2 1,6 17,4 1 3,0 17,5 3,7 4 14,5 3 2,9 14,7 7 6

Диагностика агрессивности

Класс

Кол-во учащихся с агрессивнымповедением

ВА

5

2

ФА

3,2

4

6

2,9

ПА

2,7

9

ЭА

2,6

3,6

2,5

3,3

3,6

3,5

5

3,8

СА

Сумма

3,3

4

4,3

3,3

3,3

4,1

2,6

3,4

9

1

4,3

4,6

3

16,8

Рейтинг

3,7

16,8

3,3

1

3,4

2,9

5

5,1

17,7

3,7

3,3

3,5

5

4,1

3,2

3,1

2,9

18,9

3,0

2

4,0

4,1

2,2

1,6

17,4

1

3,0

17,5

3,7

4

14,5

3

2,9

14,7

7

6

Профориентация Профессиональная ориентация - система научно обоснованных мероприятий, направленных на подготовку молодёжи к выбору профессии  

Профориентация

  • Профессиональная ориентация - система научно обоснованных мероприятий, направленных на подготовку молодёжи к выбору профессии  

Психологическое сопровождение и подготовка выпускников к ГИА Целью программы является формирование психологической готовности к ГИА у учащихся 9-х классов

Психологическое сопровождение и подготовка выпускников к ГИА

  • Целью программы является формирование психологической готовности к ГИА у учащихся 9-х классов
Классные часы «Как научиться жить без драки», «Как преодолевать тревогу», «Как сказать Нет!», «Профилактика Интернет-зависимости», «Жить без конфликтов», «Выбор профессии - первые шаги», «Курить – здоровью вредить!», «Готовность к ГИА», «Психологическая готовность к экзаменам», «Психологический стресс при подготовке к экзаменам», «В здоровом теле – здоровый дух», «Профилактика ВИЧ-инфекции»

Классные часы

  • «Как научиться жить без драки»,
  • «Как преодолевать тревогу»,
  • «Как сказать Нет!»,
  • «Профилактика Интернет-зависимости»,
  • «Жить без конфликтов»,
  • «Выбор профессии - первые шаги»,
  • «Курить – здоровью вредить!»,
  • «Готовность к ГИА»,
  • «Психологическая готовность к экзаменам»,
  • «Психологический стресс при подготовке к экзаменам»,
  • «В здоровом теле – здоровый дух»,
  • «Профилактика ВИЧ-инфекции»

Родительские собрания

Родительские собрания

Групповое консультирование

Групповое консультирование

Организация и проведение семинаров для педагогов школы  «Создание условий для развития у учащихся эмоционально-волевой сферы»; «Конфликты и суицидально-опасная ситуация. Результаты социометрии учащихся 4-9-х классов» ; «Развитие речи обучающихся с ОВЗ на уроках и коррекционных занятиях»; «Реализация здоровьесберегающих технологий на уроках и коррекционных занятиях с обучающимися с ОВЗ»; «Конфликты учащихся. Агрессивное поведение подростков. Понятия «буллинг» и «моббинг» в образовании»; «Организация и содержание деятельности психолого-педагогического консилиума в образовательном учреждении»; «Школа и здоровье: основные направления и задачи. Закономерности возрастного развития школьников»; «Синдром эмоционального выгорания»

Организация и проведение семинаров для педагогов школы

  • «Создание условий для развития у учащихся эмоционально-волевой сферы»;
  • «Конфликты и суицидально-опасная ситуация. Результаты социометрии учащихся 4-9-х классов» ;
  • «Развитие речи обучающихся с ОВЗ на уроках и коррекционных занятиях»;
  • «Реализация здоровьесберегающих технологий на уроках и коррекционных занятиях с обучающимися с ОВЗ»;
  • «Конфликты учащихся. Агрессивное поведение подростков. Понятия «буллинг» и «моббинг» в образовании»;
  • «Организация и содержание деятельности психолого-педагогического консилиума в образовательном учреждении»;
  • «Школа и здоровье: основные направления и задачи. Закономерности возрастного развития школьников»;
  • «Синдром эмоционального выгорания»

Характер детей - в руках взрослых. Пусть эти руки будут нежными, разумными и справедливыми!

Характер детей - в руках взрослых.

Пусть эти руки будут нежными, разумными и справедливыми!